Православная церковь о внетелесном опыте души — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Православная церковь о внетелесном опыте души

2019-08-27 343
Православная церковь о внетелесном опыте души 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

О внетелесном опыте души полезнее и безопаснее можно говорить лишь ознакомившись с позицией представителей православной церкви.

Интересно мнение о внетелесном опыте души священника Димитрия Беженарь. Он является клириком храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери (село Ахтырка) и ответственным по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

Батюшка говорит, что выдающийся богослов XX века иеромонах Серафим (Роуз), великий миссионер, которого не случайно сравнивали со святителем Василием Великим, в своем замечательном труде «Душа после смерти» проанализировал посмертный опыт, который был в XX веке и который описали западные ученые, опросившие людей, имеющих опыт клинической смерти. Люди рассказывали этим исследователям, суммировавшим их выводы, о том, что они видели за порогом земной жизни.

Было много публикаций, это эпоха, когда еще не было Интернета и только публиковались различные научные или околонаучные, а чаще всего оккультные статьи, в которых люди делились своим опытом потустороннего мира, того, что они там видели и слышали, и таким образом распространяли эти откровенно оккультные идеи. Потому что то, что люди рассказывали, не имеет ничего общего с подлинным опытом загробной жизни, который был в предыдущих веках у всех благочестивых мужей и жен, то есть тех людей, которые реально умирали. Когда Господь уже посылает ангела взять душу человека, душа расстается с телом и переходит в духовный мир, она проходит через частный суд или мытарства, как это называется в Предании Святой Церкви, предстает перед Богом, и уже посредством ангелов на частном суде Господь определяет, где душа будет находиться до Второго славного Пришествия, до всеобщего воскресения: или в Царствии Божием, на небе, в ожидании всеобщего воскресения и вечной радости, или в состоянии ожидания будущих вечных мук.

А то, что происходило с людьми, опыт которых описывали исследователи, - это не посмертный опыт, а опыт нахождения вне тела, который несомненно говорит о самом факте существования души. Этот внетелесный опыт всегда продолжался от пяти до двадцати минут, не более, в отличие от ситуации людей, которые действительно имели клиническую смерть, как мы знаем из истории Святой Церкви. Святитель Григорий Великий Двоеслов, папа Римский, в четвертом томе своих собеседований, посвященном случаям загробного опыта, описывает одного испанского монаха-отшельника Петра, который умер и двое суток (не три минуты пятнадцать секунд) был в состоянии клинической смерти. Потом, придя в себя, как он плакал и как изменил свою жизнь! Как описывает святитель Григорий, даже если бы он никому не рассказывал, что видел после смерти, его покаянные посты, слезы и постоянная молитва свидетельствовали: он там видел то, что изменяет жизнь.

Еще очень яркий пример уже из Киево-Печерского патерика; 2 декабря Святая Церковь празднует память преподобного Афанасия Затворника. Это великий подвижник, который тоже сподобился умереть и тоже двое суток находился в состоянии смерти. Потом, когда его душа вернулась в тело, преподобный Антоний, Феодосий и другие старцы Киево-Печерского монастыря спрашивали его, что он там видел. Он молчал и плакал. Когда же они настойчиво продолжали спрашивать, что он там видел, он заповедовал всем послушание и постоянное покаяние, испросил у игумена, преподобного Антония, благословения, затворился в келье на двенадцать лет, вкушал лишь немного хлеба и воды и ни с кем не разговаривал. А достигнув высокой степени христианского совершенства, предал свою душу в руки Божии. Обратите внимание, как вели себя те, которые имели реальный посмертный опыт, и как себя ведут те, которые имели опыт просто нахождения вне тела. Совершенно разный опыт.

То, что видят, ощущают и о чем свидетельствуют люди, в XX веке поделившиеся с исследователями своим внетелесным опытом, - этот опыт хорошо известен в оккультной литературе древности. Это не посмертное состояние, а состояние вне тела. Когда душа временно разлучается с телом, она попадает в ту область, которая ближе к тому идеальному состоянию, ради которого Господь и создал человека. То есть душа покидает это тело, эту плоть, подверженную тлению, страданию, ставшую дебелой, говоря языком святителя Игнатия (Брянчанинова). Такой она стала после грехопадения праотцев, такую плоть мы носим, находясь за пределами райских врат, мы уже изгнанники, потомки падшего Адама.

И вот когда душа даже временно разлучается с этим телом страданий, она попадает в ту область, которая ближе к ней, поэтому она ощущает как бы состояние свободы, ясности, некий свет, начинает быстрее работать мысль, она вспоминает свою жизнь, попадает в более естественное для нее состояние. Но это ничего не говорит о подлинном посмертном ее воздаянии, потому что душа находится в невидимой для наших телесных очей части этого материального мира, то есть в этом воздушном пространстве, здесь, на земле, но она невидима для нас, пока мы находимся в теле.

Поэтому люди описывают свой опыт, допустим, во время операции, когда они видят свое тело со стороны, проходят сквозь стены, куда-то летают, они уже не ограничены пространством, стены их не останавливают. Они прикасаются к живым людям, но те не чувствуют их контакта; также они встречают какое-то светящееся существо. Доктор Раймонд Моуди описывает много подобных случаев, когда это светящееся существо с юмором напоминает о прошедшей жизни, ни в чем не укоряет. Человек попадает в более естественную для него среду, поэтому у людей неопытных и незнакомых с православным преданием создается иллюзия, что после смерти их ожидает как бы некий курорт, некая радость.

Очень знаменательно, и отец Серафим (Роуз) в своем произведении «Душа после смерти» как раз и подчеркивает, что этот опыт идентичен и у верующих людей (протестантов, католиков, индуистов), и у откровенных атеистов. Даже описывались случаи людей, у которых была неудачная попытка суицида. То есть они наложили на себя руки, их душа временно покинула тело, они тоже видели свет, вдали какую-то долину, светящийся красивый город, им хочется в этот город, но их не пускают, и вдруг они возвращаются в свое тело. Идентичность опыта у всех людей - у агностиков, атеистов, людей самых разных вероисповеданий - показывает, что ничего общего это переживание света, радости не имеет с подлинным состоянием благодати того Неба, где живут святые, ангелы и куда душа уводится ангелами, когда человек окончательно умер.

Опыты современных людей, испытавших такую клиническую смерть, отличаются от опытов людей прошлого, прежде всего, поступками после этого опыта. Человек, испытавший смерть по-настоящему, не будет легкомысленно делать поспешные, легкомысленные суждения. В частности, замечательный духовный писатель VIII века, которого звали Беда Достопочтенный, описывает в своей книге «История Английской Церкви» многие случаи подвижников VI-VII веков и его современников, которые тоже имели посмертный опыт. Описывает опыт одного подвижника из Великобритании, который видел ад, такие страшные страдания и муки, что после этого он, живший доселе как обычный христианин, отрекся от всего, принял монашество и до конца своих дней жил в подвиге.

Или пример преподобного Афанасия Киево-Печерского, о котором было упомянуто ранее. Никто из тех людей, которые имели реальный посмертный опыт, не рассказывали о чужих грехах. Например: Афанасий Киево-Печерский не рассказывал о грехах киевского князя, митрополита, другого духовенства, он другим заповедовал иметь постоянное сокрушение сердечное, постоянное покаяние и только плакать о своих грехах. У человека, который имел реальный посмертный опыт, не возникает желания осуждать других людей.

Тут надо четко отделять посмертный опыт, когда человек реально умер, а потом по воле Божией вернулся в тело, и просто временное, трех-, пятиминутное состояние вне тела. Это совершенно разные состояния, потому что в последнем случае человек находится в земной реальности, просто видит то, что мы сейчас не видим. Он попадает в область духов злобы поднебесной, которые настолько искусны в обольщении человека, что для них ничего не стоит предстать в образе светлого ангела, о чем четко и ясно говорит святой апостол Павел, в образе Христа.

В частности, в Киево-Печерском патерике есть повествование о преподобном Исаакии, которому демоны явились сначала в образе двух ангелов и сказали: «Сейчас войдет Владыка Христос, поклонись Ему». И он по неопытности (это был суровый подвижник, но, может быть, еще не имел опытности духовной) поверил, что сейчас к нему в пещеру войдет Сам Христос. И вошел бес в образе Христа, а этот подвижник даже не успел на него взглянуть и поклонился ему. После этого вся келья наполнилась демонами со всевозможными музыкальными инструментами, они так долго плясали, что довели его до умопомешательства. Потом, по благословению преподобного Антония Киево-Печерского, братия очень долго молилась, чтобы привести его в чувство. И когда он уже пришел в себя, наложил на себя еще большие и суровые подвиги. В патерике так и говорится о нем: «Преподобный Исаакий, его же прельсти дьявол».

То есть для духов злобы ничего не стоит пред неопытным человеком предстать в каком-то светлом, благодатном образе и вещать все что угодно.

У нас в Советском Союзе по понятным причинам эта тема не обсуждалась, и в то же время у нас в 1964 году был известный всем верующим случай воскрешения Клавдии Устюжаниной. Ее сын, отец Андрей, до сих пор жив, совершает свое пастырское служение в городе Александрове, и неоднократно на телевидении были передачи, где он сам свидетельствовал: она ему лично рассказывала о ее пребывании за пределами этой жизни, о том, что она там видела. Трое суток ее душа была отделена от тела, а не несколько минут.

У православного христианина отношение к смерти всегда было связано с глубоким осознанием своей греховности. Так было в течение веков. У всех великих подвижников, которые подвигом самоотвержения и любви к Богу победили в себе страсти, было глубокое осознание своей греховности. Из скитского патерика мы знаем, как преподобный Сисой Великий перед смертью просил у Бога, чтобы Господь даровал ему время на покаяние, хотя все жившие в округе и знавшие этого великого старца, достигшего христианского совершенства, говорили ему: «Авва, ты не имеешь нужды в покаянии».

Преподобный Агафон, когда ангелы пришли за его душой, тоже просил, чтобы они дали ему время на покаяние. Преподобный Серафим, великий угодник Божий, называл себя убогим Серафимом. Все великие подвижники боялись не самой смерти, а суда, который последует после смерти. В произведениях преподобного Ефрема Сирина мы неоднократно можем читать: «Восплачьте обо мне, когда я перейду из этой жизни в жизнь вечную, ибо как душа моя пойдет по мытарствам?» Все боялись суда Божия.

То есть характерные черты христианского отношения к смерти - это глубокое осознание своей греховности, своего недостоинства видеть Бога и быть в раю и чувство неведения того, каков будет суд Божий. А вот такая легковесность, присутствующая у людей, имеющих поверхностные представления о христианстве вообще, это несерьезное отношение к своей душе. Попав под влияние соответствующих духов, которые проведут кое-где экскурсию, кое-какие слайды покажут, человек уже вообще мнит себя, по крайней мере, достойным учить других, огульно осуждать священноначалие, все духовенство, все обители.

А в таких внетелесных опытах, которые сейчас выкладываются в Интернете, где ссылка на анонимный авторитет, вообще можно безответственно говорить. Люди старшего поколения помнят, как в советское время говорили: «Ученые доказали…» Можно было сделать такое предисловие: «Ученые доказали», - а дальше уже свои фантазии говорить. В 90-е годы у светских журналистов была популярна фраза: «Человек из администрации, пожелавший остаться неизвестным, сказал…» А дальше уже говоришь свое видение. И, как говорится, как с гуся вода, никаких претензий. Тебе сказал человек, пожелавший остаться неизвестным.

Сегодня можно сказать: «В Интернете написали…» Да, или сейчас популярно: «Блогеры пишут…» Какие блогеры? О чем пишут? А дальше уже вещаешь что-то свое. А тут еще более эксклюзивная информация, тут человек может сказать: «Я был там, и мне это духи показали». Это, к сожалению, знамение времени, насколько мы сейчас порой несерьезно относимся к информации.

Очень советую познакомиться тем, кто еще не знаком, с работой святителя Игнатия (Брянчанинова). Это третий том его произведений - «Слово о смерти» и «Слово о человеке». Здесь очень много говорится о чувственном видении духов, о том, как трезвенно, осторожно, мудро христиане во все века относились к любым явлениям из духовной области. Зачитаю вам цитату из преподобного Григория Синаита: "И не должно удивляться, если кто прельстился или сошел с ума, принял или принимает прелесть, или видит что противное истине, или говорит неподобающее от неопытности и неразумия. Неудивительно, если кто новоначальный обманут обольщением и по многих трудах: ибо это случалось со многими древними и нынешними подвижниками. Ты никак не прими, если увидишь что чувственно или умом, вне или внутри себя, будет ли то образ Христа или ангела, или какого святого, или если возмечтается и изобразится воображением в уме свет: ибо и самому уму свойственна по естеству мечтательность, и он удобно составляет образы, какие желает, что обычно невнимающим себе строго и чем они наносят вред самим себе…"(и можно добавить к словам великого отца - «и другим»).

Я бы хотел посоветовать тем людям, которые хоть когда-либо имели подобный опыт: надо сразу разделить - бывает опыт, который от нас не зависит. Когда человек в результате аварии, несчастного случая, медицинского вмешательства действительно имел какой-то опыт клинической смерти, то есть внетелесный. Во время этого внетелесного опыта, конечно, человек может что-то видеть, слышать и потом, вернувшись в тело и выздоровев, может это вспоминать и как-то осмыслять. Золотое святоотеческое правило: никогда самому этому не доверять. Надо, когда вы, слава Богу, поправитесь, прийти в храм и исповедоваться, сказав, что такое было. На исповеди сказать, а не распространять это ближним, дальним, выкладывая в Интернете, потому что, может быть, это частные, конкретные вразумления лично для вас. Господь по Своему Промыслу мог лично какого-то человека вразумить, а может быть, это действие духов злобы. Поэтому золотое правило, которое всегда было у святых отцов: не принимать и не отвергать, а уж тем более не распространять.

Есть люди, которые не то что получили опыт в результате клинической смерти, а просто склонны верить разным чудесам, придумывать их, пересказывать другим. Таковым, которым во сне или наяву, в трезвом состоянии или нетрезвом, в цветном изображении или в черно-белом что-то привидится, дам очень хороший совет. Если вам кто-то явится и скажет: «Слушай, пойдем, я тебе сейчас рай покажу, там такая неизреченная красота, ты будешь в абсолютном восторге», - надо осенить себя крестным знамением и сказать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Я не достоин видеть рай». Откажитесь сразу от любого предложения видеть рай, считая себя недостойным. А если явившиеся (группа или один человек) скажут: «Слушай, тогда пойдем, я тебе ад покажу, ты будешь потрясен, ты увидишь там столько знакомых персонажей, они все творят нашу волю», - надо тоже осенить себя крестным знамением и сказать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи, покрой меня от сетей врага, даруй мне прежде конца покаяние, чтобы я в ад не попал». И увидите: никто не будет вам являться, никто не будет предлагать ни туда, ни сюда, а в свое время, когда Господь призовет, мы предстанем перед судом Божиим.

Алексе́й Ильи́ч О́сипов - русский православный богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, видный православный катехизатор современности, так же считает оправданным осторожное отношение к внетелесным переживаниям.

Он полагает, что многие верующие люди, не знакомые основательно со святоотеческим учением о душе и её силовой (энергийной) природе, многие факты так называемого внетелесного опыта, связанного с выходом души из тела и восприятием окружающей реальности органами чувств не тела, а души считают откровенным “оккультизмом” и “мистикой”, несовместимой с православием и христианством. Многие священники в этой связи иногда даже намеренно запрещают своим чадам пытаться понимать сам феномен внетелесного опыта души, как “бесовский” и “оккультный”.

Подобный подход можно считать оправданным только по отношению к новоначальным и неофитам из числа т.н. простых людей, т.е. людей необразованных и непросвещённых в области современной трансперсо-нальной и интегративной психологии. Для людей, которые знакомы с данным феноменом внетелесного опыта души, он является только подтверждением святоотеческого учения о душе и её тричастной природе.

Вот как о неизбежности разделения плоти и души, по мере созревания последней, писал один из столпов святоотеческого знания и основатель монашества - преподобный Антоний Великий:

«Как из материнского чрева выходит человек, так из тела душа выходит голой, и бывает иная чиста и светла, иная запятнана падениями, а иная черна от многих прегрешений.» (Преп. Антоний Великий, Добротолюбие, Т.1. О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах, 111)».

«Как телу, когда совершенно разовьется во чреве, необходимо родиться, так душе, когда она достигнет положенного Богом предела ее жизни в теле, необходимо выйти из тела.» (Преп. Антоний Великий, Добротолюбие, Т.1. О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах, 114)».

Многие святые ещё при жизни сподобились видеть мир иной.

Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12,3). Апостол Павел, восхищенный до третьего Неба, говорит, повторяя слова пророка Исайи:«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Ис. 64:4; 1 Кор. 2:9).

Преподобный Евфросин, преподобная Феодора, преподобный Григорий Синаит, преподобная Евфросиния Суздальская, преподобный Симеон Дивногорец, святой Андрей Юродивый и некоторые другие святые были, подобно апостолу Павлу, «восхищены до третьего неба» (2 Кор. 12, 2) и созерцали райское блаженство.

А что же можно сказать о Лазаре четверодневном, с тем знанием, которое Лазарь приобрел, прикоснувшись к миру невидимого за пределами нашего земного бытия, которого сам Господь Иисус Христос называл другом. Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, - пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря - состояние скоропреходящее.

Воскрешение Лазаря - величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же - небедным. Судя по тому, что у него были слуги (Ин. 11: 3), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12: 3), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (Ин. 11: 31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (Ин. 11: 18), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31)».

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного).

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь).

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего» (Ин. 15: 24)».

Лазарь четверодневный, епископ Китийский, проживший на Кипре более двух десятков лет после своего воскрешения Спасителем, как говорит Церковное Предание, всегда был спокоен и ровен. Ни скорбь, ни уныние, ни отчаяние, ни веселость, пребывающие в этом мире, его больше уже не касались в той мере, в какой они касаются других людей. Понятно, что прежде всего за этим стоит тайна Божия, но мы можем помыслить, что это связано с тем знанием, которое Лазарь приобрел, прикоснувшись к миру невидимого за пределами нашего земного бытия. Узнать, что такое ужас нисшествия души в состояние отделенности от Бога, ибо, как мы знаем, до воскресения Христова и до сошествия Его в ад души всех, даже ветхозаветных пророков и праведников, после смерти пребывали в преисподней, то есть узнать всю бездну мучения и вернуться в этот мир, - разве может после этого показаться в нем даже самое смешное и трогательное или, напротив, самое грустное и безрадостное таким, чтобы избыть то памятование, которое Лазарем, почти единственным человеком на земле, было приобретено.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.