На хвалите стихиры на 4, глас 4. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

На хвалите стихиры на 4, глас 4.

2019-08-27 114
На хвалите стихиры на 4, глас 4. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подобен: Дал еси знамение:

Д ар благоприятен, от родительных рук Богу возложенный, и от Него усвоенный, и на пользу верным поданный, святителю Николае, темже в тебе упокойся, благодать Пресвятаго Духа, славне, беззлобием возрастивши тя и мудростию украсивши.

Д несь память рождества твоего, святителю отче Николае, яко солнце нам Богоносия возсия лучи богатых дарований, просвещавши чтущих тя и верою блажащих мглу же лютых отгоняющи, и прошения верным исполнявши, тем тя, досточудне, почитаем.

Б ожественную благодать от Бога приял еси, святителю Николае, юже прием свыше, и нас назирай, празднующих любовию честное твое рождество, и подаждь от Бога церквам единомыслие, и царем нашим победы на враги, и миру умирение, и земли нашей благоплодие, и душам нашим велию милость.

Слава, глас 2:

О т корене благаго благий прозябе плод, иже от младенчества освященный, и якоже Самуил в дар Богу возложенный, отче святителю Николае, Божиею бо благодатию паче, нежели млеком воспитанный, тем и на гору добродетелей взыде, преочищенну душу стяжав, и разум имея присно к Богу, небесное бысть жилище Духа, Христова обитель явися. Того, блаженне, моли о нес, еже спастися душам нашим.

И ныне, Богородичен: глас той же: Я ко плодовита маслина Дева. Таже славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны. На Апостол и Евангелие и причастен все святительское.


[1] См. нашу статью «Слава на Руси св. Николая» // Музыкальная академия. – 2001. – №1. – С.1-12

[2] В целом современный месяцеслов Православной Церкви содержит шесть праздников св. Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Условно их можно разделить на две группы. Первую составляют памяти, скажем так, житийного цикла. Сюда относятся: праздник Преставления св.Николая или, как он именуется в богослужебных рукописях, Память св.Николая... (6 / 19 декабря); Пренесение мощей св.Николая из Мир Ликийских в Бар град… (9 / 22 мая) и Рождество св.Николая (29 июля / 11 августа).

Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя. Таких праздников на Руси сложилось довольно много, но в Месяцеслове Православной Церкви указано только три – те, слава о которых прошла по всей России. Это памяти: Принесения Зарайского образа св. Николая из града Корсуни в земли Рязанские… (9 / 22 мая); Явление Великорецкого образа св. Николая… (24 мая / 7 июня); Принесение образа «Николы Великорецкого» в Москву (29 июля / 11 августа).

Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей – Преставления св. Николая. В Византии была составлена и служба на этот праздник.

Остальные пять праздников (вероятно все) принадлежат Русской Церкви и гимнографию к ним составляли русскиепеснотворцы. Подробнее об этом см. в нашей статьте «Русская гимнография св. Николаю: проблемы ее изучения» // «Правило веры и образ кротости… Образ св. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии». – М., изд-во ПСТБИ, 2004. – С. 356-369.

[3] Днем празднования Рождества св. Николая указывается преимущественно 29 юля, но в разных источниках м.б. и 20 мая, 23 и 24 августа. Подробнее об этом см. Сергий (Спасский) прот. Полный Месяцеслов Востока. – Т. II. – М, 1977. – С.377.

[4] Там же.

[5] Лосева О.В. Русские месяцесловы XI - XIV веков. – М., 2001. – С.413

[6] Василий (Изюмский), прот. Зарайская святыня: 750 лет городу Зарайску. – М.: Центр, 1996. – С.81.

[7] Голубцов А.П. Чиновник новгородского Софийского собора. – М., 1899. – С.132

[8] Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. – СПб., 1899; То же. – Репринт. изд. 1899 г. – СПб., 1994. – С.670.

[9] Серебрякова Е.И. Книжные миниатюры «Принесение Великорецкого образа св.Николая в Москву» // Доклад на Международной научной конференции «Святитель Николай Мирликийский в византийской, славянской и русской литературе и иконографии». – М., 2003.

[10] Вероятно, это случилось после возвращения образа из столицы.

[11] В русских Прологах с 1662 года в день 29 июля полагалось чтение Повести о принесении на Русь Можайского образа св.Николая.

[12] Связи с последованием Рождеству Иоанна Предтечи мы не обнаружили, разве только обращение гимнографов к св.Николаю … яко вторый Предтеча на земли явился еси....

[13] Отметим, что тексты кондака и седальнов строятся «по подобию» соответствующих текстов греческой декабрьской службы. Следовательно, они могли быть составлены самое раннее в VIII - IX вв.

Стихира «Всечестное твое рождество» заимствуется с незначительными изменениями из службы Рождеству Богородицы, где в свою очередь она полагается на Малой вечерни. Чин Малой вечерни, как известно, сложился к XII - XIII векам, тогда же появились и песнопения для этой части службы. Соответственно, стихира «Всечестное твое рождество» могла появится в службе Рождеству св.Николая не раньше этого времени. Напомним, что первый месяцеслов, содержащий память Рождества св.Николая, относится именно к XII - XIII вв.

[14] Идеи о содержательной интерпретации гласов, смысловой соотнесенности гласа и текста, мы почерпнули из книги: Прот. Борис (Николаев). «Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения». М., 1995. Конкретная проявленность этой соотнесенности — через смыслы, вложенные в попевки, рассмотрена в работе: Голованова О. Славянский Октоих: к вопросу о певческой интерпретации тек­стов. РАМ им. Гнесиных, Дипл. работа. 2000.

[15] Текст службы дан по списку РГБ ф.98 №903, 1657 г. Далее в сносках указаны варианты текста из списка РГБ ф.299 №484.1, 1723 г.

[16] В списке ф.299 №484 нет строки и избавителя Иисуса Единаго Господа.

[17] В списке ф.299 №484 нет двух строк: О святопомазанная главо, всечестный верх и и преблаженне.

[18] В списке ф.299 №484 в конце стихиры есть дополнительная строка: дарующа велию милость.

[19] В списке ф.299 №484 – вси вернии.

[20] В списке ф.299 №484 после Славы значится: И ныне, Догматик, глас 8: Ц арь Небесный

[21] В списке ф.299 №484 более подробно выписано: Выход. Прокимен дню.Чтения 3 святительские в осенних службы писаны.

[22] В списке ф.299 №484 нет наречия ныне.

[23] В списке ф.299 №484 нет глагола слыши.

[24] В списке ф.299 №484 - быша

[25] В списке ф.299 №484 этот текст в таком варианте звучит после прокимна на Литургии, здесь же он представлен иначе, а именно: Процвел ecu яко Финиск темже молим тя, помяни всех нас, и от противных напасти всякая, молитвами твоими избави нас.

[26] В списке ф.299 №484 эта стихира писана после прокимна на Литургии. Имеются изменения в тексте, а именно: нет двух строк - в cu земнороднии ликовствуйте и и чудотворца.

[27] В списке ф.299№484 – писано на Литургии после стихиры Днесь благоплодная Нона....

[28] В списке ф.299 №484 непосредственно выписан текст Богородична: У мертви наша плотския страсти и похоти, Богородительнице Чистая. устави и страстей наших бурю, утоли волнение, смысл укрепи Благословенная Пречистая сердца, верно чтущих Тя Заступницу.

[29] В списке ф.299 №484 нет местоимения наш.

[30] В списке ф.299 №484 подробно выписаны тексты УТРЕНИ, для которых в списке ф.98 №903 только указан адрес – служба 6 декабря. Для полноты рассмотрения обоих списков приведем здесь дальнейшее содержание службы по списку ф.299 №484:

Стихира по 50-м псалме на хвалитех писана в службе месяца декабря в 6 день: Светилен подобен: Жены услыште: В елика чудеса твоя пресвятый Николае. яко явися во сне. богомудрому Константину царю три воины спасл ecu. безвины умирающа тако и нас спаси, Николае святителю Господень.

Слава, и ныне, праздника


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.