Поведенческие особенности обследуемого в процессе диагностики.(консультирования) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поведенческие особенности обследуемого в процессе диагностики.(консультирования)

2019-09-04 140
Поведенческие особенности обследуемого в процессе диагностики.(консультирования) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс выполнения психодиагностических заданий предоставляет большие возможности для наблюдения за поведением ребенка. В протоколе обследования полезно отмечать такие поведенческие проявления как:

1. Комментарии по поводу выполнения задания.

2. Попытки отказа от выполнения задания.

3. Оценочные высказывания клиента по поводу промежуточных и конечных результатов.

По параметрам можно судить о:

1. Самооценке

2. Отношению к обследованию и деятельности.

Комментарии.

Высказывания в процессе выполнения задания можно разделить на 3 группы:

- оценочные (хорошо или плохо получилось)

- автобиографические («я это уже делал»)

- отношенческие (люблю или нет)

Оценочные. Помимо основного значения в этих высказываниях скрыт общий смысл взаимодействия ребенка с окружающими. Положительная оценка своих результатов и возможностей обычно свойственна для демонстративных, привыкших к похвалам взрослых детей. Если это проявляется у детей старше 11 лет это признак инфантилизма (недоразвития). В отдельных случаях такие высказывания могут служить компенсацией низкой самооценке и неуверенности в себе.

Отрицательная оценка свойственна для тревожных детей привыкшим к неуспехам, которые чаще всего является следствием несоответствия между выдвигаемыми требованиями и результатом. Иногда низкая оценка встречается у детей с нарушенной мелкой моторикой и является адекватной.

Автобиографические. Это социально приемлемый способ построения общения. Чаще всего их используют дети экстраверты с нереализованной потребностью в общении. Если автобиографические высказывания не связанны с выполняемой деятельностью это может быть признаком резонерства, который встречается при вербализме, гиперактивной и шизоидной акцентуациях.

Отношенческие. Позитивные отношенческие высказывания это социально приемлемая форма разговора о себе. Они позволяют высказывать свое отношение к обследованию и понравится исследователю. Свойственны с мягкой демонстративностью, склонностью к компромиссу и избеганию конфликтов. Негативные поведенческие высказывания могут выражать отношение ребенка как к выполняемому заданию, так и целиком к деятельности. Встречается при подростковом нигилизме, м.б. защитной реакцией на предварительную низкую оценку своих результатов

Вопросы.

Наиболее часто задаваемые вопросы касаются уточнения инструкции и уточнение оценки своей деятельности. Интерес к оценке проверяющего свидетельствует о стремлении к общению, характерен для экстравертов, демонстративных личностей, а так же тревожных и неуверенных.

Попытки отказа.

Попытки отказа от выполнения задания могут свидетельствовать онизкой самооценки, негативном отношении к обследованию и тенденции отхода от деятельности. Для того что бы определить причину отказа от деятельности можно проанализировать следующие мотивировки:

1. Неспособность к данной деятельности. Часто является средством защиты от предсказания плохого результата. Т.е. клиент часто находится в ситуации неуспеха. Встречается у детей с большой разницей между уровнем притязаний и самооценкой, с тенденцией ухода от деятельности и у тревожных детей.

2. Нелюбовь к данной деятельности. Слова – скучно, надоело – свидетельствуют онизкойсоциализированности или демонстративности, могут выражать негативное отношение к обследованию, в дошкольном возрасте ничего не выражают.

3. Усталость. Свидетельствует либо об астении, либо о стремлении уйти от обследования. Может свидетельствовать о неподходящем времени и месте обследования или усталости ребенка от предыдущего задания.

4. Отказ без мотивировки. Свидетельствует о трудностях в общении, о плохом контакте между экспериментатором и ребенком.

Темп работы.

Свидетельствует об общем уровне активности. Высокий темп – высокий уровень активности. Особо высокий темп с небрежностью встречается при гиперактивности или желании избавиться от выполнения не интересного задания. Сниженный темп деятельности свидетельствует о низком уровне активности, проявлении усталости, астении, пассивности. Замедленный темп работы может возникнуть из-за повышенной тщательности выполнения задания, застревании на отдельных элементах, что может свидетельствовать о личностной ригидности. Иногда замедленный темп деятельности ввязан с многочисленными исправлениями, уточнениями, дорисовываниями, что может говорить о повышенной тревожности. Если темп в процессе выполнения задания сильно варьируется это м.б. признаком смены настроения, эмоциональной лабильности. Выполнение отдельных заданий более медленно или более быстро свидетельствует об отношении к этим сферам жизни указывающим на его личностный смысл.

 

Проективная техника

Проективная техника — это группа ме­тодик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в боль­шей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление от­дельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, ко­торые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, разви­вать и т. д.

Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сю­жетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать тол­кование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик от­веты на задания также не могут быть правильными или неправильны­ми; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется осо­бенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в боль­шей своей части это предметные или бланковые методики.

Принято различать следующие группы проективных методик:

· методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

· методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;

· методики интерпретации: истолкование какого-либо события, си­туации;

· методики дополнения: завершение предложения, рассказа, ис­тории;

· методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в осо­бо организованных условиях;

· методики изучения экспрессии: рисование на свободную или за­данную тему;

· методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Различают следующие группы проективных методик:

· Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.

· Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации.

· Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.

· Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.

· Методики катарзиса: психодрама, проективная игра.

· Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира - и - Лопеца.

· Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем и т. д.


Все перечисленные методики, по Френку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач.


Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:


1) так называемая неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;


2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проек­ции личности, не ограничиваемой социаль­ными нормамии оценками;


3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а свое­го рода модус личности в ее взаимоотно­шениях с социальным окружением

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.