Обучение родителей как социальных партнеров. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Обучение родителей как социальных партнеров.

2019-08-26 158
Обучение родителей как социальных партнеров. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задача директора образовательного учреждения состоит в том, чтобы по возможности привлечь к подобной работе таких специалистов, которые могли бы максимально удовлетворить образовательные потребности родителей: если предметом обсуждения станут не только проблемы, связанные с получением образования их детьми, но и другие аспекты семейного права, родители увидят реальную пользу от пребывания в школе в качестве учеников.

Обучение родителей можно строить не только в связи с их участием в жизни школы, но и в связи с их собственным повышением квалификации. Например, учащиеся старших классов вполне могли бы помочь заинтересованным мамам и папам освоить навыки работы на компьютере или научить их пользоваться Интернетом. Во всяком случае, подобная практика имеет очень большую педагогическую перспективу, так как во взаимодействии детей и взрослых учителя и ученики имеют заманчивую возможность на время поменяться местами.

Итак, обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Очень важно умело использовать эту активность, не обмануть доверие родителей, так как основное знание, которое они получат в начале своего взаимодействия со школой, – это отношение школы к ним.

 Консультирование родителей и поддержка семьи.

Здесь речь пойдет об индивидуальном сопровождении семьи, под которым мы понимаем организацию психолого-педагогической, методической и материальной поддержки детей и их родителей.

На протяжении всего периода обучения семья проходит через ряд трудностей, которые ей не всегда удается решить собственными силами. Задача директора и педагогического коллектива школы – выработать общую позицию по вопросам сопровождения семьи и создать такую обстановку, чтобы родители, нуждающиеся в помощи со стороны школы, могли получить ее самыми разными способами.

Организация консультаций для родителейучеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.

Немногие директора понимают, что обращение родителя, инициированное им самим, является, с одной стороны, сигналом о неблагополучии ребенка, а с другой – возможностью установить контакт с вечно занятыми мамой или папой: именно когда проблема назрела, родители, как никогда, нуждаются в профессиональной поддержке.

В некоторых школах в структуре учебного заведения работает служба психолого-педагогического и медицинского сопровождения (ППМС), которая берет часть нагрузки на себя и достаточно успешно справляется с возникающими проблемами. Поэтому подробно останавливаться на ее деятельности здесь не имеет смысла. Хотелось бы обратить внимание на более распространенный вариант – когда сам педагогический коллектив выступает в роли консультантов, ведь достаточно часто отторжение родителей от школы начинается с неприветливого взгляда учителя или равнодушия администрации.

Напомним, что главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Педагогическое консультирование, в отличие от просвещения, носит сугубо индивидуальный характер, и как отмечалось выше, потребность в нем возникает, как правило, тогда, когда ситуация становится чрезвычайной, требующей экстренной помощи.

Задача школы на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Нередко администрация образовательного учреждения забывает, что очень многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, если бы педагоги вовремя вспомнили о том, что существует еще одна функция в их деятельности – психотерапевтическая. Поэтому при повышении квалификации педагогического коллектива важно обратить внимание на обучение учителей именно этому виду коммуникации.

Организация консультативной помощи для родителей в образовательном учреждении имеет свою специфику. С одной стороны, консультирование должно носить строго конфиденциальный характер, а с другой – необходимо отслеживать характер затруднений родителей и учеников, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность. Лучше всего, если сбором таких данных будет заниматься штатный психолог, однако при его отсутствии с этим справится и просто опытный педагог. Задача администрации – разработать механизм сбора подобной информации и провести необходимый системный анализ.

Консультирование родителей может быть двух типов:

1. Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.).

2. Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

Однако независимо от типа существуют определенные принципы консультирования:

– создание доверительных отношений;

– взаимоуважение;

– заинтересованность консультантов;

– компетентность;

– формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;

– хорошая организация консультирования.

Не секрет, что родители учеников в основном люди занятые. Они также интенсивно работают, как и педагоги, им также тяжело выкроить в своем расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие.

А что делать, если родитель пришел в неурочный час, если он рассерженно дергает дверь кабинета завуча и расстраивается, что начальства нет на месте? Лучшим выходом из этой ситуации может быть такая организация школьной жизни, при которой в школе всегда будет находиться дежурный администратор, способный если уж не решить конкретную задачу конкретного родителя, то уж во всяком случае определить возможности для ее решения в будущем.

Для руководителя образовательного учреждения существенным может оказаться тот факт, что большинство конфликтных ситуаций возникает у родителей как раз в процессе индивидуального общения с учителем.

В настоящее время все больше возникает прецедентов, когда родители подают в суд на образовательное учреждение с целью реализовать свои права или «возместить разного плана убытки». Однако при ближайшем рассмотрении таких случаев выясняется, что истинной причиной обращения в суд является невнимательность администрации, игнорирование ею конфликта, возникшего между учителем и родителями, отказ своевременно принести извинения семье и ребенку за неправомерные действия.

В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы ЛЮБОЙ родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Сотрудничество педагогов с семьей начинается уже при входе в образовательное учреждение.

Наиболее распространенные причины конфликтов или недовольства родителей имеют в основном психологическую базу.

Так, иногда учитель, увидевший пришедшего к нему на консультацию родителя, недовольно говорит ему: «А почему вы здесь? Я вас не приглашал!»

Родителей отталкивает высокомерие и авторитарность педагогов, ведь многие из пап и мам вполне состоявшиеся в профессиональном плане люди.

Еще одной причиной утраты доверия к школе можно назвать неэтичное поведение педагогов, разглашение семейных тайн (даже из лучших побуждений, когда хочется, чтобы все предметники пожалели ученика, оказавшегося в сложной семейной ситуации).

Но самое большее недовольство вызывает у родителей пустая трата времени, когда, придя в школу для получения консультации (то есть предложения конкретного способа решения своей проблемы), родители вынуждены выслушивать упреки в адрес ребенка (и в свой собственный!) и нотации. Вряд ли в таком случае взрослый человек изъявит желание в следующий раз потратить свое время на подобную процедуру.

Чего обычно опасаются родители чаще всего? Они боятся, что их общение с педагогом (особенно не совсем дружеское) негативно скажется на ребенке в дальнейшем. Поэтому взрослые предпочитают «терпеть до последнего» и обращаться к администрации только тогда, когда ситуация принимает чрезвычайный характер. Не будем настаивать, но все же предположим, что иногда так называемые трудные дети появляются в школе в результате несвоевременного согласования действий взрослых, ответственных за их развитие.

В любой школе наверняка есть ученики, требующие особого внимания, – дети из неблагополучных семей или дети из обычных семей, но испытывающие какие-либо сложности. Какова может быть оптимальная позиция директора по отношению к этим семьям?

Естественно, положение намного облегчается, когда в образовательном учреждении работает специальный человек – социальный педагог. Однако очень важно, чтобы каждый ребенок (как и вся его семья в целом) мог рассчитывать на круглосуточную поддержку со стороны школы. И администрация, и весь педагогический коллектив должны создать вокруг таких ребят не зону отчуждения, а зону особого внимания. И личное участие директора в судьбе «проблемных» детей играет здесь определяющую роль.

Немаловажным при оказании поддержки семье может оказаться и согласование действий родителей и педагогов. хорошо бы, чтобы в каждый час своего времени «трудный ребенок» находился в зоне чьей-то ответственности. Возможно, придется существенно откорректировать расписание внеклассных мероприятий или обратиться за помощью к другим родителям. Известны случаи, когда родители помогали учителю на «продленке», занимаясь и со своими, и с чужими детьми, регулировали таким образом взаимоотношения между учениками. Все эти усилия никогда не будут напрасными, потому что даже один «проблемный» ребенок может существенно повлиять на развитие многих других детей школы.

Любая совместная деятельность начинается с кратковременных контактов. Если эти контакты приносят сторонам обоюдно удовлетворение, то можно говорить о том, как организовать более широкомасштабную совместную работу, которая поможет родителям заботиться не только об интересах своего ребенка, но и о развитии всего образовательного учреждения в целом.

 

Проблемные тематические
родительские собрания

Тема: Курение и статистика

Задачи собрания:

1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка.

2. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения.

Вопросы для обсуждения:

 Статистика и факты проблемы курения.

 Болезни, связанные с курением.

 пути помощи ребенку, который курит.

Ход собрания

I. Предварительный сбор данных.

К родительскому собранию классный руководитель готовит анализ проведенных мероприятий, которые были организованы в классе или школе по изучению проблемы.

Эта работа среди учащихся может включать в себя следующие формы:

1) Тест «Незаконченное предложение»:

● Курение – это…

● Сигарета в руке – это показатель…

● Не курить – это значит не…

● Для того чтобы бросить курить, нужно…

● В моей семье курит лишь…

● Курение в нашей семье – это…

● Курение дает мне возможность…

2) Анкета «Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения»:

Прочитайте, пожалуйста, утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет:

● 20 % всех смертей от рака обусловлены курением табака.

● Выкуривание хотя бы 1–2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.

● Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин.

● Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яда.

● Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы.

● Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими) опасно.

● Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака.

● 50 % смертей от заболеваний сердца среди женщин – результат курения.

● Одна сигарета в день опасна для здорового человека.

● Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от рака груди.

3) Сочинение на тему  «Монолог курильщика мнимого и настоящего».

4) Анкета(проводится с учениками и родителям, если они курят) «Я курю тогда, когда…»:

● Я чего-то достигаю в жизни.

● Нужно проявить активность.

● Сигарета попадает мне в руки.

● Мне нужно успокоиться.

● Мне нужно расслабиться.

● Я чем-то огорчен.

● Нужно что-то обдумать.

● Я нервничаю.

● Нужно принять важное решение.

● Собираются все курящие люди.

● Это стало привычкой.

(в конце собрания обработанные данные анализируются)

II. Вступительное слово классного руководителя (вариант).

– Уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека – это проблема курения. Эта тема вовсе не случайно стала темой родительского собрания. Когда в начале учебного года вам были предложены темы родительских собраний, вы определили, что проблему курения детей необходимо изучать, обсуждать и совместно искать пути ее решения.

III. Сообщение результатов анализа предварительной работы, проведенной среди учащихся.

Факты и статистика по проблеме (анализ)

Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1–2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которые курят до 20 сигарет в день и более.

Количество

выкуриваемых

сигарет в день, шт.

Курящие, %

мужчины женщины
1–9 10 % 20 %
10–19 22 % 18 %
20–29 17 % 8 %
30 и более 10 % 4 %

Представленная статистика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.

Среди молодежи в возрасте 14–17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Существуют так называемые «профессии» курильщиков – с риском, нервными перегрузками, стрессами (профессии шахтеров, строителей, водителей, моряков и т. д.).


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.