Субъект общественного мнения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Субъект общественного мнения

2019-10-25 224
Субъект общественного мнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОМ возникает после разложения феодального общества: пока есть сословия, всеобщей коммуникации нет (Алекс де Токвиль. См.: 16, с. 194). Появление СМИ (сначала печатных) и становление ОМ – процессы взаимосвязанные.

Субъект ОМ расширяется исторически, что отражается и в нормах права, в цензах на участие в выборах (во Франции всеобщее избирательное право – только с 1945 г.!). В демократическом обществе выборы – свободное индивидуальное участие имеющих на то право граждан в выборах. Кто захотел – тот проголосовал; как захотел – так и проголосовал, это типичная ситуация формирования общественного мнения.

 

Публика, народ, общественность, масса, электорат - “имена” субъекта общественного мнения.

Процессы, происходившие при переходе от феодального общества к капиталистическому: расширение зоны массового производства и массового потребления;

Расширение рамок функционирования массы вширь и вглубь, дестратификация (размывание рамок социальных слоев) в капиталистическом обществе, усиление социальной мобильности, умножение всевозможных социальных связей и отношений в жизни всех без исключения социальных субъектов, движение от жестких структур к гибким и эластичным, открытым для входа и выхода (7, с. 178-196).

Роль урбанизации и индустриализации в процессе массовизации субъекта ОМ. Новое ОМ - опросы. Вытесняет старое к середине 20 века. В Западной. Европе до 2-й половины 19 века субъект ОМ - в основном элита. Позже - массовые организации - партии, профсоюзы, шире чем большинство в парламенте. До тех пор воля народа - только у компетентных представителей. Мнение самой общественности сложилось к концу 19 века (23, с. 70)

 

Общественность, в 20 веке особенно, пережила серьезный сдвиг в функционировании:

П. Шампань: в 20 веке понятие ОМ более неопределенное, “а его определение стало ставкой в игре между социальными группами” (23, с. 77). Дело в массовизации процессов жизни: от клановой, общинной однозначной предопределенности поведения и сознания – к вероятностным их проявлениям. Расширение свободы выбора в поведении, предпочтениях, возрастание роли объединений людей по сходству вкусов, симпатий, интересов, а не принадлежности к социальной группе (т.е. в социально-психологические общности). Идентичности и солидарности – новые способы “сцепления” людей в социально-психологические общности в последние десятилетия (см., в частности: Психология самосознания. Самара, 2003).

Множатся различные внегрупповые объединения: движения, аудитории отдельных каналов СМИ, потребители определенных товаров и услуг, в частности “социально окрашенных” – престижных, любительские ассоциации и клубы (см. 7, 162).Этосоциальная основа для выхода индивидуумов за рамки групп в другие социальные пространства, для появления все новых и новых “неклассических” общностей.

Группы на расстоянии - общественность. Может иметь территориальные и социальные рамки, то носить локальный или внутриклассовый характер. Таким образом внутри общенациональной общественности/публики можно выделять сектора.

 ОМ должно занимать публичное пространство – то, где различные сектора общественности встречаются с властью. Историческое расширение публичного пространства – сферы, где общество/общественность коммуницируют с властью.

 Отсутствие реальной публичной политики в России, замена ее отдельными показательными акциями (выступление первых лиц по телевидению с ответами на заготовленные вопросы и раздачей “царских” милостей) – часть проблем, складывающихся в процессе функционирования ОМ.

Историческое расширение публичного пространства – сферы, где общество/общественность коммуницируют с властью.

 

"Что общего между малой локальной группой и первичной группой, представленной совокупностью крестьян одной коммуны, знающих друг друга, связанных отношениями взаимопомощи и/или родства, ведущих чаще всего одинаковый образ жизни и имеющих одинаковые мнения, публично высказанные каждым, благодаря чему группа укрепляет и поддерживает свою сплоченность, или группой профессионалов,...не обязательно знакомых друг с другом, но имеющих общие профессиональны интересы и стремящихся их защищать, или, наконец, группой частично номинальной, статистической, абстрактной, или, если угодно, идеологической, такой, например, как "земледельцы" или тем более "французы"(23, с. 258).

  Общности органические и статистические. ОМ может определяться как в тех, так и в других. Но это будет разное ОМ – или естественно сложившееся, пережившее процесс публичного обсуждения, или искусственно вызванное опросами населения или его части.

“Из феномена, традиционно ограниченного рамками тех или иных “замкнутых” общностей, традиционных групп (родовых, этнических, “цеховых”, профессиональных и т.п.), а в более широких масштабах проявлявшегося лишь спорадически, ОМ превращается в постоянно действующий и, главное, действенный элемент современного государства, выступая наряду с “классическими общностями” (группами) в качестве относительно самостоятельного агента” (7, с. 163).

 

Нарастает значение и масштаб деятельности различных секторов так называемой общественности, “выступающих носителями широкого (например, действующего в границах отдельных государств, а также за их пределами)общественного мнения” (7, с. 163).

 

Ноэль-Нойманн: Юридически значение слова "общественное" означает открытость, доступность каждому, в отличие от частного (private - отделять, присваивать) (16, с. 100).

 

"Носители общественного мнения - это люди, готовые и способные со всей ответственностью высказываться по общественно значимым вопросам и осуществлять критику и контроль правительства снизу" (16, с. 101).

 “Появление массы – массового потребителя, избирателя, читателя – отнюдь не устраняет ни профессиональных, ни статусных, ни индивидуальных различий между людьми, но формирует особый тип социального пространства (или, скажем, новую сцену социального действия) (13, с. 254).

“Человек массы” – в отличие от “человека толпы” и “человека организации” – может выбирать образец поведения, кумиров, кандидатов” (13, с. 254).

В работе "Общественное мнение и толпа" Г. Тард впервые говорит об "общественности", исследуя новые способы соединения людей. От толпы - к манифестациям (здесь уже не спонтанность, а продуманность!), через которые общественность выражает себя. Связь между новыми формами коллективной деятельности и общенациональной прессой. Отсутствие интереса к общенациональным общественно-политическим СМИ - признак политической апатии общества. До появления   общенациональной прессы общественности нет, есть множество не связанных локальных общественностей.

Относительность определения ОМ, связанная с политической позицией исследователя: в советское время признавалось наличие общественного мнения как атрибута народа ("весь советский народ единодушно одобряет", "весь советский народ единодушно осуждает"). Так или иначе признается зависимость легитимности действий власти от поддержки ОМ, а потому ссылка на ОМ привлекается в качестве обоснования принятия решений.

Элитарное / экспертное мнение предстает и как часть ОМ и как его контрагент. Важность подпитки ОМ экспертным мнением. Использование экспертного мнения в манипуляциях ОМ.

 

Процесс индивидуализации/атомизации участия в общественных отношениях: не через род, племя, касту, цех, но через индивидуальный выбор. ОМ соотносится с индивидуумом “поверх барьеров” (минуя рамки групп), силой морального давления.

 

 

Мнение как тип суждения

 

Мнение – “ одно из важнейших проявлений общественного и индивидуального сознания, совокупность связанных между собой суждений, заключающих в себе скрытое или явное отношение, оценку, каких-л. явлений, процессов, событий и фактов действительности “(Филос. энц. сл. М.2006. С. 511).

Мнение - личное и общественное; скрытое и публичное; индивидуальное и надындивидуальное/надличное; народное и просвещенное; профессиональное и профанное/обывательское.

Оценочная природа суждений-мнений. “Мнение нередко противоположно знанию:“Там, где заканчивается знание, начинается мнение” (Филос. энц.сл.С.511). Там, где оценка, - нет различия по принципу “истинное-ложное”. Истинность мнения можно рассматривать только по отношению к нему самому, то есть - как с реально сложившимся в сознании субъекта мнением соотносится то суждение, которое он оглашает публично, в т.ч. в опросах. Вспомним снова: согласные шумят, несогласные помалкивают. Влияние факторов опроса на состав общественного мнения, роль формулировок вопросов и вариантов ответов, техники, а также постоянно или временно действующих факторов социально-политической среды. 

 

Важность различения фактов и мнений (“вьюз” и “ньюз”) в журналистике, "честной" пропаганде, рекламе.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.