Дыхательная гимнастика для снятия напряжения гортанной мускулатуры — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Дыхательная гимнастика для снятия напряжения гортанной мускулатуры

2019-08-07 373
Дыхательная гимнастика для снятия напряжения гортанной мускулатуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Поворот головы влево, одновременно с глазами  – вдох, в исходное положение – выдох.

2. Запрокинуть голову назад – вдох, одновременно глаза поднимаются вверх; опустить голову на грудь – выдох, од­новременно глаза опускаются вниз.

3. Положить голову на правое плечо – вдох, в исходное положение – выдох. Затем – в левую сторону.

4. Руки сложены на груди, полунаклон вперёд – вдох (голова прямо), вернуться в исходное положение – выдох.

5. То же исходное положение, полунаклон корпуса назад – вдох (голова прямо), вернуться в исходное положение – выдох.

Упражнения делаются сначала беззвучно, затем – во время произнесения при каждом движении слова текста.

Все упражнения проделываются 4-5 раз. После каждого упражнения произносится проверочный текст. Все внима­ние фиксируется на ощущении мышечной свободы и ощущении звука в резонаторной полости.

Упражнения на тренировку дыхательной мускулатуры, со звуком

1. Руки на нижнебрюшных мышцах: произносить текст, подталкивая на ударных слогах руки вперёд.

2. То же, проверяя работу межрёберных мышц.

3. То же, проверяя работу поясничных мышц. (Эти упражнения создают ощущение опоры дыхания со зву­ком.)

Позы отдыха (расслабления)

1. Сбросить тело вниз, при наклоне плечи, руки, шея свободны.

2. Стоя, поникшая голова, плечи опущены (поза усталости)

3. Развалиться, раскинуться на стуле, откинув голову, рот открыт.

4. Сидя, свесить голову вниз. Руки мягко лежат на коленях.

5. Лёжа на спине, расслабиться. Проверить свободу шеи, плеч, рук, ног.

6. Стоя, голова мягко откидывается назад, рот полуоткрыт.

7. Сидя, опереться лбом о стол. Повернуть мягко голову вправо, затем влево. Во время поворотов тянуть звуки «М», «Н»

Рождение звука

Упражнение «ЦВЕТОК» (Из педагогической практики  А.И. Куницына)

(И.П. – исходное положение, З. – задание, И. – исполнение, Д. – дополнение)

Первый этап.

И.П.: группа образует круг, лицом к центру; ноги на ширине плеч, носки врозь; руки согнуты в локтях перед грудью, кисти свободно опущены; голова наклонена вперёд; плечи свободны; спина прямо.

З.: руки – лепестки большого цветка, который плавно рас­крывается, потом медленно и плавно закрывается.

И.: после плавного вдоха через нос (голова наклонена впе­рёд) – выдох, на котором негромко и протяжно произ­носится звук М-М-М... (губы слегка сомкнуты, нижняя челюсть свободна, верхние и нижние зубы не соприкаса­ются); одновременно со звуком М-М-М... кисти рук плавно совершают движение вперёд и вверх, но не выше лица, голова приподнимается; кисти раскрываются ладонями вверх, пальцы свободны – звучание прекращается; плав­ный вдох через нос; выдох – одновременно со звуком М-М-М... руки и голова движутся в обратном направлении и возвращаются в И.П. – звучание прекращается. Упражнение выполняется на счёт 8 (на 4 счёта – раск­рытие цветка, на 4 – закрытие); уровень громкости зву­чания М-М-М... одинаков на всем протяжении выполнения упражнения – негромко; при раскрытии «цветка» звук, зародившийся «в груди», как бы движется за кистями рук и увеличивается в объёме – раскрывается.

Д.: обязательное условие выполнения упражнения – введе­ние несложных предлагаемых обстоятельств: какой цве­ток, как пахнет, какого цвета лепестки, отчего происхо­дит «пробуждение» и пр.

Второй этап.

И.П.: группа располагается так же; ноги на ширине плеч; корпус наклонен вперёд, голова опущена; руки и ноги свободно.

З.: руки и корпус – лепестки большого цветка, который плавно раскрывается, потом закрывается.

И.: после плавного вдоха через нос – выдох, во время ко­торого протяжно звучит М-М-М...; одновременно с «мы­чанием» руки и корпус совершают плавное движение вверх – руки до положения «чуть выше головы», корпус и голова до положения «прямо»; затем руки, голова и корпус возвращаются в И.П.

Упражнение выполняется в среднем темпе на счёт 8 (на 4 – открытие «цветка», на 4 – закрытие); уровень гром­кости меняется: начинается тихо, с каждым счетом до 4 чуть громче, с каждым счетом от 5 до 8 – чуть тише.

Третий этап.

И.П.: группа располагается так же; в приседе, правая нога на колено; корпус собран «в комок», голова к колену; кисти рук свободно на полу ладонями кверху.

З.: руки, корпус, ноги – весь человек – лепесток огромного цветка, который плавно раскрывается вверх и тянется к солнцу.

И.: при выдохе, во время плавного «мычания», руки и корпус совершают движение вверх до полного распрямления, ру­ки выше головы, чуть вперёд и «тянутся к солнцу»; кор­пус прогибается.

Упражнение выполняется в среднем темпе на счёт до 12; уровень громкости меняется: начинается тихо, с каждым счётом до 8 чуть громче, потом затихает и сходит на нет.

Д.: упражнение может исполняться индивидуально, парно и в группе; нужно избегать отведения головы далеко назад, что провоцирует излишнее напряжение мышц шеи; необходимо следить за свободой плеч – они не должны подниматься; при возникновении трудностей в налаживании естественно­го звучания и нахождения звуковысотной «середины» до­пустимо задавать тон, пользуясь музыкальным инструмен­том: для низких мужских голосов – «си» большой октавы, для высоких – «до» малой октавы, для женских низких го­лосов – «си» малой октавы, для высоких – «до» первой.

После настройки звучания грудного резонатора настраива­ется верхний (головной) резонатор. Здесь также опасны спешка и переутомление. Залог успеха – в непринуждённости и ес­тественности звучания в наиболее благоприятном участке ди­апазона речевого голоса и в точности выполнения простых актёрских задач, которые пронизывают каждое упражнение и создают предпосылки для опосредованного, косвенного воздей­ствия на голосовой инструмент. При легко сомкнутых губах и свободной нижней челюсти (верхние и нижние зубы не смы­каются) звук М поочерёдно направляется в резонирующие зоны лица и головы – в зубы, в переносицу, в губы, в лобные пазухи, в темя, в затылок. Последовательность может изме­няться в зависимости от индивидуальных вибрационных про­явлений.

Высота тона избирается такая, чтобы студенту было оди­наково легко настраивать и головной, и грудной резонаторы: приблизительно два-три тона середины высотного диапазона. В начале формирования вибрационных ощущений следует дифференцировать настройку резонаторов, уделяя каждому из них специальное внимание. В дальнейшем надо стремиться к единому объёму звучания с максимальным использованием природных возможностей всей резонаторной системы.

 

Улучшение резонанса:

Упражнение «СПОР»

Один из участников упражнения предлагает другому что-либо взять, прочит в чем-либо помочь и т. п. При этом он произносит фразу: «НА-НА-НА-НА-НА». Второй участник отказывается, говоря: «НО-НО-НО-НО-НО». Тогда первый наста­ивает: «НУ-НУ-НУ-НУ-НУ», – второй ещё решительнее отка­зывается: «НИ-НИ-НИ-НИ-НЙ!!»

Кроме укрепления резонаторного звучания такое упражне­ние повышает действенность речи, дыхательную и голосовую активность.

Каждая пара студентов придумывает свои условия диалога, не совпадающие с условиями игры других пар.

Упражнение «Мыльные пузыри»

Представьте себе, что нужно сохранить летящий мыльный пузырь и не дать ему опуститься на землю. Это можно сделать, если надеть на руку мягкую пуховую варежку и осторожно, подставив её под опускающийся пузырь, приподнять его, на­правив вверх. Поднимает пузырь вместе с рукой гласный звук, соединённый с М или М': МУ, МО, МА, МЭ, МИ, МЫ или МЮ, МЁ, МЯ, ME, МИ.

Упражнение помогает озвучивать гласные мягко, на середи­не звука, в максимально выгодной для резонирования позиции, найденной и подготовленной сонорными М и М'.

Укрепив удобную позицию, можно переходить к более ин­тенсивной атаке звука, заменив воображаемый мыльный пу­зырь воздушным шариком, а потом и мячом.

Упражнения с закрытыми слогами (по типу: МУМ-МОМ-МАМ-МЭМ-МИМ-МЫМ или ЛЮЛЬ-ЛЁЛЬЛЛЛЬ-ЛЕЛЬ-ЛИЛЬ) позволяют активно привлекать к звучанию нижний резонатор, выравнивают звучание гласного двумя сонорными. Это осо­бенно полезно женским голосам. Возможно применение и на­певных упражнений с последующим переходом на речевое звучание.

Для того чтобы выработанные в упражнениях навыки луч­ше закреплялись, в резонаторный тренинг вводятся тексты, обычно такие, в которых преобладают сонорные звуки. Вот небольшая группа описанных ранее упражнений, где вместо мычания введены короткие тексты.

Упражнение «Феи»

Текст взят из стихотворной сказки Е. Честнякова «Феи».

Красавицы феи *

Под звуки свирели

Плясали и пели,

И ели шумели,

И реки журчали,

И струны звучали:

«Развеем печали», –

Они нам сказали,

Цветы говорили,

Кивали, манили,

Улыбки дарили

И песни творили.

Это упражнение направлено на развитие плавности, музы­кальности речи, слитности произнесения звуков в слове, в поэтической строке. Оно укрепляет резонаторное звучание, полётность, округлость и мягкость речевого голоса. С его по­мощью можно добиваться устойчивости дыхательной опоры, эластичности работы ротового резонатора, всей артикуляцион­ной системы. Такой широкий спектр возможностей возникает благодаря мелодичному, размеренному движению поэтической строки «Фей», обилию сонорных звуков, живому по видениям описанию праздника фей – мягкости их движений, негром­кости и притягательности их пения, – а это с первых же звуков не допускает форсированности звучания.

Произносится текст «Фей» с плавным перебрасыванием из руки в руку гимнастической палки. Ноги при броске расстав­лены широко и пружинят, колени чуть согнуты. Палка в полёте совершает восьмёрку: при броске палки правой рукой влево – кисть правой руки ладонью вверх, ловить палку левой рукой изнутри – кисть левой руки ладонью наружу. Момент соединения палки с рукой должен быть мягким, почти неза­метным – лучше избегать хватательных движений. Подбрасы­вается палка при произнесении одной поэтической строки дважды: на «красавицы» и на «феи», на «под звуки» и на «свирели» и т.д. Бросок желателен на ударном гласном звуке слова. По амплитуде полёта палки броски разнятся – на глав­ное слово в строке подброс выше.

Можно рассказывать «Фей», используя вальсирование. Дву­стопный амфибрахий совпадает с ритмом вальса, и поэтому пластика танца становится особенной, музыкальной, «вол­шебной».

Если упражнение исполняется группой, то следует стремить­ся к синхронности движений и к единству речевого звучания.

В упражнения, формирующие у студентов навыки верного сценического голосоведения, насыщенное резонаторное звуча­ние, полезно вводить физические движения. Прыжки, кувырки, движения рук, ног, корпуса – приучают речевой голос не терять наработанные профессиональные качества при испол­нении материала любой длительности и сложности, помогают координировать звук и движение. Основное внимание в соеди­нении речи с пластикой следует уделять упражнениям-этюдам с целенаправленной системой движений и игровыми ситуациями.

Настройка голоса

Бывают и такие голоса, которые хорошо слышны в театре на самом высоком или, напротив, на самом низком ре­гистре, при полном отсутствии медиума (т.е. середины звукового регистра). Одних тянет вверх, отчего голос застаивается и напрягается до визга. Другие гудят и скрипят на низах. Насилие портит тембр, а регистр из пяти нот не даёт выразительнос­ти», – так писал К.С. Станиславский, характеризуя некоторые голоса профессиональных актёров. У юношей и девушек, при­ходящих в театральные школы, часто наблюдаются в одних случаях регистровая пестрота, неуравновешенность, в других – неяркость, вялость регистров. «Надо обладать настроенным ин­струментом, чтобы иметь возможность с предельной убедитель­ностью и ясностью выражать мысли и чувства, составляющие сущность играемого образа», – отмечал Ю.М. Юрьев. Одним из серьёзнейших качеств «настроенного инструмента» (голоса) следует считать его способность выполнять любой интонацион­ный рисунок в рамках широкого диапазона голоса.

В работе над голосом немалая нагрузка приходится на вос­питание и укрепление регистров: верхнего – для создания пра­вильного посыла звука, его яркости, звонкости, полётности, нижнего – для объёмности звучания, опоры звука, тембровой насыщенности, динамической подвижности. Так как головной регистр легче проявляется на высоких нотах, а грудной – на низких, на начальном этапе тренинга у студентов в большин­стве случаев более или менее отчётливо различаются два го­лоса – два тембровых звучания: один тяжёлый, неполётный, другой резкий, негибкий, срывающийся. Но какой же актёр захочет подражать купринскому герою из рассказа «Корь», о котором автор писал: «Читал же он самым неестественным, нутряным голосом, точно чревовещатель». Обязательно нуж­но добиваться качественного, тембрального единства на всем диапазоне звучания: от самых верхних до самых нижних нот.

Исходным рубежом является определение «середины» голоса, присущей каждому человеку индивидуально. Именно здесь ощу­щается удобное для голоса смешанное звучание с вибрационными колебаниями в верхнем и нижнем резонаторах.

При «смешанном» звучании важно, чтобы все положитель­ные качества грудного и головного регистров были введены в действие. Добившись единства на нескольких индивидуально удобных средних нотах, можно постепенно переходить к зву­чанию выше и ниже «середины». Постепенное расширение еди­ного тембрового звучания говорит о сглаживании регистров. Голос приобретает выносливость, полётность, насыщенность, как бы подкрепляется грудным и головным резонированием, что позволяет создать благозвучный тембр. Актёр получает возможность справляться с ролями любой голосовой трудности и достигать в них художественного звучания.

Итак, под «смешанным» понимается такое звучание голоса, при котором чем выше по тону поднимается звук, тем активнее работает нижний резонатор, и чем ниже по тону опускается звук, тем активнее действует верхний резонатор. Происходит скрещивание грудного и головного механизмов звучания. В педагогической практике этот способ получил название «микстового» (mixtus – смешанный) звучания. При микстовом зву­чании происходит тембральное сглаживание регистров.

Микстовый способ выравнивания регистров (микст) родился и получил широкое применение в практике ведущих вокаль­ных педагогов. Целесообразность его использования в воспи­тании речевых голосов доказал теоретически и практически С.Волконский, утверждавший, что необычайно важно «опус­тить головные ноты возможно ниже и вогнать грудные воз­можно выше... Этим... раздвигаются те естественные границы, в силу которых только высоким нотам принадлежит головной тембр и только низким принадлежит грудной».

В процессе единения регистров студентам важно осознать и почувствовать, что с переходом от «середины» вниз по ди­апазону внимание к головному регистру повышается, активи­зируется головное резонирование. С переходом от «середины» вверх грудное звучание также не ослабевает. Помощь в коор­динации головного резонирования с грудным приходит со сто­роны вибрационных ощущений.

Немалую пользу при сглаживания регистров оказывает внутренний слух. Профессор Донец-Тессейр советует: «Чтобы сформировать звук, надо сначала его хорошо услышать внут­ренним слухом, представить его себе с полной ясностью. Если внутреннее представление ясно, то и голосовой аппарат чётко выполнит нужные для этого движения; если же представление неясно, то и голосовое воплощение будет неопределённым». Уделять внимание внутреннему слуху, развитию его необхо­димо на протяжении всех лет обучения.

По характеру упражнения, направленные на укрепление микстового звучания голоса, делятся на три группы:

а) напев­ные,

б) напевно-речевые,

в) речевые

(названия условные, не­обходимые нам лишь в рабочем порядке). В них используются специально подобранные звукосочетания, слова и стихотвор­ные тексты.

Напевные упражнения помогают постепенному становлению микстового звучания, позволяют точно уловить совмещение головного и грудного звучания, выравнивают звучание гласных и согласных от звукосочетаний к фразам. Для тренинга этой группы упражнений необходим музыкальный инструмент.

Напевно-речевые упражнения, в которых напевное звучание чередуется с речевым, дают возможность продуктивного пе­ренесения навыков, достигнутых с помощью музыкального ин­струмента, непосредственно в речевое звучание.

Речевые упражнения позволяют развивать и закреплять при­обретённое в предыдущих упражнениях, пролагая путь к вер­ному звучанию в отрывках, сценах, спектаклях.

В процессе выравнивания регистров важно, чтобы ни в одной точке звуковысотного диапазона не было пропуска, ре­гистровой «дырки».

В воспитании объёма звучания хорошим помощником мо­жет стать рука. Например: исходное положение кисти руки – на уровне подбородка. С повышением тона рука понижается – чем выше тон, тем ниже рука, тем больше внимания к груд­ному звучанию.      И наоборот: с понижением тона рука повы­шается – чем ниже тон, тем выше рука, тем активнее головное звучание.

Все упражнения вначале лучше выполнять на среднем уров­не громкости. Когда звук получит единое тембровое оформ­ление и голосовые складки закрепятся в едином механизме функционирования по всему звуковысотному диапазону на среднем уровне громкости, тогда возможны изменения дина­мики звучания. Правильное пользование микстом помогает расширению звуковысотного диапазона без насилия над голо­совыми складками. Крайние ноты диапазона легче «берутся» при миксте.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.