
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (ДТП, кражи, хищения, убийства и т. д.). Классификация транспортных средств проводится по следующим основаниям.
1. В зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные. Самоходные приводятся в движение различными двигателями и к ним относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, тракторы, комбайны и другие самоходные сельскохозяйственные машины. Несамоходные транспортные средства могут приводиться в движение либо силой человека (велосипеды, тачки, ручные тележки), либо силой животных (телеги, сани, нарты, тарантасы и т. д.).
2. По устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные — колесными и на полозьях.
Следы транспортных средств делятся:
1. По механизму образования: следы контактного взаимодействия, или следы отображения (следы шин, полозьев, траков и т. п.); следы-остатки (осколки рассеивателей фар и подфарников, остекления автомобиля; частицы лакокрасочного слоя; остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ); отделившиеся части транспортного средства: кронштейны, часть кузова и т. д.
2. В зависимости от следообразующего объекта: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта, следы животных (копыт, подков).
3. Следы-отображения (следы-отпечатки) ходовой части транспортного средства могут, в свою очередь, классифицироваться по различным основаниям; по следообразующему объекту — следы пневматических шин, следы колес без пневматических шин, следы траков, следы полозьев; по механизму следообразования — статические и динамические, которые, в свою очередь, подразделяются на следы качения колес, давления траков, стоянки (статические следы); торможения, юза, заноса, пробуксовки, скольжения полозьев, волочения (динамические следы).
Динамические следы возникают при резком торможении. Водители часто ссылаются на то, что были предприняты все возможные
в данном случае меры для предотвращения наезда, столкновения; в частности, своевременно осуществлено торможение, но в сложившейся ситуации оно уже не могло помочь. Исследование следов торможения позволяет проверить эти заявления. Следы торможения помогают также судить о скорости движения автомашины перед торможением. Они помогают установить путь ее движения после применения тормозов: двигалась она по прямой линии или же с боковым заносом в сторону от прямого пути.
Среди динамических следов различают следы торможения (юза) и бокового скольжения. След юза оставляется в заторможенном состоянии. В большинстве случаев он прямолинейный (исключая случаи, когда водитель при торможении поворачивает рулевое колесо), ширина его равна ширине беговой дорожки, боковые края ровные, без смещения в сторону. Полосы в следе всегда направлены по ходу транспортного средства. Если машины на месте происшествия уже нет, след замеряется от его начала до конца. Даже небольшая неточность в замерах следов может привести к ошибочному выводу о скорости движения автомашины.
След бокового скольжения образуется при движении транспортного средства в боковом направлении при его полном неконтролируемом движении. Это обычно происходит при заносе. Такой след, в отличие от следа юза, всегда имеет дугообразную форму, т. е. он не бывает прямолинейным, а направлен в сторону заноса транспортного средства. Его ширина никогда не равна ширине беговой дорожки протектора, неравномерна по всей протяженности, боковые края неровные, разделяются на полосы, указывающие направление движения колес поперек беговой дорожки протектора.
По следам транспортных средств устанавливают тип, модель, марку транспортного средства; идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. п.); выясняют обстоятельства (направление движения, остановки и т. д.).
Признаки, по которым можно установить тип и модель автомобиля:
1. Количество осей (две, три) транспортного средства и расположение следов. На задней оси автомобиля может быть одна и две пары колес (грузовые автомобили). При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются задними. Число осей можно определить лишь на повороте. Если на задней оси одиночные колеса, то на поворотах с малым радиусом образуются отдельные следы от каждого колёса (четыре полосы — две от передних и две от задних). Если на задней оси парные колеса, то при повороте образуется шесть полос следов (две от передних и четыре от задних колес). Если машина имеет прицеп, то следы его колес перекроют следы колес автомашины.
2. Беговая дорожка. След, оставленный протектором шины, позволяет установить:
а) ширину беговой дорожки, т. е. профиль шины. Она определяется по перпендикуляру к продольной оси. Если след объемный, ширина беговой дорожки определяется по дну следа. Для легковых автомашин (отечественных и импортных) ширина беговой дорожки колеблется в пределах 92 -- 275 мм; для грузовых — 138 ---г- 247 мм; для грузовых автомобилей повышенной проходимости — 254 --440мм; автобусов — 190 -- 230 мм. Ширина беговой дорожки может отличаться от ширины рисунка протектора. Она будет больше на 5 — 15 мм, если машина нагружена, если грунт мягкий. Она будет меньше при малой нагрузке на ту же величину. Трудно определить ширину беговой дорожки, если она оставлена шинами с регулируемым давлением воздуха (модель М-93, а/м ЗИЛ-131). Если автомашина движется по мягкому грунту, давление автоматически снижается, а ширина беговой дорожки увеличивается;
б) строение рисунка протектора, т. е. той части покрышки, которая соприкасается с дорогой. Шины различаются не только размерами, но и строением рисунка протектора, по которому можно установить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. Но рисунки на протекторе некоторых моделей шин являются сходными. Чтобы не спутать отпечатки рисунков шин, следует обращать внимание на их ширину. Важным обстоятельством, затрудняющим установление марки машины по рисунку протектора, является применение одной и той же модели шин на разных марках машин. Поэтому не следует торопиться с выводами о марке машины по рисунку протектора. Чтобы избежать ошибки, следует не только внимательно изучить рисунок протектора, но и сопоставить полученные результаты с совокупностью всех других фактических данных, полученных в процессе осмотра следов. Так, сходные по рисунку протектора шины отличаются по размерным характеристикам. Для легковых автомашин рисунок имеет переменный шаг от 2,2 до 4,8 см, а для грузовых он постоянен и повторяется с периодичностью от 17 до 25 см. Для грузового автомобиля необходимо зафиксировать и изъять след не менее 30 см, а для легкового — 60 -- 70 см — полное отображение рисунка.
В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором. Их криминалистическое значение не только не уступает, но и превосходит значение следов обычных шин, так как для них характерны дополнительные признаки: а) индивидуальное взаиморасположение протекторных колец; б) особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора; в) расстояние между отдельными выступами.
Некоторые автомашины имеют на своих колесах шины разных моделей: обычно на передних ставят шины одной модели, а на задних — другой. Редко встречается ситуация, когда поставлены три шины одной модели, а четвертая — другой. Получение такой информации важно для целей розыска;
в) длину оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. Расстояние между двумя отображениями таких особенностей в отпечатке следов даст длину окружности шины, по которой можно установить диаметр шины.
Наружный диаметр шины определяется по формуле:
где Д — наружный диаметр шины; S — длина окружности шины; я — постоянная = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины. Прогиб шины допускается, но чем больше давление в ней, тем прогиб меньше.
Известно, что диаметр резинового колеса автомобиля измеряется в дюймах, а мы в ответе получили сантиметры. Поэтому нужно превратить полученную величину в дюймы. Для этого ее необходимо разделить на 2,54 (величину дюйма). После этого необходимо посмотреть справочники и определить, какая автомашина имеет данную авторезину.
3. Ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин (рис. 22).
Ширину колеи в спаренных колесах измеряют между просветами колес. Если следы неполные, то при измерении за основу бе-
Рис. 22. Способы измерения колеи:
1 — в следах одинарных колес; 2 — в следах спаренных колес
рутся одноименные боковые грани отпечатков, отобразившихся в следах правого и левого колеса. Ширина колеи передних и задних колес совпадает крайне редко.
4. База автомашины — расстояние между передней и задней осью. У трехосного автомобиля различают базу автомашины и базу тележки. Базой тележки является расстояние от второй оси до третьей, а базой автомашины — от передней оси до середины базы тележки, именуемой геометрической осью (рис. 23).
Рис. 23. Измерение базы автомобиля:
1 — двухосного; 2 — трехосного
База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: при стоянке на мягком грунте, осыпании грязи или протаивании снега; при пробуксовке; при повороте с применением заднего хода.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2025 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!