Мелодический минор от малой терции. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Мелодический минор от малой терции.

2019-10-25 538
Мелодический минор от малой терции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современной музыке полууменьшенный аккорд часто обыгрывают мелодическим минором, построенным от малой терции обыгрываемого аккорда. То есть, на аккорд Cm7b5 можно играть ми бемоль минор мелодический. Получаются следующие ступени: 1, 2, 3минорная, 4, b5, 6 натуральная, 7низкая, и ноты: C, D, Eb, F, Gb, Ab, Bb.

 

Такой лад отличается от локрийского минора лишь натуральной второй ступенью, он подходит на аккорды Cm7b5, Cm9b5.

 

                                  ЧАСТЬ ШЕСТАЯ.

 

       ОБЫГРЫВАНИЕ УМЕНЬШЕННОГО АККОРДА.

 

Основная гамма, применяющаяся при обыгрывании уменьшенного септаккорда – УМЕНЬШЕННЫЙ ЛАД. Как уже говорилось выше, уменьшенный лад - это симметричная гамма. Но, если обыгрывая альтерированную доминанту, мы начинали ее с полутона (от тоники аккорда), затем шел тон и.т.д. то на уменьшенный септаккорд гамма начинается с тона (от тоники аккорда). Ее строение – тон, полтона, тон, полтона, тон, полтона, тон, полтона. Получаются следующие ступени: 1, 2, 3минорная, 4, b5, 6минорная, 6повышенная(дорийская), 7высокая. В тональности до это будут ноты C, D, Eb, F, Gb, Ab, A, B.

Такой лад подходит на аккорд Cdim.

 

Довольно часто уменьшенный аккорд является заменой доминантового аккорда с пониженной 9 ступенью, который разрешается в минорную тонику. Например, если любой из аккордов Bbdim, C#dim, Edim, Gdim разрешается в Dm7(6) или идет с ним в связке, то, скорее всего, такой уменьшенный аккорд является заменой доминантового аккорда A7b9. В таком случае, возможно использование ля фригийского мажора, он же является гармоническим минором тоники (в нашем случае – ре минор гармонический).

 

В некоторых случаях, при обыгрывании уменьшенного аккорда имеет смысл отказаться от использования ладов, и применять уменьшенное арпеджио: 1, 3минорная, b5, 6 (высокая) ступени аккорда.

 

                         ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛАДОВ ПРИ ОБЫГРЫВАНИИ ГАРМОНИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ.

 

Оборот 2-5-1 в мажоре.

 

На второй ступени в мажорной тональности строится аккорд m7(9, 11), на пятой ступени – малый мажорный септаккорд: 7, 9, 13, (с возможными альтерациями 5 и 9 ступеней), на первой ступени – maj7(9,13), или секстаккорд - 6, 69. Рассмотрим различные варианты обыгрывания этого оборота в тональности до:

 

ВАРИАНТ 1

 

Dm7(9, 11) - играем ре дорийский лад.

 

G7 (9, 13) – играем соль миксолидийский лад.

 

Cmaj 7(9) или C 69 – играем до ионийский лад (натуральный мажор).

 

Несмотря на то, что ре дорийский и соль миксолидийский по нотам представляют собой именно до мажор натуральный (то есть все три аккорда обыгрываются общим ладом), я рекомендую рассматривать каждый аккорд отдельно. Обыгрывая аккорд ре минор, нужно понимать, что звучит именно ре дорийский (а не до натуральный), играя на аккорд соль понимать, что звучит именно соль миксолидийский.

 

В соль миксолидийский можно добавлять ноту ля бемоль (пониженная девятая ступень), в до мажоре натуральном так же можно использовать эту ноту как проходящую (повышенная пятая).

 

ВАРИАНТ 2

 

Dm9 (11) – играем минорную гамму без 6 ступени (ля минорная пентатоника с добавленной нотой фа)

 

G7 #5 (#5#9, #5b9, b5b9, #9, b9) – играем соль альтерированный лад (уменьшено-целотонныя гамма).

 

Cmaj9 (13) – Играем мажорную гамму без 4 ступени (соль мажорная пентатоника с добавленной нотой до).

 

ВАРИАНТ 3

 

Dm7 (9, 11) – играем ре минор дорийский лад.

 

G 7b9 (G13b9, G 7#9, G7b5b9) –  играем соль уменьшенную гамму (полтона-тон).

 

C maj7 (9, 13) – играем до мажорную гамму без 4 ступени или соль мажорную пентатонику.

 

ВАРИАНТ 4

 

Dm9 (11) – играем ля минорную пентатонику.

 

G7 #5#9 (#5b9, b5b9) –  играем си бемоль минорную пентатонику.

 

Cmaj9 (maj13) – играем соль мажорную пентатонику или ре мажорную

пентатонику.

 

Оборот 2-5-1 в миноре.

В минорных тональностях на второй ступени строится полууменьшенный септаккорд, на пятой ступени – малый мажорный септаккорд (как правило с альтерациями: 7b9, 7#5, 7#5#9), на первой ступени минорный секстаккорд (в традиционном джазе) или минорный септаккорд с надстройками (в музыке фьюжн). Рассмотрим варианты обыгрывания этого оборота в тональности ре минор.

 

 

ВАРИАНТ 1

 

Em7b5 – играем ре минор гармонический (он же – ля фригийский мажор). Но, при использовании гармонического минора тоники на полууменьшенный аккорд второй ступени, я рекомендую пропускать в ладу 7 высокую ступень (в данном случае – нота до диез).

 

A7b9 – продолжаем играть ре минор гармонический без пропусков ступеней.

 

Dm6 (Dm69) – играем ре минор дорийский, или ре минор мелодический.

 

 

ВАРИАНТ 2

 

Em7b5 – играем ми минор локрийский.

A7 #5 – играем ре минор гармонический.

Dm6 (Dm 6 9) – играем ре минор дорийский или ре минор мелодический.

 

 

ВАРИАНТ 3

 

Em7b5 – играем ми минор локрийский.

A7#5#9 (#5b9) играем ля уменьшено-целотонный лад (он же - си бемоль минор мелодический)

Dm9 (m9 11) – играем ля минорную пентатонику с добавленной нотой фа (ре минорная гамма без сексты).

 

ВАРИАНТ 4

 

Em7b5 – играем соль минор мелодический.

A7#5#9 (#5b9, b5b9, #9, b9) – играем ля уменьшенно-целотонную гамму (си бемоль минор мелодический).

Dm9 (Dm69) – играем ре минор мелодический.

 

В этом варианте задействованы сразу три мелодических минора, что придает звучанию особую окраску.

 

 

Конечно, способы обыгрывания оборотов 2-5-1, приведенные выше – это всего лишь небольшая часть из множества других возможностей при использовании ладов или арпеджио. Я просто привел ряд примеров, когда лады реально работают.

Как отрабатывать эти варианты? Я лично записываю аккомпанемент с выбранными аккордами в разных тональностях и в разных темпах, затем – начинаю импровизировать, используя лады. Главное – не просто играть гаммы от тоники до тоники, а пытаться «доставать» из ладов мелодии, искать все новые и новые интервальные решения для построения своих фраз. В этой работе мы не говорим о ритмике и фразировке, поскольку задача состоит в другом. Однако, любой музыкант, имеющий даже небольшой опыт практической импровизации, знает – основа любого красивого соло не столько ноты, сколько ритмика, фразировка. Пытаясь применять выученные гаммы в игре, всегда помните – в первую очередь фраза состоит из ритма.

 

                           ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ.

 

              КАК УЧИТЬ ГАММЫ?

Самая распространенная ошибка начинающих гитаристов – исключительно аппликатурное (позиционное) изучение гамм. То есть, человек просто выучивает нужные «боксы», порой даже не задумываясь о том, из каких нот или ступеней состоит лад. Конечно, гитара – инструмент весьма удобный для аппликатурно-позиционной игры, и чтобы научится видеть гриф нотами, потребуется достаточное время. Но, делать это просто необходимо. Вы можете выучить множество боксов, и даже наработать в них определенную технику, но при обыгрывании аккордовых последовательностей эти боксы окажутся просто бесполезными.

 

Дело в том, что в джазе принято обыгрывать гармонию, то есть преобладает «вертикальное» аккордовое мышление, когда стараются по возможности обыгрывать каждый аккорд. Мелодические линии мастеров джазовой импровизации позволяют почувствовать гармонию даже при отсутствии аккомпанемента. Аккорды и тональности в джазовых темах меняются довольно быстро, иногда чтобы подчеркнуть тональность успеваешь сыграть буквально одну или две ноты. А «боксы» - структуры громоздкие, человек привыкший ориентироваться только на них, просто не успевает среагировать на смену аккордов. О какой-то мелодике или фразировке при аппликатурном мышлении говорить вовсе не приходится. Вывод напрашивается сам собой: если хотите научиться обыгрывать аккорды – учите гаммы нотами и ступенями.

 

Один из способов это сделать – занимаясь ладами, ограничивать себя в струнах, пытаясь избегать механической игры. Например, вы хотите выучить ре минор дорийский чтобы обыгрывать этим ладом ре минорный септаккорд. Сыграйте гамму только на первой струне, пропойте ее с названием нот, просмотрите какая нота является какой аккордовой ступенью (относительно ре минора). Теперь на первой струне уже можно импровизировать поверх ре минорного септаккорда. Пытайтесь использовать различные интервалы, запоминайте звучание тех или иных ступеней. После того, как вы поработали с первой струной, сделайте то же самое на второй струне, третьей, и.т.д. Потом можно импровизировать, используя ре минор дорийский на первой и второй струнах, на второй и третьей струне, на третьей и четвертой и.т.д.

 

Такой способ играть на отдельных струнах подходит и при игре на одном аккорде, и при обыгрывании аккордовых последовательностей, и при импровизации на джазовые стандарты. Ограничивать себя в струнах в ходе занятий советовали многие великие гитаристы, например: Джим Холл, Пат Мэтини, Джон Скофилд и др…

 

Возникает вопрос: если аппликатуры в джазе не работают, значит, ими заниматься  не надо? В том-то и дело, что аппликатуры тоже работают, просто даже находясь в заученной позиции, вы должны видеть лад не «кнопками на грифе», а нотами и аккордовыми ступенями. В любом случае, именно в аппликатурах часто отрабатываются технические элементы (например – секвенции), так что совсем отказываться от игры гамм в позициях, на мой взгляд, не стоит. Просто, занимаясь ладами следует распределить свое время так, чтобы большая часть занятий была посвящена основе – нотам, и аккордовым ступеням.   

 

 

  Автор: Евгений Спасский. Санкт-Петербург. 2018 год.

 

                                                                                       


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.