ИВАН, 30 лет, в поисках своего места в жизни. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

ИВАН, 30 лет, в поисках своего места в жизни.

2019-08-27 192
ИВАН, 30 лет, в поисках своего места в жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сергей Кравцов

              «Мост»

пьеса-притча в 12 действиях

   

           любимой Родине посвящаю

 

Действующие лица:

ИВАН, 30 лет, в поисках своего места в жизни.

ВЕРА, 25 лет, инвалид-колясочник, жертва трагических обстоятельств.

БОМЖ, за 50, добродетельный христианин.

Й, 2й и 3й ПОДРОСТКИ, около 18 лет, городские хулиганы.

РАЗВЕДЁНКА, 21 год, мать-одиночка, воспитывающая ребёнка.

БУХГАЛТЕРША, 36 лет, финансово независимая женщина.

МИСТИК, 27 лет, эзотерический персонаж.

ПСИХОТЕРАПЕВТ, 30 лет, врач с тонкой душевной организацией.

МОДНИК, 25 лет, фэшн-блоггер.

СЕРГЕЙ КРАВЦОВ, 34 года, автор пьесы, появляющийся камео.

СВЕТЛЫЙ и ТЁМНЫЙ АНГЕЛЫ, небесные силы.

ГРЕШНИК, нисколько лет, обречён на вечные муки.

Нечисть, дьявол и черти: адские эманации.

Уличные тысячи: горожане, алкаши, "хипстерня".

Действие 1. Вступление

Зимнее утро в столице. Пока ещё темно и очень морозно.

На сцене – картина Октябрьской площади, безлюдной и заполненной лишь Дворцом Республики. Фоном начинает звучать «эмбиент»: мягкая, разливающаяся музыка, обволакивающая городское пространство. Посреди пустой площади-сцены одиноко стоит озябший прохожий и листает свой смартфон. Затем на сцене начинают то тут, то там появляться и другие городские жители, святящие в утреннем полумраке задорными светлячками своих мобильных устройств. Совершается городская суета. Кое-кто, уткнувшись в экран, налетает на других прохожих, толкается и злословит. Мало-помалу площадь пустеет, и горожане расходятся каждый по своим суетным делам. Вскоре покидает сцену и тот, самый первый, прохожий. Небо светлеет, восходит солнце.

Вскоре на площадь в инвалидной коляске въезжает ВЕРА и медленно катится в сторону «нулевого километра». На заднем плане вырисовывается Дворец Республики со своими строгими линиями.

День вступает в свои права. Окончательно светлеет. Площадь наполняется людьми. Среди толпы неспешно бредёт БОМЖ с грязной сумкой.

БОМЖ (взывает страдальчески к проходящим людям): Прошу, вас, Христа ради, подайте кто что может обездоленному, неправедно обруганному и попранному, отбросу жизни городской. Такого простого и бедного человека как я поди сыщи!

Из толпы отзываются голоса: «Пошёл вон! Прочь!»

СЕРГЕЙ КРАВЦОВ (глядя на БОМЖА, философски вопрошает): Видимо, этот бомж влюблён в алкоголь?

Тем временем в утренней толпе начинаются слышаться пьяные выкрики. Это «опохмельные»: люди, живущие вне трудового графика и нормы поведения. Одна женщина из этой толпы, шатаясь, подходит к импровизированному столу, организованному неподалёку, берёт бутылку водки, делает пару глотков и, морщась, отходит в сторону.

Кто-то из выпивающих включает на телефоне музыку и начинает задорно плясать, извиваясь шатающейся фигурой.

Мимо пьющих персонажей проезжает в инвалидной коляске ВЕРА. Ей в общем-то не особо рады. Напряжение нарастает. Слышны голоса: «И без тебя тошно» и прочие оскорбления в её адрес. Один из сильно выпивших граждан подбегает к ВЕРЕ и с силой толкает коляску так, что ВЕРА чуть не выпадает из неё. Вслед слышатся угрозы.

Из-за угла появляется ИВАН и видит происходящую вакханалию изумлённым взглядом. Подходит к ВЕРЕ и обращается к ней.

ИВАН (качая головой): Ты подумай, а! Беззащитного человека обидели. Вот так нравы нынче! Где же правды искать в жизни? Вот вы – инвалид, претерпели страдания, у вас должно быть смиренное, доброе сердце.

Тянется к ней с каким-то неясным порывом. ВЕРА молча отталкивает его. ИВАН пытается до неё дотянуться.

ИВАН (разгорячённо): Постойте, вы меня неправильно поняли!

Тянется к ней. ВЕРА снова его отталкивает.

ВЕРА (в отчаянии): Помогите! Помогите!

На её крики некоторые из выпивающей компании оборачивают головы, но помочь они не спешат. Скорее, это праздное любопытство. Вскоре появляются и милиционеры, которые хватают ИВАНА.

ИВАН (обращается к ним развязно): Я не специально! Это зов природы!

ИВАН пытается вырваться, но пару сочных ударов дубинкой охлаждают его пыл. Ему надевают наручники и уводят.

ВЕРА (пространственное рассуждает): Кто же был сей наглец, что так взволновал меня и в то же время воззвал к моей женственности?

Но её вопрос остаётся никем не услышан. Она вздыхает и исчезает в том же направлении, что и увели ИВАНА.

Действие 6. Страдания

Вечереет. Желтизна фонарей в центре города. Открывается вид на площадь Независимости, из динамиков которой на осветительных мачтах играет музыка. На этот раз это лёгкий, лирический «лаунж». Прохожие гуляют праздно и непринуждённо.

Среди прочих прохожих узнаётся ВЕРА в инвалидной коляске.

ВЕРА (бормочет себе под нос): Ну! Давай, вперёд! Нынче весна на носу, заполни площадь добром. Не ленись, а то отстанешь! Твоя коляска заржавела что ли? Ослепи всех своей любовью. Чувствую, что все, у кого, доброе сердце, откликнутся мне.

Навстречу ей идёт МИСТИК, глубоко погружённый в свои эзотерические мышления. Он настолько сильно вовлечён в свои фантазии, что не замечает прохожих и то и дело задевает некоторых. Он также, как и ВЕРА шепчет себе на уме. Его слова слышит ЧЁРТ, который идёт за ним и радостно потирает руки. В явном мире этого не видно, но в данной сцене ЧЁРТ присутствует метафизически и довлеет над МИСТИКОМ.

ЧЁРТ (внушает помыслы МИСТИКУ): Давай-давай, дурачок, выстраивай себе иллюзорный мир! Порви с реальностью! Иди к нам! Иди в ад!!

Тем временем МИСТИК, не подозревая, что он одержим тёмными силами, продолжает декламировать свои идеи:

МИСТИК (говорит полу-поэтически):

Сегодня ночью полнолуние и я на бодрой ноте!

В такую ночь моя энергия на взлёте!

А то уж я совсем иссяк!

Каждый миг да что-нибудь тревожит.

То обряд на силу, то дни рожденья у кого!

Ауральный трезвон никак не клонит в сон!

Даже тех, кто не в теме, настигает он!

И нумерологов, и адвентистов!

Буддистов и прочих «-истов».

По указке вселенского Творца

Сотрясаются наши сердца!

Его декламации слышит ВЕРА. Она з амирает на месте в центре площади. МИСТИК, погружённый в свои умозрения, скрывается с её глаз.

ВЕРА (смотря на небеса): Боже, прости его грешного ибо не знает, что творит (крестится и продолжает свой монолог). Как же он заблуждается! Он, словно чёрт, прельщающий человека. Как часто на городских улицах я, наблюдая за людьми, мечтала увидеть в глазах прохожих любовь и заботу. Но видела лишь самодовольные гримасы потребителей, жадно поглощающих очередные новомодные штучки да дрянной фаст-фуд. Я видела улыбки, но улыбались они скидкам на распродаже. Я видела их сияющие лица, но сияли они от яркой подсветки смартфона. Как бы хотелось, чтобы люди стали ближе друг другу, а не думали лишь о себе. Господь, помоги в моих душевных страданиях! Помоги всем добрым людям! (обводит взглядом площадь как бы выискивая кого-то в толпе) Но… нет, никого нет… (страдальчески опускает голову)

ТЁМНЫЙ АНГЕЛ (отвечает слева): Есть… Я есть. И мне приятно, что ты осуждаешь людей.

СВЕТЛЫЙ АНГЕЛ (отвечает справа): Но и я есть. И мне приятно спасение её души через добрые дела.

Площадная музыка продолжает играть. Только теперь она кажется ненужной и неуместной. ВЕРА покидает площадь. Остаются лишь городские жители, спешащие в торговый центр на распродажу.

Действие 7. Угнетение души

На лавочке у Национальной Библиотеки сидят пьяные ИВАН и МОДНИК. Пьют водку из пластиковых стаканчиков. Неподалёку от них сидят две подруги — РАЗВЕДЁНКА и БУХГАЛТЕРША. Они тихо и непринуждённо беседуют о событиях минувшей недели. РАЗВЕДЁНКА включила на своём модном смартфоне весёленький «диско-хаус».

ИВАН кривится от выпитого и закусывает рукавом. Братается с МОДНИКОМ на волне пьяной эйфории. Затем обводит мутным взглядом открывающиеся виды и начинает пространственный монолог.

ИВАН (невнятно): Эти места для меня многое значат. Часто бываю здесь, когда мне одиноко. Думаю о себе и своей жизни. О Боге думаю.

ИВАН обводит руками открывающийся простор.

МОДНИК (изумлённо): Слу, Эйван, желаю тебе добра и всё такое, но откуда вдруг у пьяного любовь к Богу?

ИВАН как-бы трезвеет от этих слов, оборачивается к нему и сквозь зубы цедит:

ИВАН (серьёзно): Не буду же я разрушать так себя всю жизнь?! И разве Господь не принимает всех людей, раскаявшихся в своих грехах? Когда-нибудь я обязательно завяжу со стаканом.
МОДНИК (удивлённо расширяет глаза): Ну ты погнал! Не ожидал от тебя такой религиозности. Знаешь, пойду ка я прочь от тебя куда подальше жить в своё праздное удовольствие и спокойно «инстаграммиться». Кстати, сегодня выставка современного искусства – туда и направлюсь, а то ты меня заглумил своей набожностью.

Отталкивает ИВАНА и удаляется в сторону метро.

ИВАН некоторое время смотрит ему вслед. Затем задумчиво подымает и опускает свою руку, как бы делая знак «Хватит».

Тем временем БУХГАЛТЕРША подходит к нему и спрашивает:

БУХГАЛТЕРША (игриво): Молодой человек, закурить не найдётся?

Тяжёлым взглядом окидывая её с ног до головы, ИВАН отвечает:

ИВАН (грустным тоном): А! А вы всё туда же! Только просьбы, просьбы и ещё раз просьбы!

БУХГАЛТЕРША делает удивлённое лицо.

ИВАН (настойчиво): Да, да, удивляйтесь. Вы имеете на это право! Только просьбы, просьбы и никакого внимания душе.

БУХГАЛТЕРША сконфуженно хмурится и смотрит на РАЗВЕДЁНКУ. Та молча вопрошает на расстоянии как бы спрашивая «В чём дело?». БУХГАЛТЕРША кивает в сторону ИВАНА и крутит пальцем у виска изображая «псих какой-то». Затем молча возвращается к РАЗВЕДЁНКЕ.

ИВАН продолжает свой монолог, обращаясь в их сторону. РАЗВЕДЁНКЕ и БУХГАЛТЕРШЕ прекрасно слышны его слова, но они не уходят и в то же время не перебивают.

ИВАН (декламируя): Я строил свою жизнь, помогая близким и истязал свою плоть алкоголем, забывая о потребностях души, глушил её зов. Но с недавних пор всё поменялось: словно вулкан пробудился в совести моей, и возвращаются мне старые долги.

ИВАН пригубляет водки из пластикового стаканчика и продолжает говорить, но теперь слова его звучат как бы обращённые к самому себе. Выглядит, как полное отречение и одиночество.

ИВАН (сокрушаясь): О совесть! Ты – погибель моя! На месте души моей лишь одни развалины. Опьяняющие страсти спалили сердце моё. Это страшнее любого, самого сильного похмелья.

Краем уха слыша речь ИВАНА, РАЗВЕДЁНКА обращается к БУХГАЛТЕРШЕ:

РАЗВЕДЁНКА (огорчённо): Знаете, мне его жаль. Он всё рыдает, а поделать то ничегошеньки не может. Прям как я в минуты своего волнения.

БУХГАЛТЕРША (саркастически): Ну знаете, по мне так страшнее любой пытки, это когда живёшь от зарплаты до зарплаты, а может, ещё и занимаешь у знакомых, чтобы дотянуть до следующей зарплаты.

ИВАН тем временем допивает бутылку водки, безжалостно сминает пластиковый стаканчик и швыряет его в урну.

ИВАН (склоняясь понуро головой): Вот и привели меня мои порочные желания к погибели души. Свёл грех меня с ума! Погибнуть мне суждено от зелёного змия, что в бутылке сидит!

РАЗВЕДЁНКА встаёт и идёт в сторону ИВАНА с намерением ему помочь.

РАЗВЕДЁНКА (милосердно): Вам помочь?

ИВАН оборачивается в её сторону и делает сконфуженное лицо.

ИВАН (рукой показывает РАЗВЕДЁНКЕ жест «стоп»):Подожди … (меняет тональность слов) Она должна стать моей! (путает слова) Но ведь она никогда не будет моей... Моя зависимость мешает мне! Сжигает меня изнутри. Только она может помочь мне.

ИВАН хочет закончить свои слова, но, шатаясь от выпитого, оступается и падает на мостовую.

К нему подбегает РАЗВЕДЁНКА и помогает ему встать, но ИВАН так мертвецки пьян, что лишь глупо улыбается и мычит что-то невнятное.

ИВАН (медленно говоря каждое слово): Она. Должна. Стать. Моей…

РАЗВЕДЁНКА (волнуется): Кто?.. Кто она?..

ИВАН (улыбается и произносит на удивление чётко для пьяного человека): Вера…

Затем обессиленно откидывает голову и отключается в алкогольное забвение.

РАЗВЕДЁНКА по-матерински гладит спящего ИВАНА по голове, поудобнее его устраивая на газоне. БУХГАЛТЕРША как ни в чём ни бывало достаёт зеркальце и прихорашивается.

Тем временем на небесах раскинулся головокружительный закат. Мирно плывут пушистые облака. Наступает всеобщее успокоение после произошедшего инцидента.

Действие 8. Встреча.

В кабинете у ПСИХОТЕРАПЕВТА. В обстановке — клинический минимализм и картины с глубоким смыслом на стене, а по углам — уютные кресла. Из радиоприёмника негромко играет медленный «трип-хоп», медитативный и успокаивающий.

ПОДРОСТКИ заходят на групповую терапию. Один из них — явно под чем-то — идёт пританцовывая. Рассаживаются по креслам. Выходит ПСИХОТЕРАПЕВТ и обращается к ним:

ПСИХОТЕРАПЕВТ (радостно): Чьи-то шаги я слышу! Какие тени скользят за мной! О, мои дорогие обдолбыши! Минская наркопьянь! Сколько дней я вспоминала терапию с вами!

ПОДРОСТКИ угорают от услышанного. Начинают немного смелеть и вовлекаться в разговор.

1-й ПОДРОСТОК (с красными глазами): Эээээ…

2-й ПОДРОСТОК (лазит в телефоне): Так… что мне ответить?..

3-й ПОДРОСТОК (продолжает пританцовывать, но уже сидя): Ах! Почему же так весело от общения с вами!?

ПСИХОТЕРАПЕВТ (подбадривающе): Какова общая продуктивность, ребята? Что полезного сделали за день?  

ПОДРОСТКИ крутятся в креслах и далеки от смысла происходящего.

1-й ПОДРОСТОК (с очень красными глазами): Ыыыыы…

2-й ПОДРОСТОК (делает селфи): Потом выложу в «контактике»! Типо я такой псих!

3-й ПОДРОСТОК (встаёт и делает пару танцевальных движений, но затем плюхается опять в кресло): «Мув ю бади, бич»! (англ.)

ПСИХОТЕРАПЕВТ (бодро, но серьёзно): Ау, ребята! Вы слишком фиксированы на ощущениях, а не на эффективности!

ПОДРОСТКИ по-прежнему игнорят её.

1-й ПОДРОСТОК («без глаз»): Оооооо…

2-й ПОДРОСТОК (надевает наушники, из которых очень громко начинает доноситься сумасшедший ломаный ритм, звуки которого, кажется, слышны даже на коридоре): О! Круто качает!

3-й ПОДРОСТОК (услышав рядом музыку из наушников, перестаёт себя контролировать и пускается в безудержный пляс): Угу! Весело-то как!!

ПСИХОТЕРАПЕВТ смотрит на часы и понимает, что толку от этих троих никакого.

ПСИХОТЕРАПЕВТ (строго): Истекло время бесплатного сеанса, гарантированного вам государством как реабилитируемым наркозависимым. Прошу освободить помещение.

1-й ПОДРОСТОК (с закрытыми глазами): Мммммм…

2-й ПОДРОСТОК (качает головой под музыку и гримасничает): Е!..Е!.. Кэмон! (англ.)

3-й ПОДРОСТОК (так же пританцовывая, увлекает своих друзей на выход): Пойдём, пойдём! Может, ещё цепануть успеем!

Кабинет пустеет. ПСИХОТЕРАПЕВТ сконфужена. Она открывает окно на всю, чтобы наполнить комнату свежим воздухом и обновить атмосферу. Затем высовывается в окно и видит БОМЖА, копающегося в мусорке. Тот, завидев её, обращается снизу вверх:

БОМЖ (призывно протягивает руку): Любезная! Пожалуйста! Помогите Христа ради!

ПСИХОТЕРАПЕВТ (ничуть не растрогавшись): Хмм… А почему не работаешь? А?! Видимо, тебе хочется спрятаться от ответственности перед социумом!

БОМЖ (с более трагической интонацией): Но ведь сказано в Библии: «просящему дай»!

ПСИХОТЕРАПЕВТ (скрещивая руки на груди): Значит, Библия вторглась в границы твоей личности и начала её изменять? А где же твоя идентичность? Что ты решаешь в своей жизни? Очевидно, что чтение Священного Писания не оставило тебя равнодушным.

БОМЖ застывает в нерешительности. Затем,  бормоча себе что-то невнятное под нос, продолжает копаться в мусоре.

ПСИХОТЕРАПЕВТ (закрывает окно и смотрит на часы): О! Уже время! На четыре часа записаны две проститутки.

Выглядывает на коридор. Там уже сидят две следующих клиентки.

ПСИХОТЕРАПЕВТ (приглашает их зайти): Прошу!

Заходят СТРОЙНАЯ и ТОЛСТАЯ ПРОСТИТУТКИ. Они одеты вызывающе. Кабинет наполняется соблазнительным запахом духов.

ПСИХОТЕРАПЕВТ (листая свой журнал записей): Итак, вы проходите курс сеансов психотерапии по избавлению от сексуальной зависимости. Долго вас ждала. Думала, что вы не придёте.

ТОЛСТАЯ ПРОСТИТУТКА: (говорит с акцентом): Ну… Мы не магли прыци раньше так как баялись  хадиць па врачам как прыедем в сталицу — рэгистрацыи минскай у нас нет.

СТРОЙНАЯ ПРОСТИТУТКА (поправляет платье): Ой, куды б мы пашли с таким «букетам»?

ПСИХОТЕРАПЕВТ (анализируя ситуацию): Важно не то, как вы поступили в такой ситуации, а что вы почувствовали при этом.

ПРОСТИТУТКИ недоуменно переглядываются меж собой, морща лбы.

СТРОЙНАЯ ПРОСТИТУТКА (немного начинает входить в курс происходящего): Мне стыдна вярнуцца у сваю дярэуню и паказацца радицелям. Как мне после всяго, што я делала сваим ртом, пацелавать сваю мать?

ТОЛСТАЯ ПРОСТИТУТКА: (успокаивающе гладит подругу по голове): Што цебе да таго? Зачэм цепер маць и атец?

ПСИХОТЕРАПЕВТ (беспристрастно отвечает им): Вероятно, есть страх встретить чувства родителей без контроля.
СТРОЙНАЯ ПРОСТИТУТКА (снимает со своей ножки изящную красную туфельку, ненароком обнажая кружево своих чулок): Эта падарак бацькоу. Ани сказали, што я встрэчу сваю любоу раньше, чэм сносяца эци туфли.

ТОЛСТАЯ ПРОСТИТУТКА (кокетливо наматывает прядь волос на палец): Дарагая, ты так долга мечтала а такой встрэче? Зачем грузицца а том, што будзе заутра. Буць шчастлива сечас!

ПСИХОТЕРАПЕВТ (радуясь вместе с ними): Всё верно! Будьте искренними. Это самое главное и значимое, что вы можете сейчас сделать!

В кабинете наступает атмосфера всеобщей любви и счастья. Довольные улыбки и много восторженных фраз. На волне этой эйфории ПРОСТИТУТКИ дружески обнимают друг друга и немного увлекаются.

ТОЛСТАЯ ПРОСТИТУТКА (страстно): Так уж вышла, што я палюбила цебя! Тваё лицо, как солнце для меня. Када я слышу твой голас, я ни а чём не валнуюсь.
СТРОЙНАЯ ПРОСТИТУТКА (целует её): Милая мая! Как толька увидзела тваи формы, я паняла, што пакоя в маей душе больше не будет!

ПСИХОТЕРАПЕВТ (не теряя душевного равновесия от увиденного, всё так же спокойна): Ах соблазнительницы! Ведя себя так, вам спокойней со мной?

ПРОСТИТУТКИ ласкают друг друга, словно не замечают сказанного.

ПСИХОТЕРАПЕВТ (серьёзней и настойчивей): Время сеанса истекло! Продлевать будете?

СТРОЙНАЯ ПРОСТИТУТКА (смеётся): О! Прям как у нас! Всё уже! Идём, идём!

Дружный взрыв хохота. ПРОСТИТУТКИ направляются на выход.

И снова ПСИХОТЕРАПЕВТ остаётся одна. Всё также тихо из приёмника играет «трип-хоп», расслабляя и погружая в подсознательное. ПСИХОТЕРАПЕВТ открывает окно, и потоки свежего воздуха выметают всю ту пошлость и телесный смрад, что накопился за сеанс в помещении. Она обращает свой взор к безмолвным небесам. Некоторое время рассматривает облака, прислушиваясь к внутреннему голосу, а затем тихо произносит: «Господи, помилуй»!

Действие 9. Подвиг

Парк Горького. Лавочки в аллеях пусты, и кое-где виднеются редкие прохожие, имеющие по непонятным причинам возможность в будний день гулять в парке. Из динамиков, что висят на фонарных столбах, нежно растекается мягкое звучание “даб-техно”, заставляющее отдыхающих погрузиться в свой внутренний мир или тихо предаваться неспешной прогулке. На одной из лавочек сидит РАЗВЕДЁНКА. Её голова опущена, она плачет.

РАЗВЕДЁНКА (всхлипывает): Кто я?.. Была ли готова к такому повороту в своей жизни?

Тут же рядом с ней стоят СВЕТЛЫЙ и ТЁМНЫЙ АНГЕЛ. Они вступают в мысленную брань с РАЗВЕДЁНКОЙ.

РАЗВЕДЁНКА (риторически вопрошает): К чему ведёт моя жизнь?

ТЁМНЫЙ АНГЕЛ (равнодушно): К смерти.
РАЗВЕДЁНКА (встрепенулась как бы ото сна): Скоро это произойдёт?!
ТЁМНЫЙ АНГЕЛ (равнодушно): Завтра.
РАЗВЕДЁНКА (начинает суетно вертеться на лавке, не находя себе места): Как мало времени! Что бы мне стоило сделать сегодня?

Видя её душевное волнение, на защиту вступает СВЕТЛЫЙ АНГЕЛ. Добрым голосом он любовно обращается к ней:

СВЕТЛЫЙ АНГЕЛ (милосердно): Вы, должно быть, очень несчастны? РАЗВЕДЁНКА (ёжится от душевного холода): Мне так плохо.
СВЕТЛЫЙ АНГЕЛ (говорит поучительно): Конечно, плохо: б ез света Божьей истины, без веры в жизни.
РАЗВЕДЁНКА (неутешительно качает головой): Любовь едина для всех. Почему же мне выпадают только страдания?
СВЕТЛЫЙ АНГЕЛ: Для очищения души от житейской скверны.
РАЗВЕДЁНКА (плачет): Мне страшно, и какие-то тёмные помыслы копошатся у меня в голове.
ТЁМНЫЙ АНГЕЛ (берёт инициативу на себя): Следуй за мной.
РАЗВЕДЁНКА (поворачивается налево к нему, но резко хватается за сердце): Ой как больно кольнуло!
ТЁМНЫЙ АНГЕЛ (злорадно): Чертовски верно! Ведь я питаюсь твоим отчаянием. Начав унывать, ты позволила мне завладеть тобой.

РАЗВЕДЁНКА, в страхе встрепенувшись, встаёт с лавки, и быстрыми шагами начинает удаляться куда глаза глядят. Она то и дело оборачивается на лавку, где сидела прежде и, пятясь, задевает порой других прохожих. Так она сталкивается с кем-то спиной, оборачивается и возводит свои заплаканные глаза к нему. Этим человеком оказывается МОДНИК, который гулял в парке, забавляясь “селфи”.

РАЗВЕДЁНКА (в отчаянии): О! Я узнала тебя! Ты – тот парень, что был тогда с Иваном около библиотеки. Пожалуйста, помоги мне!

МОДНИК (удивлённо): Я похож на человека, который может помочь? Разве это так?
РАЗВЕДЁНКА (обнимает МОДНИКА): Мне очень важно почувствовать человека рядом. Само присутствие кого-то рядом мне очень поможет и, кажется, я начинаю понимать, каково это возлюбить ближнего.

МОДНИК ошарашен таким признанием. Ведь он преимущественно вертится в суетном мире актуальных вещей и трендов, а тут – нате! – такое чистосердечное признание. И от такой искренности из него прорывается поток сознания.

МОДНИК (пытается подобрать подходящие слова): Ээээ… Ну круто!.. До этой встречи я был счастлив или думал, что так есть на самом деле. Модные журналы учили меня как выглядеть эффектно, а на вечеринках я менял своё сознание. Но однажды я посмотрел на себя как бы со стороны. Это произошло в клубе. Я стоял обдолбанный на танцполе. Моё внимание привлекла одна девушка, которая безудержно плясала. Её сверкающий образ сиял так, что светомузыка меркла по сравнению с ней. Как вкопанный я стоял и наслаждался то своим состоянием, то её танцем, пока внезапно не дрогнул от ужаса поглощения её женскими чарами. Пробовал сопротивляться, но не смог. Словно врос в землю. Начиная с этого момента я уже не принадлежал себе, а целиком сливался с этой девушкой. Мне понравилось это чувство. Этакое сладкое оцепенение… (замирает и смотрит на РАЗВЕДЁНКУ) Ну так о чём это я? Ах да! С того случая я решил, что буду держать определённую дистанцию с девушками, чтобы не быть поглощённым. А сейчас в моих объятиях ты и я, не знаю, как поступить!..

РАЗВЕДЁНКА (постепенно приходит в себя): Ты страдаешь, не правда ли? Но может быть тебя ещё греет любовь к той девушке? Но я в отчаянии! Помоги мне!

МОДНИК (всё ещё сомневаясь, произносит с небольшими пробелами между словами, как бы увеличивая значимость сказанного): О! Мой! Тренд! Что со мной стало?
РАЗВЕДЁНКА (радостно целует МОДНИКА): Тренд умер!
МОДНИК (пытается освободиться от объятий РАЗВЕДЁНКИ, но та слишком плотно его держит и не выпускает ни при каких условиях): Умер?.. Переступить через тренд — просто подвиг для меня. Стать, как все? (отрицательно мотает головой) Уж лучше уходи куда подальше. Дай мне умереть в «сэконд-хэнде». Пусть лучше моя кровь будет пролита на алтаре беспощадной и никогда не удовлетворённой моды. Никогда я не буду принадлежать тебе, женщина! Слышишь! Никогда!!

С этими словами МОДНИК вырывается из цепких объятий РАЗВЕДЁНКИ и делает движение назад, но спотыкается. Его подхватывает в своих материнских объятиях РАЗВЕДЁНКА, которая нежно произносит:

- Тренд умер. Говорю тебе, он умер.

Так и не получив помощи, РАЗВЕДЁНКА уходит от МОДНИКА одна по парковой аллее, где всё также фоном играет безмятежное «даб-техно».

Ощущение несовершённого подвига угнетает МОДНИКА. Он тяжело вздыхает и присаживается на лавочку. Мысли его путаются, он не знает что делать. Чтобы успокоиться, он закуривает «не-сигарету» и погружается в свои грустные размышления.

Действие 10. Знакомство

Перрон Железнодорожного вокзала. Толпа народа ожидает прибытия поезда Санкт-Петербург – Минск. ИВАН стоит недалеко в сторонке и нервно курит, то и дело посматривая на часы. В толпе начинаются слышны непонятные голоса. Люди начинают расступаться. Проходит процессия кришнаитов, поющих свои религиозные песни. Среди них виднеется МИСТИК, у которого связаны руки.

МИСТИК (громко декламирует толпе): Посмотрите, как сильна моя аура! Я позволил связать себя, чтобы показать свою покорность Творцу, который меня бережёт от всяких невзгод. Ведь не оставит меня никогда его вселенский разум (подымает связанные руки вверх как бы демонстрируя, что они в крепком замке).

Совершается танец кришнаитов. Некоторые из толпы зевак достают смартфоны и начинают снимать происходящее. Тут же невдалеке в одной из урн копошится БОМЖ. Он оборачивается на выкрики МИСТИКА, делает удивлённые глаза и обличительным тоном начинает говорить.

БОМЖ (с праведным гневом): Безумец! М олил ли ты Бога о прощении твоих прегрешений? Если станешь на путь истины, то спасёшь себя!
МИСТИК (иронично): О! Какие эманации энергии! Какие взмахи абсолютного! Я весь в экстазе! Я весь в потоке трансцендентности!

БОМЖ (грозит ему кулаком): П рочь, лукавый!

Процессия кришнаитов вместе с МИСТИКОМ тем временем удаляется и толпа мало по малу возвращается в привычное русло ожидания поезда, прибытие которого уже объявляют в громкоговоритель. Люди на перроне начинают суетиться в преддверии долгожданной встречи. Поезд прибывает. Играет торжественный марш. Звуки музыки наполняют пространство бодростью и радостью.

ИВАН начинает всматриваться в пассажиров, выходящих из вагона. В проёме двери появляется МОДНИК: Выглядит он как рэпер, качает головой в такт «хип-хопа» на своём «айфоне». Они по-братски обнимаются и направляются в сторону перехода.

ИВАН (радостно): Рад тебя видеть на родной земле! Как впечатления?

МОДНИК (не менее радостно): Всё хорошо! Питер шикарен! Да и не с пустыми руками я вернулся!

ИВАН (удивлённо): О как! Я в предвкушении! (задумывается, делает паузу) Стоп! А что ты привёз? Отвечай, паршивец, или я изобличу тебя.

МОДНИК (отвечает витиевато): Ну как тебе сказать. То самое, от чего бывает сначала так хорошо, а потом уныло!

ИВАН (резко останавливается и сплёвывает на мостовую): Будь ты проклят!

Идут дальше по переходу. Внизу у ступенек им встречается ВЕРА, которая в инвалидной коляске остановилась в нерешительности и не знает, как попасть на верх.

Видя её тщетные старания, ИВАН с МОДНИКОМ молча переглядываются и незамедлительно на ходу берут коляску с ВЕРОЙ и прямо как на троне поднимают по ступенькам наверх.

Уже наверху все трое знакомятся, ВЕРА рассыпается в благодарностях и завязывается ненавязчивая беседа, в ходе которой выясняется, что когда-то уже ИВАН и ВЕРА виделись.

МОДНИК отходит в сторонку покурить, а ИВАН с ВЕРОЙ продолжают общение.

ВЕРА (умилительно): Эх, Ваня, вы мне так помогли, не остались безучастным. Помогай Вам Бог!

ИВАН кланяется, целует руку ВЕРЕ и обещает, что они ещё обязательно увидятся. На фоне этого безмятежного разговора на заднем плане падает в обморок МОДНИК. Оказывается, всё это время он как ни в чём ни бывало курил      «не-сигарету». ИВАН подбирает его и, перекинув через плечо, как полотенце, уносит подальше от людских глаз. ВЕРА удивлённым взглядом провожает их. Уходя, ИВАН иногда матерится, но из-за городского шума слышны лишь отдельные слова «чудовище», «как ты мог?» и прочие нелицеприятные выражения, публиковать которые не имеет смысла ввиду их нецензурности.

Завершают всю сцену расплывающиеся в эхе звуки торжественного марша. А это значит, что прибывает очередной поезд, и уже следующие люди, выходящие на перрон, сольются с встречающими и завертятся новые судьбы, новые разговоры такой волнующей и быстротечной жизни.

Действие 11. Иван на грани

На крыше небоскрёба «Парус». Шумят порывы ветра. С этим шумом сплетаются разнообразные технологические жужжания кондиционеров и прочей техники. Образуется особый «дрон»: мерный индустриальный шум, порывы ветра, гул приборов.

Рядом с карнизом крыши сидит ИВАН. После разлуки с ВЕРОЙ на вокзале он загрустил. Ушёл в запой. Он небрит и взлохмачен. Выглядит понуро. Рядом с ним бутылка водки и кусок хлеба. Находясь в ситуации длящегося запоя, он, возможно, собирается прыгнуть с небоскрёба.

За спиной ИВАНА находятся два ангела – ТЁМНЫЙ и СВЕТЛЫЙ.

ТЁМНЫЙ АНГЕЛ (злорадно): Прыгай!

ИВАН в ужасе смотрит в его сторону, отмахивается, как от страшной галлюцинации, и понуро опускает голову.

ТЁМНЫЙ АНГЕЛ (продолжает искушать): Пугаю тебя? Слишком ужасен? Но ведь я лишь отражение твоих плохих поступков и грешных мыслей.

ИВАН бессильно подымает голову. Смотрит на край карниза, видимо хочет спрыгнуть, но затем оборачивается и видит СВЕТЛОГО АНГЕЛА.

ИВАН (удивлённо): Мне стоит жить?

СВЕТЛЫЙ АНГЕЛ одобрительно кивает.

ИВАН (равнодушно): Я не слышу тебя – сердце глухо.
СВЕТЛЫЙ АНГЕЛ (сочувствуя): Бедный…
ИВАН берёт бутылку водки, выпивает прямо с горлышка и морщится. Потом закусывает куском хлеба и, немного прожевав, говорит.

ИВАН (трагически): Такой уж я есть. А ты, ангелочек, такой прекрасный! Я знаю, что тебе больно смотреть на меня, а я уйду в такое место (указывает рукой на край крыши) откуда меня уже не будет видно… (задумывается) но ты меня наверняка ещё увидишь (подымает правую руку и указательным пальцем показывает на небо) … ТАМ…

ТЁМНЫЙ АНГЕЛ (оживляется): Т ак будет лучше!

ИВАН (задумываясь): Господь пасет мя и ничтоже лишит.

СВЕТЛЫЙ АНГЕЛ (участливо): Я приду к тебе на помощь всегда, когда это будет необходимо.
ИВАН постепенно начинает осознавать, что с ним происходит, и впадает в лёгкое отчаянье.

ИВАН (шатаясь от алкоголя): Ты ведь слуга дьявола?
ТЁМНЫЙ АНГЕЛ (равнодушно): Да.
ИВАН (удивляясь): И ты можешь свободно покидать преисподнюю, чтобы искушать людей?
ТЁМНЫЙ АНГЕЛ (всё так же равнодушно): Да.
ИВАН (ободряясь): Тогда иди туда, откуда пожаловал.

С этими словами он кидает бутылку водки в ТЁМНОГО АНГЕЛА и она пролетает сквозь него, падает и разбивается.

ИВАН (победоносно): Всё понял, я найду смысл жизни (собирается уходить, обращается к СВЕТЛОМУ АНГЕЛУ) Следуй за мной и никогда меня не покидай.

Крыша небоскрёба пустеет. Ветер продолжает создавать всю ту же монотонную мелодику необузданной силы природы. С небоскрёба открывается грандиозный вид панорамы Минска: монументальные постройки хаотически разбросаны по разным частям города, по дорогам текут ручейки машин, люди спешат по своим делам.

И над всем этим встаёт вопрос:

 для чего живём?

Действие 12. Освобождение

Начало нового дня весны. Солнце уже согревает воздух, а вместе с ним появляются и первые зелёные ростки на деревьях. Вольготно раскинувшись расцветает парк имени Павлова, по которому неспешно катят свои коляски мамочки, а за ними бегут их малыши. Яркими пятнами своей униформы выделяются на общем фоне дворники, орудующие мётлами. На одной из лавок, рядом с мостом, сидят двое – это ИВАН и МОДНИК. На удивление ИВАН трезвый и даже побритый.

МОДНИК (деловито): Слушай, бро, я только что из Берлина и видел удивительные вещи. Но, к сожалению, всё это позади, и теперь я должен довольствоваться этим унылым минским пейзажем.
ИВАН (поучительно): Постой, постой, не стоит осуждать людей и место, где они живут, лишь из-за того, что это не соответствует твоим ожиданиям (смотрит на МОДНИКА) Ведь в конце концов подумай о том, кто ты? Жалкий человек, который испарится со временем также внезапно, как и появился. Так что сиди и молчи.

МОДНИК грустно теребит свою хипстерскую бородёнку и не знает, что ответить. Машинально он лезет в карман за «не-сигаретой», но вспоминает, что он уже не в Берлине и бросает эту затею.

Прогуливаясь с ребёнком, по парку идут РАЗВЕДЁНКА и БУХГАЛТЕРША. Приветствуя ИВАНА и МОДНИКА, они подходят к ним ближе.

РАЗВЕДЁНКА (качает на руках малыша): Добрый день! Рада видеть Вас!

БУХГАЛТЕРША (скептически): Привет малоимущим слоям населения!

ИВАН (весело): Не смотря ни на что и мы рады вас видеть!

МОДНИК (смущённо): Что-то я не понял. Как она нас поприветствовала?

ИВАН (так же весело): Смирись, брат!

МОДНИК (протестуя): А как же чувство собственного достоинства? Да и не беден я.

ИВАН (поучительно): А ты духовные блага собирай! Их – поди измерь!

БУХГАЛТЕРША (иронично): Размер имеет значение.

РАЗВЕДЁНКА умилительно смотрит то на малыша, то на ИВАНА и МОДНИКА. Затем удаляется с ребёнком дальше на прогулку, увлекая за собой и БУХГАЛТЕРШУ.

ИВАН ещё некоторое время провожает их взглядом. Оборачиваясь к МОДНИКУ, он продолжает беседу.

ИВАН (оживлённо жестикулируя): Когда я в прошлый раз её видел, она была в окружении множества ухажёров и они то и дело предлагали ей себя. Но произошло то, чего я уж точно не ожидал. Она вдруг раскаялась, разорвала все порочные связи и обратилась к вере.
МОДНИК (скептически): Н енадолго, наверняка со временем вернутся прежние связи и она сорвётся.
ИВАН (бодро): Помогай ей Бог!

Вскоре мимо них проходят ПОДРОСТКИ. Налицо их изменение к лучшему. Они трезвые, не матерятся, ведут себя адекватно.

1-й ПОДРОСТОК (радостно): Вот здорово! Этот святоша сказал, что нам простятся грехи, если мы подметём дорожки рядом с храмом. Раньше я ненавидел бы себя ради


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.