Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема: Правописание суффиксов и окончаний глаголов

2019-09-26 772
Тема: Правописание суффиксов и окончаний глаголов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Упражнение 1

 

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

    Воспит…вать, вывед…вать, доклад…вать, завид…вать, загляд…вать, завед…вать, исповед…вать, команд…вать, навед…ваться, отскак…вать, огляд…ваться, обслед…вать, проповед…вать, перелицов…вать, развед…вать, изнаш…вать, совет…вать, бесед…вать, застр…вать, очаров…вать, тонир…вать, продл…вать, околдов…вать, обнадёж…вать, взбалт…вать, завед…вать, завид…вать, отклад…вать, погляд…вать, проветр…вать, повяз…вать, загад…вать, экзамен…вать, соответств…вать, останавл…вать.

 

Упражнение 2

 

Составьте словосочетания с данными глаголами:

осиротить – осиротеть

повеселить – повеселеть

обеднить – обеднеть

обезлесить – обезлесеть

обессилить – обессилеть

обескровить – обескроветь

Упражнение 3

 

Определите спряжение глаголов и образуйте формы 2 лица единственного числа и 3 лица множественного числа.

О б р а з е ц: клеить II клеишь клеят

    Пороть, сыпать, зависеть, бороться, хохотать, дремать, лечить, беспокоиться, славиться, вязать, гнаться, полоскать, уменьшаться, лаять, мылиться, пыхать.

 

 Упражнение 4

 

Образуйте от данных глаголов форму прошедшего времени и форму настоящего (будущего) времени 3 лица единственного числа.

О б р а з е ц: зависеть – зависел – зависит

    Затеять, строить, посеять, точить, маяться, наклеить, обидеть, услышать, стелить, смотреть.

В чём причина ошибки в слове «зависил»?

 

 

Упражнение 5

 

Составьте предложения с данными глагольными формами, обозначая суффиксы и окончания:

Крикните – крикнете

колите – колете

свистните – свистнете

выход и те – вых о дите

вынесите – вынесете

разбуд и те – разб у дите

 

Упражнение 6

 

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

    1. Просто совет…вать, да не просто совету след…вать. 2. Беды муч…т, да уму уч…т. 3. В Тулу со своим сам…варом (не) езд…т. 3. В чуж…м глазу суч…к вид…м, а в своём бревна (не) замеча…м. 4. Ворон ворону глаз не выклю…т. 5. Когда буд…м пом…рать, тогда буд…м гор…вать. 6. Всяк кулик своё болото хвал…т. 7. Глупый кисн…т, а умный всё промысл…т. 8. Дарё…ому коню в зубы не смотр…т. 9. Мёртвых с погоста не нос…т. 10. В дождь избы не кро…т, а в вёдро и сама не капл…т. 11. В нужде и кулик солов…ём свищ…т. 12. Долго журавль л…та…т, а мозолей не нат…ра…т. 13. И комар лошадь свал…т, если волк помож…т. 14. Гром не грян…т – мужик не перекрест…т…ся. 15. Весёлого нрава не куп…ш… 16. Дела да случаи совсем замуч…ли. 17. Худого человека ничем не уваж…шь. 18. Родную мать никем не замен…шь. 19. Соловья баснями не корм…т. 20. Море по рыбе не туж…т. 21. Когда меня люб…шь, и мою собачку люби. 22. Ум истиною просветля…тся, сердце любовью согрева…тся. 23. Он с нею и себя не помн…т, и нас не помина…т. 24. Замок да запор девки не удерж…т. 25. У кого рубль плач…т, а у меня копейка скач…т (Пословицы).

 

Упражнение 7

 

Исправьте орфографические ошибки в тексте.

    Я соображал: как, в сущности, много довольных, счасливых людей! Какая это падавляющая сила! Вы взглините на эту жизнь: наглость и празность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом беднасть невозможная, тесната, выраждение, пьянство, лицемерие, враньё… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидисяти тысячь, живущих в городе, не одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходют на рынок за правизией, днём спят, которые говарят свою чепуху, женются, старятся, благадушно тащут на кладбище своих пакойников; но мы невидим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизне, происходит гдето за кулисами. Всё тихо, спокойно, и пратестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от не доедания… И такой порядок, очевидно, нужин; очевидно, счасливый чуствует себя хорошо только потому, что несчасные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невазможно. Это общий гипноз. Надо, что бы за дверью каждого довольного, счасливаго человека стоял кто нибудь с молоточком и постояно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он не был счаслив, жизнь рано или позно покажит ему свои когти, стрисётся беда – болезнь, бедность, потери, и его ни кто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но челавека с молоточьком нет, счасливый живёт себе, и мелкие жытейские заботы волнуют ево слехка, как ветер осину, - и всё обстоит благаполучно.

                                                                                  (А. П. Чехов)

                                                           

Тема: Правописание суффиксов и окончаний причастий.

Упражнение 1

 

Образуйте от данных глаголов (где это возможно) все формы причастий. Объясните, почему не все формы можно образовать.

инфинитив действит. наст. вр. действит. прош.вр. страдат. наст. вр. страдат. прош. вр.
завещать        
сломать        
таять        
застелить        
гонять        
гнать        
увенчать        
завинтить        
внушать        
внушить        

Упражнение 2

 

Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов, от которых образованы причастия.

    Едва слыш…мый звук, почит…мый всеми праздник, меч…щийся по улицам человек, броса…мые вверх шары, ка…щийся грешник, брезж…щий рассвет, тщательно планиру…мые расходы, ре…щий на крыше флаг, грохоч…щий гром, реж…щий уши звук, кол…щая в боку боль, вид…мые на горизонте корабли, муч…мый сомнениями человек, пиш…щий рецепт доктор, организу…мая студентами встреча, спе…щие гроздья рябины, рекоменду…мая учителем литература, тяжело дыш…щий больной, собира…мая ботаником коллекция, восстанавлива…мый храм, стел…щиеся по земле растения, независ…мый человек, леч…щий врач.

 

Упражнение 3

 

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите производящую основу для данных причастий.

    Взлеле…нная мечта, взвеш…нные частицы, увеш…нная картинами комната, завеш…нное окно, навеш…нная дверь, взвеш…нный и продум…нный замысел романа, замеш…нное тесто, насто…нный отвар, выкач…нная из бочки вода, выкач…нный из гаража автомобиль, перемеш…нный с табачным дымом запах духов, потер…нные билеты, расстрел…нные патроны, застрел…нный лось, подстрел…ная утка, стрел…ный воробей, пристрел…нное ружьё, обвеш…нный покупками отец, выслуш…нный доклад, высуш…нные вещи, намасл…нный пирог, удосто…нный награды ветеран, высме…нные пороки, выровн…нный рабочими участок дороги, выравн…нные в правах избиратели, вымуч…нное мною задание, измуч…нный лекарствами больной, вымер…нный агрономом участок, измер…нный шагами путь.

 

Упражнение 4

 

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

    1. Пушкин – это гений, с…умевш… создать идеал нации (Лих.). 2. В дом… повеш…нного не говорят о верёвке (Посл.). 3. Человек, стро…щий свой дом на одном сер…це, стро…т его на огнедыш…щ…й горе (Герц.). 4. Истинная любовь к своей стране немысл…ма без любви к своему языку (Пауст.). 5. Дурак – это просто инакомысл…щий (бр. Струг.). 6. Женщина – тв…рение слабое, увлекающ…ся! (Остр.). 7. Был конь, да заезж…н, был молодец, да подерж…н (Посл.). 8. Уважение к минувш…му – вот черта, отличающ… образованность от дикости (П.). 9. На мысли, дыш…щие силой, как жемчуг, ниж…тся слова (Л.). 10. Дорога составля…т неисчерпа…мое насл…ждение (С.-Щ.). 11. На грядках и на выта…вш…м лужке прыгали скворц… (В. Бел.). 12. Слог – это внешн… одежда; мысль – это тело, скрывающ…ся под одеждой (Дост.). 13. Помолись о нищ…й, о потер…нной, о моей живой душе (А.Ахм.). 14. Едва брезж…щий рас…вет не мог разбудить нас (Пришв.).

 

Упражнение 5

 

Исправьте орфографические ошибки в тексте.

    Он [Чичиков] вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холадом, как из погреба. Из синей он попал в комнату, то же тёмную, чуть чуть озорённую светом, выходившем из под широкой щели, находившийся в низу двери. Отваривши эту дверь, он на конец очутился в свету и был порожён представшим беспорятком. Казалось, как-будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромаздили всю мебель. На одном столе стоял сломаный стул, и рядом с ним часы с останавившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тутже стоял преслонённый боком к стене шкав с стариным серебром, графинчиками и китайским форфором. На бюро, выложенном перломутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие жолобки, наполненые клеем, лежало много всякой всячины: куча исписаных мелко бумажек, накрытых мрамарным позеленевшим пресом с яичком на верху, какая то стариная книга в кожанном переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом неболее лесного ореха, отломленная ручька кресел, рюмка с какою-то житкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочик сургучика, кусочек где-то поднитой тряпки, два пера, запачканые чернилами, высахшие, как в чихотке, зубачиска, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, кавырял в зубах своих ещё до нашествия на москву французов.

                  

                                                          (Н. В. Гоголь)

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.