Классическая психоаналитическая теория личности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Классическая психоаналитическая теория личности

2019-08-25 154
Классическая психоаналитическая теория личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ассоциируется прежде всего с работами З. Фрейда. Процесс онтогенеза описывается как последовательность стадий психосексуального развития. Считается, что на каждой из этих стадий могут возникать известные кризисы, конфликты, и если эти кризисы не преодолеваются, то возникает явление фиксации. Фиксацией называется закрепление и сохранение характеристик, свойственных человеку на конкретной стадии психосексуального развития, на все последующие годы.

Психоаналитическая теория личности Юнга

отличается введением в структуру личностного ядра важнейшего с точки зрения К.Г. Юнга элемента — коллективного бессознательного.

По К. Юнгу Коллективное бессознательное – это наиболее глубоко лежащий слой в сфере бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. «Коллективное бессознательное состоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку, его содержание (называемое архетипами) – первичные условия или паттерны психического формирования вообще». В работе «Архетип и символ» К. Юнг определял архетипы как врожденные первичные образы – модели (архетип – букв. «первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков.

Социально-когнитивное направление

В последние годы достаточно популярной становится социально-когнитивное направление в теоретическом осмыслении проблемы личности. Его представляют, в частности, социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры и теория социального научения Джулиана Роттера. Предметом исследования здесь становятся не устойчивые и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. В рамках этого направления основное внимание уделяется изучению податливости, изменчивости поведения и методам направленного изменения поведения. Эти теории, по существу, в наибольшей степени впитали в себя традиции бихевиоризма.

Это направление исследований личности, хотя и называется теорией социального поведения, недостаточно разработано, оно сводится к весьма простым положениям и, конечно, уязвимо для критики, поскольку при всех оговорках личность как бы «растворяется» в актуально осуществляемом поведении.

Культурологическое направление

Значительное направление исследований личности связано с анализом культуры, т.е. влияния социального опыта на индивидуума (Например школа К.И. Мая). Влияние культуры на конкретного человека в рамках данного направления конкретизируется через понятие роли. Роль — это некая система социальных функций, которые должен выполнять человек, система ожиданий, связанная с выполнением этих функций, это то, чего ждут от человека, если он принимает данную социальную позицию. Требования к одной и той же роли варьируются в различных культурах.

В рамках данного подхода проводится различение видов ролей. Выделяются роли, которые мы не выбираем, которые нам как бы заданы. Например, мужские и женские роли. Есть роли, в выборе которых мы более самостоятельны, скажем профессия.

Положительным моментом этого направления являются попытки преодолеть достаточно популярную биологическую ориентацию в исследовании типов личности, выйти за рамки физиологического подхода и обратиться к социально-культурным факторам.

Однако данный подход имеет одно существенное ограничение: сама культура, социальность понимается в его рамках достаточно узко. Здесь внимание концентрируется, как правило, на ближайшей социальной среде, на ближайшем социальном окружении. Если речь идет об онтогенезе, то это отношения с родителями, с ближайшими друзьями, соседями и т.д. Это, конечно, важная часть социальных факторов. Но она не должна ни в коей мере затенять более широкий класс социальных влияний, факторов, связанных с включением человека в реальный производительный труд, в систему производственных отношений. Этот момент не учитывается в рамках данного направления.

Гуманистическое направление

Представлено теориями А. Маслоу и его последователей (К.Роджерс, А.Адлер, Г.Олпорт, Э.Фромм). Здесь вместо парадигмы онтологического стремления личности к гомеостазу (равновесию между ХОЧУ и МОГУ, — «конфликтная модель» развития) используется парадигма онтологического стремления личности к актуализации своей самости. Важнейшим преимуществом теории личностного роста в гуманистическом направлении является трактовка личности, как развивающейся во времени сущности (Подробнее см. эссе «Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов «).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.