Своеобразие лирики А. А. Блока — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие лирики А. А. Блока

2019-09-17 284
Своеобразие лирики А. А. Блока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цели: обзор понятия «серебряный век»; познакомить с основными направлениями, традициями и новаторством поэтов «серебряного века»; ввести понятие «символизм»; познакомить со стихами Блока.

 

Ход уроков

 

I. Работа по теме урока.

1. Лекция учителя «Серебряный век» русской поэзии». Впервые выражение «серебряный век» было употреблено А. А. Ахматовой в «Поэме без героя»:

 

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья, —

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл...

 

Термин этот возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.

«Серебряный век» — сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего, конечно, в литературе, а точнее — в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи. Что же это была за эпоха?

Философ Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни». З. Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».

Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности.

Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления: декаданс (упадок), русский ренессанс (возрождение, духовное обновление), модернизм («новый, современный»).

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.

Понятие «серебряный век» прежде всего связано с символизмом.

На доске и в тетрадях:

 

Наряду с этим были поэты, стоящие вне групп и направлений: И. Бунин, А. Толстой, М. Цветаева и др.

Однако в равной мере нельзя измерять, например, Блока только символизмом, а Маяковского — футуризмом, хотя их индивидуальный облик приобретен именно на том пути, который они прошли, особенно в начале своего творчества.

 

2. Обсуждение эпиграфа ко второй части урока.

Он был Лермонтовым нашей эпохи. У него была та же тяжелая тяжба с миром, Богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя.

К. И. Чуковский

Итак, вторую часть урока мы посвящаем творчеству Александра Александровича Блока. Как сопоставление с Лермонтовым приближает нас к пониманию Блока?

Что значит «роковой демонический ток»?

 

3. Чтение статьи о Блоке (с.364—366).

— Как и в чем эпиграф и статья перекликаются?

— Чем объяснить трагическую тональность творчества Блока?

— Что значит выражение «уход в мистику»?

Мистика — 1) вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром: 2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

Мистик — человек, склонный к мистике.

Для мистика реальный мир лишь покров, под которым скрыта загадка.

 

Милый друг иль ты не видишь,

Что все видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами...

                          В. Соловьев, поэт и философ

 

Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений, такова сверхзадача поэтов-символистов, которая требует и особой формы выражения — в виде слов-символов (условных изображений чего-либо), вызывающих различные толкования и ассоциации.

А. Блок создал целую всеобъемлющую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечно много иных оттенков, толкований. Заря, звезды, солнце, белый свет - все это синонимы Прекрасной Дамы. Размыкание кругов — порыв к Ней. Ветер знак Ее приближения. Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды — крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освященную мистически. «Ж о лтые» фонари, «ж о лтая» заря (Блок придавал «о» в этом случае большое значение) симнолизируют пошлость современности.

 

4. Чтение и анализ стихотворений Блока.

1) «Ветер принес издалека...» (с. 366).

— О чем это стихотворение?

— В чем тайна его музыкальности?

 

2) «Ушла. Но гиацинты ждали...» (с. 366—367).

— Какие чувства переживает лирический герой?

— А каков образ его возлюбленной? Как он создается? Отметьте цветовой ряд стихотворения.

 

3) «О доблестях, о подвигах, о славе...» (с. 369—370).

— В чем перекличка с пушкинским «Я помню чудное мгновенье...»?

— Как рассказывает поэт о личной драме? (Жанр — послание. Любовь трагична. Женщина — вдохновительница поэзии, она же — олицетворение молодости поэта. Расставшись с ней, он расстался и со своими иллюзиями: синий плащ — знакомый образ крушения идеалов в поэзии символистов.)

 

5. Заключительная беседа.

— Ахматова сказала о Блоке: «...трагический тенор эпохи». Какое из стихотворений, помещенных в учебнике, может подтвердить лирический тезис поэтессы? («Как тяжело ходить среди людей...», с. 369.)

Выразительное чтение стихотворения.

— Какова тема этого стихотворения?

— А в каких стихах Блок раскрывается по-другому? («О, я хочу безумно жить...», «О, весна без конца и без краю...».)

Выразительное чтение стихотворений.

Что значит для лирического героя «жить»?

 

II. Итог уроков.

 

Домашнее задание: одно стихотворение Блока наизусть.

 

Уроки 81—82


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.