Исторические свидетельства о Христе — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Исторические свидетельства о Христе

2019-08-27 187
Исторические свидетельства о Христе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ко всей христианской истории относятся эти горькие и жуткие слова, сказанные евангелистом о Христе: «Пришел к своим, и свои не приняли Его» (Ин.1.11). Спаситель был встречен в мире сомнением, недоверием и прямой злобой. Он был отвергнут, предан, поруган и убит. И своим ученикам Он предсказал в мире скорбь, ненависть и гонение. Начиная с первых дней апостольского благовестия, сбывается это пророчество. Церковь странствует по земле, среди вражды и противления. «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин.3.19)... И в наши дни открывается снова восстание мира против Христа. Если еще совсем недавно многие этого не видели и не понимали, то только потому, что не хотели или боялись видеть. Теперь еще страшнее не видеть, теперь нельзя уже не видеть и не смотреть. Наступило время, когда от каждого требуется прямой ответ об его уповании, требуется исповедание и твердый выбор. Противохристианское движение прорвалось силой на историческую поверхность и оказалось у власти. Неверие стало открытым и откровенным. И перед этим воинствующим и уже ничем не прикрытым наступлением многие колеблются и теряются, чувствуют себя беспомощными и безоружными, не знают, что и как ответить, не умеют ответить даже самим себе. В этой растерянности сказывается духовная незрелость и маловерие. И маловерие безответно перед натиском неверия. Но слабость верующих еще не свидетельствует о слабости самой веры.

Неверие выступает под именем науки, выдает себя за единственное действительное знание, за его высшую ступень. И слишком часто, и слишком многие готовы с этим согласиться и уступить. У иных упорное нежелание сдаться и отступить оборачивается только подозрительностью и испугом перед знанием, чем только прикрывается смутная мысль, что, действительно, для знания неизбежно разрушать и разлагать веру. В действительности на имя знания неверие притязает облыжно и без всякого права. В действительности неверие есть «обратная вера», и «вера» слепая и пристрастная. В неверии совсем нет подлинной воли к знанию, нет той внутренней осторожности и свободы, которыми именно и живет, и движется подлинное знание. В неверии всегда дышит недобрая страсть. Обычно неверие проистекает именно из неведения и нечувствия, – и всегда из неведения о своем неведении, а потому из неумения и нежелания удостовериться. В основании неверия всегда лежит сужение духовного кругозора, притупление внутреннего зрения. Неверие опирается на предвзятые мнения, необоснованность которых прикрывается желанием, чтобы они были основательны. Еще бл. Августин чутко отметил, что отрицание Бога всегда опирается на тайное желание, чтобы Бога не было... В неверии есть своя кажущаяся убедительность; доводы неверия иногда представляются сильными, – представляются сильными для тех, кто слаб... Противостоять этому мнимому и лжеименному знанию может только тот, кто умеет ему противопоставить твердое и действительное знание, – и оно раскрывает истину веры. В прямой и непосредственной очевидности веры – бесспорное свидетельство против неверия. Для того, кто прямо и твердо из живого опыта удостоверен в истинности определенного суждения о предмете, тем самым обличается призрачность и ложность противных мнений. Вера есть опыт, и очевидность верующего опыта исключает самую возможность сомнения – в очевидном не сомневаются... Верующий не нуждается в обосновании, оправдании или доказательствах своей веры. Он не нуждается и в опровержении возражений и доводов против нее. В самой своей вере он имеет прямое свидетельство истины. И его уверенность не зависит от опровержения противных мнений.

Когда против самого Господа лжесвидетельствовали, Он молчал: и когда Его обвиняли, не давал никакого ответа. Он был убежден, что вся его жизнь и дела, совершенные среди иудеев, сильнее речи, сказанной в обличение ложных свидетельств, сильнее слов, высказанных в опровержение обвинений... На Иисуса постоянно лжесвидетельствовуют, и при существующей злобе среди людей не бывает момента, когда бы его не обвиняли. И Он однако и доныне отвечает на все это молчанием, не возвышает голоса в ответ»... Это может выступать доводом предостерегающим от того, чтобы веру ставить в зависимость от доказательств и доводов. Защита имеет условный и ограниченный смысл. Он снимает осаду с истины, раскрывает призрачность и неубедительность возражений. Но этого еще мало для действительной веры. К ней ведет другой путь, путь прямого, а не косвенного удостоверения. И только в нем и сама защита получает последний и нерушимый устой. Побеждается сомнение не доводами, а верой – видением веры, опытом истины.

Христианство открылось в мире, как великая радость, и вместе с тем, как проповедь покаяния. Для нового евангельского вина требовались новые мехи, – требовался подвиг и духовное обновление. И этому воспротивилась упрямая и стропотная человеческая воля. Христианская проповедь раздалась впервые в умиравшем и старческом мире. Чем больше и лучше узнаем мы теперь жизнь той эпохи, тем яснее открывается все богатство и сложность апостольского выражения: исполнение, полнота времен (Гал. IV. 4)... Христианское благовестие было современно и своевременно: в нем насыщались все жгучие и томительные искания древнего человека.

К нашему времени вокруг образа и лика Христова накопилось великое множество лжесвидетельств, сомнений и отрицаний. Отвергается Его божественное достоинство. Берется под сомнение вся Евангельская история и ее историческая достоверность. И делаются попытки объяснить христианство без Христа. В последние годы делается попытка отвергнуть вовсе историческое существование Христа и превратить Евангелие в миф, не опирающийся ни на какие действительные события. Оснований сомневаться в историческом существовании Иисуса Христа не больше, чем для того, чтобы заподозрить действительность любого исторического лица, даже из совсем близкого прошлого. Бесспорность исторического существования Христа еще не предрешает вопрос, Кто был Он? И на этот вопрос колебались еще собеседники и совопросники Спасителя; и не плоть и кровь, но Отец Небесный открывал самим апостолам истинное ведение о Его лице (срв. Мф.16.17). И по свидетельству ап. Павла, «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12.3). Узнать Христа может только вера. Но веру для сомневающихся может облегчить и укрепить и ясное сознание, что перед лицом исторических свидетельств невероятно и неправдоподобно сомневаться, был ли Христос, - что такое сомнение есть насилие над здравым историческим восприятием, и питаться может только пристрастием и упрямством воли.

Алексе́й Ильи́ч О́сипов - русский православный богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии сообщает:

Не касаясь свидетельств Священного Писания Нового Завета и многочисленных христианских авторов (начиная с конца I в.), которые все в полном согласии и единодушии сообщают не только о многих подробностях земной жизни Основателя христианства, но и прямо подтверждают Его Божественное достоинство, - остановим­ся лишь на свидетельствах внехристианских, свидетельствах даже самих врагов христи­анства, с тем, чтобы уже с полной и окончательной достоверностью убедиться в исто­ричности Лица Господа Иисуса Христа.

Первым из языческих свидетелей о Христе является известный римский государственный деятель и ученый эпохи императора Траяна Плиний Младший (62-114). Будучи назначен правителем Вифинии, он обнаружил там множество христиан. Резуль­таты своих судебных расследований он сообщил императору приблизительно около 110 г. в следующем письме:

«Плиний императору Траяну:...Я никогда не присутствовал на следствиях по делу о христианах: поэтому я не знаю, чем и в какой степени их следует наказать или как вести дознание. Я очень колебался, надо ли, вынося приговор, делать разницу между возрастами или же ничем не отличать нежный возраст от людей взрослых, прощать ли раскаявшихся, или же человеку, который был христианином, отречение не идет в пользу, и следует наказы­вать само имя, даже при отсутствии преступления, связанного с именем. Пока что с теми, кого приводили ко мне в качестве христиан, я придерживался такого образа действий. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал второй раз и третий, угрожая им казнью, упорствующих велел уводить на казнь. Я не сомне­вался, что какова бы не была сущность их признания, их следовало, конечно, нака­зать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были такие же безумцы, которых я, как римских граждан, решил отправить в Рим. Вскоре в ходе самого разбирательства, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше и больше, и по­явились многочисленные виды их. Мне был предложен список, составленный неиз­вестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они являются христианами или были ими, я решил отпустить, когда они вслед за мной призвали богов, соверши­ли пред изображением твоим, которое я велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того обругали Христа: настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие, названные доносчиком, ска­зали, что они христиане, а затем отказались от этого, сказав, что они были христиа­нами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые за двадцать. Все они почитали и твое изображение, и статуи богов, и обругали Христа. Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета; воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступление совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, кото­рым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необхо­димым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся прислужницами, и не обнаружил ничего, кроме безмерного, уродливого суеверия, поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслу­живает обсуждения, особенно вследствие числа тех, над кем нависла эта угроза: мно­жество людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов идут и будут идти на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и по­местьям, но кажется, ее можно остановить и помочь делу. Достоверно установлено, что покинутые храмы опять начали посещаться, торжественные службы, давно остав­ленные, восстановлены и корм для жертвенных животных, на которых до сих пор ед­ва-едва находился покупатель теперь опять распродается. Из этого легко заключить, какое скопище людей можно исправить, если дать место раскаянию».

Таким образом, Плиний сообщает о широком распространении христианства в его время в Малой Азии во всех классах общества и говорит даже о некоторых от­павших 20 лет тому назад. Следовательно, община христиан возникла там не позднее 80-х годов.

Самое замечательное, конечно, в этом свидетельстве - упоминание о Христе не только как о Лице, историческое существование Которого не у кого не вызывает сомнений, но и как о Том, Кого христиане почитают как Бога.
Это свиде­тельство является одним из весьма ярких подтверждений действительности явления Бо­га во плоти в данное историческое время. Ибо за те максимум 50 лет, которые отде­ляли возникшую Вифинскую общину от вознесения Христа, миф не мог возникнуть и тем более утвердиться в сознании людей настолько, чтоб за веру в Божественность Христа шло на любые пытки и смерть «множества людей».

Следующее важное свидетельство о Христе содержится в рассказе крупнейшего римского историка Тацита Публия (55-120) о пожаре Рима (64 г.), жившего во время императора Нерона (54-68 гг. н.э.). Утверждали, что пожар этот, уничтоживший 2/3 города, начался неслучайно, но его специально устроил Нерон, чтобы полюбоваться столь необыкновенным редчайшим зрелищем и чтобы лучше представить себе пожар Трои. Слух об этом преступлении Нерона разошелся по всему Риму. Нерон, чтобы подавить его, решил свалить всю вину на христиан, о которых в Риме ходили самые нелепые слухи. Тацит, по-видимому, им верил. В своих «Анналах» поэтому он пишет следующее:

«И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виновных и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую нена­висть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени Которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие вновь прорывается стало наружу и не только в Иудее, отку­да пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежавшим к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или, обреченных на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслужили самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах обще­ственной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».

В этом небольшом отрывке сказано многое: время жизни Иисуса Христа (при императоре Тиберии - 14-37 гг.н.э.), и факт его казни прокуратором Понтием Пила­том, и название Его последователей христианами, их большое распространение в им­перии уже в 60-е годы. Все это полностью согласуется с христианскими свидетельства­ми.

Третий не менее знаменитый римский историк Гай Светоний Транквил (70-140) в своем труде «Жизнь двенадцати цезарей» оставил такие две заметки, имеющие пря­мое отношение к исследуемому вопросу. В жизнеописании императора Клавдия (41-54) Светоний сообщает, что «иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Ри­ма». Об этом указе сообщается и в книге Деяний, где говорится, что апостол Па­вел, прийдя в Коринф, нашел там высланных иудеев, «потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима» (18,2).
Таким образом, благодаря сообщению Светония, стало ясно, почему Клавдий изгнал евреев из Рима - по причине волнений из-за Хреста. Светоний не потрудился узнать о том, кто такой Хрест. Книга же Деяний прекрасно раскрывает нам характер тех волнений, которые происходили среди иудеев в результате распространения христианства. Ясно и Кто такой Хрест, из-за Которого так волновались евреи.

Правда, некоторые исследователи отрицательного направления пытаются поставить под сомнение это упоминание Светоний о Христе, поскольку он пишет о ХрЕсте, а не о ХрИсте. Однако советский лингвист И.М. Тройский пишет по этому поводу следующее:

«Группу - Хри - мы имеем в словах - Христос и христианос, которые согласно установленной нами закономерности должны были при жи­вом заимствовании звучать по-латини - Хрестос, хрестианос. Действительно, такова была в течение долгого времени традиция устной речи, сохранившаяся во французской форме - Кретьен... Звучание Хрестус, хрестианус - являются, таким образом, совершенно закономерным результатом интерференции латинской и греческой звуковой системы, одной из реализаций более широкого общего правила передачи греческих звуков в народно-разговорной латыни, подтверждающегося на ряде примеров. Все сказанное выше - давно установленные вещи, почти азбучные истины».

Далее И. Тройский решительно возражает против утверждения, что имя Хрест «было довольно обычным и часто встречается в писании», (А.Б.Ранович). Он пишет:

«Однако, сколь ни часто это имя, нет ни одного случая, чтобы носителем его был еврей. Еще более странным представляется мелькающее у некоторых авторов предпо­ложение или даже утверждение, что этот Хрест был рабом: волнения в иудейской среде I в. н.э. не имели никакого отношения к рабским движениям. И вообще было бы совершенно невероятным совпадением, чтобы имя Хрестус, латинский народно-разговорный рефлекс греческого Христос, оказалось тождественным с именем без­вестного иудейского смутьяна».

Второе интересное место у Светония находим в жизнеописании императора Неро­на. Перечисляя положительное, с его точки зрения, деяние императора, Светоний в частности говорит, что были «наказаны христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия». Это замечание историка-язычника, хотя и отрицательно по отношению к христианству, важно тем, что свидетельствует не только о существовании христиан в конце 50-60-х годов, но и о его уже весьма широком распространении в империи в это время. Все это полностью совпадает со свидетельствами христианской литературы о данном периоде жизни Церкви и подтверждает тем самым историчность Того, именем Которого называли себя Его последователи. У Светония имеется еще одно сообщение, подтверждающее историческую достоверность фактов, передаваемых книгами Нового Завета. Светоний пишет об императоре Клавдии, что «любил он и Феликса, которого поставил начальником когорт и конных отрядов в Иудее». О Феликсе, как известно, упоминает книга Деяний (гл. 23,24,25).

Весьма ценное свидетельство об Иисусе Христе оставил еврейский историк Иосиф Флавий (37-100) в своем сочинении «Иудейские древности», написанном около 93 года. Во всех известных списках «Древностей» это место читается так:

«В это время жил Иисус муж мудрый, которого едва можно назвать человеком, потому, что он совершал дела, учитель таких людей, которые принимали истину с радостью, Он при­влекал к Себе многих исследователей, как из иудеев, так и из греков. Он был Хрис­тос. И после того, как Пилат, по доносу знатнейших наших мужей, присудил Его к крестной смерти, однако не оставили Его те, которые и прежде Его любили. Он опять явился им живой в третий день, как пророки Божии предсказывали об этих и многих других, относящихся к Нему делах. И до сего дня не исчез род христиан, на­званных так по Его имени».

Однако, эта греческая версия до сих пор считалась не соответствующей подлин­ному тексту Флавия, но видоизмененным христианами (ранее 300 года) вариантом. Основанием для такого убеждения служило то обстоятельство, что Иосиф Флавий, не будучи христианином, а оставаясь иудеем по вере, не мог об Иисусе Христе утверж­дать, что Он был Мессией. В связи с этим интересно отметить вышедший летом 1971 года в Иерусалиме труд, в котором сообщается о найденной арабской версии свиде­тельства Флавия. Это текст «Древностей» у арабского историка-христианина Х века, епископа Агапиоса. Арабская версия этого места такова:

«В то время был человек мудрый, именуемый Иисусом, жизнь Которого была совершенной, Его добродетели нашли общее признание, а многие евреи и язычники стали Его учениками. И Пилат осудил Его на крестную смерть и те, кто стали Его учениками, проповедовали Его учение. Они утверждали, что Он явился им живым через три дня после Его мучени­ческой смерти. Быть может Он и был тем Мессией, о Котором пророки рассказывали чудеса»?

Оставляя на суд и совесть историков решать вопрос о том, какой из этих тек­стов является подлинным, мы, независимо от результата их решения, имеем уже как минимум весьма ценное свидетельство о том, что Иисус Христос действительно жил, что Он был Человеком совершенной жизни, что Он имел многих учеников и был рас­пят Пилатом на кресте, что общераспространенной среди уже первых христиан была вера в Его Воскресение на третий день, вера в Его мессианское достоинство.

Другое место в «Иудейских древностях» является еще одним подтверждением не только историчности Лица Господа Иисуса Христа, но и большой распространенности уже в то время веры в Него как Мессию. В книге 20-й, гл. 9 читаем:

«Первосвященник Анна собрал суд и поставил перед ним брата Иисусова, называемого Христом, по имени Иакова и некоторых других, которых обвиняли в нарушении закона, и прика­зал побить их камнями».

Данное сообщение, кроме прямого свидетельства о Христе, важно также и тем, что еще раз подтверждает историческую подлинность тех фактов, которые передают нам священные книги Нового Завета. Это замечание относится и к третьему месту у Иосифа Флавия, где он сообщает об Иоанне Крестителе, называя его «праведным мужем». Рассказывая же о его казни Иродом, Иосиф добавляет, что «происшедшая вскоре после этого гибель войска Ирода была Божим наказанием Ироду за смерть Иоанна».

Наиболее древнее (из нехристианских), по-видимому, сообщение об Иисусе Христе было опубликовано в 1855 году. Это письмо Мары бар Серапиона, сирийского фило­софа, к своему сыну, написанное из плена в конце I - начале II века. Письмо хранит­ся в единственной рукописи VI-VII века в Британском музее. Подлинность письма не вызывает сомнений. Письмо это интересно тем, что Мара не называет в нем Иису­са Христа по имени, хотя и говорит о Нем. Вот это место письма:

«Скажи нам, мудрейший из людей: На какое обладание может положиться человек? Ибо какую пользу получили афиняне от того, что они убили Сократа, - ведь возмездием им за это был голод и чума? Или самосцы, что сожгли Пифагора, - ведь вся страна их в единый миг была занесена песком? Или Иудеи от казни своего Мудрого Царя - ведь с этого времени у них было отнято царство? Ибо Бог справедливо воздал за этих трех мудрецов: афиняне умерли от голода, самосцы были затоплены морем, иудеи сокрушены и изгнаны из своего царства, живут повсюду в рассеянии. Сократ не умер благодаря Платону; ни Пифагор благодаря кумиру Геры; ни Мудрый Царь благодаря новым законам, которые Он дал».

Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине, завоеванной к этому времени Римской империей. В основе религии лежит личность ее создателя - Иисуса из Назарета, который является Сыном Божиим, обещанным в Ветхом Завете Мессией (Христом), Спасителем мира.

Для христиан вопрос об историчности основателя их религии имеет большое значение. Верующим важно не просто знать, что Иисус жил на земле, но им необходимо верить, что Он - Сын Божий, умерший за грехи всего человечества, воскресший, восшедший на небеса и Который обязательно придет в славе судить живых и мертвых. Доктрины о Троице, творении, спасении, Небесном Царстве, воскресении мертвых и другие без веры в Христа теряют свое значение и смысл. То есть без Христа не может быть и христианства.

Сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что современная наука располагает достоверными данными о Его существовании. Однако практически все знания о конкретных событиях жизни Иисуса проистекают из христианских источников. Биографические сведения об Иисусе Христе, о Его жизни, смерти и Воскресении содержатся в Евангелиях - книгах, написанных первыми христианами. Эти повествования входят в состав Нового Завета - являющимся Священным Писанием христиан. Слово «евангелие» (греч. «благая весть») первоначально означало не книгу, а проповедь об Иисусе - Спасителе и Мессии (греч. Христе). В настоящее время даже неверующие ученые проявляют к раннехристианским сочинениям намного больше доверия, чем ранее.

В пользу историчности Христа и сведений, содержащихся в Евангелиях, свидетельствует ряд источников, находящихся в распоряжении современной науки. Так, данные, полученные археологией, опровергли мнение о возникновении Евангелий во II в. То, что они возникли раньше, подтверждается папирусными списками книг Нового Завета, найденными в начале ХХ столетия в ходе археологических раскопок в Египте. Древнейшие из обнаруженных рукописей ученые относят к первой половине II в. - первой половине III в. Понятно что, для того чтобы христианство проникло на берега Нила, потребовалось определенное время. Поэтому создание самих новозаветных книг следует относить ко второй половине I в., что соответствует как их содержанию, так и церковной датировке.

Самым ранним, не вызывающим сомнений, отрывком Нового Завета является папирусный фрагмент, содержащий всего несколько стихов из Евангелия от Иоанна (Иоан. 18:31-33, 37-38). По мнению специалистов, он был создан в Египте в 125-130 гг. Ученые считают, что, прежде чем текст Евангелия от Иоанна стал известен в маленьком провинциальном городе на Ниле, прошло сравнительно много времени, необходимого для того, чтобы в египетском захолустье появились христиане. Благодаря этим находкам современные новозаветные евангельские тексты стали восприниматься как соответствующие оригиналам трудов апостолов - учеников и спутников Иисуса.

Огромнейшее значение для истории религии имеет находка в 1947 г. на берегу Мертвого моря вблизи Кумрана древних свитков, содержащих ветхозаветные библейские и другие тексты. Рукописи книг Ветхого Завета здесь были найдены в большом количестве, а некоторые переписаны десятки раз. Так было доказано, что древние тексты Ветхого Завета очень близки к ее современному синодальному переводу.

А благодаря остальным текстам, найденным в Кумране, ученые получили дополнительные сведения о религиозной жизни еврейского общества c сер. II в. до н. э. до конца 60-х гг. I в. н. э. Полученные данные подтвердили достоверность многих реалий жизни евреев, описанных в Новом Завете.

Предполагается, что кумраниты спрятали свои свитки в пещеры, желая уберечь их от уничтожения в ходе подавления римлянами иудейского восстания. Известно, что поселения на берегу Мертвого моря были разрушены в 68 г. н. э. Таким образом, в свете обнаружения небиблейских рукописей Кумрана очень сомнительной становится версия о более позднем написании текстов Нового Завета из-за отсутствия в них эллинистического влияния. И, наоборот, все убедительней выглядит предположение о возможности написания всех Евангелий до 70 г. н. э., а всех книг Нового Завета - к 85 г. н. э. (помимо «Откровения», которое датируется самым концом I в. н. э.).

Кроме этого, археологи опровергли мнение мифологической школы о том, что Евангелия писали люди, не знающие палестинской географии, обычаев и прочих культурных особенностей этой страны. Например, раскопки немецкого ученого Э. Зеллина (1867–1946) подтвердили близость Сихаря от колодца Иакова, как об этом говорится в Евангелии от Иоанна (4:5). Точность описания казни Иисуса подтверждает найденное в 1968 г. на севере от Иерусалима захоронение распятого человека - Ехоханана (Иоанна), сына Каггола, умершего примерно в то же время, что и Христос. Также детально соответствуют археологическим данным евангельские описания иудейских похоронных обрядов и гробниц.

Среди находок 1990 г. в Иерусалиме в так называемом Доме правления примечателен ассуарий (сосуд для хранения останков умершего). На нем имеется надпись, сделанная в I в. н. э. по-арамейски: «Иосеф, сын Каиафы». Возможно, это сын того самого Каиафы - иерусалимского первосвященника, который, согласно Евангелию, осудил Иисуса и преследовал первых христиан.

Найденные археологами надписи показывают, что все имена, упоминаемые в Новом Завете, являются обычными для той эпохи. Мнение тех, кто считал Понтия Пилата не реальным лицом, а символом созвездия Орион, опровергает надпись на камне, обнаруженная в 1961 г. в римском театре в Кесарии. В ней Пилат именуется «префектом Иудеи», а не прокуратором, как его преемники после 54 г. Именно префектом назван Пилат в Евангелиях и Деяниях Апостолов. Этот пример показывает, что авторы Нового Завета хорошо знали и помнили особенности запечатленной ими истории.

Упоминания о христианах и Христе, как было сказано выше, имеются в сочинениях иудейско-римского историка Иосифа Флавия и римских авторов начала II в. Также упоминание об Иисусе приведено в «Древностях» в связи с осуждением на казнь Иакова. Об этом Иакове говорится в Евангелиях и Посланиях Павла (Мф. 13:55; Мк. 6:3; Деян. 12:17; 1 Кор. 15:7; Гал. 1:19, 2:9), которого обычно считают двоюродным братом Иисуса:

«Анан (первосвященник, сын Анны, участвовавшего в суде над Иисусом Христом) почитал для себя благоприятным случай, когда Фест (римский прокуратор в Иудее), а Альбин (преемник Феста) находился еще в дороге, созвал собрание судей и, представив на судилище Иакова, брата того Иисуса, Который именовался Христом, с некоторыми другими и сделав на них обвинение в нарушении закона, предал их всех на побиение камнями».

Упоминает об Иисусе и Талмуд. Талмуд - это «комментарий» на Ветхий Завет, авторитетный источник «мудрости» для иудеев. Известно, что значительная часть евреев не признала Иисуса из Назарета за долгожданного Христа. Поэтому, теоретически, в их интересах было вообще умолчать факт Его существования. Ведь Иисус навсегда разделил еврейский народ на тех, кто так и остался ждать Миссию, и тех, кто узнал Его в Иисусе. Между тем в Талмуде упоминается Иисус и Его учение. Так, в трактате Талмуда, называемом Санхедрин, говорится:

«В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета. В продолжение сорока дней глашатай ходил перед Ним, крича: «Он должен быть бит камнями, потому что занимался колдовством, соблазнял Израиль и увлек его на восстание; кто имеет сказать что-либо в Его оправдание, пусть придет и свидетельствует». Но не нашлось никого, чтобы Его оправдать, и Его повесили в канун Пасхи».

Кроме исторических, имеют место и косвенные доказательства существования Иисуса, которые свидетельствуют о Христе и Его Божественности даже больше, чем «мертвые» археологические находки.

Епископ Михаил (Мудьюгин), профессор санкт-петербургской Духовной академии, приводит следующие признаки новозаветной письменности, которые неоспоримо свидетельствуют об историчности Иисуса Христа:

1.Новозаветные авторы, описывая чаще всего одни и те же события или приводя одни и те же высказывания Иисуса Христа и Его апостолов, согласны между собой в главном, расходясь нередко в частностях и деталях. Это говорит об отсутствии предварительного сговора или согласования: каждый свидетельствует независимо от других. В первую очередь сказанное относится к Евангелиям.

2.Новозаветные авторы, несомненно, были заинтересованы в успехе проповеднической деятельности, составной частью которой являлась их письменность. Такому успеху, тесно связанному с личным авторитетом проповедников, отнюдь не способствовало раскрытие теневых сторон их характера, поведения, деятельности. Если бы содержание Нового Завета было в большей или меньшей степени продуктом свободной художественной фантазии авторов, иначе говоря, их выдумкой, то они избегали бы упоминания о недостатках, ошибках и тем более пороках собственных и своих сотрудников. Между тем в Евангелиях мы находим множество сообщений, порочащих даже столь высокочтимого, знаменитого среди христиан «столпа» (см. Гал. 2, 9), как апостола Петра (его отречение, маловерие, его попытка отговорить Христа от следования по пути страданий и т. п., см. Марк. 14:53,54,66-72; Матф. 14:24-32; 16:22-23, «лицемерие», в котором его изобличает апостол Павел - Гал. 2: 11-14), не говоря уже о других учениках, проявлявших мелочное тщеславие, малодушие. Столь откровенно могли писать лишь те, кто ставил правду выше личного самолюбия и даже выше тактических соображений.

3.Большинство учеников Христовых, в том числе и авторов Нового Завета, окончили мученически свою жизнь, засвидетельствовав истинность своего благовестия собственной кровью, что можно почитать высшим и наиболее убедительным доказательством.

4.Личность Иисуса Христа столь самобытна, величественна и светла, что, как сказал один из богословов, «чтобы выдумать Христа, надо самому быть Христом». Всякий объективный читатель Евангелия, тем более христианин, приходит к тому же выводу.

Перечень «доказательств» Божественности и реальности Иисуса можно продолжить и дальше:

1.Как уже было сказано, апостолы терпели лишения и смело шли на смерть за Евангелие – весть людям о Христе (Миссии). Если это был фанатизм, то он не мог распространиться сразу на всех учеников. Ведь если рассказ апостолов о том, что они видели Иисуса Воскресшим, был блефом, то они как один не посвятили бы этой лжи всю свою оставшуюся жизнь. И не жертвовали бы этой жизнью.

2.Иисус не воспользовался влиянием на народ, хотя многие иудеи воспринимали Его как Мессию, который избавит их от ига Рима. При входе в Иерусалим толпа встречала Христа ликованьем и пальмовыми ветвями. Будь на месте Иисуса простой человек, он мог поднять народ на восстание, соблазнившись деньгами и славой. Но вместо трона и почестей Христос добровольно выбрал смерть на кресте. О Себе Он так и говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18:36).

3.Ученики Христа также обладали большим влиянием на народ. Молодой церкви новые христиане всегда помогали материально. Но никто из апостолов не стал изменником своей миссии: не стремился к славе, к обогащению, не воспользовался властью, деньгами для собственных нужд. Между тем церковь разрасталась молниеносно (см. Деян. 2:41). Люди принимали «новую» религию и шли за Христом благодаря вере своих учителей, их образу жизни, а также воодушевляясь наглядными примерами их изменившихся родных и близких.

4.История не знает примеров, когда «целитель» передает свой «дар» сразу многим ученикам. Ученики же Иисуса, выполняя Его поручение, как один исцеляли всех больных и бесноватых (см. Лук. 10:1,9,17, Мар. 6:7,13). Также после смерти и Воскрешения Иисуса апостолы продолжали исцелять больных и даже воскрешать мертвых (см. Деян. 19:11,12; 20:9-12).

5.Иисус был Hазареянином (см. Мк. 1:24; 14:67; Иоан. 1:44-45). Если бы Миссия был мифологической личностью, Он бы предстал в другом свете: иудеем, носившим имя Иммануэль (см. Ис. 7:14; Матф. 1:23) и родившимся в Вифлееме. А о Hазарете бы и не упоминали. Трудно также представить, что мифологический Мессия мог подвергнуться такой позорной казни, как распятие.

6.Никто из родоначальников религий на земле не называл себя Богом, кроме Иисуса. Все они считали себя людьми и не претендовали на божественность. Иисус же говорил: «Я и Отец – одно» (Иоан. 10:30); «Видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14:9). Действительно, Богом себя может назвать только сумасшедший… Или Бог!!!

Иисус не просто называл Себя Сыном Божьим. Вся Его жизнь и дела свидетельствовали о том, что Он не простой человек. В свои тридцать лет Он обладал глубочайшей мудростью (см. Матф. 13:54, Марк. 6:2), Он знал Священное Писание, не учивши его (см. Иоан. 7:15), творил чудеса (см. Матф. 21:15, Иоан. 2:23, 3:2, 9:16), всех исцелял (см. Матф. 4:24, 8:16, 12:15), воскрешал мертвых (см. Матф. 9:23-26, Иоан. 11:40-44, Лук. 7:12-15), ходил по воде (см. Матф. 14:26), знал мысли людей (см. Иоан. 1:48, 13:11) и мн. мн. др. И при этом был удивительно скромен (см. Матф. 12:20).

7. Ветхозаветное Священное Писание имеет много предсказаний о Христе (Миссии), которые находят отражение в жизни и смерти Иисуса: Иисус родился от Девы (Ис 7:14 – Матф. 1:18), Он был отраслью от колена Давида (Иер. 23:5, Ис. 9:6,7 – Матф. 1:1), родился в Вифлееме (Мих. 5:2 – Матф. 2:1,6), предсказаны годы начала служения Христа и Его смерти (Дан. 9:24-27), Иисус въехал в Иерусалим на ослице (Зах. 9:9 – Матф. 21:7), за Его предательство Иуда получил 30 серебряников (Зах. 11:12 – Матф. 26:15), деньги за предательство были отданы горшечнику (Зах. 11:13 – Матф. 27:7,10), перед казнью Он был безгласен, добровольно и смиренно идя на смерть (Ис. 53:7 - Иоан. 10:18), Он был причтен к разбойникам (Ис. 53:12 – Матф. 27:38), Его распяли (Пс. 21:17 – Иоан. 19:18), на кресте тело Иисуса пронзили (Зах. 12:10 – Иоан. 19:37), кости Его не были сокрушены (Пс. 33:21 – Иоан. 19:36), об одежде Его бросали жребий (Пс. 21:19 – Иоан. 19:24), Иисуса положили в гроб богатого (Ис. 53:9 – Матф. 27:58-60), во время Его смерти днем случилось затмение солнца (Ам. 8:9 – Лук. 23:44,45) и многое другое. В Ветхом завете насчитывают более 50 предсказаний об Иисусе.

Написаны эти предсказания были за столетия до времени, описанного в Евангелии. Напомним, что «задним числом» искусственно пророчества не могли быть внесены в текст ветхозаветного Писания. Вспомним о кум


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.