Статические и динамические артикуляционные упражнения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Статические и динамические артикуляционные упражнения

2019-12-21 272
Статические и динамические артикуляционные упражнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статические артикуляционные упражнения

 

«Окошко»  – широко открыть рот, как при произнесении звука «А».

«Улыбка»  – широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты).

«Трубочка»  – губы вытянуть вперед, как при произнесении звука «У».

«Заборчик»  – отвести верхнюю губу вверх, а нижнюю – вниз, обнажив сжатые зубы.

«Лопатка»  – рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

 

 

«Иголочка»  – рот открыт, губы в улыбке. Высунуть изо рта вперед острый, как жало, язык.

 

 

«Чашечка»  – рот открыт. Широкий язык высунуть изо рта, поднять кверху, придав ему форму ковша.

 

 

«Горка»  – рот приоткрыт. Из положения «лопатка» широкий язык согнуть и упереть его кончик в нижние передние зубы.

 

 

«Толстячок»  – рот закрыт. Щеки надуть.

«Худышка»  – губы сомкнуть. Щеки втянуть.

При выполнении ребенком статических артикуляционных упражнений взрослому рекомендуется играть на ксилофоне (звуки «до-ре-ми», «ми-ре-до»), дав задание малышу удерживать артикуляционную позу, пока звучит музыка. Когда музыка замолкает, малыш отдыхает – закрывает рот и придают лицу нейтральное выражение.

Артикуляционные упражнения можно делать не только под музыку, но и под счет: «Раз-два-три – от-дох-ни!» Когда взрослый говорит, ребенок удерживает артикуляционную позу. Когда взрослый замолкает, ребенок отдыхает.

Темп музыки и счета, сопровождающий выполнение статических артикуляционных упражнений, зависит от возраста дошкольника: чем старше ребенок, тем медленнее должен быть темп.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому они должны выполняться под счет «раз-два» (понадобятся метроном или барабан).

 

Примеры динамических артикуляционных упражнений

 

«Улыбка и трубочка»:  на «раз» – губы в улыбке, на «два» – губы вытянуть вперед трубочкой.

Это же упражнение можно назвать «Веселый и грустный»: улыбка – веселый человечек, губы в положении «трубочка» – грустный.

«Маятник»  – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения: на «раз» – к левому уголку рта, на «два» – к правому. В данном упражнении счет «раз-два» можно заменить звукоподражаниями: «Тик-так».

«Качели»  – рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на «раз» – поднимается к носу, на «два» – опускается к подбородку. В данном упражнении счет можно заменить словами «вверх-вниз».

«Вкусное варенье»  – широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Змейка»  – узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта.

«Горка – ямка»  – сначала широкий язык перегнуть и упереть его кончик в нижние передние зубы, а затем поднять язык внутри ротовой полости кверху, придав ему форму ковша.

«Лошадка»  – рот открыт, губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Цокать языком сначала в медленном темпе, а затем постепенно его убыстряя.

Некоторые артикуляционные упражнения можно проводить и с голосом, когда длительно пропевается какой-либо гласный звук, а губы при этом удерживаются в соответствующем положении. Кроме того, очень полезно пение вокализов – мелодий без слов на какой-либо гласный звук: «У», «О», «А», «Э», «И», «Ы».

Дыхательные упражнения в сочетании со звуками способствуют развитию речевого дыхания.    Оно характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом во время, которого происходит подача голоса. По мере выполнения игр-упражнений на развитие речевого дыхания продолжительность речевого выдоха будет постепенно возрастать.

Важно отметить, что у дошкольников длительность пения на одном выдохе соответствует количеству полных лет.    Так, двухлетний ребенок может тянуть звук в течение двух секунд или пропеть подряд два гласных звука, трехлетний – три секунды или три звука и т. д.

Для сравнения: взрослый человек может непрерывно произносить один звук в среднем двенадцать секунд, а вот оперный певец – тридцать две секунды.

Вот артикуляционно-дыхательные игры с голосом, которые можно предложить ребенку, начиная с двух-, трехлетнего возраста.

 

Успокой куклу

 

Попросите ребенка сесть на стульчик и дайте ему куклу. Скажите, что кукла плачет и ее надо успокоить.

Покажите малышу, как можно качать куклу на руках и при этом длительно пропевать звук «А» на мелодию колыбельной песни.

• Игра учит ребенка удерживать рот широко открытым, развивает тембр голоса, речевое дыхание.

 

Эхо

 

Расскажите ребенку о том, что такое эхо, как оно тихо отзывается в лесу.

Затем предложите ему быть вашим эхом. Для этого встаньте напротив друг друга в противоположных концах комнаты и громко крикните ребенку: «Ау!», а он пусть тихо ответит вам: «Ау…»

В следующий раз поменяйтесь ролями: вы будете эхом ребенка. Он будет кричать громко «Ау!», а вы тихо отвечайте ему: «Ау!»

• Игра активизирует мышцы губ и нижней челюсти, развивает силу голоса и речевое дыхание.

 

Ветер и ветерок

 

Покажите ребенку, как дует сильный ветер – длительно и громко пропевайте звук «У» Затем продемонстрируйте, как веет легкий ветерок – длительно и тихо пропевайте звук «У».

Предложите ребенку изобразить вместе с вами ветреную погоду. Для этого встаньте с малышом напротив друг друга и, изображая деревья, поднимите вверх руки-ветви.

Скажите: «Ветер дует, задувает – листья с дерева срывает», и начните сильно раскачивать руками-ветвями. Одновременно громко и длительно произносите звук «У». Потом со словами: «Подул легкий ветерок» лишь слегка покачайте руками, тихо напевая звук «У».

Меняйте команды несколько раз подряд.

• Игра учит ребенка вытягивать губы трубочкой, способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

 

Далеко и близко

 

Объясните ребенку, что когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится издалека, то кажется тихим и его трудно расслышать. Затем произносите звук «Э» (так подает голос медведь) то тихим, то громким голосом. Задача ребенка отгадать далеко или близко находится медведь.

Затем поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть теперь он загадает вам звуковую загадку.

В следующий раз замените звук «Э» на «И» (так пищит мышка).

• Игра активизирует мышцы губ, развивает силу голоса и речевое дыхание, улучшает слуховое внимание ребенка.

 

Вьюга

 

Изобразите с помощью голоса, как зимой завывает вьюга. Для этого длительно произносите звук «У», то усиливая звучание, то делая его тише. Скажите: «Вьюга начинается» и, дирижируя рукой, показывайте, как усиливается вьюга (плавно поднимайте руку вверх), а потом затихает (плавно опускайте руку вниз). Завершите игру словами: «Вьюга кончилась».

Предложите ребенку вместе с вами спеть песню вьюги, меняя силу голоса. Затем поручите малышу спеть песню вьюги самостоятельно под ваше дирижирование. Желательно, чтобы ребенок менял силу голоса за один выдох два-три раза.

• Игра активизирует мышцы губ, развивает силу голоса и речевое дыхание.

 

Поющие пальчики

 

Покажите ребенку, как можно соединять поочередно, начиная с указательного, все пальцы с большим и при этом петь гласные звуки. Петь их следует на одном выдохе.

 

 

Выполните упражнение сначала правой, а потом левой рукой.

• Игра активизирует мышцы губ, учит ребенка переключаться с одного положения губ на другое, развивает голос и речевое дыхание.

 

Звуковая ниточка

 

Покажите ребенку, как соединить пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (так держат за концы короткую ниточку). Затем постепенно разводите руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (то есть тянуть длинную звуковую нить). Попросите ребенка повторить эту звуковую игру. Обратите внимание малыша на то, что перед началом пения надо глубоко вдохнуть.

Чтобы вызвать больший интерес к игре, можно предложить ребенку сначала потянуть короткую ниточку (спеть короткую песенку «А» в течение одной секунды), лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук «А», в течение трех-шести секунд).

В следующий раз предложите малышу пропеть гласные звуки «У», «О», «И», «Э».

Ребенку пяти-семи лет можно предложить тянуть и некоторые согласные звуки. Например, «С», «З», «Ш», «Ж», «Л» и «Р».

• Игра способствует воспитанию правильного речевого дыхания, активизирует мышцы губ. В игре отрабатывается артикуляция гласных звуков, могут быть автоматизированы свистящие, шипящие и сонорные звуки.

 

Намотай клубочек

 

Покажите ребенку, как можно вращать перед грудью руками (одна вокруг другой) и в это время длительно пропевать гласный звук – как будто наматывать на клубок длинную звуковую ниточку. Попросите ребенка повторить это упражнение.

Обратите его внимание на то, что перед началом пения надо глубоко вдохнуть.

Можно посоревноваться – чья ниточка окажется длиннее. В этом случае взрослому иногда следует поддаваться малышу.

• Игра позволяет удлинить речевой выдох, активизирует мышцы губ. В игре отрабатывается артикуляция гласных звуков.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.