Проблемы и перспективы развития финансовых ресурсов Российской Федерации — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Проблемы и перспективы развития финансовых ресурсов Российской Федерации

2019-09-17 888
Проблемы и перспективы развития финансовых ресурсов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На любой стадии развития государства без выработки стратегии формирования денежных фондов бюджетов, а также надлежащего уровня реализации на практике разработанной теоретической базы невозможно цивилизованное ведение социально-экономической жизни на всей территории страны. Доходы бюджетов являются финансовой основой для непрерывного решения государством, стоящих перед ним задач и функций.

 

Особенно острой проблема формирования доходов бюджетов является в периоды подобные нынешнему, когда накаляется геополитическая ситуация на международной арене, появляется угроза экономической рецессии, а также сохраняются проблемы в социальной сфере, что ставит перед государством вопрос о поиске новых источников формирования доходов бюджетов бюджетной системы, в условиях, когда старые источники перестают быть надежными [2, c. 358]. Это относится в первую очередь к доходам бюджета, получаемым за счет сырьевого экспорта, которые на протяжении ряда последних лет являются довольно крупной статьей в структуре доходов консолидированного бюджета РФ, что ставит страну в сильную зависимость от текущей конъюнктуры на мировых сырьевых рынках и угрожает экономической независимости страны, а также создает высокий уровень нестабильности, связанной с рыночными рисками.

На сегодняшний день российская экономика, и как следствие бюджетная система, столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем, подрывающих стабильность национального благосостояния и влияющих на возможность мобилизации денежных средств в фондах бюджетной системы.

Анализ материалов Счетной палаты позволяет выявить следующие внутренние проблемы, связанные с формированием доходной части федерального бюджета:

1) существование теневой экономики (черной и серой), снижающей видимый сектор налоговой базы;

2) применение необоснованных льгот и преференций вследствие существования коррупции в государственных органах;

3) применение различных налоговых схем уклонения от уплаты налогов (в том числе с помощью фирм-однодневок) [6, c. 135].

Одной из существенных проблем выступает усиление конкуренции налоговых юрисдикций в условиях расширения мирохозяйственных связей и образования единого экономического пространства среди многих стран. В этих условиях возникают такие дополнительные проблемы, как:

1) существование оффшорных зон, снижающих долю налоговых резидентов;

2) существование налоговой конкуренции между странами;

3) существование транснациональных корпораций;

4) требования международных экономических организаций.

В качестве основных угроз при формировании доходов бюджета за счет налоговой сферы можно указать:

1 Уклонение от налогообложения в результате умышленного сокрытия доходов, получаемых в ходе осуществления экономической деятельности, в т.ч. путем необоснованного возврата НДС из бюджета, изменения резидентства субъектов экономической деятельности в целях оптимизации налогообложения в условиях оффшорных зон.

2 Сохранение достаточно широкой зоны теневой и криминальной внешней экономики, «освобождающей» себя от налогообложения посредством изощренных и постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационных «технологий».

3 Отсутствие экспертизы и оценки законодательства с точки зрения критериев экономической и финансовой безопасности, устойчивости налоговой системы и эффективности налоговой политики [6, c. 135].

К внутренним относится также проблема прогнозирования и планирования доходов федерального бюджета, связанная с тем, что оно осуществляется при отсутствии у многих главных администраторов доходов утвержденных методик. В расчетах не всегда предусмотрены дополнительные поступления доходов за счет улучшения администрирования налогов, что обуславливает перевыполнение прогнозных показателей по доходам. Законодательством не определены органы исполнительной власти, уполномоченные подтверждать наличие основания для предоставления отсрочки/рассрочки по уплате таможенных платежей, а также не урегулированы вопросы взыскания/списания задолженности по таможенным платежам иностранных лиц [8, c. 9].

Кроме того, в настоящее время выделяют ряд проблем формирования доходов бюджета РФ, связанных с внешнеэкономической деятельностью:

- высокая зависимость России от экспорта узкой группы топливно-сырьевых товаров и материалов, что делает ее уязвимой к воздействию циклических колебаний, волатильности мировых цен на энергоресурсы;

‒ усиление борьбы ведущих держав за доступ к сырьевым ресурсам, что ведет к повышению конфликтности в системе мирового хозяйства и дестабилизирует товарные рынки;

‒ низкая конкурентоспособность отраслей и обрабатывающей промышленности, что обуславливает нестабильные позиции России на перспективных мировых рынках;

‒ недостаточный вклад внешнеэкономической сферы в решение задач диверсификации и модернизации российской экономики [7, c. 104].

Кроме того, на снижение доходов бюджета Российской Федерации в последние годы повлияли такие факторы, как сокращение производства многих видов товаров, уход с российского рынка крупнейших автомобильных производителей, конфликт на Ближнем Востоке, геополитический конфликт, вызванный событиями на Украине, вызывающий целый ряд неблагоприятных экономических и политических последствий, в т.ч. экономические санкции США и ряда европейских стран, а также вынужденное принятие ответных контрмер со стороны российского правительства, наложившего эмбарго на импорт ряда продовольственных товаров из стран, ранее присоединившихся к антироссийским санкциям.

Введение ограничений на импорт привело к дополнительным затратам в бюджете на создание импортозамещающих отраслей или поиск иных поставщиков товаров. Введение санкций и принятие ответных санкций привело к падению объемов реализации, усилению оттока капитала, снижение активности российских и зарубежных инвесторов [1, c. 18].

 

В условиях уменьшения доходов федерального бюджета, вызванного в основном факторами внешнего порядка, поиск путей роста доходов за счет внутренних резервов приобретает особую актуальность. Проблема роста доходной базы федерального бюджета заключается не просто в поиске путей увеличения отдельных направлений доходов, а в диверсификации источников доходов. Поэтому мероприятия, связанные с увеличением доходов федерального бюджета должны лежать в следующих плоскостях:

– совершенствование системы налогообложения;

– совершенствование системы управления неналоговыми доходами.

Что касается первого направления, то в период падения платежеспособности населения, необходимо снижать налоговое бремя для предприятий малого и среднего бизнеса, вводить льготы, стимулирующие развитие малого предпринимательства, активизировать работу Фондов поддержки малого и среднего бизнеса в регионах. Такие меры будут способствовать выходу из тени не только предприятий малого и среднего бизнеса, но лиц из сегмента неформальной занятости [3, c. 15].

В действующей налоговой системе России достижение целей налогового регулирования через воздействие на систему налогов и сборов можно достичь следующими путями:

1) введение необлагаемого налогового минимума с одновременным увеличением налоговой ставки по НДФЛ, или введением прогрессивной шкалы налогообложения;

2) пересмотреть систему вычетов по НДФЛ;

3) ввести ограничение на списание убытка по налогу на прибыль;

4) разработать систему оценки эффективности налоговых льгот;

Важными задачами реформирования налоговой системы являются:

1) поиск дополнительных доходов бюджета взамен утраченных;

2) повышение качества администрирования налоговых доходов;

3) повышение ответственности налоговых органов за уровень собираемости налогов и налогоплательщика за уплату налогов.

Увеличение инновационного потенциала российской экономики также положительным образом воздействует на увеличение налоговых доходов федерального бюджета, т.к. предприятия начинают реализовывать продукцию с высокой добавленной стоимостью, а за счет этого увеличиваются налоговые поступления в федеральный бюджет. В качестве стимулов инновационного экономического развития необходимо расширять перечень организаций, осуществляющих свою деятельность в области науки и образования, гранты которым не подлежит налогообложению [5, c. 200].

На сегодняшний день для сохранения объёмов бюджетных поступлений на прежнем уровне и их роста в перспективе необходимо создать благоприятные условия для преобладания налоговых, а не таможенных поступлений как основного источника доходов бюджета за счёт:

1 Обеспечения активной и масштабной реализации политики импортозамещения, путём:

1.1 Оказания государственной поддержки национальным производителям по «захвату» сфер, которые раньше занимали зарубежные поставщики, а также создание благоприятных условий для эффективного применения инструментов и механизмов импортозамещения. Это такие отрасли хозяйства, как станкостроение, фармацевтическая и лёгкая промышленности, тяжёлое машиностроение. Важным механизмом, стимулирующим импортозамещение, выступает проводимое Фондом развития промышленности возвратное финансирование по сниженным ставкам, на которое в 2018–2019 гг. в федеральном бюджете заложено около 19 млрд. рублей. В рамках данного механизма среднему бизнесу предоставляются средства на компенсацию затрат по НИОКР в рамках инвестиционного проекта, результатом которого становятся конкретные индикаторы и показатели промышленного производства

1.2 Совершенствования требований к стандартизации и сертификации импортной продукции, а также ужесточение проводимого на таможенной границе ЕАЭС и государственной границе РФ карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля, что позволит значительно сократить ввоз в Россию некачественной продукции, нехватка которой будет восполняться отечественными товарами.

1.3 Развития системы государственных закупок отечественной продукции в целях повышения начального спроса и поддержки отечественных производителей до достижения ими конкурентоспособных объёмов производства, а также содействия НИОКР и техническому перевооружению с помощью государственного субсидирования.

2 Ужесточения контроля над налоговыми агентами, осуществляющими исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление налогов в бюджет, наказания за неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

3 Укрепление торгово-экономических и политических отношения со странами Восточной и Южной Азии, например с Южной Кореей, которая рассматривается Россией как перспективный источник инвестиций, продукции производственного назначения и оборудования [9, c. 244].

Важную роль в повышении бюджетных доходов играет совершенствование системы таможенного администрирования на основе разработки и внедрения информационных технологий в выполнение таможенных операций, таможенный и другие виды контроля, в т.ч. в контроль правильности начисления и взимания таможенных платежей, в правоохранительную деятельность и др.

А. Зрелов в своей статье «Увеличение доходов бюджета без повышения налоговых ставок» предлагает следующие альтернативные росту налоговой нагрузки методы роста доходов федерального бюджета:

1 Изменение системы наказаний за экономические и финансовые преступления:

1.1 Усиление роли штрафных санкций как меры наказания.

1.2 Отказ от системы альтернативного выбора (по усмотрению суда) между физическими и финансовыми мерами наказания за преступления экономической, финансовой и налоговой направленности, совершенные повторно или с непосредственной угрозой жизни и здоровью граждан.

1.3 Закрепление в УК РФ единой модели соотношения между возможными размерами физических и финансовых мер наказания за совершение преступления [4, c. 67].

2 Актуализация размеров штрафных санкций за экономические, финансовые и налоговые правонарушения:

2.1 Сократить количество возможных составов правонарушений налоговой, финансовой и экономической направленности, за совершение которых предусмотрено взыскание штрафа, установленного в твердой сумме.

2.2 Применительно к правонарушениям, характер которых не предусматривает возможности точного определения размера нанесенного ущерба, штраф может исчисляться от единой базовой суммы, установленной в твердом размере, но с обязательной корректировкой на инфляционный коэффициент, рассчитываемый на день реальной уплаты штрафа.

2.3 Пересмотр в сторону увеличения установленных в твердой сумме базовых значений штрафных санкций.

2.4 Гармонизация системы наказаний за сходные правонарушения.

3 Активизация и расширение системы косвенного налогообложения. В список подакцизных товаров в России могут быть дополнительно внесены:

3.1 Отдельные категории товаров, относящиеся к предметам роскоши: например, ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, платина, золото, алмазы, меховая одежда, яхты и др.

3.2 Требующие особого контроля в распространении лекарственные средства при их безрецептурном отпуске.

3.3 Пищевая продукция, содержащая ГМО или компоненты искусственного происхождения [4, c. 70].

4 Расширение сферы применения утилизационного сбора. В настоящее время утилизационный сбор в России применяется исключительно в отношении «колесных транспортных средств (шасси), ввозимых на территорию или произведенных в Российской Федерации». Однако вполне очевидно, что это далеко не единственная категория товаров массового производства и спроса, которая без соблюдения специальных правил ее утилизации способна нанести экологический вред.

5 Дополнительные гарантии лицам, обладающим правом на пенсионное обеспечение:

5.1 Налоговая амнистия для граждан, получающих «серую» заработную плату. Ее условиями может быть предусмотрено не только освобождение от ответственности тех лиц, которые обязались компенсировать государству сокрытые ранее налоговые отчисления. Право на амнистию могут получить и лица, заявившие об уровне своего дохода за предыдущий период и обязующиеся на протяжении последующих нескольких лет не совершать противоправных действий в налоговой сфере.

5.2 Вовлечение лиц, достигших пенсионного возраста и сохранивших трудоспособность, в дальнейшую трудовую деятельность.

5.3 Распространение государственных гарантий полной сохранности вкладов граждан, размещенных на длительный срок [4, c. 76].

Таким образом, увеличение доходной базы федерального бюджета должно происходить за счет институциональных преобразований в российской экономике, а не за счет поиска путей наилучшего прогнозирования мировых цен на энергоресурсы, как это происходит сейчас. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, адекватные меры, направленные на снижение доли населения в сегменте неформальной занятости, разработка механизма поддержки инновационных предприятий, усиление контроля над эффективностью продажи предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности – эти и другие вышеперечисленные меры будут способствовать увеличению доходной базы федерального бюджета в перспективе.

 

Пути повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов России

В ближайшие годы крупнейшим потенциальным финансовым ресурсом "длинных денег" станут государственные средства. Вопросы прямого использования сбережений государства (Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния), заметного расширения государственных инвестиций за счет федерального бюджета, а также средств,полученных посредством денежной эмиссии на нужды национальной экономики.

Однако даже использование ограниченного объема государственных средств для приоритетных общественно - значимых проектов инфраструктурного характера, а также небольшой доли Фонда национального благосостояния, могут сыграть позитивную роль в привлечении в экономику долгосрочных частных инвестиций. Для этого необходимо:

Во - первых, увеличить емкость внутреннего рынка государственного долга в целях формирования эффективной структуры процентных ставок, обеспечения участников финансового рынка высоконадежными ликвидными инструментами и расширения возможностей управления макроэкономического параметрами кредитно -денежного характера.

Данная мера повысит устойчивость и эффективность внутреннего финансового рынка, что будет способствовать притоку консервативных инвестиций.

Во - вторых, ввести в практику эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, выпускаемых в целях финансирования общественно - значимых проектов (доходные и /или инфраструктурные облигации), что позволит существенно повысить уровень селекции таких проектов и создать эффективный контроль за использованием привлеченных средств.

В – третьих, за счет средств Фонда национального благосостояния создать гарантийный фонд, поручительства которого будут распространяться на займы (в форме кредитов и в форме облигационных займов) частных предприятий, осуществляемые в целях финансирования модернизации производственных мощностей, что позволит существенно повысить срочность таких займов и снизить процентную ставку по ним. В перспективе данный гарантийный фонд может пополняться за счет внесения в него элементов национального богатства, вовлекаемых в рыночный оборот (земель, залежей полезных ископаемых и т.д.).

В - четвертых, за счет средств Фонда национального благосостояния сформировать государственный компенсационный фонд, средства которого могут использоваться в качестве гарантий по обязательствам частных компенсационных систем, что будет способствовать привлечению консервативных частных инвесторов.

В длительной перспективе основным источником долгосрочных инвестиций должны стать средства населения. Вместе с тем уже сегодня есть определенные резервы по увеличению объема сбережений населения, направляемых на инвестиционные цели в экономику. Для этого необходимо стимулировать ряд изменений структуры располагаемых денежных доходов населения. Речь идет, прежде всего, о снижении спроса населения на наличные деньги за счет максимального развития системы безналичных расчетов. Данная мера позволит расширить ресурсы банковской системы на 10% ВВП.

Другое важнейшее направление – оптимизации финансовых активов за счет относительного сокращения доли потребительских расходов – как путем повышения привлекательности, разнообразия и доступности инструментов

инвестирования, так и вследствие ужесточения правил выдачи кредитов физическим лицам, в первую очередь потребительских кредитов (существенного сокращения доли потребительских кредитов в общем объеме кредитов населению, приведения этой доли в соответствие с уровнем развитых стран и стран Восточной Европы).

Следующая задача заключается в том, чтобы частично перераспределить сбережения населения в пользу прироста ценных бумаг (включая паи и акции инвестиционных фондов). Целесообразно создание специальных пенсионных счетов и стимулирование их прироста (за счет сокращения доли недвижимости – в том числе при помощи секьюритизации недвижимых активов, в которые вкладываются средства населения с инвестиционными целями, снижения объемов покупки иностранной валюты и сокращения прироста наличных рублей).

В ближайшей перспективе остаются значительные возможности для более активного использования нетрадиционного (с точки зрения экономической теории) ресурса – средств самих предприятий реального сектора. Более того, по факту данные ресурсы остаются основным (около 70% от общего объема) источником капитальных инвестиций. Для этого необходимо стимулировать следующие изменения структуры использования этих средств:

Во-первых, увеличение объема инвестиций в модернизацию собственного производства, а также объема финансовых инвестиций в российские активы за счет сокращения оттока капитала, в первую очередь в части прямых инвестиций за рубеж (исключительно за счет улучшения инвестиционного климата, включая меры налогового характера, меры по повышению уровня защиты собственности и т.д.).

И, во-вторых, повышение вклада работодателей в пенсионное обеспечение работников через поощрение (в том числе мерами налогового характера) роста отчислений в накопительные и профессиональные (корпоративные) пенсионные системы.

Однако кроме адресного стимулирования инвестиционной деятельности этих групп потенциальных инвесторов (кроме государства, инвестиционное поведение которого задается приоритетами бюджетной политики), необходимы также меры по развитию финансового рынка, как системы, обеспечивающей проведение инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики, и совершенствование государственных структур (институтов), способствующих привлечению инвестиционных ресурсов в экономику России.

 

Приведенные выше соображения по оптимизации источников "длинных составляют, существенную часть задач структурной модернизации финансовой системы. Следует, однако, иметь в виду, что финансовая сфера фундаментальным образом зависит от состояния реального сектора, то есть его способности создавать высокую добавленную стоимость. Очевидно, что здесь повестка еще более актуальна.

Все перечисленные меры, безусловно, увеличат объемы имеющихся финансовых ресурсов страны за счет инвестиций, а не заемного капитала. Данная тенденция аккумулирует внутренние финансовые источники и создаст эффективную основу для стабилизации финансовой и экономической ситуации в стране. Кроме этого увеличение объемов финансовых ресурсов за счет инвестиций является наиболее приемлемым и эффективным, обеспечивающий рациональный кругооборот финансов в экономике страны и обуславливающий рост производства и предпринимательской активности, бесперебойного функционирования банковского сектора.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На основе проведенной работы можно констатировать, что федеральный выступает ведущим элементом бюджетной системы, выражающим экономические денежные отношения, которые опосредуют процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. В ходе исследования были определены основные функции федерального бюджета, к ним относится аккумулирующая, распределительная (перераспределительная), контрольная, регулирующая. Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России.

Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Главной ролью федерального бюджета как основного звена бюджетной системы выступает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы государства, обеспечение взаимосвязи основных финансовых институтов и финансирования основных задач и функций страны.

Основным документом регулирующим формирование и исполнение федерального бюджета является "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Исполнение федерального бюджета регламентируется Федеральным законом об исполнении федерального бюджета, согласно которому утверждается отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета.

Произведен анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2016-2018 года. На основании анализа была определено, что доходы бюджета увеличились на 45% и в 2018 году были равны 19454,7 млрд. руб. Такой рост в основном обеспечили нефтегазовые поступления, которые увеличивались с 2016 по 2018 год. Доходы федерального бюджета складываются из двух основных статей —это нефтегазовые и не нефтегазовые доходы. За анализируемый три года, процентное соотношение между двумя статьями доходов изменялась незначительно: превалирующими остаются не нефтегазовые доходы. За 3 года расходы изменились всего на 2%, или на 292, 8 млрд. руб. Однако эти изменения проходили неравномерно. Структура расходов в бюджете не претерпевала значительных изменений в течение анализируемого периода.

Главной проблемой формирования и исполнения федерального бюджета является значительный нефтегазовый дефицит(бюджетная система РФ находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках, в связи с этим ограниченны возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, которые обуславливают экономическое развитие страны, даже при объективной необходимости этих расходов, а принятые бюджетные обязательства не могут быть сокращены вследствие социальной направленности значительной их части). Одними из основных путей решения проблем федерального бюджета является непосредственное увеличение доходов бюджетов, путём наращивания налоговой нагрузки либо использование источников финансирования дефицита бюджета; сокращение государственных расходов, путем уменьшения оборонных расходов, упрощение аппарата управления и бюрократического режима.

Для достижения результата были проанализированы работы многих выдающихся авторов по современной экономике и смежным дисциплинам. Изучены различные журналы экономического направления. Проведение анализа трудов современных экономистов дало положительный результат в изучении проблемы формирования и исполнения федерального бюджета.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.