П. Частица НИ - усилительная. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

П. Частица НИ - усилительная.

2019-09-26 1345
П. Частица НИ - усилительная. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Частица НИ используется для усиления отрицания, выраженного отрицательным сказуемым, т.е. сказуемым, включающим частицу НЕ или выраженным словами НЕЛЬЗЯ, НЕТ, например: Девушка была замечательная красавица, и в этом не сомневался ни я и ни те, кто вместе со мной смотрел на неё. Отрицательное сказуемое может отсутствовать в
предложении, в этом случае оно легко восстанавливается из контекста: Воздух все больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка. Для распознания частицы НИ в функции усиления отрицания, выраженного отрицательным сказуемым, следует помнить, что частица НИ в этом случае по значению равна частицам ДАЖЕ, И; частицу НИ можно опустить, при этом общий смысл предложения не изменяется. Ср.: На небе ни звездочки не видно. (На небе даже звездочки не видно. На небе и звездочки не видно. На небе звездочки не видно).

2. Повторяясь, частица НИ превращается в союз НИ... НИ..., который соответствует повторяющемуся И утвердительного предложения: Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.

Частица НИ используется для выражения полного запрета или настойчивой просьбы: Прошу, ни слова больше!

В конструкции с глаголом «мочь» с предшествующим НЕ и повторяющимся усилительным НИ констатируется невозможность совершения действия: Он не мог ни есть, ни пить (т.е. он не пил и не ел!).

Не путайте предложения с НИ с предложениями, в которых употребляется частица НЕ, передающая смысл отрицания, ср.: Где только не побывал наш путешественник! Где только ни бывал наш путешественник, он везде писал путевые заметки.

Между этими предложениями существует много различий, но самым главным различием является интонация. Предложения с НИ всегда повествовательны. Логическое ударение в них обычно падает на слово, к которому примыкает частица НИ. Предложения с НЕ – это самостоятельные восклицательные, вопросительные или восклицательно-вопросительные предложения. Вопросительное местоимение или наречие в них подчеркнуто ударное.

Вторым важным различительным признаком является то, что предложения с НЕ могут быть употреблены самостоятельно (т.е. «извлечены» из состава сложного предложения без ущерба для смысла и структуры высказывания). Предложения с НИ не могут быть употреблены самостоятельно. Ср .: Ну, сам знаешь, кто у нас не ошибается. (Кто из нас не ошибается?) Сколько бы осел ни рос, он не станет конем. (Сколько бы осел ни рос...– смысл не закончен).

Обратите внимание: в заголовках придаточное с усилительно-обобщённым значением может быть употреблено самостоятельно: Где бы ты ни был (название фильма). Как сие ни парадоксально (заголовок из «Литературной газеты»).

 

Основные случаи употребления частиц не и ни в сходных синтаксических позициях отражены в таблице.

 

не ни
1. Для выражения отрицания: кто не знает цену времени, самому себе цены не знает. Из предложения частицу нельзя убрать, поскольку смысл при этом изменится на противоположный.   1. Для усиления отрицания; употребляется там, где есть или подразумевается отрицательное сказуемое: На небе ни звездочки не видно. Частицу можно опустить или заменить на И, ДАЖЕ.  
2. В самостоятельных восклицательных или вопросительных предложениях для усиления утверждения: Где только не побывал наш путешественник!   По структуре такие предложения являются простыми (или являются частями сложносочиненного предложения), либо глагол с отрицанием находится в главной части сложноподчиненного предложения; интонация в таких предложениях восклицательная или вопросительная (в конце предложения имеется! или?) 2. В придаточном предложении усилительно-обобщающего характера (часто со значением уступки) для усиления утверждения: Где ни бывал наш путешественник, он везде встречал радушный прием. Используется в придаточной части сложноподчиненного предложения, поэтому не может быть употреблено самостоятельно, допускает замену союзов (ХОТЯ (И), НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО); интонация всегда повествовательная.
3. В конструкции с глаголом «мочь» и двойным отрицанием утверждается, что это действие производится: Он не мог не есть, не пить. В данном случае при проверке следует удалить двойное не (= ел и пил). 3. В конструкции с глаголом «мочь с предшествующим отрицанием» и повторяющимся усилительным НИ утверждается, что действие невозможно совершить: Он не мог ни есть, ни пить (= не пил и не ел).

 

Привести в систему полученные знания и выработать логику распознания частиц НЕ и НИ, различающихся по смыслу, поможет следующий алгоритм.

1. Перед каким членом предложения употреблена частица?

 


Перед сказуемым                         Перед другими членами

        

2. Употреблена ли частица в       2. Сказуемое отрицательное?

 придаточном предложении?              

 ДА                  НЕТ                          

3. Это придаточное Пиши НЕ                  

уступительное?                                    НЕТ           ДА                             

                                                         Пиши НЕ      пиши НИ

                                                                                       

ДА                 Н ЕТ                         

Пиши НИ     Пиши НЕ                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                      

                                                          

                                                                                              

НЕ и НИ могут входить в состав некоторых слов и словосочетаний в качестве составного компонента.

Различайте!           

 

сочетание значение пример
Не один Ни один много никто Он пришел на встречу не один Ни один не пришел на встречу
Не раз Ни разу   много раз никогда Я не раз встречал эту девушку Я ни разу не встречал эту девушку
Немало нимало много ничуть Увидел я в жизни немало. Он ответил, нимало не смущаясь

 

Запомните также:

1). Написание не и ни в следующих конструкциях:

В утвердительных конструкциях: не кто (что) иной (другой), как (а)

В отрицательных сравнительных конструкциях: как никто (ничто) иной (не), никто (ничто) иной, кроме

В присоединительных конструкциях: (ты), и никто иной

Обратите внимание на расстановку знаков препинания в этих конструкциях.

2).   В неопределённых и отрицательных наречиях и местоимениях выбор орфограммы зависит от ударения. Сравните: н е кто, н е что, н е где, н е когда, н е о чем и т.д. и никт о, ничт о, нигд е, никогд а, ни за ч е м, нипоч е м и т.д.

3). Обратите внимание на правописание

– сложных союзов если не…то; не то чтобы не…а; не то…не то; не только не…но и; пока не; сколько ни; как ни.

– частиц едва (ли) не; чуть (ли) не; далеко не; отнюдь не; ничуть не; нисколько не; вовсе не; только не.

– фразеологических оборотов слыхом не слыхать; была не была, не ахти; не в духе; не в ладах; не у дел; не чета; не тут-то было; не по зубам; не дай бог; не под силу и др.; ни взад ни вперед; ни туда ни сюда; ни тот ни другой; ни конному ни пешему; ни к селу ни к городу; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни пава ни ворона; ни два ни полтора; ни за что ни про что; ни с того ни с сего; ни больше ни меньше; ни много ни мало; ни свет ни заря; ни слуху ни духу; ни стать ни сесть; ни жив ни мертв; ни в коем случае; ни под каким видом; никоим образом; чего бы то ни стоило; во что бы то ни стало; как бы то ни было; как ни в чём ни бывало; кто (что, как, где, когда, какой бы то) ни был(о).

 

Внимание! Для успешного применения правил необходимо умение правильно определять часть речи (местоимение, наречие, частица, союз); определять тип предложения, в сложноподчинённом предложении вычленять главную и придаточную части, правильно квалифицировать тип придаточного.

                                                                                     

Образцы рассуждения.                                            

                                                      

 1. Ум – одежда, которая никогда не износится, знание – рудник, который никогда не исчерпаешь. Никогда – правописание определяется структурно-грамматическими условиями: в местоименном наречии пишем приставку НИ, т.к. гласный в ней безударный. Не износится, не исчерпаешь – правописание определяется в зависимости от смысловых признаков; частица употреблена перед сказуемым в простом предложении, передает полное отрицание (Износится? – Нет. Исчерпаешь? – Нет.), её нельзя опустить, не разрушив смысла предложения.  

 2. А фильмы чуть ли не каждый день меняются. Чуть ли не - правописание определяется структурно-грамматическими условиями: в сложной частице чуть ли не пишется НЕ.                                             

 3. Михаил Зощенко переменил не одну профессию, прежде чем стал писателем. Правописание сочетаний ни один, не один зависит от смысла; в данном случае употребляется частица НЕ, т.к. сочетание не одну имеет значение «много, несколько».

 4. Чего не съешь в богатстве, чего не скажешь в нищете! Правописание определяется смысловыми признаками. Частица НЕ употреблена перед сказуемым в вопросительно-отрицательном предложении для выражения усиленного утверждения (Все съешь, все скажешь). Тип предложения – не сложноподчинённое, интонация вопросительно-восклицательная, на вопросительное местоимение падает логическое ударение, возможна постановка усилительной частицы ТОЛЬКО.

5. Как Алексей ни старался, не мог он разглядеть на их лицах ни радости, ни удивления. Ни радости, ни удивления – написание определяется структурно-смысловыми признаками. Частица употребляется перед дополнением, сказуемое отрицательное, пишем НИ. Частица НИ используется для усиления отрицания, она может быть опущена без изменения общего смысла предложения или замена усилительными частицами ДАЖЕ, И. Не мог – написание определяется структурно-смысловыми признаками. Частица употреблена перед сказуемым в главной части сложноподчинённого предложения. Сказуемое отрицательное (Мог? – Нет). Частица передаёт полное орицание, её нельзя опустить, не разрушив смысла предложеия. Как ни старался – написание определяется смысловыми признаками. Частица употреблена перед сказуемым в придаточном уступительном для усиления утверждения (Алексей старался? – Да). Предложение не может быть употреблено самостоятельно, интонация повествовательная, логическое ударение падает на глагол, к которому относится частица, как ни можно заменить союзом хотя.

 

 

                            Тренировочные упражнения

 

  Упражнение №30.

 

  Аналогично предложенному выше рассуждению объясните правописание частиц НЕ и НИ в данных предложениях.

       1. В течение недели я ни разу не тренировался. 2. Сколько я ни тренировался, а результаты были низкие. 3. Куда ни посмотрю, повсюду рожь густая. 4. Он не дал мне ни одной книги. 5. В ведре ни капли воды. 6. В этих местах я бывал не раз. 7. Летом я никуда не поеду. 8. Он ни с кем не дружил. 9. Только книги, ничто иное его не интересовало. 10. Нет ни звездочки на небе. 11. Этот провал не что иное, как потухший кратер. 12. Сколько я ни напрягался, сколько я ни вытягивал шею, но увидеть ничего не смог.

 

Упражнение №31.

 

Составьте предложения со следующими словами и оборотами: не кто иной, не что иное, никто иной не, ничто иное не, никем иным, ничем иным, ничто, ничто, ни с кем, не за чем, ни с чьим.

 

Упражнение №32*.

Вставьте пропущенные буквы, объясните написания.

1. Она и угощение готовила, она и вокруг стойки чуть ли н_ бегом бегала. 2. Какой палец н_ поранишь, боль одинакова. 3. Мир так велик, что нет такого, чего бы н_ было. 4. Что такое знание? Н_ что иное, как описанный опыт 5. Н_ солнце, н_ смерть нельзя разглядывать в упор. 6. Человек, знающий сто ремесел, н_ знает н_ одного. 7. Н_ останутся н_ замеченными людьми доблесть и великодушие. 8. Чего-чего н_шепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких н_ нашелестит ласковых слов, чудных сказов! 9. Я н_ раз ходил на охоту, но н_ разу н_ вернулся с добычей. 10. В каком бы я н_ был далеком краю, какой бы н_ шел стороной, я вижу родную столицу мою. 11. Н_ одна береза еще н_ распустила своих листьев. 12. Я земной шар чуть н_ весь обошел, и жизнь хороша, и жить хорошо!

 

Упражнение №33*.

Исправьте ошибочные написания, встретившиеся в произведениях художественной литературы, периодической печати. Объясните причину ошибки.

  

  1. Чего только ни расскажут! Откуда старины ни выкопают! Каких страхов ни нанесут! 2. За мостом каменный павильон. Давно свалились его двери, давно вышиблены его рамы, ветер да зимние вьюги свободно гуляют по комнатам, где чего-то ни бывало в старые годы! 3. Нет такого уголка на острове Свободы, где бы ни побывала со своей труппой Алисия Алонсо.

 

                                     Контрольные упражнения

 

                                                   Вариант 1

1. Н_ может н_ взойти солнце. 2. Н_ одна во поле березонька стояла. 3. Я чуть не разочаровался в нём, пока н_ убедился в его искренности. 4. Земля, земля! Где бы н_ вырос человек, как бы н_ прятался от лесов и полей в камни городов, каким бы делом он н_ занимался, ты сохранишь над ним свою неизменную власть. 5. Где бы люди меня н_ спросили, я отвечу им так, н_ солгу: мне н_ жить без России, мне н_ жить без России, я дышать без неё н_ могу. 6. Чего н_ вспомню я! Какие меня мечты н_ посетят! Н_ кто н_ даст нам избавленья: н_ Бог, н_царь, н_ герой. 8. Воду сколько н_ толки, водой останется. 9. Мир так велик, что нет такого, чего бы н_ было.10. Н_ сказок о вас н_ расскажут, н_ песен о вас н_ споют. 11. Сегодня на охоте я н_ промахнулся.

 

                           

Вариант 2

1. С волками мне приходилось встречаться н_ один раз.2.Кто н_ слушал его пение, каждый восхищался. 4. Кто н_ побывал на его концерте, тот н_ может судить о таланте этого артиста. 5. Где бы он н_ выступал, везде встречал восторженный приём. 6. За что н_ возьмётся, все ему удаётся. 7. На экзаменах помогает н_счастье, а знание. 8. Кто н_ отвлекается на уроках, тому н_ приходится часами готовить домашнее задание. 9. Он н_мог н_пить, н_ есть, н_ говорить. 10. Мне н_где голову приклонить. 11. Н_ где н_было видно н_воды, н_ деревьев. 12. Куда н_ посмотришь, н_ чего н_ увидишь, кроме н_ обозримых степей.

  


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.