Изменеия в местном способе производства сукон — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Изменеия в местном способе производства сукон

2019-09-26 137
Изменеия в местном способе производства сукон 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выше мы указали на характерную разницу между импортными тканями и тканями местного производства. На рис. 45 показано, что импортные ткани появляются спорад1гчески, характерными группами, в то время как ткани местного производства в основной своей массе появляются в слоях всех ярусов в равной степени. Однако и здесь некоторые группы появляются в одних ярусах и отсутствуют в других.

Не вызывает ни малейшего сомнения, что наиболее распространенными видами тканей местного производства являются «обычные» ткани третьего и четвертого сорта, которые регулярно появляются начиная с 28 яруса и кончая 1 ярусом. Большое количество этих тканей свидетельствует как о характере местного способа производства, так и о потреблении текстильных изделий широкими массами новгородцев. Тканей третьего сорта было найдено больше, чем тканей четвертого сорта. Это может служить основой для заключения о характере самого распространенного среди городского населения текстиля. Если к обычным тканям местного производства хорошего качества (третий сорт) мы добавим местные валяные сукна и ажурные ткани, которые, наверное, составляли наилучшие изделия, потребляемые средними слоями горожан, то отношение тканей более высокого качества к тканям низкого качества, найденных в ходе раскопок, составит 143:96. При этом первое число не включает тех тридцати тканей местного производства первого и второго сорта, о которых было высказано предположение, что их носили жители Новгорода, принадлежавшие к более высоким общественным слоям.

О какой же ткацкой технике свидетельствуют ткани местного производства, найденные на раскопках в Новгороде? Многочисленные находки помогут определить уровень технологии, которая использовалась повсеместно в городском текстильном производстве и служила для изготовления наиболее распространенных сортов тканей.

Ответ на этот вопрос дает диаграмма, показывающая, какие виды переплетений встречаются в изделиях местного производства (рис. 47), а также зависимость между сортом ткани и видом переплетения (рис. 48).

Диаграмма показывает, что при традиционной технике ткачества, распространенной на территории Новгорода, а также, возможно, на территории всей Руси, употреблялось саржевое переплетение 2/2. Это переплетение преобладает в шерстяных тканях третьего и четвертого сорта местного производства, насколько об этом можно судить на основании данных раскопок. Относительное уменьшение количества тканей с таким переплетением в XIV—XV вв. по сравнению с тканями полотняного переплетения объясняется увеличением в этот период количества ажурных тканей, в основе которых лежит полотняное переплетение. По-видимому, в Северной Европе саржевое переплетение 2/2 было распространено почти повсеместно. Подобное же соотношение тканей с саржевым переплетением 2/2, с одной стороны, и тканей с полотняным переплетением 1/1, а также тканей с саржевым переплетением 2/1, с другой, наблюдается в материалах раскопок Ополья (X— XII вв.), Гданьска (X— XIII вв.)105, наиболее архаических слоев Старой Ладоги106, в шведской Бирке и в Дании107. Другую картину представляет собой развитие местного производства тканей саржевого переплетения 1/1 в три нитки. Диаграмма (рис. 47) показывает, что количество тканей этого вида, судя по результатам раскопок, увеличивается с XI по XIII в., а в течение двух последующих столетий наблюдается спад их производства. Подобное же увеличение количества тканей с саржевым переплетением 2/1 в три нитки мы наблюдаем и на материалах Гданьска (X—XIII вв.).

 

 
Рис. 47. Кривые распространения переплетений 1/1, 2/2, 1/2 местных тканей по векам: 1 — саржевое переплетение 2/2; 2 — полотняное переплетение 1/1; 3 — саржевое переплетение 2/1; а — во всех местных тканях, б — в местных тканях III и IV сорта

В отличие от тканей с переплетением указанных выше двух типов, количество тканей с полотняным переплетением обнаруживает постоянный рост в течение X—XV вв. Как показывает кривая, отражающая употребление переплетения 1/1 в тканях третьего и четвертого сорта, возрастание количества тканей с этим переплетением объясняется не только появлением ажурных тканей, включенных нами в число тканей с полотняным переплетением. Каковы же были причины, приведшие к изменениям в употреблении различных видов переплетений при изготовлении сукон в Новгороде? Начнем с саржевого переплетения 2/2. Мы полагаем, что для характеристики ткацкой технологии раннего средневековья большое значение имеет тот факт, что саржевое переплетение 2/2 имеют ткани, у которых относительно часто наблюдается так называемая третья или начальная кромка, а также кромки в виде рубчика и петельные завершения. В новгородских материалах мы несколько раз встречались с такими тканями, но исключительно в древних ярусах, от 28 до 18/17. Находки подобного рода свидетельствуют о том, что для их изготовления применялся вертикальный ткацкий станок примитивного типа.

 

 
Рис. 48. Зависимость между сортом и переплетением в местных тканях «обычного» типа

Следует предполагать, что ткачество, основным орудием которого служил вертикальный станок, существовало в рамках домашнего производства и удовлетворяло исключительно нужды самого производителя. Возможно, что саржевое переплетение 2/2 обладает такими особенностями, которые способствуют выбору именно этого переплетения при работе на вертикальном ткацком станке108. Однако это положение нельзя механически относить ко всем случаям, так как ткани с петельным окончанием имеются и среди изделий с переплетением 2/1 «специального» типа, которые, несомненно, были продуктом, предназначенным для широкого рынка. Очевидно, в этом случае их производство было организовано по-другому.

Не подлежит сомнению, что в XIII-XV вв. ткани с саржевым переплетением 2/2 ткались также на горизонтальном ткацком станке с подножками.

Как видно из диаграммы, приведенной на рис. 47, для развивающегося новгородского ремесла была типична замена старого, сохранившегося еще саржевого переплетения 2/2 сначала саржевым 2/1, а затем полотняным 1/1.

Схема, приведенная на рисунке, указывает еще на один существенный момент, касающийся саржевого переплетения 2/2 в тканях местного производства. Из 20 фрагментов тканей второго сорта, найденных на 28—21 ярусах, 15 выполнено саржевым переплетением 2/2, т.е. переплетением, которому часто сопутствуют следы, типичные для производства на вертикальном ткацком станке. Производство такого типа было характерно для раннего средневековья на Руси, когда рынок еще не был так развит, как в XII—XIII вв. и в последующих столетиях109.

Теперь перейдем к рассмотрению изменений в употреблении саржевого переплетения 2/1 в три нитки. Увеличение числа тканей с этим переплетением, которое мы наблюдаем с XIII в., следует объяснять формированием в Новгороде элементов городского ремесла. В пользу этой гипотезы говорит многое. В работах, посвященных исследованию археологических тканей раннего средневековья, указывалось, что саржевое переплетение 2/1 встречается в текстильных изделиях сравнительно высокого качества110 и, кроме того, это переплетение выступает чаще в эпоху раннего средневековья, чем в предшествующие периоды, что заставляет некоторых авторов выдвигать его в качестве критерия для датировки тканей, найденных при раскопках111. Как в Новгороде, так и на раскопках Гданьска мы наблюдали увеличение употребления саржевого переплетения 2/1 в период X—XIII вв., когда эти города, несомненно, переживали период экономического расцвета112. Наконец, фламандское суконное производство, становясь городским ремеслом, ввело саржевое переплетение 2/1. Вместе с переходом к производству дорогих сукон оно существовало до перехода к производству сукон облегченного типа, когда фламандцы снова вернулись к полотняному переплетению, существовавшему уже в древности в деревне и небольших городских центрах ткачества. Интересно также, что, как показывают этнографические исследования, саржевое переплетение неизвестно деревенскому ткачеству и в современной России113. То же самое можно сказать и о Польше, за исключением тех мест, где работают городские инструкторы ручного ткачества114.

Таким образом, на основе увеличения количества тканей местного производства с саржевым переплетением 2/1 в три нитки можно судить о росте в Новгороде элементов городского ремесла. С этим, несомненно, связано более частое употребление саржевого переплетения при выработке тканей сравнительно высокого качества (т.е. тканей третьего сорта), в отлигчие от изготовления тканей четвертого сорта, где такое переплетение встречается реже.

В настоящее время нельзя, конечно, определить степени организованности ткацкого ремесла в Новгороде, но интенсивное употребление саржевого переплетения 2/1 указывает на то, что один из элементов цеховой организации — регламентация технологии производства— был уже налицо. Это подтверждается обособлением городского ремесла, которое стало явлением повсеместно распространенным на Руси в XII—XIII вв., а также тем, что ремесленники различных профессий составляли в этот период значительную часть городского населения115.

Как же объяснить уменьшение количества тканей с саржевым переплетением в три нитки в период XIII-XV вв.? XIII век, несомненно, является тем периодом, когда в новгородском ткацком производстве происходили большие изменения. Вероятно, в этот период имеет повсеместное распространение горизонтальный ткацкий станок с подножками, в связи с чем получает усиленное развитие прядильное производство. Далее, в XII— XIII вв., судя по материалам раскопок, исчезают ткани вотчинного производства, отличающиеся высоким качеством (ткани второго сорта), так же как и импортные ткани «специального» типа (рис. 45). Мы склонны считать, что это явление, вместе с вытеснением переплетения 2/1 переплетением 1/1, неразрывно связано с изменениями в технологии производства, характерными для ремесла XIII-XV вв. Мы полагаем, что такой переход объясняется упрощением технологии и расширением рынка сбыта ремесленных товаров. Аналогичный процесс имел место во Фландрии (переход от производства дорогих сукон к производству сукон облегченного типа), а также в итальянском суконном производстве, где стремление упростить технологию ткачества было общей тенденцией в XIV— XV вв.116 Новгород, несмотря на всю свою специфику, переживает изменения, в общем аналогичные тем, которые претерпевало западноевропейское текстильное производство. Эти изменения затрагивали не только текстильное производство. Б. А. Колчин указывает на упрощения в технологии обработки железа и стали117, а С. А. Изюмова — на изменения в производстве обуви118.

Упрощение технологии производства и тем самым уменьшение стоимости изделий и увеличение количества продукции благоприятствовали расилгрению круга покупателей и общему развитию ткацкого ремесла в Европе в XIV—XV вв.

На изменения в технологии местного производства указывает также появление в материале XIV в. фрагментов валяных тканей, что свидетельствует о том, что новгородские ремесленники овладели техникой валяния, растягивания и подстригания сукон.

Мы считаем, что на основе археологических источников можно утверждать, что уже в XII в., и в особенности в XIII в., новгородское городское ремесло обладало чертами, сближающими его с западноевропейским цеховым ремеслом. Правда, материал, которым мы располагаем, пока не дает оснований утверждать, что ремесленники объединялись в цехи.

В настоящее время остается нерешенной проблема новгородских ажурных и двуслойных тканей. Основываясь на том, что они сравнительно редко встречаются (они появляются начиная с 18 яруса), можно предположить, что они ввозились в Новгород. Очевидно мы имеем дело с ввозом их с территории средней Руси, т.е. из района, в котором находки такого типа характерны и встречаются часто. Может быть, это изделия сельских ремесленников, судя по тому, как часто встречаются ткани такого типа в курганных захоронениях. С другой стороны, сложность текстильного переплетения указывает как будто на их городское происхождение, хотя нельзя забывать и о том, что вотчинное производство часто не уступало городскому.

В настоящей работе были рассмотрены некоторые проблемы, связанные с историей текстильного производства, и возможность их решения на основе данных новгородских раскопок. Прежде всего мы пытались проследить на материале импортных тканей изменения в технологии текстильного производства в Западной Европе, как в отношении самого способа производства, так и в отношении производства и обработки сырья. Кроме того, среди импортных тканей мы выделяли английские ткани типа «worsted», которые ввозились до начала XIII в.; мы определили также, что позднее новгородцы стали ввозить фламандские ткани. В связи с этим мы смогли, как нам кажется, уточнить датировку появления фламандских сукон на новгородском рынке. Оно относится не к XIV в., как говорят об этом письменные источники, а к XII в., причем в XIV в. импортные фламандские изделия представляют собой сукна облегченного типа (продукция нового суконного производства во Фландрии).

Что касается местного производства, то основным его продуктом были ткани третьего и четвертого сорта при значительном преобладании тканей третьего сорта. Затем мы старались показать, что до XII в., и особенно в X и XI вв., большое значение имело вотчинное производство, продуктом которого были ткани второго сорта и даже ткани более высокого качества. В этот период, вероятно, до середины XIII в., основным орудием производства был вертикальный ткацкий станок. С конца XII в. в Новгороде появляются ажурные ткани, причем среди них встречаются такие, которые имеют узор и двойную структуру, что свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне производства и оригинальной технике русского ремесла. С середины XIV в. новгородские ремесленники усваивают технику изготовления валяных сукон, что заставляет думать, что упомянутые в писцовых книгах Новгорода XVI в. сукновалы119 имели к тому времени уже двухвековую ремесленную традицию.

Наконец, мы установили, какие изменения имели место в структуре переплетения местных тканей. Это был переход от саржевого переплетения 2/2 к саржевому переплетению 2/1, а затем к переплетению 1/1, аналогичный тем, которые имели место в Западной Европе. Мы еще не можем сделать выводы о том, существовала ли какая-либо цеховая организация ткачей в Новгороде, но несомненно, здесь была известная регламентация технологии производства.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.