Урок информационной культуры (грамотности) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Урок информационной культуры (грамотности)

2019-09-17 140
Урок информационной культуры (грамотности) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познавательное занятие, призванное обучить работе с информацией всех видов, в том числе с помощью компьютерных технологий. Урок будет более эффективным в условиях компьютерного класса, где каждому пользователю предоставляется персональный компьютер. Желательно реализовать про­грамму - цикл уроков информационной культуры, составленную в соот­ветствии с возрастными особенностями, уровнем подготовки и т.д.

Урок мужества

Познавательное занятие патриотической тематики. Сценарная основа: военно-исторические события, художественные и документальные произ­ведения. Как правило, включает встречу с интересным человеком - свиде­телем (участником) событий.

Урок православной культуры

Познавательное занятие религиозной тематики, на котором читатели знакомятся с историей религии, праздниками, обычаями, иконографией и т. д. Сообщение библиотекаря сопровождается духовной музыкой, исто­рическим экскурсом. Возможно приглашение духовного лица.

Устный журнал

Комплексное мероприятие, имитирующее журнал (периодичность, по­стоянные рубрики) и представляющее собой серию коротких выступлений (страничек). Устные журналы посвящаются актуальным вопросам современ­ности, определенным темам, знаменательным датам, творчеству писателей, новинкам литературы. Журнал издается по всем правилам: яркая обложка с названием, изложение основного материала на нескольких страницах. На­звание должно быть коротким, запоминающимся, ярким, привлекательным для аудитории. Подготовка конкретного номера включает написание сцена­рия, подбор иллюстративного материала, приглашение гостей и т.д. Объем устного журнала - не более 3-4 «страниц». Они могут быть разнообразными по способу изложения материала: устные сообщения ребят, выступления писателей, ученых, ветеранов войны и труда, инсценировки из книг, показ фрагментов фильмов, прослушивание музыкальных произведений. Во время «чтения» обязательной является процедура «перелистывания» страниц.

Утренник

Комплексное мероприятие познавательно-развлекательного характера с использованием чисто внешних театральных средств. Различают утренни­ки: тематические, посвященные юбилейным датам, творчеству отдельных писателей. Утренники пользуются особой популярностью у детей младшего школьного возраста. Традиционная программа литературного утренника включает: вступительное слово библиотекаря, поэтический монтаж, инсце­нировку, литературную игру, демонстрацию мультфильмов. Ведущие могут выступать в образах литературных или сказочных героев. Детям особенно интересны те утренники, в которых они сами активно участвуют.

Ф

Фестиваль

Специально организованное представление, демонстрирующее твор­ческие достижения и способности. Как правило, выступления участников фестиваля объединены общей темой, девизом и т.д. (Сказочный фестиваль, Фестиваль народного творчества, Поэтический фестиваль, Фестиваль юмора). Фестиваль имеет конкурсную основу (выступления поощряются дипломами, титулами, сувенирами), но не носит ярко выраженного со­стязательного характера. Временные рамки фестиваля от одного до не­скольких дней. Среди действующих лиц фестиваля: ведущие, почетные гости, представители власти. Фестиваль - крупное массовое мероприятие, предполагающее большую зрительскую аудиторию.

Ч

Час интересных сообщений

Специально организованный обмен информационными сообщениями познавательного характера. На подготовительном этапе читатели собирают интересные факты на заданную тему (экология, техника, история, искусство и др.), библиотекарь рекомендует книги и публикации, ресурсы Интерне­та. Основное содержание познавательного занятия - устные выступления ребят. Библиотекарь организует порядок выступления, по необходимости комментирует и добавляет информацию. Уместны игровые элементы, обзор и рекомендательная беседа. См. также: Вечер занимательной науки, Вечер естественнонаучной, технической и сельскохозяйственной литературы.

Час литературный

Комплексное мероприятие, посвященное художественной литературе, призванное подробно познакомить читателей с конкретным автором и произведениями, жанром и героями. Универсальный и открытый характер данной библиотечной формы позволяет включать в сценарий музыкальные и игровые моменты, а также просмотр видеофильма и прослушивание ау­диозаписей. См. также: Вечер литературный, Вечер-портрет.

Час познавательный

Комплексное мероприятие познавательного характера, отвечающее просветительским целям. Универсальный и открытый характер данной библиотечной формы позволяет включать в сценарий игровые моменты, просмотр видеофильма, прослушивание аудиозаписей. Тематическое раз­нообразие познавательного часа (экология, техника, история и др.) допускает обозначение формы соответственно теме (экологический час, исторический час, час искусства и т.п.). См. также: Вечер занимательной науки, Вечер естественнонаучной, технической и сельскохозяйственной литературы, Час интересных сообщений.

Час-размышление

Специально организованный обмен мнениями. Участники этого меро­приятия не спорят, а размышляют по тому или иному вопросу, например на темы: «добро», «зло», «любовь», дают понимание этих понятий. Библиоте­карь принимает участие в их размышлениях, рекомендует прочитать книги по теме разговора.

Час тихого чтения

Специально организованное чтение. В тишине и спокойствии каждый читает выбранную им книгу.

Час фольклорный

Инсценировка народного праздника, литературный час, литературно-музыкальная композиция. Большую роль играет наглядное (костюмы, ин­терьер, выставки) и музыкальное оформление (песни, танцы, мелодии).

Чемпионат кроссвордистов

Состязание, где побеждает участник, разгадавший кроссворд быстрее со­перников. Библиотекарь подбирает 2-3 комплекта одинаковых кроссвордов, устанавливает время и место проведения. Участникам раздаются конверты, в которые вложены 2-3 кроссворда. Соревнование идет на время и точность ответов. Разгадавший кроссворд вкладывает его в конверт, подписывает на нем свою фамилию и ставит время сдачи. Допускается пользование спра­вочными изданиями. Для болельщиков можно организовать викторины и развлекательные конкурсы. Судит чемпионат жюри.

Чтение громкое

Специально организованное чтение вслух произведений печати, со­четается с комментированием и обсуждением прочитанного. Особенности устной речи - экспрессия, интонация, выделяющие главное в тексте или то, что осталось бы невыявленным при самостоятельном чтении, - облегчают ребенку процесс восприятия. Должно быть выбрано такое произведение, которое вызывает у детей сильные эмоциональные переживания, стремление размышлять о прочитанном. Продолжительность зависит от возраста детей, но не более 20-25 минут. Разговаривать с детьми сразу после чтения можно в тех случаях, когда у них есть вопросы к библиотекарю, раздаются реплики или желание высказаться по поводу услышанного. Полезны циклы громких чтений, которые проводятся регулярно, в определенные дни и часы. Громкие чтения эффективны при обслуживании плохо читающих, незрячих и слабо­видящих, а также тех детей, для кого русский язык не является родным.

Чтения

Цикл вечеров о жизни и деятельности одного выдающегося человека. Например: «Ломоносовские чтения», «Пушкинские чтения», «Чеховские чтения» и др. Возможны также циклы чтений проблемного характера: «Педагогические чтения», «Экологические чтения» и т. д.

Э

Экскурсия

Специально организованное передвижение участников с целью демон­страции им какой-либо экспозиции. Основное назначение библиотечных экскурсий - ознакомление пользователей с библиотекой, ее ресурсами и услугами. Допустимы игровые моменты, театрализация.

Эстафета

Совместная деятельность группы участников, совершаемая в последо­вательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилами. См. также: Игра-путешествие, Марафон.

Я

Ярмарка

Развернутое на определенной площадке совместное развлечение (на­родное гуляние), предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Ярмарке присущи: свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки-«аттракционы». За участие в «ат­тракционах» выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкус­ное или полезное; обычно «аттракционы» -это специфические конкурсы, не требующие особых умений, длительного времени на выполнение задания; финал может проходить в виде аукциона-распродажи, где участники смогут использовать, жетоны. Структура: общий сбор (линейка, карнавальное ше­ствие), свободное движение участников по пространству, свободный выбор аттракциона и участие в нем, финальный сбор с аукционом и без него.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Беленькая Л. Ребенок и книга: о читателе восьми-девяти лет [Текст] /Л. И. Беленькая. - 2-е изд. - М., 2005. - 144 с. - (Я вхожу в мир искусств. -2005.-№3)

2. Руководство чтением  детей и юношества в библиотеке [Текст]: учебник  / под ред.канд. пед. наук профессора Т. Д.Полозовой. - М., 1992. - 232 с.

3. Библиотека и юный читатель: практическое пособие [Текст]  / Гос. б-ка СССРим. В. И. Ленина; сост. Ю. В. Просалкова, X. Д. Хамракулова. - М., 1987. -256 с.

4. Библиотечное дело: терминологический словарь [Текст] / Гос. б-ка СССР им.B. И. Ленина; сост. И. М. Суслова, Л. Уланова. - 2-е перераб. и значит,доп. изд. - М, 1986. - 224 с.

5. Библиотечное дело: терминологический словарь[Текст]  / Российская го­сударственная библиотека. - 3-е значительно перераб. и доп. изд. - М.,1997.-168 с.

6. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание [Текст]: учебно-методическоепособие / В. А. Бородина. - М., 2004. - 168 с. - (Серия «Библиотекарь и время. XXI век»)

7. Комисарова Л. Д. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки [Текст]: методическое пособие / Л. Д. Коми­сарова. -М., 2003.-150с.

8. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы / Б.Куприянов // Воспитание школьников. - 2002. - № 4. - С. 19-26; 2005. -№5.-С. 21-29.

9. Лоцманова В. И. Чтобы воспитать информационную культуру... /В. И. Лоцманова// Библиография. - 1994. - № 2. - С. 40.

10. Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек[Текст]: учебно-методическое по­собие / Г. К. Олзоева. - М., 2006. - 120 с. - (Серия «Библиотекарь и время.XXI век»).

11. Работас читателями[Текст]: учебник для студентов библиотечных факуль­тетов институтов культуры, педагогических вузов и университетов / под ред.В. Ф. Сахарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1981. - 296 с.

12. Седых Т. Что такое: словарь массовых форм работы / Т. Седых //Библиотека в школе. - 2006. - 1-15 авг. (№ 15). - С. 2-3. - (Работа с чита­телями).

13. Справочник библиотекаря [Текст] / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина; сост.С. Г. Антонова, Г. А. Семенова. - М., 1985. - 303 с.

14. Тихомирова И. И. Школа творческого чтения[Текст]: методическое пособие/ И. И. Тихомирова. - М., 2003. - 160 с. - (Я вхожу в мир искусств. - 2003. -№6).

15. Толченов О. Игровые театрализованные формы: особенности их ис­пользования в работе с детьми / О. Толченов // Воспитание школьников. -2003. - № 5. - С. 29-35. - (Педагогу дополнительного образования).

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.