Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Газы с прямым парниковым эффектом

2019-09-04 212
Газы с прямым парниковым эффектом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Газы с косвенным эффектом

1. Диоксид углерода (СО2).

2. Метан (СН4).

3. Закись азота (N2O).

Оценка качества атмосферного воздуха и риска здоровью

             населения в условиях среды обитания

 

При оценке возможного неблагоприятного влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения, используются результаты измерения, выполненные в соответствии с требованиями ГОСТа 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест» на стационарных, маршрутных и передвижных постах наблюдения. Уровня загрязнения

Для определения уровня загрязнения атмосферы в настоящее время используются следующие характеристики загрязнения воздуха:

- средняя концентрация примеси в воздухе, мг/м3;

- среднее квадратическое отклонение, мг/м3;

- максимальная разовая концентрация примеси, мг/м3.

Загрязнение воздуха определяется по значениям средних (среднесуточная) и максимальных разовых концентраций примесей. 

Типичные маршруты движения веществ при формировании

                экспозиционных нагрузок:

 

 

·

·

·    Источники информации при оценки экспозиции

·

·  Лабораторные методы:

· персональный мониторинг;

· мониторинг объектов окружающей среды.

· Расчетные методы:

· эмпирические модели;

· статистические модели;

· имитационные математические модели.

 

                Оценка зависимости «Доза – Эффект»

Цель - оценка вероятности развития неблагоприятных для здоровья эффектов при заданном уровне экспозиции (заданной дозовой нагрузке).

 

                            Характеристика риска

Цель - обобщение результатов предыдущих этапов. Этап характеристики риска включает, помимо количественных величин риска, анализ и характеристику неопределенностей, связанных с оценкой, и обобщение всей информации по оценке риска.

 

Расчёт токсического риска (Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» п.7.3.2.) производится по формуле:

 

HQ = AC / RfC,                                                                          

                                                                                                      

где:

HQ - коэффициент опасности;

AC - средняя концентрация вещества, мг/м3;

RfC - референтная (безопасная) концентрация, мг/м3 (Р 2.1.10.1920-04).

Если рассчитанный коэффициент опасности HQ не превышает 1,0, то вероятность развития у человека вредных эффектов при ежедневном поступлении вещества в течение жизни несущественна и такое воздействие характеризуется как допустимое. Если коэффициент опасности превышает 1,0, то вероятность возникновения вредных эффектов у человека возрастает пропорционально увеличению HQ (пп. 7.4.13., 7.4.14. Р 2.1.10.1920-04).

 

Расчёт риска для веществ, обладающих эффектом суммации, а также подсчёт общего суммарного риска проводится по формуле:

 

HI = HQi,

где,

HI – индекс опасности;

HQi коэффициенты опасности для отдельных компонентов.

 

 

Расчёт канцерогенного риска

Согласно Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» расчёт величины поступления канцерогенного вещества, мг/(кг х день) проводится по формуле:

I = (Ca x Tout x Vout) x EF x ED / BW x AT x 365),

где,

Параметр Характеристика Стандартное значение
I Величина поступления, мг/(кг x день)
Ca Концентрация вещества в        атмосферном воздухе, мг/м3     
Ch Концентрация вещества в воздухе жилища, мг/м3                   1,0 x Ca
Tout Время, проводимое вне помещений, час/день                       8 ч/день
Vout Скорость дыхания вне помещений, м3/час                          1,4 м3/час
EF Частота воздействия, дней/год       350 дн./год
ED Продолжительность воздействия, лет  30 лет; дети: 6 лет
BW Масса тела, мг/кг                   70 кг; дети: 15 кг
AT Период осреднения экспозиции, лет   30 лет; дети: 6 лет; канцерогены: 70 лет

 

На следующем этапе рассчитывается индивидуальный и популяционный канцерогенные риски.

Индивидуальный канцерогенный риск рассчитывается по формуле: 

 

 

CR = LADD (I) x SF,

 

где:

LADD (I) - среднесуточная доза в течение жизни (величина поступления), мг/(кг x день);

  SF - фактор наклона, (мг/(кг x день))-1

 

Популяционный канцерогенный риск рассчитывался по формуле:

PCR = CR x POP,

 

где,

CR - индивидуальный канцерогенный риск;

POP - численность исследуемой популяции, чел.

 

 Для расчета индивидуального канцерогенного риска применяются два количественных параметра:

– фактор канцерогенного потенциала или фактор наклона зависимости доза-ответ (CPS или SF),

– единичный риск (UR) для атмосферного воздуха (URi).

Фактор канцерогенного потенциала характеризует угол наклона в нижней линейной части зависимости доза-ответ и представляет собой 95% верхний, доверительный интервал для вероятности ответа на единицу дозы потенциального канцерогена. Единицей измерения этого показателя служит величина: мг/(кг·сут)-1. CPS устанавливается раздельно для условий ингаляционного (CPSi) и перорального/накожного (CPSo) воздействия. Нередко одна из этих величин рассчитывается на основе экстраполяции данных с одного пути поступления на другой.

Оценка величин рассчитанных рисков, используемая Агентством по охране окружающей среды США, предусматривает 3 сигнальных уровня (Новиков С.М., Румянцев Г.И., Жолдакова З.И. и др., 1998):

– при рисках менее 10-6 (низкая приоритетность) дополнительных вмешательств не требуется;

– при рисках от 10-6 до 10-4 (средняя приоритетность) необходимо оповещение всех заинтересованных лиц и организаций для решения вопроса о снижении уровня риска;

– при рисках более 10-4 (высокая приоритетность) требуется проведение углубленных исследований по оценке риска для здоровья и одновременное осуществление экстренных мероприятий по снижению риска.

 

 

· Альтернативные методы оценки загрязнения атмосферы по содержанию токсичных соединений в почве и снеговом покрове

Почва и снеговой покров отражают различные временные характеристики загрязнения атмосферного воздуха населенных мест. Среди приоритетных примесей в атмосфере важное место занимают металлы, большинство которых относится к первому и второму классам опасности, а их количественные характеристики и пространственное распределение в среде обитания широко используются в качестве маркеров экологического неблагополучия.   

Оценка содержания металлов в атмосфере воздуха проводится в основном по результатам маршрутных исследований. Из-за трудоемкости отбора проб воздуха и сложности их анализа на широкий спектр химических элементов, как правило, металлы в атмосферном воздухе практически не контролируются. Кроме того, в условиях крупных городов со сложной промышленно-селитебной застройкой при ограниченном числе стационарных постов сложно получить достоверную информацию о пространственном распределении загрязняющих веществ на всей территории населенного пункта.

Геохимическими и гигиеническими исследованиями установлены количественные связи между содержанием металлов в атмосферном воздухе и выпадением их на территории городов, что фиксируются в виде аномалий в депонирующих средах: почве и снеговом покрове, - природных средах, легко доступных для изучения по любой заранее заданной сети точек отбора проб. Это дает возможность по результатам изучения содержания металлов в почве и снеговом покрове проводить оценку качества атмосферного воздуха в населенных местах. 

Содержание металлов в поверхностном слое почв населенных мест является результатом многолетнего воздействия загрязненного атмосферного воздуха. В снеговом покрове отражается загрязнение атмосферного воздуха за период снегостава. К настоящему времени по результатам сопряженных исследований металлов в атмосферном воздухе и почве (снеге) выявлены достоверные количественные связи между концентрациями некоторых металлов в сопредельных средах (В.М.Боев, 2005).

Основным методом изучения пространственной структуры распределения металлов в депонирующих средах является метод геохимического картирования, детально охарактеризованный в «Методических рекомендациях по геохимической оценке загрязнения территории городов химическими элементами» и «Методическими рекомендациями по оценке степени загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов металлами по их содержанию в снежном покрове и почве» № 5174-90 (Ревич Б.А., Сает Ю.Е., Смирнова Р.С., Е.П. Сорокина,1982) 

Сущность метода заключается в отборе проб характеризуемого компонента природной среды по равномерной сети пунктов наблюдения с последующим анализом проб на содержание металлов, выделении зон загрязнения, представляющих участки территории с содержанием металлов, статистически достоверно превышающим фоновый уровень. 

Сеть опробования должна обеспечивать выявление важнейших очагов загрязнения. В зависимости от задач исследования плотность отбора проб может составлять от 1 до 5 и более проб на 1 кв.км. и отбором фоновых проб, вне зоны загрязнения.  

Пробы почв массой 400-500 г отбираются из верхнего (0-5 см) горизонта. 

Пробы снега отбираются на всю величину снегового покрова снегоотборниками за две недели до снеготаяния. обязательно фиксируется площадь шурфа и время снегостава. Размеры шурфа замеряются по длине и ширине для расчета площади, на которую проектируются выпадения из атмосферы. При этом вес пробы должен быть не менее 6 кг, чтобы получить массу выпадений, достаточную для проведения анализа на содержание металлов. Отобранные пробы снега растапливаются с последующим спектральном анализом элементов.

Характеристика почв и снегового покрова проводится по геохимическим показателям. Они учитывают распределение как отдельных металлов, участвующих в загрязнении, так и их ассоциаций. К таким показателям относятся коэффициент концентрации химических элементов (Кс) и суммарный показатель загрязнения (Zс). Коэффициент концентрации - это показатель кратности превышения содержаний химических элементов в точке опробования (Сi) над его средним содержанием в аналогичной природной среде на фоновом участке (Сф). Фоновые участки выбираются на территориях, не подвергающихся загрязнению или испытывающих его в минимальной степени.

Расчет коэффициентов концентраций с) металлов производится по формуле:

                                С                          

                         Кс = ________ , где

                                  Сфон

С – практическое содержание вещества в снеговом покрове и почве (мг/кг или мкг/г);

Сфон – фоновое содержание.

 

Суммарный показатель загрязнения (Zс) представляет собой сумму превышений коэффициентов концентраций химических элементов, накапливающихся в аномалиях, и рассчитывается по формуле:

 

Z с= Σ Кс-(n-1),

 

где Кс – коэффициент концентрации элемента в почве или снеговом покрове;

n - количество элементов.

 

 

 

 Уровни суммарного загрязнения снегового покрова (табл.12) и почвы (табл.13) определяются по оценочной шкале.

Таблица 12

Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения снегового покрова по суммарному показателю загрязнения (Zс)

Уровень загрязнения Умеренный Умеренно-опасный Опасный Чрезвычайно опасный
Z сум 32-64 64-128 128-256 >256

 

 

Таблица 13

Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почвы по суммарному показателю загрязнения (ZC)

Категория загрязнения ZC
Допустимая, I < 16
Умеренно-опасная, II 16 – 32
Опасная, III 32 – 128
Чрезвычайно опасная, IV > 128

 

Для примера приведены результаты анализа снегового покрова на территории Оренбургской области (табл.14).

 

 

 

Таблица 14

Коэффициент концентрации (Кс) и суммарное содержание (Zсум) элементов в снеговом покрове Оренбургской области (В.М.Боев, В.Ф.Куксанов, В.В.Быстрых,2002)

 

Регион Pb Cd Co Ni Cr Be As БП Z сум
Центральный                  
  г.Оренбург   7,3   0,72   51,8   4,7   3,9   3,2   0   2,14   72,8
Сельские населенные пункты   2,1   0   14,4   2,3   2,1   8,7   0   1,0   29,6
Западный                  
  г.Сорочинск   5,9   0,2   16,6   0,8   1,6   20,0   0   0   44,1
Сельские населенные пункты   2,4   0   3,6   0,61   1,0   6,9   0   0   13,5
  Восточный                  
гг.Орск 39,0 0,9 130,0 68,3 28,2 12,6 4,8 16,7 278,0
Новотроицк     43,3 0,87 150,0 12,4 19,9 8,5 0,65 27,0 263,6
Гай 4,8 0,38 60,0 5,0 7,8 6,1 0,47 2,0 85,5
Кувандык 5,8 0,3 3,4 3,2 2,1 4,0 2,7 2,3 22,8
Медногорск 5,2 0,35 20,0 3,0 2,0 11,2 15,7 3,0 59,4
Сельские населенные пункты   3,8   0,2   1,1   2,6   0,75   13,0   0,54   2,7   23,7

 

 

             7. Социально-гигиенический мониторинг качества

                        атмосферного воздуха населенных мест

 

Исходя из складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в субъектах Российской Федерации, только в системе социально-гигиенического мониторинга возможен комплексный подход в оценке показателей здоровья населения, среды его обитания, определение факторов, обуславливающих риск для здоровья, а также является основой для формирования ведомственных целевых программ (ВЦП) и принятия управленческих решений. Социально-гигиеническому мониторингу (СГМ) отводится основная роль не только на этапе планирования деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия управленческих решений, но и прогнозированию экологической ситуации на конкретных территориях.

Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

Из истории вопроса развития социально-гигиенического мониторинга. В 1982 году в СССР были развернуты работы по программе «Изучение влияния загрязнения атмосферы на здоровье населения». В этой программе ставилась совместная задача для Центров Госсанэпиднадзора и Госкомгидромета сформировать информационную базу позволяющую оценить вклад загрязнения воздуха городов в заболеваемость взрослого и детского населения. Практически с этого периода, в отдельных городах Российской Федерации, начала функционировать единая автоматизированная государственная информационная система «АГИС-здоровье». В рамках данной программы происходило формирование информационной базы данных о загрязнении атмосферного воздуха и показателях здоровья населения. Результаты исследования достаточно широко использовались при анализе заболеваемости населения. Вместе с тем, большой спектр информации, собранной Центрами Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) в рамках программы «АГИС-здоровье», касающийся качества атмосферного воздуха и показателей здоровья, были неполные, отсутствовали единые методы оценки, не всегда были сведения о загрязнении атмосферы при наличии информации о заболеваемости.

С начала 90-х годов шла дискуссия о необходимости трансформирования системы «АГИС-здоровье» в более сложную систему наблюдения на новой методологической основе, которая отвечала бы современным научным представлениям о методологии оценки влияния факторов окружающей среды на здоровье населения, давала возможность выявления приоритетных по опасности источников загрязнения и путей их воздействия на популяцию, выявляла причинно-следственные зависимости, обосновывала выбор приоритетных и наиболее эффективных профилактических и природоохранных мероприятий.

В результате полученного опыта работы в системе «АГИС-здоровье» и сложившихся условий, в 1994 году было принято Постановлением Правительства РФ от 6.10.94. №1146. В соответствии с этим документом и в целях выявления, оценки и прогнозирования влияния среды обитания человека на его здоровье ЦГСЭН России приступили к внедрению системы социально-гигиенического мониторинга. На первом этапе (1995-1997 годы) предусматривалось введение данной системы в городах, где санитарно-эпидемиологической службой эксплуатировалась государственная информационная система «АГИС-здоровье». 

В 1999 году социально-гигиенический мониторинг получил законодательную основу в Федеральном Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52 ФЗ, что позволило с октября 1999 года перейти ко II этапу организации и ведения системы социально-гигиенического мониторинга.

Основными задачами II этапа являются:

1.Унифицирование системы сбора, обработки и оценки информации по загрязнению окружающей среды и показателям здоровья населения в учреждениях госсанэпидслужбы на Федеральном, региональном и местном уровнях;

2.Ранжирование территорий для принятия управленческих решений на всех уровнях осуществления госсанэпиднадзора;

3.Отбор ведущих загрязнителей по факторам окружающей среды и территориям для оптимизации лабораторного контроля и выделения наиболее значимых для системы социально-гигиенического мониторинга;

4.Отбор ведущих показателей нарушения здоровья, по которым следует вести наблюдение в системе социально-гигиенического мониторинга;

5.Ранжирование отраслей промышленности и других источников, определяющих вклад в загрязнение окружающей среды по приоритетным факторам для подготовки предложений и принятия управленческих решений.

6. Разработка и реализация медико-профилактических мероприятий.

В 2006 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге», в соответствии с которым определены новые задачи по организации и ведению СГМ. Особо выделено, что при ведении СГМ производится гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него антропогенных факторов.

         В основу организации и ведения СГМ положены формирование регионального и федерального информационных фондов.

Региональный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга - база данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека на уровне субъекта Российской Федерации, сформированная на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых и организационно-распорядительных документов, справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (ФИФ СГМ) – база данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированная на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Формирование баз данных федерального и регионального фонда СГМ осуществляется на 3-х уровнях управления (муниципальном, региональном и федеральном). Данные уровни управления системой формируют единый Федеральный информационный фонд СГМ. Информационные ресурсы СГМ являются едиными для Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации.

Ведение баз данных единого информационного фонда СГМ обеспечивается за счет применения SQL-серверов с обязательным использованием систем резервного копирования и восстановления, а также репликации данных с учетом уровней обеспечения управления.

Между серверами обеспечивается круглосуточный обмен данными средствами открытой сети Интернет. Доступ осуществляется с использованием высокоскоростных соединений (например – ADSL).

                   SQL-сервер устанавливается на сервере локальной вычислительной сети (ЛВС), выделенном на каждом уровне управления системой. Использование SQL-сервера, с учетом технологий, должно обеспечивать преемственность и неделимость информационных ресурсов и позволять обмениваться данными в непрерывном режиме на всех уровнях управления

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

Оценка состояния здоровья населения проводится по следующим параметрам: соотношение местных и региональных показателей; динамика показателей; уровни заболеваемости с учетом рассчитанных фоновых значений.

В целях максимальной информативности анализ и оценку состояния здоровья населения следует проводить с использованием системы индикативных показателей: нарушения репродуктивной функции женщин; показатели экологически обусловленных заболеваний детей и подростков (болезни органов дыхания; болезни системы кровообращения; болезни нервной системы и органов чувств; болезни органов пищеварения; болезни мочеполовой системы; болезни крови; аллергозы); онкозаболеваемость, инвалидность; смертность населения.

Раннее выявление лиц с повышенным риском экологически обусловленных состояний позволяет своевременно проводить профилактические и оздоровительные мероприятия. В последнее время для анализа состояния здоровья населения используются донозологические показатели, включающие частоту функциональных расстройств и отклонений со стороны органов и систем, определение ксенобиотиков в биосубстратах (волосы, кровь,слюна, моча).

На основе проведенной оценки состояния здоровья определяют:

· территории риска;

· возрастные группы риска;

· наиболее информативные показатели здоровья.

Мониторинг за индикативными показателями, характеризующими здоровье населения, и индикативными показателями, характеризующими качество атмосферного воздуха, позволяет провести выявление причинно – следственных связей. Между уровнем загрязнения атмосферы и показателями здоровья населения должна быть установлена математико – статистическая зависимость.

 

Анализ причинно-следственной связи «экспозиция – заболеваемость»

                        -конкретные примеры

 

 Для определения взаимосвязи заболеваемости с уровнем загрязнения атмосферного воздуха, наиболее широко применяется корреляционный анализ Спирмена и статистическая модель множественной регрессии. Модели, описывающие эту взаимосвязь, должны быть построены на основе идентификации и экспозиции приоритетных ксенобиотиков и стандартизованных показателях заболеваемости.

Пример анализа частоты обострений бронхиальной астмы у населения промышленного города с уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

В многофакторной статистической модели зависимости обострений бронхиальной астмы от уровня аэрогенной нагрузки, с построением модели множественной регрессии, включаются следующие показатели: Yn+4 - количество обострений бронхиальной астмы за период 2000-2003 гг.; Xpm– концентрация в атмосферном воздухе взвешенных веществ; Xf– концентрация в атмосферном воздухе формальдегида; Xn– концентрация в атмосферном воздухе диоксида азота; Xs– концентрация в атмосферном воздухе диоксида серы; X–показатель суммарного загрязнения атмосферного воздуха (Ксум.). Модель множественной регрессии показывает количество ксенобиотиков, наиболее тесно связанных с заболеваемостью при их совместном действии и предсказывает изменения заболеваемости при изменениях экспозиции в атмосфере в реальных условиях. Для описания взаимосвязи использованы только четыре вещества и суммарный показатель Ксум., которые более объективно отражают территориальное распределение примесей в атмосфере, так как расчет и сопоставление значений проводились по среднесуточным показателям стационарных постов наблюдения с периодом усреднения за месяц. Корреляционно-регрессионный анализ (табл. 16) выявил высокую зависимость между числом обострений бронхиальной астмы у жителей города с диоксидом азота (r = 0,87) и умеренной степени с диоксидом серы (r = 0,54), формальдегидом (r = 0,45) и суммарным показателем (r = 0,74). Отсутствует зависимость с взвешенными веществами, что подтверждает наличие выраженных, сезонных увеличений обострений (январь – март) и уменьшения в этот период взвешенных примесей в атмосфере города.

                                                                                          Таблица 16

Связь между количеством обострений бронхиальной астмой

и уровнем загрязнения атмосферного воздуха

  Уравнение множественной регрессии*  R*
Взвешенные вещества Yn+4 = 7E-05x6pm - 0,0028x5pm + 0,0433x4pm - 0,3121x3pm + 0,989x2pm - 0,5085x + 26,6 0,27
Диоксид азота Yn+4 = -0,0005x6n + 0,019x5n - 0,2887x4n + 2,0659x3n - 6,9371x2n + 10,605x + 18,555 0,87**
Диоксид серы Yn+4 = 7E-05x6s - 0,0028x5s + 0,0433x4s - 0,3121x3s + 0,989x2s - 0,5085x + 26,6 0,54**
Формальдегид   Yn+4 = 0,001x6f - 0,0362x5f + 0,5301x4f - 3,775x3f + 13,324x2f - 19,716x + 28,707 0,45
К сум Yn+4 = -0,0001x6с + 0,0054x5с - 0,0783x4с + 0,5228x3с - 1,6258x2с + 3,1419x + 22,674 0,74**

                                                                      

 

*Коэффициент корреляции (R*) и детерминации (R2 = 0,99); ** Р<0,05

Как видно из представленных уравнений множественной регрессии, по величине аппроксимации в качестве прогностической модели обострений бронхиальной астмы у больных города наиболее обоснованно использовать модель «диоксид азота и суммарный показатель».

Пример анализа взаимосвязи многолетней динамики уровня заболеваемости злокачественными новообразованиями у детей с экспозицией бенз(а)пиреном в атмосфере промышленного города (рис.16).

 

Рисунок 16. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном (кратность превышения ПДК) и заболеваемости злокачественными новообразованиями у детей. 

В динамике за многолетний период выявлена однонаправленная тенденция с положительным и достаточно высоким уровнем корреляционной зависимости заболеваемости детей злокачественными новообразованиями с экспозицией бенз(а)пиреном в атмосферном воздухе (r-0,81;p<0,01) с лагом в 3 года. 

 

 

10. Законодательная база и нормативно-методические документы

                      по охране атмосферного воздуха

 

Основными законодательными актами, регламентирующими вопросы охраны атмосферного воздуха, являются:

· Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

· Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

· Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ;

· Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к рамочной конвенции организации объединенных наций об изменении климата» от 4 ноября 2004 года № 128-ФЗ;

· «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

 

Далее приводятся выдержки из законов и других документов, регламентирующие вопросы охраны и контроля за состоянием атмосферного воздуха и здоровьем населения.

Благополучии населения»

 

Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях.

1. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

3. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

1. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

3) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к... атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека... влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

5. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

 

Приложение 1

Основные термины

атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;

загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду;

трансграничное загрязнение атмосферного воздуха - загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства;

неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха;

предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;

предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;

технический норматив выброса - норматив выброса вредного вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели;

предельно допустимая нагрузка - показатель воздействия одного или нескольких вредных веществ на окружающую природную среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую природную среду;

предельно допус


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.