Литературно-музыкальная композиция, — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Литературно-музыкальная композиция,

2019-09-17 206
Литературно-музыкальная композиция, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОСВЯЩЕННАЯ СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ

 

Цели: вспомнить с учащимися страницы жизни и творчества С. Есенина; отметить своеобразие его лирики; работать над выразительным чтением стихотворений.

 

Ход мероприятия

 

Ученица. Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василек хрустально-синий

Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Березы сестры русского рассвета —

Сбежались у околицы села:

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло — он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже —

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на́ плечи села.

И в ельнике ему горели свечи,

И в городе земля его звала...

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его — Россия —

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин — то не просто имя, —

России стихотворная душа.

Т. Зубкова

 

Учитель. С. А. Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах, вспоминал он в 1925 г. в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Ученик. Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой...

Учитель. И снова строчка из автобиографии: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам».

О чем же его стихи?

Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины основное в моем творчестве».

Ученик читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная...» (с. 376—377 учебника.).

Учитель. Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. «Россия... Какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то...»

Ученик. Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Ученица. «Нет поэта без Родины», — говорил Есенин. Для нее берег он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимым.

О, Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

(Из стихотворения «Запели тесаные дроги...»)

Учитель. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.

Ученик читает стихотворение «Край ты мой заброшенный…» (с. 377 учебника).

Учитель. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей родины и тогда, когда

 

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось...

 

и тогда, когда она превращается в

 

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя — поле безбрежное —

Дышит запахом меда и роз...

 

С родиной у Есенина связана и лучшая метафора — «страна березового ситца».

Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу...».

Ученица. Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке...», «Словно белою косынкой подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком...».

Звучит песня «Отговорила роща золотая...»

Учитель. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы — одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Звучит песня «Клен ты мой опавший...»

 

Учитель. Стихи, обращенные к матери... Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме! И только, пожалуй, Некрасову и Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывность сыновнего чувства к матери.

Ученик. О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад...

Дальше мои впечатления пропадают, — заканчивает Евдокимов, потому что зажало мне крепко и жестко горло; таясь и прячась, я плакал...»

Звучит песня «Письмо матери».

Учитель. Обратили ли вы внимание еще на одну особенность стихов Есенина? Ну конечно же, они удивительно музыкальны! Давайте послушаем еще одно стихотворение, посвященное матери.

Ученик читает стихотворение «Разбуди меня завтра рано...» (с. 379 учебника).

 

Учитель. В 1924—1925 гг. на Кавказе Есенин создал изумительный цикл лирических стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание.

Ученик читает стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», (с. 379—380 учебника).

 

Учитель. О животных, о «братьях наших меньших» (кстати, это выражение — строка из его стихотворения) Есенин говорит с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность.

«Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка»... В этих стихах Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший, / Каждый стих мой душу зверю лечит...», «Звери, звери, придите ко мне / В чашки рук моих злобу выплакать...».

А вот что вспоминает известный артист Василий Иванович Качалов о стихотворении Есенина «Собаке Качалова».

Ученик. Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой. «...Я отыграл спектакль, прихожу домой. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима... Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал:

«Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим, радостно взвизгивая, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо...» Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.

Ученик читает стихотворение «Собаке Качалова».

Учитель. Время Есенина — время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 г., и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем: «Учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь...». Ему до боли в сердце жаль разрушенную Гражданской войной страну, ее русские деревни.

Ученица. Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, песий лай.

 

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы,

 

Немолчный топот, громкий стон,

Визжат тачанки и телеги.

Ужель я сплю и вижу сон,

Что с копьями со всех сторон

Нас окружают печенеги?..

                    (Отрывок из поэмы «Гуляй-поле».)

 

Учитель. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, поэт всю жизнь мучился этим противоречием.

Ученик. Я человек не новый! Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Учитель. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в 1925 г. Главное здесь воспоминания поэта о своей жизни.

Ученик. Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Учитель. Этот «зимний цикл» — последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который окончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем немного.

Звучит песня в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава…»

 

Учитель. На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Одинок и неприкаян был поэт в последние месяцы перед гибелью. Уже началась травля крестьянских поэтов. Все это осложнилось физическим нездоровьем Есенина.

Ослабленный болезнью, издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии: в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря Есенин ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было убийство? Пока нет точного ответа на этот вопрос.

Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатали портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное письмо.

Ученик читает стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...» (с. 380 учебника).

 

Учитель. 31 декабря 1925 г. в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.

Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!

Ученик. Да кто ж так до́ сердца проймет?

Да кто же плакать так заставит?

Да кто ж так Русь свою поймет

И сгоряча бел свет оставит?

               <…>

Хоть годы счастливы, быстры,

Есенин...

Это имя в сердце носим,

В помин его летят листы

Со всех берез русоволосых!

Заплакав, гуси даль пронзают.

Звенит осинник в синь дождей.

И в честь его себя сжигают

Рябины по России всей!

                          Т. Смертина

 

Звучит песня «Над окошком месяц...». Выходит ученик, и под песню читает отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют…» (из книги «Затеси» или из журнала «Литература в школе» (1989. № 2. - С. 40.))

 

Ученик. «...Плачет тальянка, плачет...

Только не там, не за рекою, а в сердце. И видит все в исходном свете.

 

Дальний плач тальянки, голос одинокий...

 

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его...

А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью...

На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.

 

Смолкни, военная труба!

Уймись, велеречивый оратор!

Не кривляйтесь, новомодные ревуны!

Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!»

Уроки 83—84

СЛОВО О МАЯКОВСКОМ.

«ГРОМАДА-ЛЮБОВЬ» И «ГРОМАДА-НЕНАВИСТЬ»

 

Цели: познакомить с очерком жизни и творчества поэта, его любовной лирикой; работать над чтением «лесенки» поэта.

 

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Чтение учителем стихотворения «А вы могли бы?» (с. 388 учебника). Его анализ.

— Догадались, кто автор этого стихотворения?

Конечно. Сегодня наш разговор — о В. В. Маяковском, с творчеством которого мы уже ранее знакомились с вами, отмечая и пристрастия поэта к гиперболам, и необычность тонической системы, и новаторство поэта в лексике (его неологизмы).

Не правда ли, очень необычно содержание этого стихотворения-вызова, использованы необычные метафоры, яркие контрасты.

В чем же состоит конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль метафоры в оформлении этого конфликта?

Окружающий поэта-футуриста мир не соответствует его представлениям. Он, во-первых, будничный — метафора «карта будня» и означает заведомую расчисленность будней, уподобленных географической карте, с отсутствием на ней таинственной, манящей неизвестности — такой, в общем, и была карта мира к 1913 году. Далее, героя окружают, оскорбляя его, пошлые предметы быта. «Блюдо студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского. Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба») создает урбанистическую картину давящего, теснящего мегаполиса. Ну, а «водосточная труба» завершает картину противопоставленного человеку, угрожающего ему своей пошлостью мира вещей.

Поэт-футурист переделывает мир неудовлетворяющей его действительности. Он «сразу смазал» (обратите внимание на аллитерацию) «карту будня», плеснув на нее краски, то есть праздник. Преображение мира продолжается: поэт видит «косые скулы океана» (еще одна метафора), преображается и «жестяная рыба», ведь по форме она напоминает губы (а этот образ — метафора любви в лирике Маяковского). И мелодия ноктюрна — музыка ночи, сыгранная «на флейте водосточных труб», инструментирует мир, созданный поэтом по своим меркам. Метафора в поэзии раннего Маяковского — основной способ пересоздания мира, постижения связи отдельных явлений, главная формула его поэтического открытия.

 

2. Чтение и обсуждение статьи учебника (с. 382—385).

— Что поразило вас в личности Маяковского?

— Какие факты личной и творческой жизни поэта привлекли ваше внимание?

 

3. Анализ стихотворений.

Поэзия Маяковского — ораторская по сути и форме, она предполагает присутствие публики, причем вряд ли благосклонно расположенной к поэту, потому что поэт часто «заводит» ее дерзким вызовом. Уподобление грубо-прозаической водосточной трубы изысканно-поэтической флейте тоже должно шокировать публику, привыкшую отделять язык поэзии от языка «улицы». Своей задачей в поэзии Маяковский считал сближение литературы и жизни.

Послушаем еще один вызов Маяковского миру сытых и богатых.

 

1) Чтение и анализ стихотворения «Нате!» (с.388—389).

— В чем вы видите конфликт поэта с миром? Каковы ценности поэта и ценности толпы?

Перед нами картина выступления поэта в артистическом кафе «Розовый фонарь» (это улично-дразнящее название, очевидно, было придумано по контрасту с салонно-манерным «Зеленая лампа», названием литературного общества пушкинского времени). Поэты-футуристы часто выступали перед столичной и провинциальной публикой, и одной из форм «привития» ими своих новаторских идей толпе был скандал, эпатаж. В стихотворении показано именно такое выступление — вряд ли понравятся публике дерзкие характеристики, портреты «пошлых» мужчин и женщин, собравшихся развлечься. Но задачу поэзии Маяковский видел совсем в другом.

Конфликт здесь возникает из резкого противопоставления «толпы» и поэта (традиционная тема русской поэзии: ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов). Люди, перед которыми должен «кривляться» поэт, забавляя их, меряются поэтом своеобразной меркой — количеством «обрюзгшего жира». Не по литру или килограмму, а «по человеку» вытопит он через час, и «чистый переулок» станет грязным. Возникает характерный для молодого Маяковского контраст сильного, стройного поэта и жирных, старых его врагов.

Чтобы дать толпе представление о своих ценностях, поэт упоминает «шкатулки» своих стихов — ведь в шкатулках у этих буржуа драгоценности, и шкатулки эти не открываются перед людьми, поэт же «открыл» их. В «шкатулках стихов» лежат более ценные вещи — «бесценные слова», которые он, опять же в отличие от накопителей-мещан, мотает и транжирит.

«Стоглавая вошь» — метафора отвратительного паразитизма, тупого единства этой «толпы», которая хочет смять «бабочку поэтиного сердца». Но поэт может, если ему надоест «кривляться», захохотать и «радостно плюнуть» в лицо лощеной публике. Этим неэстетическим жестом и завершается стихотворение, озаглавленное «Нате!».

 

2) Чтение и анализ стихотворения «Послушайте!» (с. 389—390).

В сравнении с задорным выкриком «А вы могли бы?», с дерзким вызовом, бравадой стихотворения «Нате!», в «Послушайте!» совсем другая — проникновенная, исповедальная, даже просительная — интонация.

Мы впервые слышим поэта, который не боится показаться беззащитным; он обращается к людям, которые его понимают. Прихотливая строфика этого стихотворения доносит до читателя прерывающийся голос, волнение лирического героя. В просьбе «чтоб обязательно была звезда» — детская наивность, максимализм.

Пафос этого стихотворения передает страстную борьбу человека за идеал. Существование без идеала, без смысла названо здесь «беззвездной мукой», идеал «звезда». Лирический герой Маяковского активен в отстаивании своих ценностей и поэтому, несогласный с бессмысленным существованием, отсутствием звезд на небе, «врывается к Богу» (гиперболизм). Целуя «жилистую руку» Творца, он верит, что действительно «не перенесет эту беззвездную муку».

Бог внял его мольбам — на небе появилась звезда. И только после этого герой «наружно» успокоился, ему стало «не страшно», хотя он остался «тревожным» — это тревога за свой идеал. Герой стихотворения противопоставлен людям, для которых звезды — это «плевочки», а не «жемчужины», для которых вовсе не обязательно, «чтобы они были».

 

4. Чтение статьи учебника (с.383—385).

— А в чем особенности любовной лирики Маяковского? Кто ее адресаты?

 

5. Выступление учащегося «Громада-любовь».

 

II. Итог уроков.

 

Домашнее задание: подготовиться к уроку по творчеству Н. А. Заболоцкого (с. 417—418, 421); индивидуальные сообщения о жизни и творчестве.

 

Уроки 85—86


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.