Иван Грозный: историческое лицо в литературе. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Иван Грозный: историческое лицо в литературе.

2019-08-26 521
Иван Грозный: историческое лицо в литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иван Грозный: историческое лицо в литературе.

Актуальность

В обществе существует проблема исторической неграмотности. Упал интерес к истории страны у молодёжи. А ведь молодежь – будущее страны, от грамотности молодого поколения будет зависеть в будущем положение государства на мировой арене, его социальное и экономическое развитие.

Исследования, проведённые Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ среди подростков Москвы 16-19 лет, показали, что более 40% опрошенных на вопрос об отношении к истории выбрало вариант, что «история не входила в число любимых предметов, но и нелюбимых тоже». Половина, соответственно, оценила историю как один из любимых предметов. Однако почти 6% посчитали историю предметом скучным. Источники информации об истории назывались разные. В частности, на первом месте учебники, на втором месте Интернет, далее - кинофильмы и сериалы.

Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру. Историю надо знать. Знание истории собственной страны – это самоуважение. М.В. Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Изучение истории великолепно развивает память, способствует формированию эрудиции. Кроме того, это очень и очень интересно!

Проблема

В 7-ом классе на уроках истории я подробно изучила период правления Ивана Грозного. У меня сложилось устойчивое мнение, что этот царь был жестоким, властным тираном. Познакомившись с литературным произведением М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», я изменила своё мнение. Оказывается Иван Грозный обладал многими положительными качествами. Неужели исторические факты и литературные произведения противоречат друг другу?

 

Задумавшись над этим вопросом, я решила провести анкетирование среди своих сверстников.

 

Анкета

1. Что Вам известно о личности Ивана Грозного?

2. Как Вы думаете, какой был характер у этого человека?

3. Из каких источников Вы это узнали?

4. Читали ли Вы литературные произведения об Иване Грозном? Если да, то какие? Какие выводы об Иване Грозном Вы сделали после прочтения указанных произведений?

5. Каким источникам Вы верите больше: историческим или литературным?

 

Ответы, полученные на первый вопрос: «Что вам известно о личности Ивана Грозного?».

Ничего не известно Исторические знания Обрывочные сведения, связанные с фактами проявления жестокого, деспотичного характера Обрывочные сведения, связанные с фактами проявления положительных качеств характера
6 чел.,7% 30 чел., 36% 46 чел., 55% 2 чел., 2%  

 

Ответы, полученные на второй вопрос: «Как вы думаете, какой был характер у этого человека?».

Отметили только отрицательные черты характера Отметили только положительные черты характера Отметили и положительные и отрицательные черты
72 чел., 86% 0 чел., 0% 12 чел., 14%

 

Ответы, полученные на третий вопрос: «Из каких источников Вы это узнали?».

Только учебник по истории Нет других источников […] История+ литература Только литературные источники Учебник+ историческая литература Другие источники (фильмы, интернет и пр.)
23 чел., 27% 7 чел., 8% 5 чел., 6% 11 чел., 13% 23 чел., 27% 16 чел., 19%

 

Ответы, полученные на четвёртый вопрос: «Читали ли Вы литературные произведения об Иване Грозном? Если да, то какие? Какие выводы об Иване Грозном Вы сделали после прочтения указанных произведений?».

Не читали Читали только М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» на уроках литературы в 7 классе Читали другие произведения
61 чел., 73% 6 чел., 7% 4 чел., 5%

13 чел., а т.е. 15% в качестве литературных произведений указали учебник по истории.

Из числа указавших прочитанные произведения:

Не сделали никаких выводов Выводы, подчеркивающие отрицательные качества Выводы, подчеркивающие положительные качества
4 чел., 25% 10 чел., 62,5% 2 чел., 12,5%

 

Ответы, полученные на пятый вопрос: «Каким источникам вы верите больше: историческим или литературным?».

Доверяют историческим и литературным источникам Доверяют историческим источникам Доверяют литературным источникам
9 чел., 11% 69 чел., 82% 6 чел., 7%

 

Проанализировав анкеты, я сделала выводы, что большинство моих сверстников имеют поверхностные знания об Иване Грозном как об исторической личности. Почти у всех ребят полученные знания ограничиваются сведениями из учебника  истории. В основном  Ивана Грозного представляют жестоким и деспотичным царём.

Гипотеза

Я думаю, что если в литературном произведении встречается описание исторического события или исторической личности, то не следует полностью доверять мнению автора, а опираться на исторические источники. В то же время я предполагаю, что литературные произведения помогают глубже раскрыть особенности характера исторической личности.

Цель:  изучить связь между литературой и историей.

Задачи:

1) Проанализировать информацию по истории курса 7 класса.

2) Дополнить имеющиеся знания по истории.

3) Исследовать характер Ивана Грозного в литературных произведениях, написанных в разные периоды.

4) Сделать выводы.

5) Рассказать ученикам 7-ого класса о проведённой мною работе.

Методы исследования:

1. Анкетирование и его анализ;

2. Сравнение;

3. Анализ информации из сетевых источников, специальной литературы.

Объект исследования – Иван Грозный

Предмет исследования – сравнение Ивана Грозного как исторической личности и литературного персонажа.

 

Исследовательская часть

Реформы царя

Иваном был издан новый судебник. Правда, он ужесточил и ограничил  права крепостных крестьян.

Иваном Васильевичем были учреждены Земские соборы, за которыми оставалось право в принятии важных государственных решений. Первый был созван в 1549 году. Им открыты были им приказы земские, челобитные и многие другие.

Опричнина

1564 год. Иван бросает престол и уезжает из Москвы. Бояре упросили его вернуться на царствование. Только после своего возвращения начинает формировать Иван опричнину.

Царю кругом мерещились враги. В большинстве случаев, они были мнимыми. Но, именно для расправы над ними и создал Иван личное войско. Оно занималось гонением и наказанием врагов царской власти, отбирали у них земли, которые потом царь им же и жаловал за прилежную службу. Опричники бесчинствовали, делали доносы на неугодных людей. Время опричнины было тяжелым для Руси.

Умер Иван Грозный в 1584 году, 18 марта. Тело его погребено было в Архангельском Московском Соборе.

 

Историки об Иване Грозном.

Мнения других историков

Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. В Пскове царь собственноручно убил игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия. Об убийстве преподобного рассказывает Третья Псковская летопись, упоминает Андрей Курбский, а также «Повесть о начале и основании Печерского монастыря» (конец XVI века)

Иван Грозный в литературе

Я поняла, что данные факты во многом подтверждают образ царя, созданный М.Ю. Лермонтовым.

Для более глубокого анализа я обратилась к  литературным источникам, написанным в разные века. Подобная подборка произведений для меня была не случайной. Я предположила, что на мнение конкретного автора могли оказать влияние политическая обстановка эпохи, взгляды современников.

В. Артамонов «Кудеяр». (XX век, период правления Б. Н. Ельцина)

А.К. Толстой «Князь Серебряный» (IX век, период правления Александра II)

М.Ю. Лермонтов «Песнь про купца Ивана Калашникова…» (IX век, период правления Николая I).

Предания об Иване Грозном (XVII в.).

Прочитав эти произведения, я нашла подтверждение тому, что Иван Грозный обладал многими отрицательными чертами характера.

Равнодушие

Вправду ли Иоанн не ведал о смерти Серебряного или притворился, что не ведает, чтоб этим показать, как мало он дорожит теми, кто не ищет его милости бог весть! Если же в самом деле он только теперь узнал о его участи, то пожалел ли о нём или нет, это также трудно решить; только на лице Иоанна не написалось сожаления. Он, по-видимому, остался также равнодушен, как и до полученного им ответа. (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

Подлость

-Афанасий,-продолжал царь, я этими днями еду молиться в Суздаль, а ты ступай в Москву к боярину Дружине Морозову, спроси его о здоровье, скажи, что я-де прислал тебя снять с него мою опалу…Да возьми,- прибавил он значительно,-возьми с собой, для почёту, поболе опричников! <…>

— Как отчаялся ты на это: —сказал он, устремив на Вяземского строгий взор,— разве я дозволяю разбойничать моим опричникам?

— Ты знаешь, государь,— ответил Вяземский, еще более удивленный,— что дом разграблен не по моему указу,

что я увез боярыню, на то было у меня твое дозволение!

— Мое дозволение?—произнес царь, медленно выго­варивая каждое слово.— Когда я дозволял тебе? (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

 

Непостоянство характера

Разве ты думаешь,— сказал он строго,— что я без убойства жить не могу? Иное злодеи, подрывающие государство, иное Никита, что Афоньку порубил. А из станичников посмотрю, кого казнить, кого помиловать. Пусть все, с Никитой, соберутся перед Красным крыльцом на дворе. Когда выйду из опочивальни, увижу, что с ними делать!

Годунов пожелал царю доброго отдыха и удалился с низким поклоном.

Bce зависело теперь от того, в каком расположении проснётся Иоанн.(А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

 

Братия! сказал он, обращаясь к собранию,— свидетельствуюсь вами, что я хотел узнать истину. Не в обычае моем судить, не услышав оправдания. Но в одном и том же деле две стороны не могут крест целовать. Один из противников солживит свою присягу. Я же, яко добрый пастырь, боронящий овцы моя, никого не хочу допустить до погубления души. Пусть Морозов и Вяземским судятся судом божиим. От сего числа через десять ден назначаю им поле, здесь в Слободе, на Красной площади. Пусть явятся с своими стряпчими и поручниками. Кому бог даст одоление, тот будет чист и передо мною, а кто не вынесет боя, тот, хотя бы и жив остался, тут же примет казнь от рук палача!(А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

 

Самодурство

— Баба бабе рознь! — заметил Иоанн и, схватив Онуфревну за душегрейку,— вот тебе хозяйка! — сказал он и выдвинул мамку вперед.— Возьми ее, старина, живи с ней в любви и в совете, да детей приживай! (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

 

Образованность, ум

Нет, он не дите несмышленое. В книгохранительнице отца изучены им история древней Иудеи и Византии, Игтхий и Новый завет, жития святых отцов, труды византийских богословов. Он может по памяти повторить ил писанное в той или иной книге. Все говорят, что Василий Михайлович Тучков прочитал множество книг. Так, может быть, он ведает, что надобно сделать, чтобы стать настоящим великим князем? Только вот смеяться бы не стали над ним, если он спросит об этом. (В. Артамонов «Кудеяр»)

Щедрость, милость

Действие происходит в царском дворце. Бывшие разбойники Иван Кольцо и Ермак Тимофеевич после присоединения Сибири приехали в Москву к Ивану Грозному. Царь знал, что они были разбойниками, но так как эти люди совершили огромное дело для страны, он наградил героев шубой, покрытой золотой парчой, двумя саблями и добрыми бронями. (А. К. Толстой «Князь Серебряный»)

Что может быть общего у исторических сочинений и произведений художественной литературы? И те и другие существуют в виде письменных текстов, у которых есть свои авторы и читатели, Принципиальное же отличие состоит в задачах, которые стоят перед историком и автором художественного произведения. Задача историка состоит в том, чтобы создать объективную картину прошлого. Он вынужден ограничиваться сохранившимися документальными источниками. Самое важное для автора художественного произведения- успешно реализовать свой творческий замысел и заинтересовать  читателя. Для этого ему не обязательно во всём следовать тому, что принято считать истинным или реальным.

Однако отношение между историей и литературой гораздо более тесное, чем это может показаться. Автор любого прозаического произведения (особенно исторического романа или реалистической новеллы) не должен пренебрегать знанием исторических деталей. Историк же, в свою очередь,  не в состоянии дать сколько-нибудь целостное представление о прошлом, если при изучении страниц прошлого не сумеет воспользоваться всеми доступными источниками, в том числе и литературными

Хочу вернуться к проблеме: Неужели исторические факты и литературные произведения противоречат друг другу?

Я пришла к выводу, что существенных противоречий нет, поскольку после изучения дополнительных исторических источников выяснилось, что Иван Грозный был неоднозначной личностью, обладал как положительными, так и отрицательными качествами.

Литературные источники подтверждают этот факт, несмотря на то, что в них присутствует субъективная авторская оценка.

Следовательно, семиклассникам после изучения материала учебника было бы полезно познакомиться с произведениями художественной литературы, в которых описан данный период истории.

Я решила разработать и апробировать внекалассное мероприятие, которое поможет моим сверстникам получить расширенное представление о личности Ивана Грозного.

Сценарий урока:

Сценарий к уроку:

1. Организационный момент.

2. Разделение класса на 4 группы. Принцип: выдать каждому человеку листочек, на котором будет написан автор произведения: Артамонов, Лермонтов, Толстой, предания. Учащиеся делятся в соответствии на группы.

3. Каждая команда получает по отрывку из произведения и готовит свой план ответа по положительным чертам характера(краткий пересказ, характеристика по произведению. Заслушать каждую команду. Характеристики выносятся на доску.

 

Положительные черты характера:

И сказал, смеясь, Иван Васильевич:

«Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитревне:

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишься — не прогневайся». (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»)

 

Того быть не может, чтобы Серебряный вольною волей что-либо учинил на меня.

 Это вы, окаянные,— продолжал царь, обращаясь к Грязному и к Басмановым,— это вы всегда подбиваете меня кровь проливать.

- Не поздно, государь,— сказал Годунов, возвращаясь в палату.— Я велел подождать казнить Серебряного.

 Боже, помилуй мя, грешного! Помилуй мя, смрадного пса! Помилуй мою скверную голову! Упокой, господи, души побитых мною безвинно!

У преддверия храма Иоанн упал в изнеможении. (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

 

В одном из эпизодов В. Артамонова «Иван Грозный» царь простил Князя Серебряного и Хомяка. Грозный поверил словам Максима Скуратова и обоим отпустил вину. (А. К. Толстой «Князь Серебряный»)

 

Нет, он не дите несмышленое. В книгохранительнице отца изучены им история древней Иудеи и Византии, Игтхий и Новый завет, жития святых отцов, труды византийских богословов. Он может по памяти повторить ил писанное в той или иной книге. Все говорят, что Василий Михайлович Тучков прочитал множество книг. Так, может быть, он ведает, что надобно сделать, чтобы стать настоящим великим князем? Только вот смеяться бы не стали над ним, если он спросит об этом. (В. Артамонов «Кудеяр»)

4. Аналогичная работа с отрицательными чертами характера.

 

Отрицательные черты характера:

Прошли многие годы; впечатление страшной казни изгладилось из памяти народной, но долго еще стояли вдоль кремлевского рва те скромные церкви, и приходившие в них молиться могли слышать панихиды за упокой измученных и избиенных по указу царя и великого князя Иоанна Васильевича Четвертого. (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

 

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью...»

(М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»)

Пошли на реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с той поры за это его Грозным и прозвали. (Предание «Воцарение Ивана Грозного»)

Вправду ли Иоанн не ведал о смерти Серебряного или притворился, что не ведает, чтоб этим показать, как мало он дорожит теми, кто не ищет его милости бог весть! Если же в самом деле он только теперь узнал о его участи, то пожалел ли о нём или нет, это также трудно решить; только на лице Иоанна не написалось сожаления. Он, по-видимому, остался также равнодушен, как и дополученного им ответа. (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

5. Вопрос классу: «Какое историческое лицо бывает двуликим?»

6. На доске появляются век, произведение, автор.

7. Моё слово о разных периодах написания произведений.

8. Читая учебники по истории, какое у вас сложилось мнение об Иване Грозном? Приведите примеры исторических событий, которые подтверждают вашу точку зрения.

9. Заключительное слово.

 

Иван Грозный: историческое лицо в литературе.

Актуальность

В обществе существует проблема исторической неграмотности. Упал интерес к истории страны у молодёжи. А ведь молодежь – будущее страны, от грамотности молодого поколения будет зависеть в будущем положение государства на мировой арене, его социальное и экономическое развитие.

Исследования, проведённые Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ среди подростков Москвы 16-19 лет, показали, что более 40% опрошенных на вопрос об отношении к истории выбрало вариант, что «история не входила в число любимых предметов, но и нелюбимых тоже». Половина, соответственно, оценила историю как один из любимых предметов. Однако почти 6% посчитали историю предметом скучным. Источники информации об истории назывались разные. В частности, на первом месте учебники, на втором месте Интернет, далее - кинофильмы и сериалы.

Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру. Историю надо знать. Знание истории собственной страны – это самоуважение. М.В. Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Изучение истории великолепно развивает память, способствует формированию эрудиции. Кроме того, это очень и очень интересно!

Проблема

В 7-ом классе на уроках истории я подробно изучила период правления Ивана Грозного. У меня сложилось устойчивое мнение, что этот царь был жестоким, властным тираном. Познакомившись с литературным произведением М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», я изменила своё мнение. Оказывается Иван Грозный обладал многими положительными качествами. Неужели исторические факты и литературные произведения противоречат друг другу?

 

Задумавшись над этим вопросом, я решила провести анкетирование среди своих сверстников.

 

Анкета

1. Что Вам известно о личности Ивана Грозного?

2. Как Вы думаете, какой был характер у этого человека?

3. Из каких источников Вы это узнали?

4. Читали ли Вы литературные произведения об Иване Грозном? Если да, то какие? Какие выводы об Иване Грозном Вы сделали после прочтения указанных произведений?

5. Каким источникам Вы верите больше: историческим или литературным?

 

Ответы, полученные на первый вопрос: «Что вам известно о личности Ивана Грозного?».

Ничего не известно Исторические знания Обрывочные сведения, связанные с фактами проявления жестокого, деспотичного характера Обрывочные сведения, связанные с фактами проявления положительных качеств характера
6 чел.,7% 30 чел., 36% 46 чел., 55% 2 чел., 2%  

 

Ответы, полученные на второй вопрос: «Как вы думаете, какой был характер у этого человека?».

Отметили только отрицательные черты характера Отметили только положительные черты характера Отметили и положительные и отрицательные черты
72 чел., 86% 0 чел., 0% 12 чел., 14%

 

Ответы, полученные на третий вопрос: «Из каких источников Вы это узнали?».

Только учебник по истории Нет других источников […] История+ литература Только литературные источники Учебник+ историческая литература Другие источники (фильмы, интернет и пр.)
23 чел., 27% 7 чел., 8% 5 чел., 6% 11 чел., 13% 23 чел., 27% 16 чел., 19%

 

Ответы, полученные на четвёртый вопрос: «Читали ли Вы литературные произведения об Иване Грозном? Если да, то какие? Какие выводы об Иване Грозном Вы сделали после прочтения указанных произведений?».

Не читали Читали только М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» на уроках литературы в 7 классе Читали другие произведения
61 чел., 73% 6 чел., 7% 4 чел., 5%

13 чел., а т.е. 15% в качестве литературных произведений указали учебник по истории.

Из числа указавших прочитанные произведения:

Не сделали никаких выводов Выводы, подчеркивающие отрицательные качества Выводы, подчеркивающие положительные качества
4 чел., 25% 10 чел., 62,5% 2 чел., 12,5%

 

Ответы, полученные на пятый вопрос: «Каким источникам вы верите больше: историческим или литературным?».

Доверяют историческим и литературным источникам Доверяют историческим источникам Доверяют литературным источникам
9 чел., 11% 69 чел., 82% 6 чел., 7%

 

Проанализировав анкеты, я сделала выводы, что большинство моих сверстников имеют поверхностные знания об Иване Грозном как об исторической личности. Почти у всех ребят полученные знания ограничиваются сведениями из учебника  истории. В основном  Ивана Грозного представляют жестоким и деспотичным царём.

Гипотеза

Я думаю, что если в литературном произведении встречается описание исторического события или исторической личности, то не следует полностью доверять мнению автора, а опираться на исторические источники. В то же время я предполагаю, что литературные произведения помогают глубже раскрыть особенности характера исторической личности.

Цель:  изучить связь между литературой и историей.

Задачи:

1) Проанализировать информацию по истории курса 7 класса.

2) Дополнить имеющиеся знания по истории.

3) Исследовать характер Ивана Грозного в литературных произведениях, написанных в разные периоды.

4) Сделать выводы.

5) Рассказать ученикам 7-ого класса о проведённой мною работе.

Методы исследования:

1. Анкетирование и его анализ;

2. Сравнение;

3. Анализ информации из сетевых источников, специальной литературы.

Объект исследования – Иван Грозный

Предмет исследования – сравнение Ивана Грозного как исторической личности и литературного персонажа.

 

Исследовательская часть


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.