Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-09-04 | 140 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Процесс выполнения психодиагностических заданий предоставляет большие возможности для наблюдения за поведением ребенка. В протоколе обследования полезно отмечать такие поведенческие проявления как:
1. Комментарии по поводу выполнения задания.
2. Попытки отказа от выполнения задания.
3. Оценочные высказывания клиента по поводу промежуточных и конечных результатов.
По параметрам можно судить о:
1. Самооценке
2. Отношению к обследованию и деятельности.
Комментарии.
Высказывания в процессе выполнения задания можно разделить на 3 группы:
- оценочные (хорошо или плохо получилось)
- автобиографические («я это уже делал»)
- отношенческие (люблю или нет)
Оценочные. Помимо основного значения в этих высказываниях скрыт общий смысл взаимодействия ребенка с окружающими. Положительная оценка своих результатов и возможностей обычно свойственна для демонстративных, привыкших к похвалам взрослых детей. Если это проявляется у детей старше 11 лет это признак инфантилизма (недоразвития). В отдельных случаях такие высказывания могут служить компенсацией низкой самооценке и неуверенности в себе.
Отрицательная оценка свойственна для тревожных детей привыкшим к неуспехам, которые чаще всего является следствием несоответствия между выдвигаемыми требованиями и результатом. Иногда низкая оценка встречается у детей с нарушенной мелкой моторикой и является адекватной.
Автобиографические. Это социально приемлемый способ построения общения. Чаще всего их используют дети экстраверты с нереализованной потребностью в общении. Если автобиографические высказывания не связанны с выполняемой деятельностью это может быть признаком резонерства, который встречается при вербализме, гиперактивной и шизоидной акцентуациях.
|
Отношенческие. Позитивные отношенческие высказывания это социально приемлемая форма разговора о себе. Они позволяют высказывать свое отношение к обследованию и понравится исследователю. Свойственны с мягкой демонстративностью, склонностью к компромиссу и избеганию конфликтов. Негативные поведенческие высказывания могут выражать отношение ребенка как к выполняемому заданию, так и целиком к деятельности. Встречается при подростковом нигилизме, м.б. защитной реакцией на предварительную низкую оценку своих результатов
Вопросы.
Наиболее часто задаваемые вопросы касаются уточнения инструкции и уточнение оценки своей деятельности. Интерес к оценке проверяющего свидетельствует о стремлении к общению, характерен для экстравертов, демонстративных личностей, а так же тревожных и неуверенных.
Попытки отказа.
Попытки отказа от выполнения задания могут свидетельствовать онизкой самооценки, негативном отношении к обследованию и тенденции отхода от деятельности. Для того что бы определить причину отказа от деятельности можно проанализировать следующие мотивировки:
1. Неспособность к данной деятельности. Часто является средством защиты от предсказания плохого результата. Т.е. клиент часто находится в ситуации неуспеха. Встречается у детей с большой разницей между уровнем притязаний и самооценкой, с тенденцией ухода от деятельности и у тревожных детей.
2. Нелюбовь к данной деятельности. Слова – скучно, надоело – свидетельствуют онизкойсоциализированности или демонстративности, могут выражать негативное отношение к обследованию, в дошкольном возрасте ничего не выражают.
3. Усталость. Свидетельствует либо об астении, либо о стремлении уйти от обследования. Может свидетельствовать о неподходящем времени и месте обследования или усталости ребенка от предыдущего задания.
4. Отказ без мотивировки. Свидетельствует о трудностях в общении, о плохом контакте между экспериментатором и ребенком.
|
Темп работы.
Свидетельствует об общем уровне активности. Высокий темп – высокий уровень активности. Особо высокий темп с небрежностью встречается при гиперактивности или желании избавиться от выполнения не интересного задания. Сниженный темп деятельности свидетельствует о низком уровне активности, проявлении усталости, астении, пассивности. Замедленный темп работы может возникнуть из-за повышенной тщательности выполнения задания, застревании на отдельных элементах, что может свидетельствовать о личностной ригидности. Иногда замедленный темп деятельности ввязан с многочисленными исправлениями, уточнениями, дорисовываниями, что может говорить о повышенной тревожности. Если темп в процессе выполнения задания сильно варьируется это м.б. признаком смены настроения, эмоциональной лабильности. Выполнение отдельных заданий более медленно или более быстро свидетельствует об отношении к этим сферам жизни указывающим на его личностный смысл.
Проективная техника
Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д.
Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.
Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части это предметные или бланковые методики.
Принято различать следующие группы проективных методик:
|
· методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
· методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;
· методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
· методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
· методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
· методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
· методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
Различают следующие группы проективных методик:
· Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.
· Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации.
· Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.
· Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.
· Методики катарзиса: психодрама, проективная игра.
· Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира - и - Лопеца.
· Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем и т. д.
Все перечисленные методики, по Френку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач.
Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:
1) так называемая неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;
2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормамии оценками;
3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!