Звуковое сопровождение спектакля — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Звуковое сопровождение спектакля

2019-08-27 1361
Звуковое сопровождение спектакля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все, над чем долго и упорно работали режиссер, музыканты, звукорежиссер, шумовик и другие работники в репетиционный период, воплощается на спектакле в звуковом его сопровождении.

Музыкальное сопровождение спектакля силами оркестра имеет устоявшиеся традиции. Если оркестр находится в оркестровой яме или на сцене, то обычно сам дирижер следит за развитием сценического действия, вступая с музыкой в нужный момент. Если же оркестр находится за кулисами или в ином месте, откуда невозможно следить за действием, команду на начало и конец музыки дает помощник режиссера, ведущий спектакль.

Чтобы музыкальное сопровождение было четким, органичным, чтобы оно заражало и волновало зрителя, помогало актерам на сцене, требуется не только исполнительское мастерство театрального дирижера и музыкантов, но и беспрерывный творческий контакт между ними и сценой. Другими словами, все музыканты, участвующие в звуковом сопровождении спектакля, должны воспринимать сценическое действие и музыку как единое целое.

Многие недостатки оркестрового сопровождения проистекают именно от того, что дирижер зачастую пользуется на спектакле только динамическими оттенками исполняемого произведения, в этом случае оркестр превращается лишь в громко или тихо аккомпанирующий инструмент.

При сопровождении оркестром вокального номера, дирижер стремится помочь исполнителю в точности интонировки, в сохранении нужного темпо-ритма и нужных динамических оттенков исполнения и в то же время он старается не стеснять актера в свободе исполнения. От умения музыканта зависит не только дать певцу нужный тон, но и быстро и незаметно перевести аккомпанемент в соответствующую тональность, если актер при пении начнет детонировать.

Если дирижер на спектакле имеет дело с живым организмом оркестра, то звукорежиссер для звукового сопровождения спектакля использует многообразную звукотехнику, от бесперебойной работы и правильной настройки которой во многом зависит судьба спектакля. Поэтому звуковое сопровождение с помощью фонограммы требует тщательной подготовительной работы. Заблаговременно, за 1,5—2 часа до начала спектакля, звукорежиссер согласно партитуре проводит проверку, регулирование, коммутацию и настройку всей необходимой для звукового сопровождения аппаратуры и технических средств. Проверяется работа магнитофонов, усилителей, микрофонов, громкоговорителей, микшерского пульта, а также оперативная связь звукорежиссера с помощником режиссера, ведущим спектакль.

Из практики проведения звукового сопровождения спектакля известно, что наиболее «опасным» элементом в смысле возможных накладок является магнитная лента. Поэтому при опробовании работы каналов звукоусиления не рекомендуется использовать оригинал рабочей фонограммы спектакля, чтобы случайно не повредить магнитную ленту. Для проверки используют или дубль рабочей фонограммы, или специальную контрольную фонограмму с записью музыки и шумов, с подчеркнутыми низкими и высокими частотами.

Чаще всего обрыв фонограммы происходит или из-за механических повреждений самой ленты, или расхождения склеек между отдельными фрагментами. По этой причине к проверке состояния рабочей фонограммы необходимо подходить наиболее внимательно. Места с плохой склейкой переклеить, участки ленты с механическими повреждениями устранить, вырезав поврежденный фрагмент и вклеив взамен эту же запись на хорошей ленте.

Одновременно звукорежиссер проверяет по партитуре соответствие музыкальных и шумовых номеров в фонограмме, восстанавливая в памяти сценическое действие, в котором на спектакле будут включаться те или иные фрагменты. Действенное изучение партитуры и текста пьесы — необходимое условие творческого проведения звукового сопровождения спектакля. Даже когда звукорежиссер знает спектакль наизусть, то и тогда перед каждым спектаклем требуется предварительный «мысленный» прогон по партитуре всей фонограммы Звукорежиссер должен твердо знать не только место включения но и действенный смысл каждого музыкального куска, каждого шума, каждого звукового эффекта в отдельности. Недаром бытует выражение, что у одного звукорежиссера во время спектакля «партитура в голове», у другого «голова в партитуре».

До начала спектакля звукорежиссер обязан справиться о возможных изменениях в тексте пьесы или в составе исполнителей.

Проведение звукового сопровождения требует от человека большого нервного напряжения, нередко за время спектакля приходится делать до сотни включений и выключений, работая сразу с несколькими магнитофонами и микрофонами и одновременно внимательно следя за действием на сцене. Поэтому перед спектаклем звукорежиссеру необходимо отдохнуть, отвлечься от всех не связанных с проведением спектакля дел.

Музыкальное и шумовое сопровождение, как правило, проводится звукорежиссером самостоятельно, по партитуре, но отдельные включения, например увертюра на начало спектакля или акта, осуществляются нередко по команде помощника режиссера. В тех случаях, когда звукорежиссер не имеет визуальной связи со сценой, все звуковое сопровождение спектакля осуществляется только по команде помощника режиссера.

Для того чтобы провести звуковое сопровождение спектакля на высоком художественном уровне, не достаточно только знать спектакль и изучить партитуру, необходимо также четко представлять все технологические особенности такого сопровождения.

Обычно проходит какое-то мгновение, прежде чем у звукорежиссера, услышавшего нужную реплику, последует реакция на включение, кроме того, требуется определенное время на разгон магнитофона (1 —1,5 сек) и на введение микшера. Таким образом, может пройти две-три секунды после соответствующей реплики, прежде чем в зрительном зале или на сцене начнет звучать музыка или шум.

Включение звука с запозданием на 1—2 секунды может показаться пустяком, не представляющим особой беды. Но именно из-за таких пустяков легко может разрушиться вся тонко выстроенная линия психологического образа, нужная атмосфера сцены.

Вместе с тем как бы точно ни была составлена партитура, не следует руководствоваться ею механически. Звукорежиссер, наделенный чувством сцены, подходит осмысленно к включению, регулированию каждого звукового фрагмента, учитывая ритм действия и общее настроение исполнителей на каждом данном спектакле.

Если звукорежиссер, проводящий звуковое сопровождение спектакля, не вовлечен в общий рисунок и ритм спектакля, если он будет выполнять свое задание без достаточного понимания, почему именно нужна музыка или шум в данном эпизоде и как они связаны с действующими лицами, несомненно, динамическое развитие спектакля будет нарушено, и целостность восприятия утратится.

Можно смело утверждать, что воплощение творческого замысла режиссера существенно зависит от характера звукового сопровождения, то есть от способности звукорежиссера творчески осмысливать сценическое действие в данном спектакле.


Экспликация музыкального оформления 1-го акта спектакля

Перечень муз. номеров (по ходу действия спектакля) Жанр Место включения Время звучания Связь музыки с действием
1. Музыкальное вступление к спектаклю Симфонический фрагмент   2 мин. Условная
2. Фокстрот Танцевальная музыка 1-я картина 3 мин. Сюжетная
3. Вальс бостон - - 2 мин. -
4. Вокальное исполнение Песня - 2 мин. -
5. Блюз Танцевальная музыка - 2 мин. -
6. «Шум леса» Шумо-музыка 2-я картина 15 мин. Условная
7. Музыкальный финал акта Симфонический фрагмент - 2 мин. -

 

Экспликация шумов

Перечень шумов и звуков, включаемых в спектакль Место включения Характер и фактура
1. Звуки зуммера 2-я картина Зуммер-сигнал вызывной системы, низкий и резкий тон, две-три посылки
2. Шум подъезжающей автомашины - Легковая автомашина «Волга», скорость «подъезда» - небольшая
3. Гудок автомашины - Легковая автомашина «Волга», скорость «отъезда» - небольшая
4. Шум отъезжающей автомашины - Легковая автомашина «Волга», один -два сигнала, спокойно
5. Шум стадиона 4-я картина Передача футбольного матча по телевидению, равномерный гул, временами переходящий в вой, слышны крики «Гол!»
     

 

ПРИЛОЖЕНИ Е

„Несколько тревожных дней" (Театр имени Моссовета)

 

Прннцнп 80С-

Прием    произведения в

оформления сцец. действии

Исполнитель

Место, условия записи (перезаписи), кто проводит

  Сочинение С фоно- Симфонический

Большая музыкаль-

  композито- граммы оркестр кинематог-

ная студия киностудии

  ром   рафии

документ, фильмов, звукорежиссер студии

  Подбор Эстрадный ансамбль

Перезапись с грам-пласт. (магнит, фоно-

  *    

граммы), театральный -звукорежиссер

  • По автор- » Самим *

 

  ской ремар- исполните-  

 

  ке лем  

 

  Подбор С фонограммы Эстрадный ансамбль

  Сочинение а Симфонический

Большая музыкальная

  композито-   оркестр кинематог-

студия киностудии до-

  ром   рафии

кумент, фильмов,

  » л

звукорежиссер студии 1                »

 

вого оформления

 

  Общее время Принцип вос-

 

 
  звучания фраг- произведения

Способ получения шумовой

Примечание
  мента (ориен- в спектакле

фонограммы

 
  тировочно)  

 

 
  3—5 сек. С фонограм-

Имитирование с по-

Попробовать полу-
    мы

мощью зв укового генератора с последующей записью

чить данный шум способом транспонирования звуков обыкновенного телефона
  5—10 сек.

Перезапись с оригинала шумовой фонограммы

 
  5—8 сек. »

 
  5—10 сек.

»

 
  2—3 мин.

»

 
  1,5 мин.

Перезапись с оригиналов шумовых фонограмм, в последующем —сведение с речевой

Включение в речевую фонограмму, поо чередно согласуй с ре пликами
           

Экспликация звукотехнического оформления спектакля

а) Речевая фонограмма

Перечень речевых фонограмм, включаемых в спек-'такль

Место включения                    Исполнители

 
1. Разговор Алексея и Архангельского 5-я картина Исполнители ролей Алексея и Архангельского  
2. Последние слова Архангельского из предыдущей фонограммы 3. В конце 5-й картины 6-я картина, финал спектакля    
б) Микрофонная техн ика    
Вид микрофонной техники* Место включения Назначение  
1. Проводной микрофон 1-я картина Усиление голоса актера при пении и декламации  
2. 4-я картина  
3. 6-я картина *  
* Микрофон обычный

(проводной), радиомикрофон, мегафон.

„Несколько тревожных дней" (Театр имени Моссовета)

  Время звучания

Место записи Характерные осоОенности

Примечание
  (орнент.)

записи

 
  1 мин. Речевая сту- .Подложить" под Исходную фоног-
  56 сек. дия театра разговор шумы: вой сирен пожарных машин, шум бушующего пламени, отдельные взрывы рамму получить методом сведения речевой и соответствующих шумовых фонограмм
  50 сек. Аппаратная Копирование последнего фрагмента исходной фонограммы  
  » т Копирование последнего фрагмента перво-нач. фонограммы, „подложить" соответствующую музыку Исходную фонограмму получить методом сведения речевой и муз. фонограмм
    Место разме-    
  Тип, количест. щения микрофона Особенности установки Примечание
  Электроди- На просце- Микрофон крепится По ходу действия
  намический ниуме на концертной стоике актер может снимать
  82А-5М,   повышенной устойчи- микрофон со стойки
  один   вости. Длина кабеля— 6—8 метров  
  в В глубине Микрофон кладется Ось чувствитель-
    сцены на крышку рояля (на мягкой подкладке) и маскируется бутафорской вазой. Длина кабеля—Юм ности микрофона должна быть направлена на исполнителя, сидящего за инструментом
  » я »

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА V

\

Глумов А. Н. Музыка в русском драматическом театре. М., Музгиз, 1952.

Израйлевский Б. Л. Музыка в спектаклях Московского Художественного театра. М., ВТО, 1965.

Товстоногов Г. А. Музыка в драматическом спектакле. В кн.: «О про» фессии режиссера». М., ВТО, 1968, стр. 308—320.

Б е г а к Е. Музыкальное оформление спектакля. М., Госкультпросветиздат, 1952.

Попов В. А. Звуко-шумовое оформление спектакля. М., «Искусство»,

1961. Лисица А. П. Чемодан театральных шумов.  М., «Советская Россия»,

1962. Еремеев Л. Шумовое оформление спектакля. М., Госкультпросветиздат,

1952. Волынец Г. С. Шумовые эффекты в театре. Тбилиси, 1949. Шверубович В. Шумы в спектакле. В кн.: «Режиссер и оформление

спектакля». М., «Искусство», 1965, стр. 179—183. Базанов В. В. Театральная техника в образном решении спектакля^ М.,

«Искусство», 1970.

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия • •. i • • • t • • • • • •   3

Чем и как может помочь режиссеру музыка в постановке

спектакля................    7

Некоторые особенности театральной музыки...    7 *

Классификация театральной музыки......    9»

Роль сюжетной музыки...........  12*

Роль условной музыки.. '.........  14*

Общие функции театральной музыки......  17'

Музыкальные жанры в спектакле.......  21'

' ' Как подобрать музыку к спектаклю.......  25

Замысел музыкального оформления.......  25 *

Музыкальное решение спектакля с подбором музыки  28 *

Подбор музыки..............  35

Пример подбора музыки к спектаклю....._,  40

Работа над шумовым оформлением........  49

Классификация театральных шумов и звуков..,  49 *

Функции шумов в спектакле.........  52 '

Шумовое решение спектакля.........  56 *

Подбор шумов..............  58

Шумовая-экспликдаптя...........  61

Шумотвка—-.- -...............  62

Запись шумов на натуре...........  64 >

Ц.               Имитирование шумов...........  65"

Звукотехническое оформление спектакля......  70 '

Речевая фонограмма в спектакле.......  70

Микрофонная техника в спектакле.......  78 •

Звуковые эффекты в спектакле........ 83 •

\/ Организация звукового сопровождения спектакля,.  .  94

Музыка и шумы на репетициях........  94

Партитура звукового сопровождения...... 100*

Звуковое сопровождение спектакля.,»..• Ю2

Приложение,,, k............. 106

, \


[1] Ю. Завадский. Работа режиссера с художником и композитором. В кн.: «Режиссер в советском театре». М., «Искусство», 1940, стр. 276.

[2] Зонг — песня (нем.). Зонги впервые введены в спектакль Б. Брехтом, они встречаются во многих его пьесах.

[3] К.С. Станиславский. Собр. соч., т. 1. М., «Искусство», 1954, стр. 222.

[4] 1 В практике шумового оформления театральных, радио- и телепостановок, а также кинофильмов, бытуют два понятия: «фактура шума», что обозначает совокупность определенных качеств данного шума, и собственно «фактура». В последнем случае понятие «фактура» — собирательное, обозначающее различные предметы, материалы, простейшие приспособления, позволяющие имитировать те или иные шумы и звуки с последующей записью их на магнитофон.

 

[5] Самовозбуждение заключается в прогрессирующем увеличении громкости звучания при непосредственном воздействии на микрофон звуков от громкоговорителя.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.