О системе коррекционного обучения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

О системе коррекционного обучения

2019-08-07 41
О системе коррекционного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В секторе логопедии Научно-исследовательского института де­фектологии АПН СССР разработана система обучения детей стар­шего дошкольного возраста с фонематическим недоразвитием в условиях пребывания их в специальных детских садах или специ­альных группах для детей с недоразвитием фонетической сторо­ны речи. Система рассчитана на десятимесячное (исключая занятия в летнее время) пребывание детей в специальных группах. Дети подготавливаются к обучению в массовой школе.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспе­чивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой — подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синте-тическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты.

В общем виде решение этих задач сводится к следующему. В пер­вую очередь с помощью специальных логопедических приемов дол­жны быть поставлены звуки или уточнена артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является при этом лишь одним из условий, обеспечивающих успешное реше­ние поставленных задач. Исправить произношение звуков или уточ-


 


16


2 Г. А. Каше                                                 17


нить произношение уже имеющихся звуков необходимо, но это еще не все.

Следует отвести специальное время на развитие фонематическо­го восприятия, т. е. на упражнения в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также на развитие слуховой памяти.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприя­тия должно сочетаться с развитием анализа и синтеза звукового со­става речи.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на чет­кие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способ­ствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет громадное значение для подготовки к обучению грамоте. Таким образом, вве­дя в разрабатываемую нами систему упражнения, имеющие в виду анализ и синтез звукового состава слова, мы предполагали одно­временно решить две задачи — ускорить процесс фонемообразова-ния и подготовить детей к усвоению грамоты. Эти две задачи близ­ки, но не идентичны. В самом деле, для овладения устной речью было бы достаточно после постановки звуков наряду с тренировоч­ными упражнениями, направленными на закрепление произноше­ния, научить детей различать звуки и находить их в составе слова. При этом следовало бы отрабатывать только те звуки, которые не­правильно произносятся или неправильно употребляются в речи.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синте-тическим звуковым методом, кроме всего перечисленного, необходи­мо еще научить их следующему: различать между собой любые зву­ки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из со­става слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять звуки в слоги и слова; определять последовательность звуков в сло­ве; членить предложение на слова.

При разработке конкретной методики обучения следовало рас­положить материал так, чтобы он был пригоден для решения всех поставленных задач, т. е. чтобы в процессе развития звукопроизно-шения одновременно и на том же звуковом материале можно было проводить упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова.

Разрабатываемая система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также и овладение детьми ее элементами. Однако обучение грамоте начинается только после уст­ных упражнений (4,5—5 месяцев), имеющих в виду овладение зву­ковым составом языка. За это время изучаются почти все звуки ре­чи и все основные дифференцировки (взрывные — фрикативные, звонкие — глухие, свистящие — шипящие, мягкие — твердые, плав­ные— вибранты). Кроме того, дети овладевают в определенном объеме анализом и синтезом звукового состава речи. После такой подготовки они легко и быстро овладевают слоговым чтением и са­мостоятельным письмом.

Учитывая нередко наблюдаемую у детей рассматриваемой груп­пы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в си-


стеме обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамма­тически правильной речи в соответствии с требованиями програм­мы и существующими методами развития речи и обучения родному языку в детском саду.

При разработке системы обучения учтено и относительное недо­развитие произвольного внимания. Уже сама организация логопе­дической работы — частичная замена индивидуальных и групповых занятий фронтальными, явилась наиболее благоприятной формой для развития внимания. Кроме того, в системе обучения предусмот­рен целый ряд специальных упражнений, направленных на развитие у детей внимания в широком смысле этого слова и внимания к зву­ковой стороне речи.

Многие считают, что материал, который усваивают дети на за­нятиях по произношению, сух и не интересен. Так это и бывает в тех случаях, когда работу над произношением сводят к механической тренировке произносительных навыков. Логопед и воспитатель мо­гут сделать занятия по произношению интересными для детей. Для этого в первую очередь необходимо придать процессу овладения фонетической системой осознанный характер. В этом возрасте у де­тей особенно развита чуткость и восприимчивость к звуковому со­ставу языка. При нормальном речевом развитии, как отмечает А. Н. Гвоздев, «внимание ребенка нередко направлено в сторону произношения и... круг детских наблюдений в этой области доволь­но широк... и уже в раннем возрасте (от двух-трех. лет), — помимо непосредственного подражания, начинает играть роль и сознатель­ное стремление ребенка к усвоению звуковой стороны речи; он со­знает имеющиеся у него недостатки, нередко намеренно упражняет­ся в усвоении нового звука» '.

У детей с недостатками речи желание научиться правильно про­износить слова и входящие в них звуки особенно велико. Используя это естественное стремление, в процессе обучения произношению следует пробуждать познавательный интерес, активизировать мысль, постоянно ставить посильные и в то же время требующие известного напряжения задачи.

Развитию у детей интереса к занятиям и формированию потреб­ности изучать звуковую сторону речи помогает использование раз­личных игр и игровых приемов.

Однако наряду с созданием внешней занимательности при ус­воении тех или иных знаний многие задания предлагаются детям в самой серьезной, учебной форме: так осуществляется большинство упражнений в составлении схем слова, выполнение различных за­даний, связанных с усвоением чтения и письма и т. п.

1 А. Н. Г в о з д е в. Вопросы изучения детской речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.


 


18


2*


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Правильная организация логопедического процесса определяет качество коррекционной работы, имеющей целью исправление недо­статков речи.

Под правильной организацией имеется в виду: своевременное обследование детей, рационально составленное расписание занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соот­ветствии с общим планом, наличие планов фронтальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособия­ми, совместная работа логопеда и воспитателей группы.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

       Принятые в группу дети подвергаются тщательному логопедиче­скому обследованию.

       На каждого ребенка заводится тетрадь (общая), в которую за­писываются результаты обследования, индивидуальный план рабо­ты и задания воспитателям и родителям.

       На обследование детей логопед выделяет две первые недели. В дальнейшем данные обследования могут пополняться в результа­те наблюдений за ребенком во время занятий. Одновременно начи­нается работа по коррекции произношения, а также ведутся фрон­тальные занятия в соответствии с планом, о котором будет сказано ниже.

       Обследование проводится по плану, предусмотренному специ­альной речевой картой.

Речевая карта

Дата поступления ребенка в группу...................................................

Фамилия, имя.......................................................................................

Возраст.................................................................................................

Домашний адрес..................................................................................

Из какого сада направлен (№, адрес)...............................................

Жалобы родителей............................................................................

Данные о ходе речевого развития.......................................................

Слух......................................................................................................

Умственное развитие ребенка......................................................

20

Внимание, работоспособность.........................................................


Общее звучание речи (темп, голос, внятность, дыхание) Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)

Произношение и различение звуков...................................................

Произношение слов сложного слогового состава.............................

Анализ и синтез звукового состава речи...........................................

Грамматический строй речи...............................................................

Словарь............................................................................................

В первую очередь записываются необходимые формальные данные.

Графа жалобы родителей может быть заполнена на ос­новании опроса родителей или педагогической характеристики, представленной детским садом, направившим ребенка в речевую группу.'

Графа данные о ходе речевого развития обычно заполняется со слов матери. В ней отмечается, как протекало раз­витие речи ребенка с раннего детства до поступления в группу: ког­да появились первые слова, фразы, какие наблюдались затрудне­ния и т. д. Отмечается, обращалась ли раньше мать к логопедиче­ской помощи, если да, то сколько времени проводились занятия, с каким результатом. В этой же графе отмечаются особенности рече­вой среды (многоязычье, длительное пребывание ребенка в ясель­ных и дошкольных учреждениях закрытого типа и т. п.), а также различные обстоятельства, препятствовавшие нормальному разви­тию речи (болезни, травмы и т. п.).

Графа слух. Несмотря на то, что отборочные комиссии не должны пропускать в речевые группы детей со сниженным слу­хом, имеют место ошибки, особенно если снижение слуха незначи­тельное.

Логопед проверяет слух у всех без исключения детей. Слух счи­тается нормальным, если ребенок слышит отдельные слова, сказан­ные шепотом на расстоянии 6—7 м от ушной раковины (ребенок при этом ставится спиной к лицу, проводящему обследование).

Возможность слышать речь разговорной громкости не дальше чем на расстоянии от 6 до 8 метров от ушной раковины и шепотную речь на расстоянии от 3 до 6 метров указывает на легкую степень снижения слуха. Если ребенок слышит речь разговорной громкос­ти на расстоянии от 4 до 6 метров, а шепот на расстоянии 1—3 мет­ров,— речь идет об умеренной степени снижения слуха. При зна­чительной степени снижения слуха ребенок слышит речь разговор­ной громкости на расстоянии от 2 до 4 метров, а шепот на расстоя­нии одного метра. При тяжелом снижении слуха ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 0 до 2 метров, а ше­пот от 0 до 0,5 метра.

Детей со сниженным слухом следует выводить из речевых групп в детские сады соответствующего профиля.

Графа общее развитие заполняется на основании обсле­дования и наблюдения за ребенком во время занятий.

21


Дети со сниженным интеллектом не подлежат приему в группы для детей с недоразвитием фонетической стороны речи, где обуча­ются дети с недостатками произношения. Однако среди интеллек­туально полноценных детей могут быть дети с различным уровнем развития. Нередко дети с фонематическим недоразвитием, стес­няясь своего дефекта, становятся молчаливыми, замкнутыми; во время занятий (имеются в виду занятия в детском саду) они стараются не отвечать на вопросы, не принимать участия в общей работе. Не удивительно, что их развитие несколько задерживается. Задача логопеда заключается в том, чтобы выявить таких детей и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Обследование начинается с беседы.

Вначале задаются вопросы, на которые легко ответить: Как те­бя зовут? Кто тебя к нам привез? Есть ли у тебя брат? Какие у те­бя есть игрушки? Используя картинки, логопед задает ряд вопро­сов, ответы на которые покажут, как ребенок ориентируется в окру­жающем. Так, например, показав ребенку картинку, на которой изображена зима и зимние забавы детей, можно задать такие во­просы: Какое время года здесь нарисовано? А почему ты догадался, что это зима? Или, показав картинку, на которой изображены два-три вида транспорта, можно спросить: А на чем еще можно ездить? Путем наводящих вопросов (А если надо очень быстро попасть е другой город? А если на пути большое озеро или море? и т. п.) сле­дует постараться добиться наиболее полного ответа.

Кроме беседы, можно использовать следующие приемы.

Определение последовательности действия. Используются кар­тинки (4—5 штук) с изображением развивающегося в определенной последовательности сюжета, например: мальчик и девочка поку­пают шар; дети с шаром проходят мимо скамейки, на которой сидит пионер; шар улетел и запутался в ветках дерева; пионер достает шар; пионер отдает шар детям.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки (кар­тинки предварительно перемешиваются) и разложить их в нужной последовательности. Затем ребенок составляет рассказ.

Счет. Ребенку 6—7 лет обычно доступен пересчет предметов в пределах 10, правильное соотнесение названия с количеством в пре­делах 5—6, в этом же пределе решение простейших арифметических задач, например: «У тебя было три конфеты, а я тебе дала еще одну. Сколько у тебя будет конфет?»

Можно задать и такие вопросы: Сколько у тебя глаз? А у меня? Сколько пальцев на руке? Сколько ног у курицы? А у собаки? Сколько колес у легковой машины? А у велосипеда?

В случае выявления затруднений в счете ребенку необходимо в дальнейшем уделить особое внимание во время занятий по счету, я иногда и организовать дополнительные занятия (с воспитателем).

С помощью предметных картинок выясняется, может ли ребе­нок объединять предметы в определенные группы (животные, ово­щи, посуда,транспорт, мебель и т. п.). Для этого ему дают ряд кар-


тинок (все картинки перемешиваются) и предлагают разложить их по группам. (Что к чему подходит?) В случае затруднения логопед показывает, как это делается. В большинстве случаев ребенку 6—7 лет такое задание доступно. Если после объяснения и показа ребенок все же не справляется с заданием, то задача облегчает­ся — ему предлагается разложить картинки, на которых изображе­ны предметы, относящиеся к 2—3 наиболее различающимся груп­пам (например, овощи, животные, мебель).

Можно дать сложить кубики или разрезанные на 6—8 частей предметные или сюжетные рисунки. Это задание также не должно вызвать затруднений. Если оно оказывается недоступным, то сле­дует дать картинки, разрезанные на 4 части.

Если предполагается умственная отсталость, то ребенок направ­ляется к врачу-психоневрологу. При диагнозе «олигофрения» ребе­нок подлежит выводу из речевой группы.

Графа внимание, работоспособность заполняется постепенно, по мере накопления наблюдений как в процессе обсле­дования, так и в процессе занятий.

Графа общее звучание речи (темп, голос, разборчи­вость, артикуляция, дыхание) частично может быть заполнена на основании проведенной в начале обследования беседы. Можно так­же предложить ребенку прочитать стихотворение или рассказать знакомую сказку.

При заполнении графы состояние артикуляционно­го аппарата выясняется, имеются ли отклонения в строении и подвижности речевого аппарата.

В процессе обследования строения речевого аппарата логопед записывает в карту следующие данные:

Губы (толстые, короткие, расщепление верхней губы и т. п.).

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные без промежутков между ними, отсутствуют резцы и т. п.).

Прикус (открытый передний, открытый боковой, глубо­кий и т. п.).

Челюсти (верхняя или нижняя) выдвинуты вперед.

Нёбо (высокое, узкое, плоское, укороченное).

Язык (массивный, маленький, укороченная уздечка и т. п.).

С целью выявления особенностей моторики артикуляционного аппарата логопед предлагает ребенку по подражанию, а затем по словесной инструкции произвести определенные движения.

При выявлении подвижности губ: вытянуть губы вперед хобот­ком и растянуть их в улыбку.

При выявлении подвижности языка: высунуть язык изо рта и втянуть его глубоко в рот, загнуть кончик языка вверх и вниз, по­казать язык широким, распластанным и узким.

При выявлении подвижности мягкого нёба — поднять и опустить (произношение звука а при широко открытом рте).

Графа произношение и различение звуков. Обсле­дование характера произношения звуков целесообразно проводить


 


22


23


по группам, объединяя в одну группу звуки, близкие по акустиче­ским или артикуляционным признакам и поэтому смешиваемые в речи и недостаточно различимые на слух.

При обследовании произношения выделяются следующие груп­пы звуков:

1. Гласные (а, о, у, э, ы, и).

2. Свистящие, шипящие, аффрикаты (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ) и звуки ть и дь.

3. Соноры (н, н\ м, м\ р, рь, л, ль и йот).

4. Глухие и звонкие (парные) в мягком и твердом звучании (пб, тд, к—г, фв, сз, шж).

5. Взрывные и фрикативные: х).

При обследовании произношения каждой группы или пары зву­ков логопед отмечает: 1) как ребенок произносит звуки вне речи; 2) как ребенок пользуется звуками в речи; 3) как ребенок разли­чает звуки.

1) Как ребенок произносит звуки вне речи.

Для выяснения этого вопроса ребенку предлагается произнести звук, прямой слог или простое по слоговому составу слово, начина­ющееся на проверяемый звук Аня, сасад). Проверка про­изношения звуков вне речи необходима для составления плана исправления (или воспитания) артикуляции звуков.

При обследовании произношения гласных звуков обращается внимание на звук ы. Это единственный звук из числа шести глас­ных русского языка, который часто произносится неправильно. Не­достаточность при произнесении остальных гласных звуков обыч­но заключается в нечетком их произношении вследствие вялой ар­тикуляции губ, языка, нижней челюсти.

Покажем, как проводится обследование на примере шипящих и свистящих звуков.

При обследовании произношения согласных звуков ребенку предлагается произнести твердый звук с гласными а и у (сасад, сусуп), мягкий звук с гласными и я у (сиСима, сюсюда) и звук в обратном слоге — асась.

В карте отмечается, произносит ли ребенок звук правильно, или искаженно, или замещает другим звуком, или произносит два зву­ка одинаково.

Приведем несколько примеров записи (при обследовании) про­
изнесения свистящих и шипящих звуков.                                        

Звук произносит правильно:

с +

ш +.

Звук отсутствует (как правило, заменяется более простым по артикуляции):

ш = с\ с = т, ц — т, ш = ф.

1 Черточка показывает, что данный звук произносится искаженно.


Оба звука произносятся одинаково (т. е. процесс дифференциа­ции этих звуков еще не произошел):

с сь     полумягкое с.                 ч -ть мягкое ч.   

с -ц } межзубное с.                              ш-с } мягкое ш.

2) Как ребенок пользуется звуками в речи.

Проверив произношение всех звуков обследуемой группы вне ре­чи логопед выясняет, как ребенок произносит эти звуки в самостоя­тельной речи. Необходимо отметить, что умение произносить звуки вне речи еще не означает, что ребенок различает эти звуки со сход­ными и правильно употребляет их в речи. Нередко, умея правильно произносить звук, ребенок в речи смешивает его с другим звуком, заменяет каким-либо звуком, опускает, а иногда искажает. На это и надо обратить внимание при обследовании.

Выясняя, как ребенок пользуется проверяемыми звуками в са­мостоятельной речи, логопед предлагает ему прочесть стихотворе­ние и, внимательно вслушиваясь в речь ребенка, записывает при­меры произношения' слов с проверяемыми звуками. Можно так­же предложить ребенку повторить предложение или небольшое сти­хотворение.

Приведем в виде примера несколько предложений и стихотво­рений, которые могут быть использованы при проверке произноше­ния свистящих и шипящих звуков.

                                           с-ш     Саша уступил место старушке,

сь-ц-ч-щ Черный щенок сидит на цепи,
с-с'-ч-щ     Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

з-ш-ж-щ-ц Этой щеткой чищу брюки, Этой щеткойбашмаки. Этой щеткой чищу зубы, Все три щетки мне нужны.

с-ш-ч-тъ   Птички улетели,

Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи.

В результате проверки в карте появляются примерно такие за­писи: тивстик (часовщик); плисулив (прищурив); сойниска (сол­нышко); штарушка (старушка) и т. п.

Смешение звуков в речи, одинаковое произношение групп или пар звуков, замена одних звуков другими — показатели недостаточ­ного различения звуков.

3) Как ребенок различает звуки.

Кроме выявления особенностей звукопроизношения, логопед проверяет, как ребенок различает звуки на слух. С этой целью детям могут быть предложены следующие задания:


 


24


25


Повторение слогов с оппозиционными звуками, например: саша, шащаса (при условии, что звуки с и ш вне речи ребенком произносятся), чаща, чащача, тяча, сусю и т. п. Ответы детей записываются.

Пользуясь предметными картинками, ребенок должен отобрать слова, начинающиеся на определенный звук. Так, например, при отборе слов, начинающихся на звук с, ребенку дают картинки, на которых изображены сани, сумка, сапоги, самолет, шапка, шишки, шарф, шуба, чайник, чулки, чашка, чемодан, цапля, цветы, цыпле­нок, зайка, зубы, замок, зонт (все картинки предварительно пере­мешивают). Ребенок сам называет картинки и откладывает отдель­но те, название которых начинается на звук с. После того как ре­бенок разложит все картинки, логопед записывает результаты, на­пример: «На звук с отобраны следующие картинки: сани, шишка, цыпленок, сумка» и т. д. Это задание дается только тем детям, ко­торые в состоянии осуществить подбор слов, начинающихся на определенный звук.

В такой же последовательности, как это показано на примере об­следования свистящих и шипящих звуков, обследуются и другие группы звуков.

Следующая группа — соноры р, р', л, л', м, м', н, н' и звук йот. Звуки н, н', м и ж' редко подвергаются искажению, исключая меж­зубное произношение звуков н и н', на что и надо обратить внимание. Кроме того, необходимо проверить, достаточно ли твердо произ­носятся звуки ними достаточно ли мягко — звуки н' и м'. С этой целью, как уже указывалось, звуки произносятся с гласными ы, и и гласным у, т. е. ны, ни, ну, ню я в обратном слоге — анан'. Произношение звука йот проверяется в прямом слоге с гласными а и у, т. е. йа (я) и йу (ю) и в обратном — ай. Обращается также внимание на произношение звука йот в условиях стечения, что не­редко затрудняет детей. С этой целью для повторения даются сле­дующие слова и предложения: белье, перья, стулья; Лена пьет мо­локо; Коля и Петябратья.

Произношение звуков р, р', л, л', которые часто искажаются, тщательно проверяется.

Для выявления недостатков самостоятельной речи ребенка мож­но использовать следующий текст:

р-р'-л-л.            Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли, В гости в первый день недели К нам синицы, прилетели.

Следующая группа — глухие и звонкие, т. е. звуки п —б; г— д; кг; фв; с—з в твердом и мягком звучании и звуки шж.

Факт искажения звуков с— с', зз', ш, ж, т' фиксируется при обследовании свистящих и шипящих. Звуки п, т, к, ф, б, д, г, в ред­ко произносятся искаженно. Если все же имеется искажение этих звуков, например, вместо к и г наблюдается взрыв сомкнутых голо-


совых связок, то это фиксируется в карте. Иногда искаженно про­износятся только мягкие звуки, так, например, может быть боковое произношение звуков к' и г', поэтому необходимо произношение не только твердых, но и мягких звуков. В то же время часто все звон­кие звуки или только взрывные не произносятся вовсе — в речи их заменяют парные глухие. Иногда ребенок произносит звуки в изо­лированном виде, но не произносит их в речи, а если и употребляет, то редко или с недостаточным озвончением. Поэтому следует тща­тельно проверять умение различать пары звонких и глухих звуков. Следует обращать внимание на то, как звуки произносятся в соста­ве речевого потока. При этом используются примерно такие предло­жения и тексты:

з-б                    У Зины болят зубы.

г-к; с-з; б        Галка свила гнездо на березе.

с-з, ш-ж, т-д Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

Кроме того, детям предлагается повторить слоги с парными зву­ками: паба, тадата, заса и т. п.

Следует еще проверить, как произносится проторный звук х, и установить, нет ли смешений х со взрывным звуком к, что иногда наблюдается у детей с фонематическим недоразвитием.

Приведем примерный материал, который можно использовать при выявлении недостатков произношения к и х:

У Коли болит ухо. Утенок покрыт пухом. На елке засох сук.

к-х                   Мягкий снег, как пух,

Как рой белых мух, Хлопьями валит.

Под ногой хрустит.

Для повторения даются слоги типа: ка-ха, ка-ха-ка.

Заполняя графу анализ звукового состава речи, логопед выясняет, доступны ли ребенку следующие формы анализа:

а) Выделение ударного гласного из начала слова. Эта наиболее
легкая форма анализа в норме доступна детям с 4—5 лет. Для вы­
деления звука предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля.

б) Выделение согласного из начала слова. Это более трудная
форма анализа. В норме она доступна примерно 60% детей стар­
шего дошкольного возраста; иногда требуются некоторые предва­
рительные пояснения и тренировка. Детям с фонематическим не­
доразвитием это в большинстве случаев недоступно — они или на
зывают слог, или не понимают вопроса, иногда они повторяют все
слово или его большую часть.


 


26


27


Для выделения первого звука подбираются слова с разными со­четаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша и т. п.

в) Выделение конечного согласного из легких слов типа мак,
кот, лук, нос, душ.
Часто и эта форма анализа очень затрудняет
детей с фонематическим недоразвитием.

г) Выделение конечного гласного (ударного) из слов типа мука,
луна, шары.
В этом случае логопед задает примерно такие вопро­
сы: «В слове мука есть звук а? А в слове луна?»

Дети с фонематическим недоразвитием редко справляются с этими формами анализа.

Графа произношение слов сложного слогового состава.

У некоторых детей, наряду с неправильным произношением зву­ков, наблюдаются сшибки при произнесении многосложных слов или трудных словосочетаний. Если такого рода затруднения вы­ступают резко, т. е. дети часто искажают слова, опуская или пере­ставляя слоги и звуки (например: лисипед вместо велосипед, мица-ней вместо милиционер, таитита вместо строительство, деверо вмес­то дерево и т. п.), необходимо учесть это при составлении индивиду­альных планов.

Примеры искаженного произношения слов записываются в кар­ту в процессе проверки звукопроизношения. Кроме того, можно предложить ребенку повторять за логопедом отдельные слова или предложения и тексты, в которые включены многосложные слова. Например: строительство, аквариум, милиционер, градусник. На елке зажглись разноцветные электрические лампочки. Саше понра­вился пластмассовый кораблик.

Сшили Тане сарафанчикНет такого у подруг; Ярко-желтый одуванчик, Колокольчики вокруг и т. п.

Графа грамматический строй речи.

У детей с фонематическим недоразвитием нередко наблюдается некоторое отставание в формировании грамматического строя языка. Однако не всегда в ходе беседы с ребенком в его речи уда­ется обнаружить аграмматизм. Приходится применять специальные приемы, позволяющие определить уровень речевого развития ре­бенка. Вместе с тем следует учитывать, что с помощью рекомендуе­мых приемов можно составить лишь приблизительное представле­ние о состоянии речи ребенка.

В дальнейшем, в процессе живого общения с ребенком и наблю­дений за ним, это первоначальное представление будет уточняться.

Опишем некоторые из используемых приемов.

1) Составление рассказа или пересказ.

О составлении рассказа по серии картинок уже говорилось вы-


ше. Можно также предложить ребенку составить рассказ по сюжет­ной картинке или рассказать знакомую сказку. 2) Задания на словоизменение.

а) Употребление существительных единственного и множествен­
ного числа в различных падежах.

Ребенку предлагается отвечать на вопросы. При этом исполь­зуются специально подобранные картинки.

«Откуда идут дети?» (Из леса, из школы)1.

«На кого смотрят дети?» (На слона, на медведя, на обезьян, на уток, на лебедей и т. п.)

«Чем девочка ест суп?» (Ложкой.)

«Чем мальчик режет хлеб?» (Ножом.)

«С кем играет девочка?» (С котенком, с котятами.)

«Чем покрыт стол?» (Скатертью, клеенкой.)

«За чем дети идут в лес?» (За ягодами, за грибами, за цветами, за желтыми листьями и т. п.)

«Где спит кошка?» (На стуле, под стулом, около дивана и т. п.)

б) Образование форм родительного падежа множественного чи­
сла существительных.

Материал для обследования — картинки с изображением пред­метов или предметы.

Проверка организуется таким образом.

Ребенку показывают картинку, на которой изображен лес. Затем задают вопрос: «Чего в лесу много?» (Деревьев, кустов, елок, цве­тов, ягод, грибов, листьев и т. п.) Можно спросить: «Чего много в этой комнате»? (Столов, стульев, карандашей, книг, тетрадей, окон, ламп и т. п.)

Ребенок с хорошо развитой речью обычно не делает ошибок или допускает 1—2 ошибки на 10—12 слов, неправильно образуя окончания родительного падежа — ягодов, окнов и т. п. Большое ко­личество неправильных ответов, особенно замена окончаний роди­тельного падежа окончанием множественного числа именительно­го падежа (много окны, много лампы и т. п.), указывает на низкий уровень речевого развития.

в) Преобразование единственного числа имен существительных
во множественное.

Логопед предлагает ребенку поиграть так: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Я скажу стол, а ты — столы, я ска­жу рука, а ты — руки». Когда ребенок поймет задание, ему предла­гается для образования множественного числа примерно такой ряд: коза, глаз, стул, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей. Коли­чество допускаемых ошибок не должно превышать 2—3.

г) Употребление в речи предлогов.

Целесообразно специально проверить, какими предлогами поль­зуется ребенок в своей речи. При хорошем речевом развитии ре-

В скобках даны предполагаемые ответы.


 


28


29


бенок 6—7 лет пользуется большим количеством простых предлогов, например, нц, у, в, под, над, около, из, с, к, а также сложными предлогами из-под, из-за.

При обследовании ребенку предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (На коробке.) «А теперь?» (В коробке.) «Откуда я взяла карандаш?» (Из коробки.) «Откуда упал карандаш?» (Со стола.) «Где теперь карандаш?» (Под сто­лом, под коробкой.) Ребенку предлагается достать карандаш, одновременно логопед задает вопрос: «Откуда ты достал каран­даш?» (Из-под стола, из-под коробки.) Так же проверяется наличие предлогов за (карандаш кладется за коробку) и из-за.

Неумение пользоваться только двумя предлогами из-под и из-за уже настораживает логопеда. Если же ребенок неправильно упо­требляет и ряд других предлогов, например, вместо со стола гово­рит из стола или вместо под коробкойпо коробке, — это является одним из показателей недостаточного речевого развития.

3) Словообразование.

а) Образование уменьшительной формы существительных.
Логопед предлагает ребенку «поиграть» так: «Я буду говорить

про большие предметы, а ты про маленькие; если я скажу стол, ты говори столик; если я скажу шапка, ты говори шапочка». Когда ре­бенок поймет задание, ему предлагается для образования уменьши­тельной формы существительных примерно следующий ряд слов: сумка, гнездо, ковер, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.

б) Образование прилагательных от существительных.
Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул

(шкаф, доска и т. п.)?» (Из дерева.) «Значит, он какой?» (Деревян­ный.) Если ребенок затрудняется, ему подсказывается ответ: «Стул деревянный, стол тоже какой?..» (Деревянный.) «А гвоздь из чего сделан?» (Из железа.) «Значит, он какой?» (Железный.) Так же ребенок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло.

Графа словарь.

На основании всего предыдущего логопед уже может судить о словаре ребенка. Кроме того, ребенку могут быть предложены спе­циальные задания:

а) Назвать предметы по картинкам или по непосредственному
предъявлению (например: ресницы, брови, локоть, плечо, калитка,
беседка, клумба, хобот, когти, ракета, спутник).

б) Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади,
курицы, утки, волка, лисы, медведя.

в) Подобрать слова с противоположным значением к словам:
большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, свет­
лый, высокий, старший.
Слова можно включать в состав предложе­
ния: Этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?


ПЛАН РАБОТЫ

На основании данных обследования, с учетом общего плана обу­чения (см. ниже), составляются планы индивидуальной работы с каждым ребенком.

В плане указывается, какие именно звуки нуждаются в коррек­ции и намечаются сроки их постановки с таким расчетом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальных занятиях до­биться правильного его произношения и первоначального закрепле­ния на материале слогов, слов, несложных текстов.

Отмечается также, какие звуки ребенок смешивает, опускает или замещает в речи.

Учитываются и все другие затруднения ребенка, касающиеся произношения многосложных слов, анализа звукового состава слова, словаря, грамматического строя речи.

Кроме того, при составлении плана работы необходимо учиты­вать общее развитие ребенка, его работоспособность.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Предлагаемая система подготовки к обучению в школе детей с несформировавшимся звукопроизношением требует четкой органи­зации жизни детей во время их пребывания в детском саду. Со­вмещение специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований, естественно, при­водит к дополнительной нагрузке на детей. И только очень четкое соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выпол­нить все стоящие перед этими группами задачи. Важно также пра­вильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем.

Для дошкольных групп для детей с недоразвитием фонетиче­ской стор


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.