Налоговая политика государства. Факторы, определяющие направления налоговой политики. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Налоговая политика государства. Факторы, определяющие направления налоговой политики.

2019-12-20 520
Налоговая политика государства. Факторы, определяющие направления налоговой политики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов - налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Центральный вопрос налоговой политики — необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. В силу различий организаций по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна.

Цели налоговой политики:

• фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

• экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;

• социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

• стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

• экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

• контрольная — для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

• международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Субъект налоговой политики — государство.

Объект налоговой политики — налогообложение.

Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:

• построение стабильной налоговой системы;

• облегчение налогового бремени товаропроизводителей;

• сокращение налоговых льгот;

• развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

Существует три типа налоговой политики:

• политика максимальных налогов (государство устанавливает высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследуя только фискальную цель).

• политика разумных налогов (государство не только учитывает фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики и предпринимательской деятельности. Данная политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет, следовательно, к свертыванию социальных программ).

• политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий (суть заключается в установлении высокого уровня налогообложения и разработке значительного числа государственных программ).

В качестве других мер в области налоговой политики в 2017-2019 годах планировалось:

¾ Выявить неналоговые платежи, имеющие налоговую природу, и включить их в Налоговый кодекс.

¾ Совершенствовать трансфертное ценообразование, исключив из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, которые находятся и осуществляют деятельность на территории одного субъекта РФ.

¾ По налогу на прибыль — сбалансировать бюджет субъектов РФ в части перераспределения ставок налога на прибыль, предоставление льготы для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры.

¾ По НДС — совершенствовать порядок налогообложения.

¾ По акцизам — увеличить акцизы на вина, табачную продукцию. предупредить манипулирование запасами готовой продукции и снижение бюджетных расходов.

¾ По НДПИ — уточнить понятийный аппарат НК РФ в части определения термина «участок недр», рассмотреть механизмы увеличения доходов бюджета, не предполагающие увеличение налоговой нагрузки на добычу нефти, увеличить ставки НДПИ при добыче природного газа.

¾ По имущественным налогам — включить в базу по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, объекты капитального строительства, поставленные на кадастровый учет, но права собственности на которые не зарегистрированы.

¾ Оптимизировать действующие налоговые льготы путем их поэтапной отмены.

7. Налоговое планирование и прогнозирование. Налоговый контроль.

Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают:

¾ учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;

¾ разработку учетной политики предприятия;

¾ правильное и полное использования всех установленных законом льгот;

¾ оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:

¾ объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);

¾ среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);

¾ размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).

Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.

Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.

Прогнозирование – необходимый этап предпланового исследования. Его задача – определить поведение выявленных тенденций в будущих периодах при различных исходных условиях.

Процесс разработки финансовой стратегии включает следующие этапы:

1) определение периода реализации стратегии (он зависит от продолжительности периода формирования общей стратегии развития предприятия);

2) анализ факторов внешней финансовой среды предприятия:

– динамика рынка;

– капитала;

– изменений законодательства;

– конъюнктуры рынка и т. д.;

3) анализ факторов внутренней структуры (состояние инвестиционной и финансовой деятельности, показатели финансовой деятельности, показатели финансовой устойчивости и т. д.);

4) формирование стратегических целей финансовой деятельности (основной целью может быть величина прибыли, объемов продаж, стоимость предприятия);

5) разработка финансовой политики предприятия (принимаются решения по направлениям налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной политики);

6) разработка системы стратегии / реализации финансовой стратегии (формируются центры ответственности за реализацию стратегии и формулируются для них задачи);

7) оценка разработанной финансовой стратегии(проводится как на этапе разработки, так и на этапе реализации).

Одно из важнейших условий эффективности финансовой стратегии – наличие на предприятии механизма ее реализации. В качестве такого механизма может выступать система бюджетирования. В рамках бюджетов должны конкретизироваться показатели финансовой стратегии.

Бухгалтерии организаций, применяющих метод начисления и уплачивающих налог на прибыль, регулярно волнует вопрос расходов, принимаемых для целей налогового учета.

Чтобы уменьшить налоговое бремя по налогу на прибыль, организация вправе воспользоваться возможностью, предоставленной ей Налоговым кодексом и уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы резервов по сомнительным долгам.

При этом суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются:

в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Обратите внимание: Для того, чтобы использовать предоставленное Налоговым кодексом право на создание резервов по сомнительным долгам, организации необходимо закрепить порядок их создания в учетной политике для целей налогового учета компании.

В соответствии с положениями ст.313 НК РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

В бухгалтерском учете создание резерва по сомнительным долгам регламентируется ПБУ «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».

В соответствии с п. 70 ПБУ по ведению бухучета, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Таким образом, создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете будет способствовать сближению налогового и бухгалтерского учета организации и уменьшению временных разниц, определяемых в соответствии с ПБУ 18/02.

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи:

¾ обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;

¾ содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;

¾ обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;

¾ выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Задача 1. Рассчитайте сумму транспортного налога предприятия за текущий год, если по состоянию на 01 января на балансе предприятия находилось 2 автомобиля:

1. «Toyota Corolla» 2008 г. выпуска, средней стоимостью 400 тыс.руб. – легковой, мощность двигателя 130 л.с., автомобиль сняли с учета в ГИБДД и продали 25 ноября текущего года.

2. «Nissan Tiida» 2009 г. выпуска, средней стоимостью 300 тыс.руб. – легковой, мощность двигателя 100 л.с., автомобилем предприятие пользовалось весь текущий год.

Ставки по транспортному налогу в регионе не отличаются от ставок, установленных НК РФ (ПК-6).

Решение

130 л.с. · 3,5 руб. · 11/12 = 417 руб.

100 л.с. · 2,5 руб = 250 руб.

Ответ:                              417 руб. + 250 руб. = 667 руб.

Задача 2. По состоянию на 01 января на балансе предприятия находился автомобиль: «Toyota Prius» 2007г. выпуска, средней стоимостью 600 тыс.руб. – легковой, мощность двигателя 90 л.с., автомобилем предприятие пользовалось весь текущий год.

Организацией в отчётном году был приобретен и поставлен на учёт 2 июня текущего года катер «Амур 2», 2012г. выпуска, средней стоимостью 400 тыс.руб. – мощность двигателя 115 л.с.

Рассчитайте сумму транспортного налога предприятия за текущий год. Ставки по транспортному налогу в регионе не отличаются от ставок, установленных НК РФ (ПК-6).

Решение

90 л.с. · 2,5 руб. = 225 руб.

115 л.с. 20 руб. · 7/12 = 1342 руб.

 

Ответ:               225 руб. + 1342 руб. = 1567 руб.

Задача 3. По указанным данным рассчитайте сумму авансового платежа по налогу на имущество организации за I кв. текущего года.

Номер счета

Остатки по данным бухгалтерского учета, тыс. руб.

01.01 01.02 01.03 01.04
01 31700 30500 29000 29600
02 17300 18 100 16000 17500

Ставка налога – 2,2 % (ПК-6).

Решение

Налоговая база = ((31700 – 17300)+(30500 – 18100)+(29000 –
– 16000)+(29600 – 17500))/4 = 12975 тыс. руб.

Сумма налога = 12975 руб. · 2,2/100 = 285,45 тыс. руб.

Авансовый платеж = 285,45 / 4 = 71,363 тыс. руб.

 

Ответ:                                              71,363 тыс. руб.

Задача 4. Организация имеет филиал, имеющий отдельный баланс и расположенный на территории другого субъекта Федерации.

На 1 января года, следующего за отчётным, среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества в целом по организации составила 7260 тыс. руб., в том числе по филиалу – 1400 тыс. руб.

Ставка налога на имущество по местонахождению организации 2,2 %, по месту нахождения филиала 2 %. Определить налог на имущество в целом по организации (ПК-6).

Решение

Налог по филиалу 1400 тыс. руб. · 2/100 = 28 тыс. руб.

Имущество по головной организации = 7260 тыс. руб. –
–1400 тыс. руб. = 5860 тыс. руб.

Налог = 5860 тыс. руб. · 2,2/100 = 128,92 тыс. руб.

Налог на имущество в целом по организации = 28 тыс. руб. +
+128,92 тыс. руб. = 156,92 тыс. руб.

Ответ:                                              156,92 тыс. руб.

Задача 5. Ежемесячный доход физического лица, облагаемый НДФЛ по ставке 13% за работу по трудовому договору, составил 60 тыс. руб. Физическое лицо в браке и имеет на иждивении одного ребенка в возрасте 13 лет. Заявление на предоставление стандартных вычетов работодателю подано.

Определите сумму налога на доходы физического лица за год (ПК-6).

Решение

Вычет по ребенку предоставляется пока доход нарастающим итогом не превысил 350тыс.руб., т.е. 5 месяцев.

(60000 руб. · 12 мес. – 1400 руб. · 5 мес.) · 13/100 = 92690 руб.

Ответ:                                              92690 руб.

 

Задача 6. Налогоплательщик – физическое лицо, резидент РФ в прошедшем году получил доходы:

– заработную плату 180 тыс. руб.;

– государственную пенсию в размере 108 тыс. руб.;

– в натуральной форме (товаром) на предприятии стоимостью 19 тыс. руб.;

– при проведении рекламной акции выиграл в лотерею 10 тыс. руб.

Рассчитайте налог на доходы физического лица за прошедший год (ПК-6).

Решение

(180000 руб. + 19000 руб.) · 13/100 = 25870 руб.

(10000 руб. – 4000 руб.) · 35/100 = 2100 руб.

Ответ:                                                                    27970 руб.

Задача 7. Доходы организации, признаваемые для целей налогообложения прибыли – 1250 тыс. руб. Расходы организации, признаваемые для целей налогообложения прибыли – 200 тыс. руб. Кроме того у организации присутствуют такие расходы как:

– аренда помещения 120 тыс. руб.;

– пени за несвоевременное перечисление авансовых платежей по налогам 15 тыс. руб.;

– транспортный налог 7 тыс. руб.;

– оплата спортивных секций работникам предприятия 20 тыс. руб.

Определить сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в федеральный бюджет (ПК-6).

Решение

(1250000 – 200000 – 120000 – 7000) · 2/100= 18460 руб.

Ответ:                                                                    18460 руб.

Задача 8. Определить, имеет ли право организация применять в следующем году кассовый метод, если в текущем году у организации выручка от реализации товаров (работ, услуг) составила:

I-квартал – 700 тыс. руб. без НДС

II-квартал – 1900 тыс. руб., кроме того НДС 18 %

III-квартал – 500 тыс. руб. без НДС

IV-квартал – 1180 тыс. руб., в том числе НДС 18 % (ПК-6).

Решение

IV-квартал НДС в том числе, т.к. расходы учитываются без НДС, то выделяем из этой суммы расходы.

1180 тыс. руб. ·100/118 =1000 тыс. руб.

 (700 тыс. руб. + 1900 тыс. руб. + 500 тыс. руб. + 1000 тыс. руб.) /4 =
= 1025 тыс. руб.

Ответ: НЕТ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА, т.к. в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Задача 9. Организация в I-квартале реализовала собственную продукцию на сумму 1180 тыс. руб., в том числе НДС 18 %, покупные товары на сумму 220 тыс. руб., в том числе НДС 10 % руб.

Определить доходы от реализации за I-квартал (ПК-6).

Решение

1180000 · 100/118 +220000 · 100/110= 1200 тыс. руб.

Ответ:                                                                   1200 тыс. руб.

 

Задача 10.

Организация в очередном налоговом периоде реализовала:

– услуги, облагаемые по ставке 18 % на сумму 800 тыс. руб., кроме того НДС;

– товары, облагаемые по ставке 10 % на сумму 1100 тыс. руб., в том числе НДС;

Определить НДС (ПК-6).

Решение

НДС = 800 · 18% + 1100 · 10/110= 144 + 100 = 244 тыс. руб.

Ответ:                                                                   244 тыс. руб.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.