Kikai – возможность для нанесения удара — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Kikai – возможность для нанесения удара

2019-12-21 107
Kikai – возможность для нанесения удара 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Следующее я слышал от Shiokoshi Kensaku, мастера игры Go, обладателя 7-го дана: “Во время партии, как правило, возникают две или три возможности одержать победу в данной игре, но если не знать, как эти возможности образуются, возможность выигрыша становится очень низкой.”.

Кендо и Go очень отличаются по своей сути, и нельзя вести игру в шашки так же, как фехтовальный поединок и наоборот. Однако общее в этих состязаниях может быть найдено в рассмотрении принципов достижения победы и нанесения поражения.

Чтобы понимать суть shobu, необходимо понимать что Shiokoshi называет возможностью победить. В старых руководствах по кендо такая возможность называлась shio’ai. В простом понимании это просто означает «шанс». Способность распознавать эти шансы есть ключ к любому поединку. Mori Yozo в своей книге Kempo Gekishiron высказывается о сути kikai и shobu.

В процессе схватки с соперником возникают многочисленные изменения и варианты боевой ситуации. Если понимать принципы атаки в процессе выполнения защиты, защита и атака становятся одним целым. Обладая отработанной техникой и зрелым тактическим пониманием, можно подчинить боевые действия общим принципам ведения боя, и тогда техника и тактика станут едиными. Если действовать в соответствии с высокими законами неба и земли, в атаке не нужно фиксироваться на ударах и условной форме, как будто можно двигаться сколь угодно свободно на всем пространстве от неба до земли.

“В этом мире без мыслей и желаний нет ни звука ни запаха, ни привидений, ни леших. Возьмите для примера зеркало и посмотрите, как оно отражает предметы перед собой; так же действует сознание, что называется сознанием-зеркалом. Когда душа соперника видна в зеркале, нельзя пропустить от него удар; однако, если Ваше сознание проявляется внешне, оно прекращает быть настоящим зеркалом. Kanzan в своих стихах, обращенных к Jittoku, сказал: ‘Хоть прямо сейчас не видно пыли, которую нужно мести, все равно держи в руке веник для уборки в своей душе.’ Jittoku откликнулся: ‘Веник нужен, чтобы выметать внешние проявления души’.”

Интересные вопрос и ответ, а также из диалога видно, кому из его участников еще только предстоит приобрести состояние безмыслия. Если есть зеркало, тогда существует и отраженный предмет; при этом самого зеркала как бы нет, а видно только отражение: это и есть секрет сознания. В старых стихах сказано: “Луна не знает о своем отражении. Вода не думает, что она зеркало. Большой пруд.”

Это удел великих мастеров; я же не могу учить студентов столь высоким вещам. Обращаясь к кендокам уровня mokuroku и ниже, следует вернуться к обсуждению удобных возможностей нанесения удара.

Что из себя представляют эти shio’ai? Это возможности одержания безупречной победы, которые возникают в течение схватки. Такими shio’ai являются: не поддавшись силе противника, ударить его в момент его расслабленности и в слабом месте; ударить его в начале его атаки; ударить его, когда он растерян; ударить его, когда он остановился; ударить его, когда он собирается для атаки; обескуражить и ударить.

Кроме того, в бою есть восемь принципов противодействия противнику:

1. Действуйте в соответствии с его стойкой,

2. Действуйте в соответствии с положением его меча,

3. Действуйте в соответствии с его привычками и навыками,

4. Подавите его своим духом в самом начале его движения,

5. Сделайте так, чтобы ему было далеко, а Вам близко,

6. Выведите его из равновесия и заставьте действовать, как нужно Вам,

7. Если он силен в защите, путайте и обманывайте его,

8. Если у него сильный te-no-uchi, действуйте, не подходя близко.

 

Если противник очень силен, применяйте второй и третий методы. Стратегически важно не расслабляться и не терять внимание на поле боя, даже если врага уже зарубили. Преследуя противника, нужно знать, когда пора прекратить погоню. Это нужно глубоко осмыслить.

В наставлениях наших предков можно многому научиться. В связи с обсуждаемым предметом есть еще один аспект, который необходимо раскрыть. Момент достижения победы одновременно есть момент поражения; то, что может выглядеть как шанс для одного, может быть шансом для его противника. Внутри замечательной победы лежит риск крупного разгрома, и наоборот.

Itto-Ittosai написал следующее: “Изучающие боевое искусство должны знать возможности победить или проиграть. Видеть уязвимые места есть возможность скорейшего выигрыша. Победа невозможна там, где противник хорошо защищен. Наличие брешей у себя означает риск поражения, выявление их у противника есть возможность победы. Тот, кто атакует отчаянно и бездумно, поступает так, потому что не знает, куда нужно бить наверняка. Если я неуязвим для ударов, меня нельзя победить; если я не могу поразить противника, я не могу его победить; поэтому там, где есть полная победа, есть полное поражение. Знать способы поразить противника, чтобы победить его, и знать как его победить, чтобы выиграть самому, означает овладеть боевым искусством. Я изменяюсь, и противник догадывается об этом, в зависимости от этого меняется ситуация.”

Sun Tzu написал: “Знай противника и знай себя, и тогда в тысяче битв не будешь знать поражения. Не зная противника и зная только себя, будешь выигрывать и проигрывать. Не зная ни противника, ни себя, всегда будешь терпеть поражение.”

Всегда держись несокрушимой основы и стремись направить все силы на достижение победы. Вновь возвращаясь к Heiho Sanjugo Kajo, читаем: “По поводу ударного соединения. Оно возникает, когда меч противника приближается для удара, а мы своим оружием можем остановить его, парировать или отбить. Процесс его парирования, блокировки или отбивания нужно рассматривать как соединение для последующего поражения противника. Придавливая оружие противника, освобождаясь от него и (например) нанося последующий укол, нужно, чтобы в этом действии были объединены тело, сердце и меч. Тщательно думай об этом.”

M. Musashi учил, что все действия должны быть соединены в последующее поражение противника – вот четкое наставление великого мастера, предупреждающее наши сомнения.

Нападение и защита, единые как одно средство победы над оппонентом, – это высокий уровень владения мечом. В этом аспекте нет смысла обсуждать тот или иной шанс или тот или иной случай; все шансы и случаи есть возможности достижения победы. Все это – shio’ai.

 

Kan (интуиция)

 

Ранее мы рассмотрели общие возможности выполнения успешной атаки – они основаны на распознавании сильных сторон противника и выявлении его слабостей. Однако определить эти качества оппонента совсем непросто.

О шансах на победу (sho’ai) легко только рассуждать; в реальной жизни крайне трудно использовать их в именно то мгновение, когда они появляются. В гуще боя, с его бесчисленными изменениями обстановки, если начинать атаку в тот момент, когда виден шанс на победу, для успеха уже поздно.

Когда гремит гром, молния уже ударила; когда видна возможность для атаки, время для нее уже исчерпано. Поэтому в миг осознания шанса ударить сам удар уже должен быть нанесен. Нас учат, что меч должен поразить цель в момент произнесения звука «Т» в слове «там» и звука «З» в слове «здесь». Как же можно это освоить? Ответ лежит, безусловно, в понятии kan или интуиции. Если обладать интуитивным предчувствием, можно заранее проецировать приближающиеся возможности атаковать как отражения в зеркале.

“Все чувства обостряются, если их постоянно и упорно тренировать. Например, рассмотрим игру на сямисене (японской лютне). Вначале нужно научиться настраивать инструмент. Одаренные хорошим музыкальным слухом сделают это быстро и без особенной посторонней помощи, что окажется невозможным для большинства средних людей. Последним будет трудно настроить звучание в соответствии с камертоном. Поэтому на начальном этапе настраивать инструмент для ученика будет его учитель.

Однако примерно через год ученик научится слышать звуки струн сямисена и сможет настраивать его сам. Я хотел бы подчеркнуть, что, слушая одни и те же звуки и ноты каждый день в течение долгого периода времени, можно исподволь развить музыкальный слух. Слух будет совершенствоваться, если учитель будет вновь и вновь показывать верное натяжение струн и демонстрировать их правильное звучание, пока ученик сам не овладеет настройкой инструмента. Преподавателю следует воздерживаться от лишних теоретических наставлений, так в этом деле слова бесплодны и могут даже помешать развитию ученика.”

Это цитата из главы «Полировка чувств» книги Bunsho Dokuhon, написанной Tazizaki Junichi. В этом произведении автор много говорит о важности развития чувства грамотной письменной речи.

Если спросить, что такое kan, можно ответить, что это одно из важнейших чувств. Поначалу мы определяем мир при помощи пяти основных чувств: зрением, слухом, обонянием и так далее, но мере их развития мы можем слышать практически беззвучное, видеть почти незримое, таким образом познавая чудесное и удивительное.

Даже располагая достаточным временем, чтобы думать и рассуждать, порой очень трудно сделать правильные выводы, но иногда, когда времени для принятия решения нет, оно может быть сделано интуитивно, используя kan.

«Когда есть выбор только из двух возможных ходов, и Вы (как это часто случается) не знаете, какой ход выбрать, – окончательное решение принимается, только доверяясь интуиции. Интуиция не приобретается легко, и, если мастерский уровень не превышает 4-й дан, я не думаю, что она по-настоящему присутствует.»

Эти слова были написаны в одной из работ выдающегося мастера Kimura Yoshio. В тех областях деятельности, где мастером уже приобретено настоящее интуитивное восприятие, его можно считать истинным экспертом; особенно это верно для кендо: в нем победа и поражение наступают в кратчайшее мгновение, и значение интуиции огромно.

Hirayama Shiryo в своей книге Kencho написал: «Чан Цзу говорил: почувствовав, делай; будучи атакованным, отвечай. Он имел в виду то, что после малейшего обнаружения агрессивных намерений врага необходимо быстро действовать, чтобы пресечь их в зародыше; более того, если противник наносит удар мечом, необходимо рубить на опережение; действуя таким образом, можно вернуть себе преимущество инициативы.»

В своей классической «Go-Ri-No-Sho» Miyamoto Musashi писал: «По поводу того, что значит понимать условия преимущества. Понимание их дает возможность принимать оптимальные решения о движении войск и их тактическом использовании в конфликтах с участием большого количества людей; это знание дает возможность увидеть подъем морального состояния врага и его упадок, чувствовать настроение войска противника и его состояние, понимать условия и особенности местности.

В схватке один на один жизненно необходимо понимать изменение внутреннего состояния противника, выявлять его преимущества и недостатки и обрушивать его ожидания. Важно видеть как пики и спады оппонента, так и ритмические интервалы между ними; это видение дает возможность завладеть боевой инициативой. Для такого контроля над противником требуется хороший интеллект.

Как только heiho (военное искусство) станет частью Вас, появится способность предвидеть мысли оппонента и выбирать оптимальный способ достижения победы. Это необходимо глубоко осмыслить.»

В конечном счете, понимание происходящего и есть предмет kan. Нужно прилежно тренироваться и развивать боевые навыки, так как развитие интуиции зависит от приобретенного опыта.

Важным условием приобретения и поддержания kan является ясный и незамутненный разум, не отягощенный лишними мыслями и желаниями, которые могут препятствовать главному и подавлять чудо интуитивного восприятия. Повторю, главные условия взращивания интуиции есть длительный практический опыт и спокойное состояние ума.

 

Sen (инициатива)

 

Для того, чтобы победить в партии Shogi или Go важно захватить игровую инициативу; также и в кендо невозможно преуменьшить владение искусством опережения или sen. Обладание инициативой есть путь к контролю над оппонентом, опережение в бою проводит грань между победой и поражением. Miyamoto Musashi писал: «Что такое три вида начала атаки? Первая из них есть ken-no-sen, где Вы сами выполняете первое движение. Вторая – это tai-no-sen (атака в ответ), в ней Вы опережаете противника, начав действие сразу после его атаки. Третья, tai-tai-no-sen, – в ней Вы и Ваш противник начинаете движение одновременно.

Других видов начала атаки, кроме этих трех (до, после и одновременно с движением оппонента), не может быть. Так возможность быстро победить в бою зависит от того, как начинается атака, концепция первого движения принципиально важна в heiho.

Хотя сама концепция первого движения содержит множественные аспекты своего исполнения, сейчас нет необходимости рассматривать ее в деталях, так как ответ на вопрос, какую именно инициативную атаку следует выполнять, принципиально содержится в конкретной боевой ситуации. Достижение победы лежит в распознании намерений противника и знании тактических принципов боя.

Первое – ken-no-sen. Это означает захватить инициативу, начав атаку первым. Вы спокойно принимаете положение, из которого собираетесь начать нападение, и затем без колебаний атакуете. Эта атака должна быть выполнена со значительной силой и волевым устремлением, движение ног должно быть быстрее обычного, с противником нужно сблизиться после короткого вдоха, в это движение нужно вложить без остатка весь свой боевой дух. От начала атаки и до ее конца необходимо ошеломлять противника своим энтузиазмом и силой вырвать победу, невзирая ни на какие обстоятельства. Вот что содержится в понятии ken-no-sen.

Второе – tai-no-sen. Сначала, когда противник начинает выдвигаться вперед, ведите себя, как бы демонстрируя нерешительность и слабость. Когда он уже сближается для верного удара, немного шагните назад и быстро разорвите дистанцию, чтобы он решил, что Вы отступаете. Как только он потеряет твердый баланс своего движения, мощно атакуйте, задержав свое дыхание. Это один из способов tai-no-sen. Если противник бросается на Вас с большой силой, встречайте его с еще большей мощью, и тогда ритм его атаки будет нарушен. Воспользуйтесь преимуществом этого момента и вырвите победу. Таковы принципы tai-no-sen.

Третье – tai-tai-no-sen. Эта атака используется, когда противник быстро идет вперед. Начинайте встречать его спокойно и с полной готовностью применить свою силу; когда он достаточно близко, неожиданно атакуйте, задержав дыхание, и поразите его. Если он приближается осторожно, двигайтесь ему навстречу лишь чуть-чуть быстрее чем обычно, как будто скользя, и, когда он достаточно близко, выполните обманное движение, воспользуйтесь его реакцией, быстро атакуйте и поразите его. Это и есть tai-tai-no-sen. Другие более тонкие детали описать и объяснить довольно трудно.»

Описанное в этом разделе – это только принципиальные примеры, которые могут быть в дальнейшем развиты и разработаны. Касательно трех видов опережения, не следует обязательно считать, что всегда нужно атаковать первым вне зависимости от ситуации и обстоятельств, но, с другой стороны, в целом является желательным начинать атаку первым и вынуждать противника находиться в пассивном положении обороняющегося. В любом случае, вне зависимости от того, кто нападает первым, концепция инициативного опережения есть принципиальная основа победоносного heiho.

Три вида инициативы, описанные выше, известны также как описанные терминами: sen-no-sen (первая атака), go-no-sen (ответная атака или контратака), sen-sen-no-sen (атака в ответ на контратаку).

В целом, эти виды инициативы происходят из применения реальных технических действий, но кроме них есть еще внутренняя, психологическая инициатива, которая опережает сами намерения противника. По этому поводу в Go-Ri-No-Sho есть раздел, названный «прижимание к подушке (не дать поднять головы; прим. перев.)» и посвященный kokoro-no-sen – психологическому контролю опережением.

«Прижать к подушке – значит не дать поднять головы. Со стратегической точки зрения особенно плохо оказаться вовлеченным в пассивное положение вынужденной защиты. Что бы не происходило, идеальным является находиться в положении, в котором можно свободно контролировать оппонента, то есть всегда преобладать в опережении.

Следует полагать, что противник думает так же, и Вы тоже будете думать о том же самом, и результата не будет, если не понимать, как будет поступать противоположная сторона. Прижать к подушке и не дать поднять голову с точки зрения военной стратегии – есть пресекать попытки противника сближаться и наносить удары и ускользать от него, когда он пытается войти в захват. Тот, кому удается это в поединке на мечах, хорошо сведущ в heiho. Когда противник пытается ударить, его движение пресекается в самом начале попытки, буквально при начале звука «У» в «удар», лишая его возможности продолжить само слово. Продолжая образ, Вы должны остановить его атаку на звуке «А» самой атаки. Вы должны застопорить его прыжок на звуке «П» этого прыжка; Вы должны пресечь замах его оружия на звуке «З» этого замаха.

Когда противник намеревается выполнить движение, важно позволить ему только ту фазу движения, в которой ему нет пользы, и остановить другую, выгодную ему часть; таким образом его план не будет реализован. Постоянно прижимая противника к земле, Вы затащите его в пассивное положение обороняющегося.

Тот, кто искусен в heiho, – он прежде всего и всегда, вне зависимости от помех, способен начать и завершить необходимые ему действия. Когда оппонент пытается выполнить свою атаку, рассыпьте ее в самом зародыше, превратите любое его действие в бесполезное, владейте свободой, которая позволит доминировать над ним. Все это есть результат длительной практики. Не давать поднять головы – этому искусству нужно много учиться.»

В Sumo Densho написано: «Принципы начальной и ответной атак лежат в сильных и слабых сторонах Вашего взаимодействия с оппонентом. Победа не принадлежит только одному инициатору атаки. Многие потерпели поражение в момент своего нападения от умелой контратаки go-no-sen. Умелый боец сохраняет свою боевую инициативу от начала до ее конца, и от начала до конца он преследует менее умелого.»

В заключении, не будет преувеличением сказать, что sen, или овладение инициативой, есть решающий и критический фактор, определяющий победу и поражение.

 

Ken-tai (нападение и защита)

 

Слова ken и tai буквально означают атаку и ожидание, но в данном контексте имеется в виду нападение и оборона.

В кендо больше всего ценятся активное наступление и прямая атака, и раньше нас учили думать о нанесенных, а не о пропущенных ударах. Однако это совсем не значит, что правильно только безрассудно атаковать. Как в игре Shogi не одобряется беспечное продвижение фигур вперед, так и в кендо нужно избегать бездумного увлечения атакой и нельзя сыпать бессмысленными ударами.

Старая мудрость учит нас: «Нельзя неосмотрительно увлекаться ни преследованием, ни отступлением». Безрассудная атака может привести только к разгрому.

В стратегическом руководстве «Искусство войны» Sun Tzu читаем: «Мастер окружения всегда оставляет противнику щель для отступления и никогда не набрасывается на врага, находящегося в безвыходной ситуации.»

И как же действовать правильно? Ответ такой: атаковать, когда нужно идти вперед, и ждать, когда нужно стоять на месте. Существует парадигма ken-chu-tai (защита во время атаки и атака во время защиты). В процессе атаки следует одновременно сохранять внимательность и готовность защищаться, и наоборот, во время ожидания и наблюдения нужно быть готовым нападать. Когда это осуществимо, такое состояние называется ken-tai-ichi (атака и защита едины).

Единство ken-tai описано в Shinkage-ryu Heiho Kadensho.

Ken означает решительно и без колебаний атаковать, яростно нанести удар с целью зарубить противника, прежде чем он может поразить Вас. Такое содержание атаки присуще и Вашему противнику, и Вам.

Tai значит не предпринимать первого действия самому и ждать инициативы противника. Необходимо осознавать, что tai есть состояние абсолютной настороженности и предельной готовности. Ken и tai значат атаковать и быть наготове.

Используя принципы ken-tai применительно к телу и мечу (омонимы tai – тело и ken – прямой меч; прим. перев.), приближайтесь к противнику в атакующей стойке и держите меч в положении ожидания; старайтесь приглашать оппонента атаковать и встречайте его контратакой. При этом положение тела есть проявление ken, а позиция меча есть tai. Стойка ken нужна, чтобы вынудить соперника начать атаку.

Принцип ken-tai применяется также к уму и телу. Сознание должно сохранять состояние внимательной готовности tai, в то время как тело – на грани взорваться атакой ken; так как если в уме царит агрессия, то сознание перевозбуждено, и эта горячность вредна. Сохраняйте ум в ожидании tai, тело в контролируемой готовности ken, вынуждайте противника сделать первый шаг и наносите ему поражение.

С другой стороны, есть такое толкование, в котором ум принимает состояние ken, и тело – tai; это объясняется тем, что состояние сознания ken сосредоточено на защите, а нахождение меча в позиции приглашает противника нападать первому. Следует воспринимать свое тело как руку, держащую меч. Так разум настроен как ken, а тело в готовности tai. В конечном итоге, оба метода одинаковы; они вынуждают соперника первому начать двигаться и приводят к победе над ним.

В стихотворении, относящемся к Hozoin-ryu so-jutsu (школа копейного боя) читаем: “Руками в tai и ногами в ken неустанно наступай как лавина.”

И здесь мы тоже видим наставление о единстве ken и tai. В Itto-ryu Densho по поводу ken-chu-tai и tai-chu-ken сказано: «В природе не существует однобокого присутствия только Ян или только Инь. На пике Ян появляется Инь. В различных положениях тела и меча, относящихся к первому или второму, атака есть Ян, а блокирование – Инь. Стойки onken, jodan и inhonken – все относятся к Ян. Когда я намереваюсь поразить противника и вижу блеск его меча, я реагирую соответственно; не собираться просто начать атаку первым – уже значит находиться в позиции внимательного ожидания, называемого tai. Вынуждайте противника выполнить первое движение и адекватно реагируйте на него. Если Вы наступаете с целью во что бы то не стало самому начать атаку с единственным намерением Ян и без поддержки Инь, то с сильным противником Вы попадете в очень сложное положение. Поэтому в бою надо комбинировать стороны Ян и Инь.

В tai-chi-ken ожидать ни в коем случае не значит просто спокойно стоять; если так делать, то потеряете гибкость, скорость и силу; стоит остановиться, и будете поражены противником.»

Такие стойки как seigan, shinken и gedan относятся к Инь. Они предназначены для блокирования и парирования ударов противника. В ряде ситуаций из них трудно с необходимой скоростью выполнить атакующий выпад, так как по своей природе они содержат ожидание и сдерживание; но если, принимая их, Вы просто собираетесь переждать, то будете опережены в скорости и проиграете. Поэтому демонстрируйте положение ожидания tai, но внутри держитесь агрессивной готовности ken. Сближайтесь с соперником в состоянии Ян и, если видите брешь, немедленно атакуйте и поразите его. Это и есть та комбинация, где Ян и Инь помогают друг другу на пути к победе. Принципы боя требуют ждать, если противник двигается, и атаковать, если он стоит; это главное содержание тактики. Даже если мы атакуем сообразно с движениями соперника, неожиданно может понадобиться защищаться, и наоборот, в процессе обороны может возникнуть мгновенная необходимость нападать. В этом заключается тактическое использование неожиданности и целесообразности применительно к искусству боя на мечах.

В бою не должно быть исключительной атаки или однобокой защиты.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.