Под редакцией  Р. Е. ЛЕВИНОЙ — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Под редакцией  Р. Е. ЛЕВИНОЙ

2019-08-07 53
Под редакцией  Р. Е. ЛЕВИНОЙ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ»

 

МОСКВА 1971



372

К31


Печатается

по решению Редакционно-издательского Совета

АПН СССР.

Каше Г. А.

^31  Исправление недостатков речи у дошкольников. Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1971. 192 с. с илл. (Науч.-исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР).

В книге раскрывается система специального коррекщюнного обуче­ния детей старшего дошкольного возраста с недостатками речи.

Пособие рассчитано на логопедов дошкольных групп для детей с фонематическим недоразвитием.

6-4-4                                                                                                 372

136-71


ОТ РЕДАКТОРА

Одной из существенных задач дошкольной логопедии является изучение и своевременное преодоление нарушений речи, препятствующих обучению детей в школе.

Исследованиями сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР уста­новлено, что среди неуспевающих учащихся массовой школы немалую часть со­ставляют дети, которые имеют отклонения в речи, лишающие их необходимой готовности к усвоению звукового состава слова и, следовательно, к усвоению чтения и письма. Овладевая в период дошкольного детства словарным "запасом, грамматическим строем языка и навыками правильного звукопроизношения, ре­бенок в то же время делает практические обобщения, относящиеся к звуковому is морфологическому составу речи. На основе этих обобщений в дальнейшем происходит усвоение грамоты и правописания. Но не все дети овладевают речью одинаковым образом. В ряде случаев к моменту поступления в школу речь ре­бенка оказывается недостаточно сформированной, что нередко сопровождается отставанием в развитии фонематических представлений. Как_ показывают исследо­вания, такие дети долго не усваивают букв, читают медленно и с большими иска­жениями, в письме допускают множество специфических ошибок, например, вместо шуба пишут супа, вместо гудоккуток. Нередки случаи, когда письмо представляет собой деформированный набор букв (сязапелеку вместо Сережа по­шел в школу).

Как известно, недостатки письма, подобные приведенным выше, долгое вре­мя объясняли зрительной недостаточностью. Поэтому довольно широкое распро­странение получили приемы исправления дисграфии при помощи списывания, штриховки и обводки букв и т. д. Такой подход чаще всего был ошибочен и не достигал цели. Коренная причина дефекта с помощью зрительных тренировок не устранялась.

Установив связь между нарушениями чтения и письма и отклонениями в ре­чевом развитии, сотрудники сектора логопедии Института дефектологии разра­ботали систему преодоления этих нарушений с других позиций.

Вместо зрительных тренировок была применена методика, предусматриваю­щая коррекцию произношения в сочетании с упражнениями в развитии фонема­тического восприятия. Эта система дала возможность преодолевать неуспевае­мость школьников, обусловленную нарушениями речи. В настоящее время она получила всеобщее признание и широко внедряется в практику массовых и спе­циальных школ.

Следующим шагом было использование данного подхода в дошкольной лого­педии. Опираясь на идею системного строения языка и на теорию иерархического строения развития психических процессов, удалось доказать, что вероятность

3


затруднений в период обучения в школе можно своевременно предусмотреть, исследуя готовность старших дошкольников к усвоению звукового и морфологи­ческого состава слова. Отсюда был сделан вывод о том, что нарушения чтения и письма можно не только исправлять, но и предупреждать до момента поступле­ния ребенка в школу.

Автор этой книги Галина Амосовна Каше является инициатором осуществ­ления данной идеи. В 1960 году ею было начато выявление старших дошкольни­ков с фонематическим недоразвитием. Вслед за этим ею совместно с И. Л. Ка­лашниковой и Т. Б. Филичевой был организован первый опыт экспериментально­го обучения детей шестилетнего возраста.

Эффективность первого опыта давала право повторить его сначала в рамках педагогического эксперимента, а затем рекомендовать и практическим работникам.

Экспериментальные группы комплектовались из числа старших дошкольни­ков с недостатками произношения, сопровождающимися отклонениями в фоне­матическом восприятии.

В основу разработанной Г, А. Каше системы был положен принцип преду­преждения нарушений чтения и письма, который неуклонно проводился вместе с задачей формирования четкой, правильной, внятной речи.

Наряду с коррекцией звуков осуществлялось воспитание фонематического восприятия, умения различать звуки речи и воспринимать их в чужой и собст­венной речи.

Большое место в системе, разработанной Г. А. Каше, отводится осознанному овладению смыслоразлнчительными признаками каждой из групп звуков, выяс­нению их места в системе фонематических отношений данного языка, что обес­печивает активность собственных наблюдений детей и самостоятельного переноса.

Методика, разработанная Г. А, Каше, в настоящее время успешно применяет­ся во многих специальных детских садах и группах для детей с нарушениями речи. Описание этой методики и составляет содержание данного пособия.

На протяжении десяти лет пополнялись методические приемы и накаплива­лись факты, которые характеризуют особенности речи детей, принимаемых в экс­периментальные группы. Так, например, выяснилось, что у некоторой части де­тей с фонетико-фонематической недостаточностью отмечаются бедность словарно­го запаса, аграмматпзм, то есть элементы общего недоразвития речи.

В то же время в параллельно ведущихся исследованиях установлено, что среди страдающих недоразвитием речи следует выделять детей с преимуществен­ным нарушением звукопроизношения при относительной сохранности слоговой структуры слова и сравнительно слабо выраженным лексико-грамматическим не­доразвитием. В этих случаях нет надобности помешать детей в группы для де­тей с тяжелым недоразвитием речи. Достаточно учесть при подборе упражнений и эти процессы, уделяя, однако, основное внимание фонетическим и фонематиче­ским отклонениям. В таких именно пределах они и предусмотрены в предлагае­мом читателю пособии.

Мы выражаем надежду, что публикация данного пособия будет способство­вать дальнейшей разработке вопроса предупреждения неуспеваемости, связанной с нарушениями речи, и активизации новых творческих попыток специалистов, по­святивших себя дошкольной логопедии.

Р. Е. ЛЕВИНА.


ВВЕДЕНИЕ

Описываемая в данном пособии система рассчитана на детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интел­лектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. Может быть некоторое отставание лексико-грамматпческого развития.

Эти дети нуждаются в определенной системе логопедических занятии, имеющих целью доразвитие фонематических представле­ний. Отсутствие надлежащей подготовки приводит к затруднениям при овладении грамотой, а иногда к стойкой неуспеваемости в школе.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.