I . методы формирования социального опыта детей — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

I . методы формирования социального опыта детей

2019-12-19 147
I . методы формирования социального опыта детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕДАГОГИЧЕС-КОЕ ТРЕБОВАНИЕ – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств 1. индивидуальное педагогическое требование (предъявляется отдельным воспитателем). 2. коллективное педагогическое требование (идет от коллектива, сообщества). По форме предъявления индивидуальных требований А.В. Зосимовский выстраивает «лестницу требований»: § слабое требование (напоминание, просьба, совет, намек, порицание); § средняя форма требования, категоричность, не опирающаяся на репрессивные меры (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение); § сильная форма требования, при которой наибольшая степень категоричности и строгости подкрепляется возможностью проведения строгих санкций (требование-угроза). Предъявление требований в прямой форме, для которой характерны прямые высказывания зависит от уровня авторитета воспитателя, должно быть целесообразным. Косвенная форма требования (совет, просьба, намек) дает глубокий воспитательный результат, т.к. не предусматривает немедленного подчинения, а оставляет ребенку возможность самостоятельного выбора действия.   Условия эффективности предъявления требования: r требование нельзя предъявлять сгоряча или из простого желания немедленно добиться послушания ребенка; r контроль за выполнением требования; r ограничение жестких требований, предъявляемых в прямой форме; r наиболее результативно детей включают в деятельность те педагогические требования, которые они устанавливают вместе со взрослыми (например, «Правила доброго поведения» для своего класса). упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма; результатом являются устойчивые качества личности – навыки и привычки 1. Прямые упражнения – открытая демонстрация ребенку той или иной поведенческой ситуации и тщательная, многократная тренировка показанного действия. Чем старше воспитанники, чем больше их арсенал положительных привычек, тем менее значима прямая форма упражнений. 2. Косвенные упражнения – непрямая форма воздействия, когда дети не чувствуют, что их воспитывают (так, приветливая, доброжелательная учительница обязательно приучает детей к вежливости, а чистый кабинет для занятий, где стыдно даже тайком бросить мусор, приучает к аккуратности). Условия эффективности метода упражнений: r упражнение должно быть доступным для ребенка, соразмерным его силам; r основная деятельность детей в ситуации упражнения требует их осознанного, мотивированного участия; r в самом начале освоения действия, где важны точность и последовательность, необходимо выполнить часть этих действий вместе с ребенком или группой детей, обращая внимание на достижения каждого; r упражняя детей, педагог должен контролировать их действия и в случае необходимости оказывать помощь (подбодрить и пр.). поручение – метод приучения к положительным поступкам, развития необходимых качеств; один из самых эффективных способов организации деятельности детей В зависимости от цели, содержания и характера выделяют поручения: индивидуальные, групповые, коллективные; постоянные и временные. Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя зависит успех общего дела и т.д.) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, требуется довести порученное дело до конца). Ребенку должны быть понятны границы поручения, т.е. пределы полномочий и ответственности: что конкретно нужно делать, перед кем ты ответственен, кто тебе подчиняется. Условия эффективности метода поручения: r поручение должно иметь понятный детям социальный смысл (принцип «На пользу – кому, на радость – кому»); r поручение длительного характера требует создания ситуации «первичного успеха», т.к. часто детям без помощи взрослых не выполнить даже интересную затею; r сменяемость поручений (первоклассники могут выполнять длительное поручение не дольше недели, во втором классе длительность поручения увеличивается до двух недель, к четвертому классу – до месяца, к «пожизненным» поручениям дети теряют интерес); r смена поручений должна сопровождаться разговором с детьми и самоотчетом (что было сделано, что получалось, хочется ли еще раз выполнять поручение); r предложение выбора поручений – столько, чтобы хватило на всех (напр., для первоклассников – «санитары», «затейники», «друзья физкультминутки», пр.). пример - образец для подражания, активно формирующий сознание, чувства, активизирующий деятельность Действие этого метода строится на естественном психологическом механизме подражания, которое обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта. Цель использования метода положительного примера состоит в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образцу, захотел иметь такие черты характера и так поступать. Виды педагогически организованного примера: 1) Пример великого человека (ученый, писатель, герой). Здесь важно показать путь достижений: о чем мечтал, как учился, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера. 2) Пример взрослого (родителей, старших членов семьи, педагогов). Такой пример не подается специально, нужно быть таким примером для учащегося. 3) Пример сверстника (одноклассника, ровесника, героев книг, фильмов). 4) Собственный пример ребенка для других. Ребенку очень важно пережить ситуацию, когда он сам стал примером (в учебе, в спорте, в труде и т.д.). Воспитательное значение имеют не только специально отобранные положительные примеры, но и отрицательные жизненные примеры, которые не стоит обходить, показывая детям последствия дурных поступков, бескультурья. ситуации свободного выбора В основе – моделирование момента реальной жизни. Для становления социального опыта ребенка необходимо, чтобы он умел действовать не только по требованию взрослого, но и мог самостоятельно принять решение. Выделяют: 1) естественные ситуации свободного выбора (реальные) – использование воспитателем жизненных обстоятельств (когда учащемуся нужно сделать выбор, например: как поступить, если учитель предлагает детям самим оценить свою письменную работу с последующим выставлением оценки в журнал?); 2) искусственные ситуации свободного выбора (вербальные) – это ситуации, которые создаются воспитателем на литературном материале и предполагают обсуждение поступков героев, собственной линии поведения в такой ситуации.

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.