О  пешеходном  туристском  походе — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

О  пешеходном  туристском  походе

2019-09-09 240
О  пешеходном  туристском  походе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отчет

О  пешеходном  туристском  походе

По Полярному Уралу

                                                      Дата: 28 июля – 12 августа 2014 года

                                                     Маршрутная книжка №

                                                     Руководитель: Лобанова И.В.

Микунь

2014                           

Содержание

1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация
............................................ 5
1.2. Место проведения похода
........................................... 5
1.3. Общие справочные сведения о маршруте
.......................... 5
1.4.  Заявленная нитка маршрута
........................................ 5

1.5. Пройденная нитка маршрута....................................... 5

1.6. Сведения об участниках............................................. 6

1.7. Определяющие препятствия маршрута........................... 7

1.8. Местонахождение отчета......................................... 7

2. Содержание отчета
2.1. Смысловая идея похода
............................................. 7
2.2.  Варианты подъезда и отъезда
..................................... 8
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
...... 8

2.4. Изменение маршрута, из причины................................. 9

2.5. Характеристика района похода................................... 9

2.6. График движения................................................... 11

2.7. Техническое описание маршрута.................................. 11

2.8. Потенциально опасные участки

(препятствия, явления) на маршруте.............................. 64

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3
     Приложение №4

Приложение №5

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода)

1.1.  Проводящая организация

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г.Микунь, Усть-Вымского района, Республики Коми, телефон 88213433200.

1.2.  Место проведения похода

Россия, Ямало - Ненецкий автономный округ:

ст. Полярный Урал, озеро Собское, озеро Макар-Рузь, гора Енга-Ю-Из, река Енга-Ю, Ледник Романтиков, гора Чёрная, Нефритовый водопад, п. Харп, станция Собь, гора Голова воина, 110 км (бывший п.Полярный), гора Поуркеу.

1.3.  Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Общая Ходовых дней Сроки проведения Пешеходный Первая 170 13 дней 12 дней 28.07.12-12.08.12

Примечание. 28.07 выехали из Микуни в 19-19, 11.08 выехали со ст.Собь в 9:56 и 12.08 приехали в Микунь в 05-54, поэтому эти дни не включены в общую продолжительность похода.

Заявленная нитка маршрута

Станция Полярный Урал; вдоль реки Собь на юго-восток, исток реки Собь (озеро Собское);  исток реки Макар-Рузь (озеро Макар-Рузь); вдоль реки Макар-Рузь на юг, приток реки-ручей Кузь-Ты-Вис; ручей Визувшор; гора Чёрная; река Енга-Ю; радиальный выход: приток реки-ручей Иа-Шор, Ледник Романтиков; ручей Кэр-Доман-Шор; радиальный выход: Нефритовый водопад; п. Харп.

Пройденная нитка маршрута

Станция Полярный Урал; вдоль реки Собь на юго-восток, исток реки Собь (озеро Собское); исток реки Макар-Рузь (озеро Макар-Рузь); вдоль реки Макар-Рузь на юг, приток реки-ручей Кузь-Ты-Вис; гора Енга-Ю-Из, перевал Геологов;  река Енга-Ю;  радиальный выход: Ледник Романтиков, гора Чёрная; ручей Кэр-Доман-Шор;  радиальный выход: Нефритовый водопад; п. Харп; озеро на 128 км.; станция Собь; радиальный выход: гора «Голова воина»;  110 км (п.Полярный); гора Поуркеу.

Сведения об участниках

№ п/п ФИО Год рождения Туристская подготовка Обязанности в группе
1. Лобанова Ирина Викторовна 1973 Вычегда(р), Полярный Урал(р)- поход I категории Руководитель
2. Лобанов Михаил Васильевич 1974 Полярный Урал(у)- поход I категории Зам.руководителя, газовик
3. Лобанова Алёна Михайловна 1996 Ростов Великий(у)- поход III степени, Вычегда(у), Полярный Урал(у)- поход I категории Штурман
4. Лобанов Алексей Михайлович 1997 Ростов Великий(у)- поход III степени, Полярный Урал(у)- поход I категории Финансист
5. Лобанова Алина Михайловна 2005 Вычегда(у)- поход III степени, Хронометрист
6. Бугаев Владислав Михайлович 1996 Вычегда(у)- поход III степени, Полярный Урал(у)- поход I категории Фотограф
7. Франц Мария Леонидовна 1993 Вычегда(у)- поход III степени, Полярный Урал(у)- поход I категории Медик
8. Лакомый Ростислав Сергеевич 1997 - Завснар
9. Логиновский Дмитрий Александрович 1995 Вычегда(у)- поход III степени, Полярный Урал(у)- поход I категории Постановщик лагеря
10. Алексашкин Марк Дмитриевич 1998 - Костровой
11. Долгопольская Христиана Сергеевна 1998 - Летописец
12. Головкин Владислав Михайлович 2001 - Санитар (эколог)
13. Романова Антонина Васильевна 1962 - Завхоз
14. Рябова Елизавета Геннадьевна 2002 - Реммастер

Определяющие препятствия маршрута

Быстрое течение при переходе вброд рек и ручьёв, скользкие гладкие камни на дне, курумник (каменные россыпи на склонах), каньон вдоль ручья Иа-Шор (радиальный выход на Ледник Романтиков), снежник на перевале Геологов.

1.8. Местонахождение отчета

Отчет о походе в МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г.Микунь Усть-Вымского района Республики Коми.

Электронная версия отчета и фотоматериалы - у руководителя Лобановой Ирины Викторовны.

2. Содержание отчёта

Смысловая идея похода

" Холодное небо... прозрачные дали...

Громады застывшие скал...

Этому краю недаром дали

Гордое имя - УРАЛ... "

"Горы Полярного Урала изъедены и обрушены временем, но ещё мощные и сильные. Склоны покрыты снежниками, которые и в июле овевают тебя холодом севера. Камни, лишайники, туман или снег, реки, часто текущие глубоко в щелях между огромными облизанными серыми валунами, озёра голубые, прозрачные глубиной до 100 м. и более. Вокруг пятна снега и ледников..."

Так начинаются, или примерно так, описания местности, куда снова и снова так тянет туристов, посетивших эти места хотя бы один раз. Ни холод, ни лишения привычных удобств, не пугают.

Чем же так притягивает Седой Урал?

Вот и мы - участники пешего похода по Полярному Уралу, полны желания испытать себя в тяжёлых климатических условиях, подружиться между собой, узнать больше о каждом. А, увидев и познав красоту этих мест, и полюбив, незатейливую, спокойную красоту тундры, гор, озёр и рек, вернуться ещё не один раз, потому что, забыть увиденное будет не возможно.

Выбор маршрута, по которому пройдёт группа, не очень сложный. Ведь в группе много новичков, которые ещё не бывали в таких походах, но и есть бывалые, которые изъявили желание побывать ещё раз в горах, столь им понравившимся, и познакомить новых участников похода с уникальной полярной природой: вокруг, куда, ни повернись, лишь кочки, мох, лишайники, низкорослая карликовая полярная берёзка.

Чем же она отличается от берёзки, которая растёт в нашей местности? А что ещё есть необычное в этой холодной климатической зоне? И таких вопросов очень много. Вот мы и постараемся увидеть всё своими глазами.

Варианты подъезда и отъезда

При разработке маршрута анализировалось несколько вариантов подъезда:

- Поезд № 210 Москва – Лабытнанги (стоимость билета 1772 руб. 90 копеек). Отправление из Микуня 19:19, прибытие на станцию Полярный Урал 14:10.

- Поезд № 376 Москва – Воркута до станции Сейда (стоимость билета в плац.вагоне 1516 руб., в сидячем – 858 руб.) время отправления 15:33, время прибытия 10:38. Со станции Сейда поезд № 210 Москва – Лабытнанги (стоимость билета 695 руб.), время отправления 11:03 и поезд № 654 Воркута – Лабытнанги (стоимость билета в общем вагоне 326 руб.), время отправления 13:05, время прибытия на ст. Полярный Урал 17:05.

Второй вариант подойдёт на случай если нет билетов на прямой поезд.

Отъезд.

- Поезд № 021 «Полярная стрела» Лабытнанги – Москва (стоимость билета 2793 руб.) – фирменный поезд

- Поезд № 209 Лабытнанги – Москва (стоимость билета 1748 руб.)

2.3.  Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Через пару км. от ст. Полярный Урал просматривается вездеходная дорога, идущая из бывшего пос. Полярный (110 км.) вверх по долине реки Собь. По ней местное население ездит в долины ручьев за золотым корнем, ведётся заброска на вездеходах сплавщиков с бывшего поселка  Полярный, в Семиречье.

С долины «Мёртвых БЕЛАЗов» до Харпа идет автомобильная дорога, по которой ходят Уралы, вывозят хромитовую руду с добывающего комплекса на плато Енга-Ю-Из.

Недалеко от моста через реку Енга-Ю – перевалочная база, где руда с Уралов перегружается в большегрузные самосвалы IVEKO и уже они везут её оставшиеся 25 км. до комбината в Харпе. Водители-вахтовики – люди приветливые. По их словам туристы здесь редкость, поэтому в помощи не откажут.

              

График движения

День пути Дата Маршрут Пройденный путь
1 29.07 Ст. Полярный Урал – вдоль реки Собь 10,5 км
2 30.07 Р.Собь – озеро Макар-Рузь 9,5 км
3 31.07 Оз. Макар-Рузь – мост через Енга-Ю 19,7 км
4 1.08 Радиальный выход: гора Чёрная 14,0 км
5 2.08 Радиальный выход: Ледник Романтиков 18,2 км
6 3.08 Мост через Енга-Ю – Ручей Кэр-Доман-Шор 15,2 км
7 4.08 Радиальный выход: Нефритовый водопад 9,8 / 19,6 км
8 5.08 Ручей Кэр-Доман-Шор – п.Харп 9,9 км
9 6.08 Экскурсия в г.Салехард  
10 7.08 П.Харп – 128 км (озеро) 25,0 км
11 8.08 128 км. – станция Собь 10,2 км
12 9.08 Радиальный выход: гора Голова Воина, бывший посёлок Полярный 10,5 км
13 10.08 Радиальный выход: гора Поуркеу 17,5 км

2.7. Техническое описание маршрута

28.07.14г.    19.00

Вот и настал долгожданный день отъезда. Все готовы. Скоро прибытие поезда "Москва - Лабытнанги"

День отъезда выдался хорошим и настроение отъезжающих тоже хорошее. Пришли проводить родственники и руководители центра. Фотографируемся перед отъездом.

Погрузились... Едем... За окном поезда с одной стороны - туман над лесом, с другой - розово-оранжевый закат...

Стоит вопрос о проведении организационного собрания группы. Билеты на поезд достались в разных вагонах, и собрать ребят в один вагон не легко, так как все уже успокоились на своих местах и никто никуда уходить не хочет. Однако все собрались в одном вагоне и собрание состоялось. Руководитель Ирина Викторовна провела тренинг на знакомство, так как многие  участники похода живут в разных населённых пунктах и не знают друг друга. Рассказала легенду об Урале. Объяснила технику безопасности в горах и каждому раздала обязанности его должности, которую узнали ещё на собрании перед походом (Должностная инструкция Приложение №1).

29.07.14г.  10.00

Второй день пути...

Проснувшись, умывшись, позавтракав, вся группа снова собралась вместе, чтобы провести ритуал посвящения участников похода в "полярники". Взявшись все за руки, мы повторили за руководителем клятву:

Клянусь полюбить Полярный Урал;

Покорить вершины Полярного Урала;

Преодолеть все трудности похода: непогоду, лень, плохое настроение,  ветер, нескончаемые перевалы, подгоревшую кашу, мазоли, холодные ночи, обжигающие реки и ручьи;

Не сушить носки на груди спящего товарища;

Научиться петь, даже если раньше не пел;

Разучиться пить, даже если раньше пил;

Не забывать друзей, с которыми подружусь в этом походе;

Соблюдать заповеди туристов: семеро одного ждут,

устал сам - помоги товарищу,

последний кусочек на всех,

последний глоточек на всех,

дорогу осилит идущий,

быть всем в одной связке.

      Клянусь, клянусь, клянусь!

А если я нарушу священную клятву туриста, то пусть меня постигнет страшная участь вечного дежурного и мойшика котлов.

Главное: ни при каких обстоятельствах не терять выдержки и спокойствия. Паника - враг туриста.

Мы передали по кругу «последний» кусочек!


Заключительный момент: облили нас водой и поздравили с посвящением, пообещав, что трудности будут впереди.

14:10. Поезд прибыл на станцию Полярный Урал. Погода ветреная, дождя нет. Выгружаемся, Рюкзаки очень тяжёлые. Продукты, палатки и всякое другое, что положено по списку, но, конечно, есть и то, что совсем не надо было брать, за ненужностью, например, планшет... Зачем он на Полярном Урале? Никто не представляет, как потащит свой рюкзак. Особенно  сложно  тем, кто  первый  раз  идёт  в  горы. Но мы  здесь для того,

чтобы испытать себя, поэтому, стоит набраться терпения и сил для прео-доления трудностей....


Немного придя в себя после выгрузки, вдохнув свежего воздуха, оглядываемся по сторонам...

Нашему взору предстали безмерные просторы Полярного Урала, а вдали - седые вершины гор с их снежниками и ледниками...

Полярный Урал расположен на границе Европы и Азии, на территории, принадлежащей республике Коми и Ямало-Ненецкому автономному округу. Условная граница частей света совпадает с границей регионов.

Недалеко от места нашей высадки есть приграничный столб, до которого мы все решили сходить и сфотографироваться на память, осуществив, таким образом, мечту многих участников группы. Оставив рюкзаки, мы пошли к нему.


Вернувшись, мы взвалили свои рюкзаки на спину и отправились в путь.


 

Путь был не лёгкий. Под ногами всё чавкало и хлюпало... Шли в основном по мокрой траве, мху, карликовым берёзкам, ивняку и камням.

Растительность Полярного Урала скудная. Редкие березовые и лиственные леса можно встретить в северной части района на восточном склоне по долинам рек. Берега рек западного склона – Печоры, Кары и их притоков поросли в основном кустами ивы, полярной березы, травами и цветами. Часто встречаются черника, брусника, морошка, а также грибы.

Вот и мы движемся вдоль реки Собь, по берегам которой сплошной ивовый кустарник, через который мы с трудом пробираемся. Дороги здесь нет, правда, есть где-то дорога, оставшаяся от гусениц вездеходов, но её ещё надо отыскать. Сначала мы думали, что, пройдя через заросли ивы, так мы скоротаем  путь. Но  идти  становится  просто  невыносимо,  ивовые ветки

бьют по лицу, а полчища всякого гнуса, просто готовы съесть нас живьём!

Михаил Васильевич уходит искать дорогу. Мы ждём. Наконец дорога найдена и вот уже мы двигаемся по ней к намеченной на сегодня цели - дойти до озера Собское. А это ещё половина пути...

Погода холодная 3-5° C, но этого не чувствуется, так как мы в постоянном движении. Восемь раз останавливались, делали привалы, отдыхали. Шли долго и тяжело и к 22:00 часам устали так, что уже не могли двигаться дальше, и не дошли всего-то до назначенного места 2 км. Выбрав

неплохое местечко на пригорке, реши-ли поставить па-латки и заноче-вать. Ужин гото-вили на газовой горелке. Ели мака-роны с тушёнкой. Начался дождь.  Так под шум

дождя мы и уснули, забравшись в спальные мешки, и выглядели так, как будто мы "куколки" бабочек...

10,5 км. Перепад высот 175-351 м.

Станция Полярный Урал - по левому берегу р. Собь до неизвестного места (до озера, из которого берет начало р. Собь не дошли 2 км.) Движение по тундре и вездеходной дороге.

30.07.14г. 9.00 часов утра.

Пасмурно. Температура воздуха 10-12*С. Только проснулись. Крепко же нам спалось под шум дождя...

Всю ночь шёл дождь, прибавив много воды в ручьях. Высунувшись из палаток, мы не сразу поняли, где находимся... Дорога, по которой мы шли вчера, и там же на газовой горелке готовили ужин, сегодня превратилась в ручей. По ней с шумом текла вода, туда вниз в долину рек... Если бы мы установили палатки на этой дороге, то нас бы точно снесло потоком воды, стекающей с гор. Потрясающее зрелище! Природа нас насторожила, предупредив таким образом, что находиться в горах не так уж и безопасно. Всегда надо быть готовым ко всему и по возможности заранее предвидеть всяческие неприятности, связанные с погодой.

"Полярный Урал отличается очень суровым, резко континентальным климатом. Расположенный на границе действия сибирского антициклона и европейской циклонической деятельности, регион славится своими холодными и снежными зимами, сильным ветром.

Зимой температура воздуха может опускаться до -55 градусов. Весна и осень — короткие, лето также короткое, с неустойчивой погодой. Снег в горах, в основном, сходит к концу июня, а уже в начале сентября выпадает вновь. Несколько дней жаркой погоды (до +30) могут внезапно смениться резким похолоданием, сопровождаемым сильным ветром, обильными дождями и градом."

Поахав и поохав, а потом, позавтракав, собрав палатки и провизию, в 11.20 мы выдвинулись, по наме-ченному на этот день маршруту – к озеру Макар-Рузь.       Нам

предстоит преодолеть 9,5 км. и добраться до озера Собское.

Пройдя немного в приподнятом настроении, и, не ожидая ничего такого, что могло бы нам его испортить, мы вдруг столкнулись с первым препятствием, которое приготовила нам всё та же погода. Вода то в речках поднялась! И нам предстояло переходить эти речки вброд. Вот и первое испытание. Первое препятствие. Горные реки быстрые, а вода в них холодная,

ведь стекает она с гор, вершины которых покрыты снегом, а в ущельях гор лежит никогда не тающий лёд. Перебираться через речку было нелегко. Девочки, сняв с себя рюкзаки, оставили их на берегу. Их потом перенесли ребята и Михаил Васильевич. Ребята помогли перебраться через реку и девочкам, а самых маленьких перенесли на руках. Только сплочённость, собранность и сме-лость помогли нам справиться с этим препятствием. Через полтора часа, преодо-лев 2 км. пути, группа вышла к озеру Собское.

Озеро красивое. Из этого озера берёт своё начало река Собь.

Отдохнув у озера, продолжаем свой путь к озеру Макар - Рузь.


"На Полярном Урале много озер, большинство из которых сосредоточены в каровых долинах или имеют термокарствое происхождение. Как правило, такие озера имеют небольшую площадь и — из-за неглубокого залегания вечной мерзлоты — небольшую глубину".

 

Настроение у всех боевое. Поднимаемся по курумнику. Стало заметно холодней. Ветер усиливается. Светит солнце, но наслаждаться солнечным теплом нам мешает жуткий ветер.


С перевала откры-вается вид на оз. Собское


и озеро Макар-Рузь.

К 16.00 часам достигаем озера Макар - Рузь, которое расположено в окружении гор. Любуемся красотой озера.

Вода в озере голубая, чистая и очень холодная. Полюбовавшись на озеро,

разбиваем лагерь на его берегу. Все немного нервничаем. Это из-за сильного ветра, который усилился и мешает нам ставить палатки.

Не успели мы разбить лагерь, как случилось примечательное происшествие: Самые маленькие участницы похода, незаметно для всех, поднялись на ближайшую гору, высотой примерно пятьдесят метров, откуда отказывались спускаться. Половина лагеря отправилась спасать наших авантюристок. Спустя 30 напряжённых минут, все вернулись. К счастью, никто не пострадал.

Поужинали. Очень устали, да и погода становилась всё холоднее, ветер всё больше усиливался. Спешно поставив палатки и наскоро поужинав, мы забрались в палатки и больше из палаток не высовывались. Грелись в своих спальных мешках. Так и уснули.

 


9,5 км. Перепад высот 351-595-463 м.

Место, не доходя до озера Собское – перевал Макар Рузь 595м. – озеро Макар-Рузь. Движение по вездеходной дороге.

 

31.07.14г.  08.00

Наступил третий и, пожалуй, самый тяжёлый день похода. Утро встретило нас тёплым солнцем и северо-западным ветром. Все были рады солнышку. Сходили к озеру,  умылись чистой и прозрачной озёрной водой. На завтрак была манная каша и чай с бутербродами.

Сегодня нам предстоит продолжить наш пеший поход. Пройти надо будет нелёгкий путь - впереди горы! Перед группой стоит делема: или идти по горным перевалам, поднимаясь на гору Енга-Ю-Из, или идти по вездеходной дороге в обход горы Чёрная, что прибавит к нашему пути 35 км. Решили, что принимать решение группа будет, подойдя ближе к горам. На месте будет видно, что делать дальше.

Идти будет не легко, где по мокрой траве и, осыпающемуся курумнику, обходя опасные места, переходя по скользким камням, а где и вброд - через горные ручейки и речушки. Их здесь образовалось много после дождей, везде слышно журчание вниз стремящейся воды. Путешествие ожидается интересным и увлекательным, а трудности? А что же, трудности следует преодолеть!


Вышли в путь в 12.00. Идти было трудно, ноги были мокрые, в обуви

чавкала вода. Но мы мужественно двигались по назначенному маршруту, постепенно привыкая и к всегда сырым ногам, и ветру, не такому сильному, как вчера, но всё-таки немного мешающему двигаться вперёд. Помогая друг-другу преодолевать препятствия, шли по камням и мокрой траве, обходя большие валуны и сыпучие камни. Мы постепенно приобретали опыт преодоления препятствий, и от этого становилось легче, старались подбадривать друг-друга, шутили.


Эта зима на Полярном Урале выдалась необычно снежной, а лето прох-ладным, поэтому везде видны снежники.


Так, потихонечку, пройдя километра 2, мы и дошли до перевала "Геологов", по которому нам дальше предстояло передвигаться.

Что мы знаем о перевале "Геологов"? Нашли в интернете следующее описание: "Перевал "Геологов" соединяет долины реки Макар-Рузь и правого притока реки Енга-Ю. Расположен восточнее вершины Енга-Ю-Из. На перевале находится действующая геологическая база. Со стороны реки Енга-Ю на перевал по склонам Енга-Ю-Из идет действующая вездеходная дорога, со стороны Макар-Рузь - старая дорога. Крутизна подъема не более 35 градусов."

И так. Подошли к горам. Слева гора Енга-Ю-Из (1048 м), справа - Макар-Рузь (908 м). Рядом река Макар-Рузь и ручей Кузь-Ты-Вис. Здесь мы решили остановиться, отдохнуть и перекусить. Ели хлеб с салом, грызли сухарики и арахис.

Недалеко был виден действующий рудник. Там велась добыча руды. Решено было послать туда кого либо из группы, чтобы узнать, можно ли пройти через их рудник, сократив путь, но увидели старую дорогу, решили двигаться по ней. И это был правильный выбор, иначе пришлось бы нам идти 35 км в обход горы Чёрная.


Подъём в гору Енга-Ю-Из мы начали в 13.45 и продолжался он два часа с остановками. Трудновато было нам! Рюкзаки за спиной тянули нас назад.


Взобравшись с большим трудом на гору, мы оказались в "Долине мёртвых БЕЛАЗов".


Сделали привал, чтобы собраться с силами и подождать отстающих. Все уже довольно таки устали, но останавливаться здесь надолго группа не могла, не было достаточно воды, надо было идти дальше.

Немного отдохнув, мы отправились по дороге, ведущей в сторону посёлка Харп. Шли неспеша, любуясь самобытной красотой перевалов и гор с их вершинами, скрывающимися в облаках...


И так мы подошли к мосту через Енга-Ю и разбили лагерь. Было 22.00, но ещё достаточно светло... Белые ночи... Здесь решили провести "днёвку". Отдохнуть и обойти окрестности, ознакомиться поближе с флорой и фауной этих мест. А пока Михаил

Васильевич готовит ужин, мы решили сходить на разведку. Недалеко от нашего лагеря стоит вагончик, это перевалочная база, где руда с Уралов перегружается в боль-шегрузные самосвалы. Мы познакомились с вахто-виками, они пригласили нас погреться в вагончике и попить чайку. Мы решили воспользоваться их приг-лашением и пошли к ним.  Рабочие расспрашивали нас о нашем походе и слушали нас с интересом, задавали вопросы, а ещё они дали нам дрова для костра, которые ценятся здесь на вес золота.

Согревшиеся в тёплом и уютном вагончике, довольные мы вернулись в лагерь, где ждал нас вкусный ароматный суп, приготовленный Михаилом Васильевичем. А так же у нас появился долгожданный костёр. Мы долго не спеша ели, сидя у костра. У всех было хорошее настроение, спать не хотелось, хотя усталось чувствовалась, ведь день выдался нелёгким, но очень насыщенным разными приключениями, которые мы вспоминали и обсуждали. По палаткам в этот день мы разошлись в 2.00 часа ночи.

19,7 км. Перепад высот 463-818-315

Оз. Макар-Рузь – мост через Енга-Ю. Движение по вездеходной дороге вдоль реки Макар-Рузь до начала подъёма, через перевал практически по курумнику (видно, что дорогой уже не пользуются, но следы людей на ней попадаются) и по автомобильной дороге.

 

01.08.14 "Днёвка".

Наступил четвёртый день похода. Первые проснувшиеся в 8:00, приготовили завтрак. Остальные встали позже. Погода солнечная, тёплая, температура 14° C, но днём будет намного больше, судя по тому, что ветра сильного нет и полно уже мошек. Сегодня запланирован радиальный выход к горе Чёрная.

После завтрака ребята, во главе с Михаилом Васильевичем, отправились на рыбалку к мосту, рабочие сказали, что там много хариуса.

Девчата остались в лагере заниматься хозяйством.

Вернулись наши рыбаки, но, увы! Ничего не поймали. Но Михаил Васильевич не сдавался и снова ушёл с попыткой наловить рыбы, но уже в сторону озёр.

Спустя 2 часа он принёс хариуса весом в 1 кг. 40 г. Это большая удача!!!      

Марк, Влад Головкин, Лёша и Ростислав загорелись желанием тоже поймать хоть какую-нибудь рыбу, и в 14:30, пообедав, вновь ушли на рыбалку. Остальные же отправились к горе Чёрная.

От нашего лагеря до горы Чёрная надо было пройти путь опять же не очень удобный. Во-первых, кругом была вода- это маленькие ручейки, текущие с гор и вливающиеся в реку Енга-Ю. Идти по такой сырой местности было не очень приятно. Обувь быстро намокла, становилась тяжёлой, а ноги сырыми. Кроме того, камни от воды и ила были скользкими и ноги всё время соскальзывали с них, в некоторых местах приходилось проходить ручьи вброд. Гора эта из  породы чёрного цвета, за что и получила своё название тогда, как остальные, окружающие её вершины, имеют рыжий цвет. г.Чёрная (1013 м.) находится на юге горного массива Рай-Из. К северу от горы Чёрной на обширном плато Енга-Ю-Из расположена действующая база геологов, работает рудник.

Восхождение на гору было не очень сложным, но затратным по времени - 1,5 часа, так как приходилось обходить отвесные камни, искать более удобный подъём. Спустились

быстро – увидели у подножия горы наших рыбаков. Марку удалось - таки поймать хариуса. Радости не было предела!


Вернулись в лагерь, взвесили рыбу, вес 790 грамм.

Наши "соседи"- вахтовики предложили нам часть выловленной ими рыбы. Спасибо им!

Приготовили шикарный рыбный ужин - уха из хариуса! Изысканное блюдо! Ели с большим удовольствием и с аппетитом! Горяченькая уха была очень кстати, к вечеру похолодало до 5*С.

За ужином делились впечатлениями прошед-шего незабываемого дня. Нашим рыбакам, кото-рым удалось порыбачить и поймать рыбку, хоте-лось во всех подробностях рассказать, как это было, ребятам, которые ходили на гору Чёрная, тоже хотелось поделиться своими впечатлениями, ведь подъём на гору тоже был не менее увлекательным, чем поймать рыбку там, где она с трудом ловится...

«...Хариус - самая капризная рыба при ужении - сегодня ловится отлично, завтра, при тех же условиях, не берет вовсе, хотя ловит падающих мушек…» Такое определение дано в одном из отчётов о рыбалке на хариуса в реках Полярного Урала.

"Не пытайтесь ловить в стоячей или слаботекущей воде тундровой боковушки. Хариус если и клюнет, то в омутке возле устья притока. Эта ямка возникает вследствие различий скоростей потоков и плотности грунтов у притока и основной реки. Если вы настроились на ловлю в боковушке - небольшой речке, прорезающей лес, зачастую с иловатым темным дном либо с камнями, покрытыми темным налетом органических отложений, с неспешным течением, затишками, покрытыми разноцветной листвой и хвоей, вас ждет разочарование. Речушки подобного типа, прорезающие тундру, служат пристанищем хариуса лишь в период половодья, в них он спасается от мутного потока основной реки. Вода изредка несет одинокий прошлогодний лист, на берегах ни одно дерево не создает тени, не бросает листвы. Причины отсутствия леса в таких местах — слабые, насыщенные влагой грунты, незащищенность от сильных ветров и медленный рост самих деревьев - вследствие климата они не в состоянии обрести силу и укорениться до того, как подвергнутся суровому воздействию межсезонья и зимы.

Если не принимать во внимание омутки в устье, на успех при ловле в малой речке можно рассчитывать лишь в двух случаях - если она соединяет между собой два озера или озеро с рекой и используется рыбой для того, чтобы подняться вверх на озеро в начале лета для нагула, а осенью - для обратной миграции в реку или более просторное и глубокое озеро для зимовки. Причем и первый, и второй ход хариуса продолжается не более 5-10 дней."

Исходя из этого материала, можно сказать, что нашим рыбакам, ловившим рыбу под мостом, недалеко от нашего лагеря, расчи-тывать на


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.