Кафедра прикладной экономики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кафедра прикладной экономики

2019-08-07 174
Кафедра прикладной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра прикладной экономики

Курсовая работа по дисциплине

«Теория отраслевых рынков»

на тему:

«Анализ российского рынка кофе и кофейных напитков»

 

Выполнила:

Перфильева Елена Сергеевна,

2 ФПЭК, 2 академическая группа

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Бренделева Е.А.

 

 

Москва 2019

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Характеристика и особенности рынка кофе и кофейных напитков

1.1 История рынка кофе в РФ………………………………………………………………………………….

1.2 Особенности и классификация…………………………………………………………………….

1.3 Роль российского рынка……………………………………………………...

1.4 Слияние и поглощение на рынке…………………………………………….

Вывод………………………………………………………………………………

Глава 2. Основные показатели рыночной концентрации и рыночной власти

2.1 Основные кофейные компании……………………………………………

2.2 Основные показатели концентрации рынка………………………………

2.3 Государственное регулирование рынка кофе в РФ………………………

2.4 Перспективы развития рынка кофе в РФ…………………………………

Вывод……………………………………………………………………………

  Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………


Введение

Рынок кофе в России – является одним из самых стабильных рынков товаров повседневного спроса.

24 апреля 2015 года, Россия получила статус члена-партнера Международной Организации по Кофе (МОК). Это имеет чрезвычайно важное экономическое значение, поскольку позволит сократить расходы производителей кофе, упростит импорт сырья и повысит качество продукции.

Говоря о характеристике российского рынка кофе в целом, можно отметить его емкость и высококонкурентность. Систематически содержится рост потребления и платежеспособный спрос. Также за последние 10 лет можно четко отследить достаточно сильные изменения предпочтений у российских потребителей, которые равным образом положительно влияют на рост динамики отечественного рынка кофе.

Так, к примеру: кофе можно назвать продуктом базовой корзины потребителя; изменился стиль жизни и культура потребления кофе, что повлекло за собой увеличение посещаемости кофеен, а также рост их числа; стали расти потребительские расходы на приобретение кофе; начала меняться структура потребления – происходит переход от дешевых порошковой продукции к более качественному кофе; растет количество  потребителей натурального молотого и зернового кофе.

Целью работы является анализ рынка кофе и кофейных напитков в России на современном этапе.

Кофе является вторым в мире по объемам сделок на международном уровне после сделок с нефтью.

 В России по данным маркетинговых исследований

отраслевой рынок кофе располагается в стадии динамичного развития.  

Кофе в России не выращивается, поэтому отечественный рынок имеет зависимость от мировых тенденций развития рынка: увеличение цен, снижение поставок в силу климатических условий и другие причины.

    Таким образом, можно отметить следующие задачи:

- рассмотрение особенностей рынка кофе и кофейных напитков, а также его  основных характеристик,

- анализ концентрации рынка,

- анализ объемов продаж, а также развитие продукта.[1]

 

Глава 1. Характеристика и особенности рынка кофе и кофейных напитков

История рынка кофе в РФ

Кофе является объектом исследования.

Предметом исследования являются основные характеристики рынка кофе, его особенности, а также  усовершенствование реализации кофейной продукции.

Кофе - продукт, изготавливаемый из плодов кофейного дерева.

Известность кофе в современном мире велика  и продолжает увеличиваться из года в год. Кофейные плантации находятся на территории  более 80 стран мира, но основное первенство по производству занимают Индонезия, Бразилия, Колумбия. Ценность напитка заключается в его вкусе и влияние на организм. За многие  годы история и культура  становления  кофе, как напитка  добилась  появления мировых сетей кофеен и масштабных корпораций.

Время возникновения и рост популярности и качества этого напитка уходит корнями далеко в прошлое. Содержится большое количество предположений и теорий о том, где и когда в первый раз был попробован кофе и как он смог получить популярность во всем мире. До сих пор неизвестно где произошло появление кофейного продукта, но историю своего распространения он начал на Ближнем Востоке. На данный момент родиной зарождения кофе является Эфиопия, где местные жители в первый раз смогли попробовать и заметить неординарный эффект  красных ягод.

Первыми, кто смог настаивать кофе в воде, а в дальнейшем и обжаривать стали  арабы, родом из Йемена.

Появление кофе в Европе происходит в Италии в начале 16 в. Завоевание популярности и распространение продукта продолжалось во Французском государстве и поэтапно захватывало всю Европейскую половину населения. Кофейни стали появляться на территории  крупных столицах и для горожан стали главным местом встречи.

Утверждается, что история кофе в России начинается в эпоху Петра Великого.

Тем не менее,  несмотря на это, в первой русской летописи «Повести временных лет» было упомянуто, что киевский князь Владимир Святославович выпивал данный напиток с густой текстурой, называемый в тем времена «кава». Скорее всего, так было благодаря тому, что в ранней Руси получила распространение торговля заморскими товарами, шедшими по легендарному «пути из варяг в греки». Чаще всего историю кофе в России начинают с 1665 года, когда придворный доктор решил предписать царю Алексею Михайловичу выпивать этот напиток в качестве «лекарства против головных болей и насморков».Отведав столь редкий напиток в Голландии,  ему пришла идея расширить культуру употребления кофе.

Одним из первых кофейных домов в России был открыт при императрице Анне Иоанновне. Естественно, по началу люди относились с осторожностью к новым введениям, но незаметно популярность кофе резко решила вырасти среди них. Жители в малообеспеченных семьях стали употреблять кофе с цикорием, так как это в разы снижало стоимостную ценность продукта.

 Затем кофейни в России обрели колоссальную известность, как и в других государствах.

Способы по приготовлению кофе достаточны многообразны и начинают развиваться, следуя с ростом технического прогресса и увеличением известности напитка.

Культура разработки и распространения кофе растет из года в год и все еще не упустила свою популярность. Увеличивается количество сетевых кофеен, а также небольшие оригинальные заведения.[2]

Роль российского рынка

В России рынок кофе – отличается своей стабильностью в нише товаров повседневного спроса. Кофе является традиционным импортным продуктом в стране. Учитывая, что территория России не входит в  так называемый "кофейный пояс" мира, как уже было сказано свой  кофе в России не растет, следовательно, производители расходуют время только на переработку и обжарку зерна. 65% от всего количества поставок готового кофе и кофейного сырья создается  только в 3 государствах  (Вьетнам, Бразилия, Италия).

Кофе сохраняет свои свойства в зеленом виде дольше, чем в готовом, и импорт необработанного продукта составляет 52% от общего объема ввоза кофе в страну. Предвидится, что в ближайшие пару лет будет замечено увеличение сырьевого импорта для переработки в промышленной сфере связанное с развитием технологий обжарки кофе в стране. Другим поводом увеличения импортирования сырого продукта может быть увеличение количества поклонников зернового свежего кофе – примерно на 3% за последнюю пятилетку.

В то же время доля импорта готового продукта будет неизменной, около 46-48% от общего объема, говоря об увеличении интереса к кофе в РФ. Все еще без изменений, кофейные обжаренные зерна занимают только 7% импорта, все остальное приходится на кофейные концентраты.

В России рынок кофе теперь является наиболее динамично развивающимся рынком на мировой арене. Стоит помнить о перспективности рынка. Например, если кофейное потребление в США год тому назад едва не составило 1323 тонн, в Бразилии примерно 1174 тонн, а в Германии –не более тонн, в России лишь 221,7 тонн. Разница более наглядна, сравнивая с среднедушевым потреблением напитка.

Рынку можно дать характеристику, как бурно растущая отрасль. Учитывая статистику, сбыт кофейной продукции в государстве почти удвоился, беря во внимание последние 5 лет. Результатом можно считать то, что  Россия смогла войти в первую десятку государств по всему миру – активные потребители кофе (7-е место после США, Германии, Бразилии, Италии, Японии, Франции).

России составляет 700-750 г.,  в западноевропейских странах  занимает 5-6 кг. А в Финляндии достигает около 12 кг. Соответственно,   емкость рынка РФ в разы больше, есть цель стремления. Предполагают, что количество русских потребляющих кофе в 2019 году станет увеличиваться в шесть раз, дойдя до отметки около 68 % от всего населения.

Беря в расчет, что рынок кофе занимает является одним из лидеров на международном рынке после нефтяного рынка. Говоря о российском рынке кофе, важно упомянуть, что его ждут  столкновения с серьезным обострением конкуренции. Теперь рост данного рынка станет зависеть от необходимых усилий ведущих игроков для улучшения свей марки, от их желания отправиться на новые рекламные технологии и маркетинговые исследования для сбережения постоянных  и привлечение новых потребителей.

Уже, потребитель старается переключиться с дешевой продукции (кофе растворимый) на  недорогую  –кофе натуральный. Но все еще около 70 % потребления уделяется  растворимому  кофе, в молотых зернах или на цельный кофе – 30%. Но, однако если сравнивать  не так давно это соотношение для производителей кофе натурального стало выглядеть совсем неисправимым– 85х15. Также в Европе соотношение потребления этих частей кофе теперь  включает примерно 50х50, что утверждает незначительность роста в скором времени рынка натурального кофе. В то время. как в РФ ежегодный прирост в молотых зернах и рынка цельного кофе составит около 15 %.

Монополизация рынка кофе.

Слияния и поглощения в полной мере присутствуют на рынке кофе России. Если недавно на нем работало большое количество иностранных, и отечественных компаний, в будущем на рынке может остаться около 5-6 участников. Российские игроки небольших размеров не обладают такими финансовыми возможностями, как крупные западные компании, их рентабельность составляет 0,5%  порой по тому же натуральному кофе, у них не хватает сил воевать с мегакорпорациям. В результате, например, Strauss Group приобретает в РФ все, что есть, обращает внимание на "Московской кофейни на паяхъ", "Куппо". А Kraft Foods не имеет ничего против того, чтобы овладеть "Орими трейд". В качестве свежих новостей – идет процесс поглощения индийской Tata GB чайно-кофейного дома наших соотечественников, компании "Гранд”. Небольшое количество отечественных компаний, которые остались (к примеру, "Орими Трейд"), в ближайшее время  могут быть подвержены влиянию западных компаний.

Вывод

Не сложно заметить, что кофе имеет достаточно длинную и богатую историю возникновения и становления. Культура развития и распространение продукта по всему миру увеличивается с каждым годом.

    Также важно отметить, широкий спектр особенностей кофе, а также его обширную классификацию.

    В сравнении с другими отраслевыми рынками в РФ, рынок кофе занимает лидирующее положение и пользуется постоянным спросом у потребителей. Более того, продолжает активно развиваться из года в год, увеличивая свои объемы продаж.

Однако, рынок кофе имеет свои минусы: высокая импортозависимость российского рынка, монополизация отрасли, а также одним из негативных факторов является недостаточная поддержка рынка со стороны государства.

Основные кофейные компании

Российский рынок кофе стал объектом внимания практически всех ведущих мировых производителей, которые уже утвердили на нем свои бренды и активно борются за его разделение. Круг иностранных участников российского кофейного рынка сегодня составляют такие компании, как Paulig, Monterrey, Eastco,Nestle,, Tchibo, Kraft Jacobs Cacique Suchard, Douwe Egberts, Elite, Future Enterprises, Lavazza, Segafredo, Illicaffe Folgers, Julius Meinl, El Gusto, Cafe Soluvel и другие.

Ведущими компаниями являются Nestle, Kraft Foods, Strauss Group, Tchibo, Орими Трейд.

Доли компаний, присутствующих на российском рынке кофе, в структуре продаж существенно различаются. В то же время, можно отметить, что лидером рынка кофе в целом, и растворимого кофе в частности, является компания Nestle, которая контролирует около пятой части всего рынка продаж в натуральном выражении.

В сегменте растворимого кофе самом емком на рынке, присутствуют такие гиганты, как Nestle и Kraft Foods. Суммарно они обеспечивают около половины общих продаж. Далее следуют Cacique de Cafe Soluvel (Бразилия), Tchibo GmbH (Германия), ООО "Чайный дом "Гранд" (Москва) и "Русский продукт".[3]

Бренды компании Nestle уверенно лидируют в двух крупнейших группах растворимого кофе. Так, в категории гранулированного растворимого кофе крупнейший бренд этой компании – Nescafe Classic – обеспечивает почти 2/3 от общего объема продаж данного вида кофе. Доля второго бренда этой группы-Maxwell House (Kraft Foods) – составляет около 13%, доля каждого из остальных брендов не превышает 5%.

[4]

В категории кристаллического кофе на долю Nescafe Gold приходится около четверти продаж, а ближайшие конкуренты уступают более чем вдвое: Jacobs Monarch (Kraft Foods) и Tchibo Exclusive (Tchibo) занимают примерно по 10% каждая, а доли марок Tchibo Mild (Tchibo) и Carte Noire (Kraft), замыкающих пятерку лидеров в этой группе, составляют примерно 6-7%.

В группе порошкового кофе со значительным преимуществом лидирует Cafe Pele (Cacique), на долю которого приходится чуть меньше 40% общего объема продаж категории.

Кофе в Россию поступает из более чем 50 стран. Около 50% импорта кофе в Россию приходится на долю трех стран:

Индии (23%),

Колумбии (14%)

Бразилии (13%)

Вывод

Большое количество компаний на рынке кофейной продукции создает сильную конкуренции.

Однако существуют 2-3 компании, которые занимают ведущие позиции.

Для более подробного анализа производства были высчитаны такие показатели, как рыночная концентрация, индекс Герфиндаля – Гиршмана, а также индекс энтропии.

    Также важно отметить необходимость государственного регулирования рынка кофе, а также будущие тенденции развития и укрепления рынка.

Заключение

    Проведя анализ рынка кофе и кофейных напитков в России на современном этапе, были выявлены его основные характеристики и особенности. Его польза и преимущества потребления для людей.

В работе освещены все основные предпочтения людей, полностью опирающиеся на статистику, а также их личное мнение.

 Был полностью раскрыт весь спектр возможностей продукта и его будущие перспективы развития, как на российском рынке, так и за рубежом.

    Определились главные методы продвижения производства, а также все необходимые меры, которые должно предпринять государство для увеличения объемов продаж.

    Говоря о концентрации рынка, был выявлен низкий индекс энтропии.

Данные, выявленные после расчета индекса Герфиндаля-Гиршмана HHI вычисленные по формуле

HHI= = 488,41+ 169+4,41+ 9+36+4+3,24+1,96=716,56 показали, что поскольку данный индекс < 1000, можно утверждать о низкой концентрации рынка, то есть рынок не требует контроля за слияниями и поглощениями.

    Однако, рассчитав по формуле  , рыночную концентрацию:

= 22,1%+13%+2,1%+3%+6%= 46,2%, можно сделать вывод, что данный рынок является высококонцентрированным, на рынке присутствует конкуренция, но компании гиганты, находящиеся на рынке кофе, охватывают большую часть рынка.

 


 

Список использованной литературы

1. Учебное пособие «Теория отраслевых рынков» под общей редакцией И.А Стрелец, М.И. Столбова, Москва 2013

2. https://realty.rbc.ru/news/5b59b2c49a79473e42b23de0

3. https://www.coffeeproject.ru/blog/isledovaniya-kofeen-2018 - Статистика по исследованию кофеен

4. https://vuzlit.ru/223498/tovarovednaya_harakteristika_kofe

5. https://marketing.rbc.ru/articles/10073/ - Анализ российского рынка, прогнозы

6. http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=1178 - Обзор российского рынка кофе

7. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-perspektivy-razvitiya-rossiyskogo-rynka-kofe

8. https://knowledge.allbest.ru/marketing/3c0b65635a3bd69b5c43a88421316c37_0.html

9. https://market.3fmpro.ru/panel/23bc0eb9-fb60-4802-a0e1- 1e7255465810?yclid=2239287739774701556 - Аналитика, Производство чая и кофе

10. https://diletant.media/articles/36577000/

11. https://sibac.info/studconf/econom/xxxiii/42299

12. https://koloro.ru/blog/issledovaniya/analiz_rynka_kofe_rossii_2015-2016.html

13. http://znakka4estva.ru/dokumenty/marketing-reklama-torgovlya/harakteristika-rynka-kofe-i-kofeynyh-napitkov/

14. https://revolution.allbest.ru/marketing/00421283_0.html - Исследование рынка кофе

15. https://diletant.media/articles/36577000/ История кофе в России

 


[1] https://koloro.ru/blog/issledovaniya/analiz_rynka_kofe_rossii_2015-2016.html

1. [2] https://diletant.media/articles/36577000/ История кофе в России

 

[3] Обзор Российского рынка кофе. http://www.prokofe.ru/news370.html.5

[4] Обзор Российского рынка кофе. http://www.prokofe.ru/news370.html.5

2. [5] Учебное пособие «Теория отраслевых рынков» под общей редакцией И.А Стрелец, М.И. Столбова, Москва 2013

 

[6] http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=2474

Кафедра прикладной экономики

Курсовая работа по дисциплине

«Теория отраслевых рынков»

на тему:

«Анализ российского рынка кофе и кофейных напитков»

 

Выполнила:

Перфильева Елена Сергеевна,

2 ФПЭК, 2 академическая группа

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Бренделева Е.А.

 

 

Москва 2019

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.