Категория мотива. Соотношение понятий потребность, мотив, мотивация, мотивировка. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Категория мотива. Соотношение понятий потребность, мотив, мотивация, мотивировка.

2019-12-21 892
Категория мотива. Соотношение понятий потребность, мотив, мотивация, мотивировка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психология мотивации

1. Категория мотива. Соотношение понятий потребность, мотив, мотивация, мотивировка.

2. Потребность как внутренний побудитель активности человека. Классификация потребностей. Характеристика и индивидуальная выраженность потребности.

3. Монистические представления о сущности мотива. Мотив как потребность, предмет удовлетворения потребности, побуждение.

4. Монистические представления о сущности мотива. Мотив как намерение, свойство личности, как состояние

5. Мотивация как процесс. Стадиальность мотивационного процесса.

6. Мотивация. Внешняя и внутренняя мотивация. Влияние внешней и внутренней мотивации на поведение и психические процессы.

7. Внешняя и внутренняя мотивация. Теории внешней мотивации.

8. Внешняя и внутренняя мотивация. Теории внутренней мотивации

9. Исследование мотивации в когнитивной психологии

10. Теория трудовой мотивации Д.МакГрегора

11. Теория иерархии потребности А.Маслоу

12. Теория мотивации К.Альдерфер

13. Двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга

14. Теория ожиданий Врума

15. Теория справедливости

16. Модель Портера - Лоулера

17. Конценция партисипативного управления

18. Понятие мотивации. Экстринсивная и интринсивная, отрицательная и положительная мотивация.

19. Стадии формирования мотива при наличии органической потребности (нужды).

20. Мотив как сложное интегральное образование. Проблема автоматизированных и импульсивных действий и поступков.

21. Характеристика императивных форм организации мотивационного процесса.

22. Характеристика неимперативных форм организации мотивационного процесса.

23. Проблема поведения полимотивации поведения и деятельности с точки зрения системного строения мотива (Е.П. Ильин).

24. Понятие Мотив. Функции, характеристики мотива. Борьба мотивов.

25. Проблема осознаваемости мотивов с точки зрения системного строения мотива (Е.П. Ильин).

26. Характеристика влечений, желаний, хотений как мотивационных образований.

27. Характеристика склонностей, привычек, интересов как мотивационных образований.

28. Мотивационные состояния, мотивационные установки как стадии мотивационного процесса.

29. Направленность личности. Содержание понятия, типы направленности.

30. Особенности структуры мотива и мотивации на разных этапах возрастного развития.

31. Возрастные изменения направленности личности.

32. Характеристика общения как взаимодействия, его мотивация.

33. Мотивация просоциального поведения: мотивация нормативного поведения, мотивация помощи и альтруистического поведения, мотивация семейной жизни

34. Мотивация просоциального поведения: мотивация самосовершенствования, мотивация политического выбора, мотивация читательской деятельности, мотивы интеллектуальной миграции

35. Мотивация агрессивного и эгрессивного поведения.

36.  Мотивация девиантного и деликвентного поведения.

37.  Аддиктивное поведение. Характеристика мотивационной сферы у лиц употребляющих алкоголь, наркотики.

38. Мотивы суицидального поведения.

39. Мотивация учебной деятельности и ее эффективность.

40. Мотивация профессиональной деятельности. Состояние профессиональной депривации.

41. Мотивация профессиональной деятельности: мотивация трудовой деятельности

42. Мотивация профессиональной деятельности: педагогической и научной деятельности

43. Мотивация профессиональной деятельности: особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя

44.  Мотивация профессиональной деятельности: мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности

45. Мотивационный потенциал различных видов стимуляции: похвалы, поощрения, соревнования, успеха, неудачи и т.д.

46. Невротические расстройства личности при неудовлетворенных потребностях и влечениях.

47. Экспериментальные и неэкспериментальные методы изучения мотивов и мотивации.

48.  А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы, мотивация

49. З. Фрейд. О мотивах и личности в психоанализе

50. Б.В. Зейгарник Понятие квазипотребности

51.  Л.И. Божович Потребность в новых впечатлениях

52. М.И. Лисина Потребность в общении

 

Монистические представления о сущности мотива. Мотив как потребность, предмет удовлетворения потребности, побуждение.

Теория ожиданий Врума

Теория ожиданий основана на положении, что наличие активной потребности — не единственная мотивация. Человек также должен надеяться, что действительно сможет ее удовлетворить, благодаря правильно выбранному типу поведения. Большую роль в разработке теории ожидания сыграл Виктор Врум, который ввел понятие валентности— предполагаемой степень относительного удовлетворения (или неудовлетворения) вследствие получения вознаграждения, или, другими словами, насколько вознаграждение соответствует ожиданиям вознаграждаемого.

Врум определил мотивацию как произведение следующих переменных:

· ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты;

· ожидание того, что за достигнутыми результатами последует вознаграждение;

· валентность (ожидаемую ценность вознаграждения).

Чем выше значение каждого из множителей, тем выше мотивация. В случае, если один из множителей отсутствует (равен нулю), то мотивация равна нулю. Данная теория оставила без внимания то, какая валентность имеет большую ценность: валентность заработной, платы, продвижения или других факторов.

Теория справедливости

Основателем теории равенства-справедливости является Стейси Адамс, который на основе исследований сформулировал основные её положения. Её содержание сводится к следующему: в процессе осуществления трудовой деятельности человек постоянно сравнивает полученное вознаграждение с затраченными усилиями, а затем сопоставляет это с вознаграждением, полученным другими людьми.

По мнению С.Адамса, каждый работник оценивает свои отношения:

Личные доходы / личные затраты = доходы других лиц / затраты других лиц.

При этом, в затраты включаются не только усилия человека по выполнению данной работы, но и его стаж в организации, уровень квалификации, возраст, социальный статус. Оценка затрат и результатов субъективна, причём особенно высок субъективизм в отношении других лиц, о которых человек может судить лишь на основе догадок и отрывочной информации.

Если сравнение обнаруживает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психическое напряжение. Для мотивации в данном случае необходимо устранить дисбаланс и восстановить справедливость.

В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.

 

Модель Портера - Лоулера

А. Портером и Э. Лоулером разработана комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожиданий Врума и теории справедливости Адамса. Согласно этой теории результаты трудовой деятельности зависят от приложенных усилий сотрудника, его способностей и осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в справедливости вознаграждения.

Достижение требуемого уровня результативности может повлечь за собой: (1) внутреннее вознаграждение (чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения); (2) Внешнее вознаграждение (похвала руководителя, премия, продвижение по службе).

Таким образом, результаты труда зависят от: затраченных усилий (которые определяются ожидаемой ценностью вознаграждения и ожидаемой справедливостью вознаграждения); способностей и особенностей человека; осознания своей роли в процессе труда.

С точки зрения А. Портера и Э. Лоулера высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его, т.е. результативный труд ведет к удовлетворению.

Модель А. Портера - Э. Лоулера внесла большой вклад в понимание мотивации. Во-первых, она показала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей, во-вторых, эта модель показывает важность объединения таких понятий как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой, взаимосвязанной системы.

 

 

Направленность личности. Содержание понятия, типы направленности.

Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.)Во всех видах активности человека направленность проявляется в особенностях интересов личности. Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности как в сложном ее психическом свойстве, включающем в себя систему побуждений, которая определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности. Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): ценностно-смысловые образования и притязания личности, основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, ожиданиях определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Притязания личности, или потребность в статусе, — интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности; это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Самооценка — одно из базовых личностных образований. Потребностные состояния личности зависят от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, а также от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у человека тех или иных потребностных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.

Потребности человека реализуют две основные функции — целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая — системой ценностных образований личности.

Характеристика направленности В зависимости от сферы проявления различают такие виды направленности личности, как профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например в сфере творчества, спортивной деятельности и т.п. Направленность личности характеризуется:
уровнем зрелости — степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.;
широтой — диапазоном сфер проявления устремлений личности;
интенсивностью — силой устремлений личности по реализации поставленных целей;
иерархией видов направленности конкретной личности (ведущие виды, главные, доминантные и др.).
Виды направленности личности.
Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него; важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе илиучебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.
Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.
Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.


 

Психология мотивации

1. Категория мотива. Соотношение понятий потребность, мотив, мотивация, мотивировка.

2. Потребность как внутренний побудитель активности человека. Классификация потребностей. Характеристика и индивидуальная выраженность потребности.

3. Монистические представления о сущности мотива. Мотив как потребность, предмет удовлетворения потребности, побуждение.

4. Монистические представления о сущности мотива. Мотив как намерение, свойство личности, как состояние

5. Мотивация как процесс. Стадиальность мотивационного процесса.

6. Мотивация. Внешняя и внутренняя мотивация. Влияние внешней и внутренней мотивации на поведение и психические процессы.

7. Внешняя и внутренняя мотивация. Теории внешней мотивации.

8. Внешняя и внутренняя мотивация. Теории внутренней мотивации

9. Исследование мотивации в когнитивной психологии

10. Теория трудовой мотивации Д.МакГрегора

11. Теория иерархии потребности А.Маслоу

12. Теория мотивации К.Альдерфер

13. Двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга

14. Теория ожиданий Врума

15. Теория справедливости

16. Модель Портера - Лоулера

17. Конценция партисипативного управления

18. Понятие мотивации. Экстринсивная и интринсивная, отрицательная и положительная мотивация.

19. Стадии формирования мотива при наличии органической потребности (нужды).

20. Мотив как сложное интегральное образование. Проблема автоматизированных и импульсивных действий и поступков.

21. Характеристика императивных форм организации мотивационного процесса.

22. Характеристика неимперативных форм организации мотивационного процесса.

23. Проблема поведения полимотивации поведения и деятельности с точки зрения системного строения мотива (Е.П. Ильин).

24. Понятие Мотив. Функции, характеристики мотива. Борьба мотивов.

25. Проблема осознаваемости мотивов с точки зрения системного строения мотива (Е.П. Ильин).

26. Характеристика влечений, желаний, хотений как мотивационных образований.

27. Характеристика склонностей, привычек, интересов как мотивационных образований.

28. Мотивационные состояния, мотивационные установки как стадии мотивационного процесса.

29. Направленность личности. Содержание понятия, типы направленности.

30. Особенности структуры мотива и мотивации на разных этапах возрастного развития.

31. Возрастные изменения направленности личности.

32. Характеристика общения как взаимодействия, его мотивация.

33. Мотивация просоциального поведения: мотивация нормативного поведения, мотивация помощи и альтруистического поведения, мотивация семейной жизни

34. Мотивация просоциального поведения: мотивация самосовершенствования, мотивация политического выбора, мотивация читательской деятельности, мотивы интеллектуальной миграции

35. Мотивация агрессивного и эгрессивного поведения.

36.  Мотивация девиантного и деликвентного поведения.

37.  Аддиктивное поведение. Характеристика мотивационной сферы у лиц употребляющих алкоголь, наркотики.

38. Мотивы суицидального поведения.

39. Мотивация учебной деятельности и ее эффективность.

40. Мотивация профессиональной деятельности. Состояние профессиональной депривации.

41. Мотивация профессиональной деятельности: мотивация трудовой деятельности

42. Мотивация профессиональной деятельности: педагогической и научной деятельности

43. Мотивация профессиональной деятельности: особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя

44.  Мотивация профессиональной деятельности: мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности

45. Мотивационный потенциал различных видов стимуляции: похвалы, поощрения, соревнования, успеха, неудачи и т.д.

46. Невротические расстройства личности при неудовлетворенных потребностях и влечениях.

47. Экспериментальные и неэкспериментальные методы изучения мотивов и мотивации.

48.  А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы, мотивация

49. З. Фрейд. О мотивах и личности в психоанализе

50. Б.В. Зейгарник Понятие квазипотребности

51.  Л.И. Божович Потребность в новых впечатлениях

52. М.И. Лисина Потребность в общении

 

Категория мотива. Соотношение понятий потребность, мотив, мотивация, мотивировка.

Мотивация - это система побудительных процессов, направленных на совершение каких-либо действий или деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов, интересов, желаний и достижения целей. Как видно из определения, понятие ``мотивация'' объединяет разные побудительные силы в общую структуру.

Потребность - это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо для поддержания существования его организма и развития личности. Потребности - источник активности человека.
Виды потребностей
1) Материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предмет обихода).
2) Социальные: а) в общении, б) в само актуализации, в) в служении обществу, г) в социальном признании.
3) Духовные: а) в признании, б) в эстетическом наслаждении, в) в творчестве.
Все виды потребности связаны между собой.
Мотивы объединяются в понятии направленность личности, которое включает интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
1) Познавательные (интересы).
2) Социальное (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу).
3) Рост, развитие (самосовершенствование и т.д.).
Мотив - это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта и определяет направление его действия. По словам А. Н. Леонтьева, мотив -- это опредмеченная потребность.
Мотивировка - это рациональное объяснение субъектом причин своих действий. С помощью мотивировки личность оправдывает свои действия и поступки.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.