Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Следы транспортных средств и животных

2019-10-25 423
Следы транспортных средств и животных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Следы транспортных средств встречаются в качестве вещест­венных доказательств по многим категориям уголовных дел (ДТП, кражи, хищения, убийства и т. д.). Классификация транспортных средств проводится по следующим основаниям.

1. В зависимости от средств передвижения: самоходные и неса­моходные. Самоходные приводятся в движение различными двига­телями и к ним относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, тракторы, комбайны и другие самоходные сельскохозяйственные машины. Несамоходные транспортные средства могут приводиться в движение либо силой человека (велосипеды, тачки, ручные те­лежки), либо силой животных (телеги, сани, нарты, тарантасы и т. д.).

2. По устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамо­ходные — колесными и на полозьях.

Следы транспортных средств делятся:

1. По механизму образования: следы контактного взаимодейст­вия, или следы отображения (следы шин, полозьев, траков и т. п.); следы-остатки (осколки рассеивателей фар и подфарников, остек­ления автомобиля; частицы лакокрасочного слоя; остатки нефте­продуктов и горючесмазочных веществ); отделившиеся части транспортного средства: кронштейны, часть кузова и т. д.

2. В зависимости от следообразующего объекта: следы автомо­билей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта, следы животных (копыт, подков).

3. Следы-отображения (следы-отпечатки) ходовой  части транспортного средства могут, в свою очередь, классифицироваться по различным основаниям; по следообразующему объекту — следы пневматических шин, следы колес без пневматических шин, следы траков, следы полозьев; по механизму следообразования — стати­ческие и динамические, которые, в свою очередь, подразделяются на следы качения колес, давления траков, стоянки (статические следы); торможения, юза, заноса, пробуксовки, скольжения полозьев, волочения (динамические следы).

Динамические следы возникают при резком торможении. Води­тели часто ссылаются на то, что были предприняты все возможные

в данном случае меры для предотвращения наезда, столкновения; в частности, своевременно осуществлено торможение, но в сложив­шейся ситуации оно уже не могло помочь. Исследование следов торможения позволяет проверить эти заявления. Следы торможе­ния помогают также судить о скорости движения автомашины пе­ред торможением. Они помогают установить путь ее движения по­сле применения тормозов: двигалась она по прямой линии или же с боковым заносом в сторону от прямого пути.

Среди динамических следов различают следы торможения (юза) и бокового скольжения. След юза оставляется в заторможен­ном состоянии. В большинстве случаев он прямолинейный (иск­лючая случаи, когда водитель при торможении поворачивает руле­вое колесо), ширина его равна ширине беговой дорожки, боковые края ровные, без смещения в сторону. Полосы в следе всегда на­правлены по ходу транспортного средства. Если машины на ме­сте происшествия уже нет, след замеряется от его начала до кон­ца. Даже небольшая неточность в замерах следов может привести к ошибочному выводу о скорости движения автомашины.

След бокового скольжения образуется при движении транс­портного средства в боковом направлении при его полном неконт­ролируемом движении. Это обычно происходит при заносе. Такой след, в отличие от следа юза, всегда имеет дугообразную форму, т. е. он не бывает прямолинейным, а направлен в сторону заноса транспортного средства. Его ширина никогда не равна ширине бе­говой дорожки протектора, неравномерна по всей протяженности, боковые края неровные, разделяются на полосы, указывающие на­правление движения колес поперек беговой дорожки протектора.

По следам транспортных средств устанавливают тип, модель, марку транспортного средства; идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (коле­со, рассеиватель фары и т. п.); выясняют обстоятельства (направ­ление движения, остановки и т. д.).

Признаки, по которым можно установить тип и модель автомо­биля:

1. Количество осей (две, три) транспортного средства и распо­ложение следов. На задней оси автомобиля может быть одна и две пары колес (грузовые автомобили). При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются задними. Число осей можно определить лишь на повороте. Если на задней оси одиночные ко­леса, то на поворотах с малым радиусом образуются отдельные следы от каждого колёса (четыре полосы — две от передних и две от задних). Если на задней оси парные колеса, то при повороте об­разуется шесть полос следов (две от передних и четыре от задних колес). Если машина имеет прицеп, то следы его колес перекроют следы колес автомашины.

2. Беговая дорожка. След, оставленный протектором шины, по­зволяет установить:

а) ширину беговой дорожки, т. е. профиль шины. Она определяется по перпендикуляру к продольной оси. Если след объемный, ширина беговой дорожки определяется по дну следа. Для легковых автомашин (отечественных и импортных) ширина беговой дорож­ки колеблется в пределах 92 -- 275 мм; для грузовых — 138 ---г- 247 мм; для грузовых автомобилей повышенной проходимо­сти — 254 --440мм; автобусов — 190 -- 230 мм. Ширина беговой дорожки может отличаться от ширины рисунка протектора. Она будет больше на 5 — 15 мм, если машина нагружена, если грунт мягкий. Она будет меньше при малой нагрузке на ту же величину. Трудно определить ширину беговой дорожки, если она оставлена шинами с регулируемым давлением воздуха (модель М-93, а/м ЗИЛ-131). Если автомашина движется по мягкому грунту, давле­ние автоматически снижается, а ширина беговой дорожки увели­чивается;

б) строение рисунка протектора, т. е. той части покрышки, ко­торая соприкасается с дорогой. Шины различаются не только раз­мерами, но и строением рисунка протектора, по которому можно установить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышен­ной проходимости. Но рисунки на протекторе некоторых моделей шин являются сходными. Чтобы не спутать отпечатки рисунков шин, следует обращать внимание на их ширину. Важным обстоя­тельством, затрудняющим установление марки машины по рисун­ку протектора, является применение одной и той же модели шин на разных марках машин. Поэтому не следует торопиться с выво­дами о марке машины по рисунку протектора. Чтобы избежать ошибки, следует не только внимательно изучить рисунок протек­тора, но и сопоставить полученные результаты с совокупностью всех других фактических данных, полученных в процессе осмотра следов. Так, сходные по рисунку протектора шины отличаются по размерным характеристикам. Для легковых автомашин рисунок имеет переменный шаг от 2,2 до 4,8 см, а для грузовых он постоя­нен и повторяется с периодичностью от 17 до 25 см. Для грузового автомобиля необходимо зафиксировать и изъять след не менее 30 см, а для легкового — 60 -- 70 см — полное отображение ри­сунка.

В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором. Их криминалистическое значение не только не усту­пает, но и превосходит значение следов обычных шин, так как для них характерны дополнительные признаки: а) индивидуальное взаиморасположение протекторных колец; б) особая форма и раз­меры выступов, образующих рисунок протектора; в) расстояние между отдельными выступами.

Некоторые автомашины имеют на своих колесах шины разных моделей: обычно на передних ставят шины одной модели, а на зад­них — другой. Редко встречается ситуация, когда поставлены три шины одной модели, а четвертая — другой. Получение такой ин­формации важно для целей розыска;

в) длину оборота колеса (окружности шины). Ее можно опре­делить только при условии, если какая-либо особенность протек­тора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо по­вторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов коле­са. Расстояние между двумя отображениями таких особенностей в отпечатке следов даст длину окружности шины, по которой мож­но установить диаметр шины.

Наружный диаметр шины определяется по формуле:

где Д — наружный диаметр шины; S — длина окружности шины; я — постоянная = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины. Прогиб шины допускается, но чем больше давление в ней, тем прогиб меньше.

Известно, что диаметр резинового колеса автомобиля измеря­ется в дюймах, а мы в ответе получили сантиметры. Поэтому нуж­но превратить полученную величину в дюймы. Для этого ее необ­ходимо разделить на 2,54 (величину дюйма). После этого необхо­димо посмотреть справочники и определить, какая автомашина имеет данную авторезину.

3. Ширина колеи, характеризующая один из главных габари­тов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин (рис. 22).

Ширину колеи в спаренных колесах измеряют между просвета­ми колес. Если следы неполные, то при измерении за основу бе-

 

Рис. 22. Способы измерения колеи:

1 — в следах одинарных колес; 2 — в следах спаренных колес

 

 

рутся одноименные боковые грани отпечатков, отобразившихся в следах правого и левого колеса. Ширина колеи передних и зад­них колес совпадает крайне редко.

4. База автомашины — расстояние между передней и задней осью. У трехосного автомобиля различают базу автомашины и ба­зу тележки. Базой тележки является расстояние от второй оси до третьей, а базой автомашины — от передней оси до середины базы тележки, именуемой геометрической осью (рис. 23).

 

Рис. 23. Измерение базы автомобиля:

1 — двухосного; 2 — трехосного

 

База транспортного средства по следам определяется в следую­щих случаях: при стоянке на мягком грунте, осыпании грязи или протаивании снега; при пробуксовке; при повороте с применением заднего хода.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.