Методология диссертационного исследования. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Методология диссертационного исследования.

2019-10-25 427
Методология диссертационного исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: структура магистерской диссертации, категориальный аппарат диссертации, архитектура диссертации, литературный стиль диссертации, научная школа, персоналии, научный аппарат диссертации, проблемное поле диссертации, государственный стандарт, процедура публичной защиты

Вопросы для обсуждения:

В чем состоит структура и логика научного диссертационного исследования?

Архитектура диссертации это…?

На конкретном примере покажите категориальный аппарат диссертации.

Основные требования к научной этике цитирования.

Стиль и особенности языка диссертации.

 В чем выражаются особенности магистерской, кандидатской и докторской диссертация: основные требования к содержанию и оформлению.

Форма проведения занятия: Практическое занятие – дискуссия.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: проверочная работа (на знание основных понятий); обсуждение теоретических вопросов; выступление студентов с докладами, рефератами; тренинг по разработке элементов категориального аппарата диссертации; свободная дискуссия по теме занятия; индивидуальная и групповая работа.

Рекомендованная литература

1. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса: учеб. пособие / В.А. Белогурова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 511 с.

2. Видревич М.Б., Первухина И.В. Исследовательские методы и магистерская диссертация: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ. 2009.- 103 с.

3. Желязны, Д. Говори на языке диаграмм: пособие по визуальным коммуникациям / Джин Желязны; пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер: Институт комплексных стратегических исследований, 2009. - 320 с.

4. Иванников, И. А. История и методология юридической науки / И. А. Иванников. – М.: Юрлитинформ, 2015.

5. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистрантов): учеб. Пособие по направлению «Менеджмент» М.: ИНФРА-М., 2011. - 264 с.

6. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учебное пособие / коллектив авторов: под ред. В.И. Беляева. - М.: КНОРУС, 2012. - 264 с.

7. Методика преподавания права: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция» / А. Ф. Колотов, И.В. Скуратов. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. – 288 с.

8. Честнов, И. Л. Методология и методика юридических исследований / И. Л. Честнов. – СПб., 2004.

9. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М.Ф. Шкляр. - 3-е издание. - М.: Дашков и К°, 2010. - 242 с.

 

Практическое занятие № 10.

Подготовка к защите (4 часа).

Основные понятия: положения выносимые на защиту, личный вклад автора в исследование, достоверность и обоснованность результатов, этапы исследования, процедура публичной защиты, отзывы на автореферат диссертации.

Вопросы для обсуждения:

Фокусирование новизны и положений, выносимых на защиту.

Текст и структура магистерской, кандидатской и докторской диссертации: в чем их различие и сходство?

 Процедура публичной защиты магистерской диссертации (деловая игра).

Форма проведения занятия: Практическое занятие – дискуссия.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: проверочная работа (на знание основных понятий); обсуждение теоретических вопросов; выступление студентов с докладами, рефератами; деловая игра (элементы публичной защиты магистерской диссертации); свободная дискуссия по теме занятия; индивидуальная и групповая работа.

Рекомендованная литература

1. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса: учеб. пособие / В.А. Белогурова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 511 с.

2. Видревич М.Б., Первухина И.В. Исследовательские методы и магистерская диссертация: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ. 2009.- 103 с.

3. Желязны, Д. Говори на языке диаграмм: пособие по визуальным коммуникациям / Джин Желязны; пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер: Институт комплексных стратегических исследований, 2009. - 320 с.

4. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистрантов): учеб. Пособие по направлению «Менеджмент» М.: ИНФРА-М., 2011. - 264 с.

5. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учебное пособие / коллектив авторов: под ред. В.И. Беляева. - М.: КНОРУС, 2012. - 264 с.

6. Честнов, И. Л. Методология и методика юридических исследований / И. Л. Честнов. – СПб., 2004.

7. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М.Ф. Шкляр. - 3-е издание. - М.: Дашков и К°, 2010. - 242 с.

 

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии

В соответствии с требованиями с Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки в магистратуре 40.04.01 Юриспруденция, магистерской программой «Гражданское и корпоративное право» в программе научно-исследовательского семинара предусмотрено использование ряда научно-исследовательских и научно-производственных технологий.

При проведении научно-исследовательского семинара организаторам и научным руководителям рекомендуется использовать следующие научно-исследовательские педтехнологии:

Кейс-метод; сбор и анализ эмпирических материалов для магистерской диссертации; проектирование (метод проектов).

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

В работе над проектом предполагаются следующие этапы:

1. Подготовка. Определение темы и целей проекта.

2. Планирование.

Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчёта). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды.

3. Исследование.

Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: сбор статистических данных, интервью, наблюдения, эксперименты, анализ материалов практики.

4. Анализ и обобщение.

Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.

5. Представление проекта.

Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчёт.

6. Подведение итогов.

 

9. Учебно-методическое руководство и организация самостоятельной работы магистрантов на научно-исследовательском семинаре

 

Руководство научно-исследовательским семинаром.

Общее научное руководство научно-исследовательским семинаром осуществляет научный руководитель направления.

Для научного руководства семинаром по программе магистерской подготовки выпускающей кафедрой назначается его научный руководитель магистерской диссертации.

Научно-исследовательский семинар планируется отдельно по каждой программе магистерской подготовки на весь период обучения магистрантов. Проект плана разрабатывается при непосредственном участии ведущих ученых, принимающих участие в подготовке магистрантов, проходит обсуждение на заседании выпускающей кафедры и рекомендуется для утверждения.

Проект плана научно-исследовательского семинара по направлению магистерской подготовки должен содержать следующую информацию:

тематика и примерные даты проведения; формы проведения;

сведения об ученых, привлекаемых к участию в семинарах: фамилия имя отчество, ученая степень, ученое звание, место работы;

рекомендации по подготовке к семинару для магистрантов: описание содержания каждой из указанных в плане форм проведения семинара.

Подготовка и согласование проекта плана научно-исследовательского семинара в рамках программы подготовки магистрантов осуществляется в начале каждого учебного года, после чего он рассматривается и утверждается на заседании выпускающей кафедры. В ходе утверждения планов научно-исследовательских семинаров происходит их согласование, определение тематики и времени проведения семинаров. При необходимости корректировки планов научно-исследовательского семинара магистрантов последнего года обучения эта работа проводится одновременно с утверждением планов научно-исследовательского семинара магистрантов первого года обучения. После утверждения планов научно-исследовательского семинара по программам подготовки магистров, они должны быть доведены до сведения магистрантов и преподавателей, в том числе опубликованы на Интернет-сайте БГУ.

В период прохождения научно- исследовательского семинара магистрант должен выполнять требования индивидуального плана участия в семинаре, вести рабочие записи о проведённых мероприятиях.

 

10. Формы аттестации по итогам научно-исследовательской семинара

По результатам проведения научно-исследовательского семинара магистранты проходят итоговую аттестацию в форме зачета. Решение об аттестации магистрантов принимает научный руководитель научно-исследовательского семинара. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

Для прохождения промежуточной аттестации магистранты должны представить отчет о выполнении НИР в семестре с приложением отчетных документов. Эти документы должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы магистрантов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей.

Данный перечень документов носит обязательный характер. Руководитель магистерской программы может дополнить указанный перечень документов, необходимых для аттестации результатов научно-исследовательской работы в семестре.

На каждом из видов отчетных работ ставится подпись научного руководителя магистранта.

Магистрант в конце каждого семестра публично докладывает о результатах научно-исследовательской работы на заседании научно-исследовательского семинара.

При аттестации по результатам научно-исследовательской работы в семестре необходимо учитывать:

- степень участия магистранта в коллективных обсуждениях (дискуссиях) на заседаниях научно-исследовательского семинара;

- степень самостоятельности студентов при выполнении аттестационных работ;

- своевременность сдачи документов, необходимых для прохождения промежуточной аттестации;

- дисциплинарные факторы (отсутствие пропусков заседаний научно-исследовательского семинара).

Оценка промежуточного (в конце каждого семестра) и итогового (4 семестр для очной формы обучения и 5 семестр для заочной формы обучения) отчета о НИС. Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей магистрантов, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний, умений.

При выставлении оценки научный руководитель ориентируется, в том числе, на объем проделанной научно-исследовательской работы, количество научных публикаций и выступлений на научно-практических конференциях по теме исследования, а также участие магистранта в научно-исследовательском семинаре. В устных ответах магистрантов на научно-исследовательском семинаре их знания и умения оцениваются по пятибалльной системе. При этом учитываются: глубина знаний, полнота знаний и владение необходимыми умениями (в объеме программы); осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом), соблюдение норм литературной речи.

Оценка «отлично» - материал усвоен в полном объеме; изложен логично; основные умения сформулированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни.

Оценка «хорошо» - в усвоении материала незначительные пробелы; изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях допускаются некоторые неточности.

Оценка «удовлетворительно» - в усвоении материала имеются пробелы; материал излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформулированы; выводы и обобщения аргументированы слабо; в них допускаются ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет

 

11. Материально-техническое обеспечение научно-исследовательского семинара

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам. Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

а) помещение для студенческой правовой консультации (юридической клиники); б) учебный зал судебных заседаний; в) специализированную аудиторию, оборудованную для проведения занятий по криминалистике (при условии реализации вузом соответствующей магистерской программы); г) собственную библиотеку с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму и необходимыми условиями их хранения и пользования.

Для организации работы научно-исследовательского семинара студентам-магистрантам и оформления ее результатов необходимы:

1) компьютерные классы либо аудитория, оснащенная мультимедийным комплектом;

2) программное обеспечение для проведения научно-исследовательской работы;

3) рабочее место для проведения аналитических и исследовательских работ.

4) электронные ресурсы: учебники, пособия, периодическая печать юридического профиля;

5) специальная литература по предмету исследования, банк диссертационных и научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ Юридического факультета;

6) индивидуальные планы подготовки магистра.

 

12. Учебно-методическое обеспечение научно-исследовательского семинара

Литература:

а) основная:

Организация, формы и методы научных исследований: Учебник / А.Я.Черныш и др. М.: Изд-во РТА, 2011.

Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник по программам магистерской ступени образования. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.

Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. М., 2009.

б) дополнительная:

1. Михайленко Е.М. Гражданское право. Общая часть: краткий курс лекций. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 224с.

2. Ивакин В.Н. Гражданское право. Особенная часть:: краткий курс лекций. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 226с.

3. Гражданское право: учебник: в 3 томах / И.А. Андреев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев и др.; под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2011. Т. 2. 712 с.

4. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 2: Обязательственное право. 1208 с.

5. Шевченко А.С., Шевченко Г.Н. Деликтные обязательства в российском гражданском праве: учебное пособие. М: Статут, 2013. 133 с.

 

Интернет-ресурсы:

Научная электронная библиотека: http://www.elibrari.ru

Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru

Библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.lib.msu.su/

 

 

Производственная (преддипломная) научно-исследовательская практика проводится на базе кафедры гражданско-правовых дисциплин БГУ имени академика И.Г. Петровского. Экспериментальными площадками проведение научных исследований в области права являются библиотеки, компьютерная аудитория, учебные лаборатории, кафедра.

При использовании электронных изданий во время самостоятельной подготовки каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в компьютерном классе, имеющим выход в сеть Интернет.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.