История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-08-07 | 41 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В секторе логопедии Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР разработана система обучения детей старшего дошкольного возраста с фонематическим недоразвитием в условиях пребывания их в специальных детских садах или специальных группах для детей с недоразвитием фонетической стороны речи. Система рассчитана на десятимесячное (исключая занятия в летнее время) пребывание детей в специальных группах. Дети подготавливаются к обучению в массовой школе.
Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой — подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синте-тическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты.
В общем виде решение этих задач сводится к следующему. В первую очередь с помощью специальных логопедических приемов должны быть поставлены звуки или уточнена артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является при этом лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Исправить произношение звуков или уточ-
16
2 Г. А. Каше 17
нить произношение уже имеющихся звуков необходимо, но это еще не все.
Следует отвести специальное время на развитие фонематического восприятия, т. е. на упражнения в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также на развитие слуховой памяти.
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия должно сочетаться с развитием анализа и синтеза звукового состава речи.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет громадное значение для подготовки к обучению грамоте. Таким образом, введя в разрабатываемую нами систему упражнения, имеющие в виду анализ и синтез звукового состава слова, мы предполагали одновременно решить две задачи — ускорить процесс фонемообразова-ния и подготовить детей к усвоению грамоты. Эти две задачи близки, но не идентичны. В самом деле, для овладения устной речью было бы достаточно после постановки звуков наряду с тренировочными упражнениями, направленными на закрепление произношения, научить детей различать звуки и находить их в составе слова. При этом следовало бы отрабатывать только те звуки, которые неправильно произносятся или неправильно употребляются в речи.
|
Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синте-тическим звуковым методом, кроме всего перечисленного, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять звуки в слоги и слова; определять последовательность звуков в слове; членить предложение на слова.
При разработке конкретной методики обучения следовало расположить материал так, чтобы он был пригоден для решения всех поставленных задач, т. е. чтобы в процессе развития звукопроизно-шения одновременно и на том же звуковом материале можно было проводить упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова.
Разрабатываемая система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также и овладение детьми ее элементами. Однако обучение грамоте начинается только после устных упражнений (4,5—5 месяцев), имеющих в виду овладение звуковым составом языка. За это время изучаются почти все звуки речи и все основные дифференцировки (взрывные — фрикативные, звонкие — глухие, свистящие — шипящие, мягкие — твердые, плавные— вибранты). Кроме того, дети овладевают в определенном объеме анализом и синтезом звукового состава речи. После такой подготовки они легко и быстро овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.
|
Учитывая нередко наблюдаемую у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в си-
стеме обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи в соответствии с требованиями программы и существующими методами развития речи и обучения родному языку в детском саду.
При разработке системы обучения учтено и относительное недоразвитие произвольного внимания. Уже сама организация логопедической работы — частичная замена индивидуальных и групповых занятий фронтальными, явилась наиболее благоприятной формой для развития внимания. Кроме того, в системе обучения предусмотрен целый ряд специальных упражнений, направленных на развитие у детей внимания в широком смысле этого слова и внимания к звуковой стороне речи.
Многие считают, что материал, который усваивают дети на занятиях по произношению, сух и не интересен. Так это и бывает в тех случаях, когда работу над произношением сводят к механической тренировке произносительных навыков. Логопед и воспитатель могут сделать занятия по произношению интересными для детей. Для этого в первую очередь необходимо придать процессу овладения фонетической системой осознанный характер. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к звуковому составу языка. При нормальном речевом развитии, как отмечает А. Н. Гвоздев, «внимание ребенка нередко направлено в сторону произношения и... круг детских наблюдений в этой области довольно широк... и уже в раннем возрасте (от двух-трех. лет), — помимо непосредственного подражания, начинает играть роль и сознательное стремление ребенка к усвоению звуковой стороны речи; он сознает имеющиеся у него недостатки, нередко намеренно упражняется в усвоении нового звука» '.
У детей с недостатками речи желание научиться правильно произносить слова и входящие в них звуки особенно велико. Используя это естественное стремление, в процессе обучения произношению следует пробуждать познавательный интерес, активизировать мысль, постоянно ставить посильные и в то же время требующие известного напряжения задачи.
|
Развитию у детей интереса к занятиям и формированию потребности изучать звуковую сторону речи помогает использование различных игр и игровых приемов.
Однако наряду с созданием внешней занимательности при усвоении тех или иных знаний многие задания предлагаются детям в самой серьезной, учебной форме: так осуществляется большинство упражнений в составлении схем слова, выполнение различных заданий, связанных с усвоением чтения и письма и т. п.
1 А. Н. Г в о з д е в. Вопросы изучения детской речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
18
2*
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
В СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ
Правильная организация логопедического процесса определяет качество коррекционной работы, имеющей целью исправление недостатков речи.
Под правильной организацией имеется в виду: своевременное обследование детей, рационально составленное расписание занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом, наличие планов фронтальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями, совместная работа логопеда и воспитателей группы.
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Принятые в группу дети подвергаются тщательному логопедическому обследованию.
На каждого ребенка заводится тетрадь (общая), в которую записываются результаты обследования, индивидуальный план работы и задания воспитателям и родителям.
На обследование детей логопед выделяет две первые недели. В дальнейшем данные обследования могут пополняться в результате наблюдений за ребенком во время занятий. Одновременно начинается работа по коррекции произношения, а также ведутся фронтальные занятия в соответствии с планом, о котором будет сказано ниже.
Обследование проводится по плану, предусмотренному специальной речевой картой.
Речевая карта
Дата поступления ребенка в группу...................................................
Фамилия, имя.......................................................................................
|
Возраст.................................................................................................
Домашний адрес..................................................................................
Из какого сада направлен (№, адрес)...............................................
Жалобы родителей............................................................................
Данные о ходе речевого развития.......................................................
Слух......................................................................................................
Умственное развитие ребенка......................................................
20 |
Внимание, работоспособность.........................................................
Общее звучание речи (темп, голос, внятность, дыхание) Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)
Произношение и различение звуков...................................................
Произношение слов сложного слогового состава.............................
Анализ и синтез звукового состава речи...........................................
Грамматический строй речи...............................................................
Словарь............................................................................................
В первую очередь записываются необходимые формальные данные.
Графа жалобы родителей может быть заполнена на основании опроса родителей или педагогической характеристики, представленной детским садом, направившим ребенка в речевую группу.'
Графа данные о ходе речевого развития обычно заполняется со слов матери. В ней отмечается, как протекало развитие речи ребенка с раннего детства до поступления в группу: когда появились первые слова, фразы, какие наблюдались затруднения и т. д. Отмечается, обращалась ли раньше мать к логопедической помощи, если да, то сколько времени проводились занятия, с каким результатом. В этой же графе отмечаются особенности речевой среды (многоязычье, длительное пребывание ребенка в ясельных и дошкольных учреждениях закрытого типа и т. п.), а также различные обстоятельства, препятствовавшие нормальному развитию речи (болезни, травмы и т. п.).
Графа слух. Несмотря на то, что отборочные комиссии не должны пропускать в речевые группы детей со сниженным слухом, имеют место ошибки, особенно если снижение слуха незначительное.
Логопед проверяет слух у всех без исключения детей. Слух считается нормальным, если ребенок слышит отдельные слова, сказанные шепотом на расстоянии 6—7 м от ушной раковины (ребенок при этом ставится спиной к лицу, проводящему обследование).
Возможность слышать речь разговорной громкости не дальше чем на расстоянии от 6 до 8 метров от ушной раковины и шепотную речь на расстоянии от 3 до 6 метров указывает на легкую степень снижения слуха. Если ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 4 до 6 метров, а шепот на расстоянии 1—3 метров,— речь идет об умеренной степени снижения слуха. При значительной степени снижения слуха ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 2 до 4 метров, а шепот на расстоянии одного метра. При тяжелом снижении слуха ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 0 до 2 метров, а шепот от 0 до 0,5 метра.
|
Детей со сниженным слухом следует выводить из речевых групп в детские сады соответствующего профиля.
Графа общее развитие заполняется на основании обследования и наблюдения за ребенком во время занятий.
21
Дети со сниженным интеллектом не подлежат приему в группы для детей с недоразвитием фонетической стороны речи, где обучаются дети с недостатками произношения. Однако среди интеллектуально полноценных детей могут быть дети с различным уровнем развития. Нередко дети с фонематическим недоразвитием, стесняясь своего дефекта, становятся молчаливыми, замкнутыми; во время занятий (имеются в виду занятия в детском саду) они стараются не отвечать на вопросы, не принимать участия в общей работе. Не удивительно, что их развитие несколько задерживается. Задача логопеда заключается в том, чтобы выявить таких детей и в дальнейшем обратить на них особое внимание.
Обследование начинается с беседы.
Вначале задаются вопросы, на которые легко ответить: Как тебя зовут? Кто тебя к нам привез? Есть ли у тебя брат? Какие у тебя есть игрушки? Используя картинки, логопед задает ряд вопросов, ответы на которые покажут, как ребенок ориентируется в окружающем. Так, например, показав ребенку картинку, на которой изображена зима и зимние забавы детей, можно задать такие вопросы: Какое время года здесь нарисовано? А почему ты догадался, что это зима? Или, показав картинку, на которой изображены два-три вида транспорта, можно спросить: А на чем еще можно ездить? Путем наводящих вопросов (А если надо очень быстро попасть е другой город? А если на пути большое озеро или море? и т. п.) следует постараться добиться наиболее полного ответа.
Кроме беседы, можно использовать следующие приемы.
Определение последовательности действия. Используются картинки (4—5 штук) с изображением развивающегося в определенной последовательности сюжета, например: мальчик и девочка покупают шар; дети с шаром проходят мимо скамейки, на которой сидит пионер; шар улетел и запутался в ветках дерева; пионер достает шар; пионер отдает шар детям.
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки (картинки предварительно перемешиваются) и разложить их в нужной последовательности. Затем ребенок составляет рассказ.
Счет. Ребенку 6—7 лет обычно доступен пересчет предметов в пределах 10, правильное соотнесение названия с количеством в пределах 5—6, в этом же пределе решение простейших арифметических задач, например: «У тебя было три конфеты, а я тебе дала еще одну. Сколько у тебя будет конфет?»
Можно задать и такие вопросы: Сколько у тебя глаз? А у меня? Сколько пальцев на руке? Сколько ног у курицы? А у собаки? Сколько колес у легковой машины? А у велосипеда?
В случае выявления затруднений в счете ребенку необходимо в дальнейшем уделить особое внимание во время занятий по счету, я иногда и организовать дополнительные занятия (с воспитателем).
С помощью предметных картинок выясняется, может ли ребенок объединять предметы в определенные группы (животные, овощи, посуда,транспорт, мебель и т. п.). Для этого ему дают ряд кар-
тинок (все картинки перемешиваются) и предлагают разложить их по группам. (Что к чему подходит?) В случае затруднения логопед показывает, как это делается. В большинстве случаев ребенку 6—7 лет такое задание доступно. Если после объяснения и показа ребенок все же не справляется с заданием, то задача облегчается — ему предлагается разложить картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к 2—3 наиболее различающимся группам (например, овощи, животные, мебель).
Можно дать сложить кубики или разрезанные на 6—8 частей предметные или сюжетные рисунки. Это задание также не должно вызвать затруднений. Если оно оказывается недоступным, то следует дать картинки, разрезанные на 4 части.
Если предполагается умственная отсталость, то ребенок направляется к врачу-психоневрологу. При диагнозе «олигофрения» ребенок подлежит выводу из речевой группы.
Графа внимание, работоспособность заполняется постепенно, по мере накопления наблюдений как в процессе обследования, так и в процессе занятий.
Графа общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание) частично может быть заполнена на основании проведенной в начале обследования беседы. Можно также предложить ребенку прочитать стихотворение или рассказать знакомую сказку.
При заполнении графы состояние артикуляционного аппарата выясняется, имеются ли отклонения в строении и подвижности речевого аппарата.
В процессе обследования строения речевого аппарата логопед записывает в карту следующие данные:
Губы (толстые, короткие, расщепление верхней губы и т. п.).
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные без промежутков между ними, отсутствуют резцы и т. п.).
Прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий и т. п.).
Челюсти (верхняя или нижняя) выдвинуты вперед.
Нёбо (высокое, узкое, плоское, укороченное).
Язык (массивный, маленький, укороченная уздечка и т. п.).
С целью выявления особенностей моторики артикуляционного аппарата логопед предлагает ребенку по подражанию, а затем по словесной инструкции произвести определенные движения.
При выявлении подвижности губ: вытянуть губы вперед хоботком и растянуть их в улыбку.
При выявлении подвижности языка: высунуть язык изо рта и втянуть его глубоко в рот, загнуть кончик языка вверх и вниз, показать язык широким, распластанным и узким.
При выявлении подвижности мягкого нёба — поднять и опустить (произношение звука а при широко открытом рте).
Графа произношение и различение звуков. Обследование характера произношения звуков целесообразно проводить
22
23
по группам, объединяя в одну группу звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам и поэтому смешиваемые в речи и недостаточно различимые на слух.
При обследовании произношения выделяются следующие группы звуков:
1. Гласные (а, о, у, э, ы, и).
2. Свистящие, шипящие, аффрикаты (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ) и звуки ть и дь.
3. Соноры (н, н\ м, м\ р, рь, л, ль и йот).
4. Глухие и звонкие (парные) в мягком и твердом звучании (п — б, т — д, к—г, ф — в, с — з, ш — ж).
5. Взрывные и фрикативные: (к — х).
При обследовании произношения каждой группы или пары звуков логопед отмечает: 1) как ребенок произносит звуки вне речи; 2) как ребенок пользуется звуками в речи; 3) как ребенок различает звуки.
1) Как ребенок произносит звуки вне речи.
Для выяснения этого вопроса ребенку предлагается произнести звук, прямой слог или простое по слоговому составу слово, начинающееся на проверяемый звук (а — Аня, са — сад). Проверка произношения звуков вне речи необходима для составления плана исправления (или воспитания) артикуляции звуков.
При обследовании произношения гласных звуков обращается внимание на звук ы. Это единственный звук из числа шести гласных русского языка, который часто произносится неправильно. Недостаточность при произнесении остальных гласных звуков обычно заключается в нечетком их произношении вследствие вялой артикуляции губ, языка, нижней челюсти.
Покажем, как проводится обследование на примере шипящих и свистящих звуков.
При обследовании произношения согласных звуков ребенку предлагается произнести твердый звук с гласными а и у (са — сад, су — суп), мягкий звук с гласными и я у (си — Сима, сю — сюда) и звук в обратном слоге — ас — ась.
В карте отмечается, произносит ли ребенок звук правильно, или искаженно, или замещает другим звуком, или произносит два звука одинаково.
Приведем несколько примеров записи (при обследовании) про
изнесения свистящих и шипящих звуков.
Звук произносит правильно:
с +
ш +.
Звук отсутствует (как правило, заменяется более простым по артикуляции):
ш = с\ с = т, ц — т, ш = ф.
1 Черточка показывает, что данный звук произносится искаженно.
Оба звука произносятся одинаково (т. е. процесс дифференциации этих звуков еще не произошел):
с сь полумягкое с. ч -ть мягкое ч.
с -ц } межзубное с. ш-с } мягкое ш.
2) Как ребенок пользуется звуками в речи.
Проверив произношение всех звуков обследуемой группы вне речи логопед выясняет, как ребенок произносит эти звуки в самостоятельной речи. Необходимо отметить, что умение произносить звуки вне речи еще не означает, что ребенок различает эти звуки со сходными и правильно употребляет их в речи. Нередко, умея правильно произносить звук, ребенок в речи смешивает его с другим звуком, заменяет каким-либо звуком, опускает, а иногда искажает. На это и надо обратить внимание при обследовании.
Выясняя, как ребенок пользуется проверяемыми звуками в самостоятельной речи, логопед предлагает ему прочесть стихотворение и, внимательно вслушиваясь в речь ребенка, записывает примеры произношения' слов с проверяемыми звуками. Можно также предложить ребенку повторить предложение или небольшое стихотворение.
Приведем в виде примера несколько предложений и стихотворений, которые могут быть использованы при проверке произношения свистящих и шипящих звуков.
с-ш Саша уступил место старушке,
сь-ц-ч-щ Черный щенок сидит на цепи,
с-с'-ч-щ Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
з-ш-ж-щ-ц Этой щеткой чищу брюки, Этой щеткой — башмаки. Этой щеткой чищу зубы, Все три щетки мне нужны.
с-ш-ч-тъ Птички улетели,
Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи.
В результате проверки в карте появляются примерно такие записи: тивстик (часовщик); плисулив (прищурив); сойниска (солнышко); штарушка (старушка) и т. п.
Смешение звуков в речи, одинаковое произношение групп или пар звуков, замена одних звуков другими — показатели недостаточного различения звуков.
3) Как ребенок различает звуки.
Кроме выявления особенностей звукопроизношения, логопед проверяет, как ребенок различает звуки на слух. С этой целью детям могут быть предложены следующие задания:
24
25
Повторение слогов с оппозиционными звуками, например: са — ша, ша — ща — са (при условии, что звуки с и ш вне речи ребенком произносятся), ча — ща, ча — ща — ча, тя — ча, су — сю и т. п. Ответы детей записываются.
Пользуясь предметными картинками, ребенок должен отобрать слова, начинающиеся на определенный звук. Так, например, при отборе слов, начинающихся на звук с, ребенку дают картинки, на которых изображены сани, сумка, сапоги, самолет, шапка, шишки, шарф, шуба, чайник, чулки, чашка, чемодан, цапля, цветы, цыпленок, зайка, зубы, замок, зонт (все картинки предварительно перемешивают). Ребенок сам называет картинки и откладывает отдельно те, название которых начинается на звук с. После того как ребенок разложит все картинки, логопед записывает результаты, например: «На звук с отобраны следующие картинки: сани, шишка, цыпленок, сумка» и т. д. Это задание дается только тем детям, которые в состоянии осуществить подбор слов, начинающихся на определенный звук.
В такой же последовательности, как это показано на примере обследования свистящих и шипящих звуков, обследуются и другие группы звуков.
Следующая группа — соноры р, р', л, л', м, м', н, н' и звук йот. Звуки н, н', м и ж' редко подвергаются искажению, исключая межзубное произношение звуков н и н', на что и надо обратить внимание. Кроме того, необходимо проверить, достаточно ли твердо произносятся звуки ними достаточно ли мягко — звуки н' и м'. С этой целью, как уже указывалось, звуки произносятся с гласными ы, и и гласным у, т. е. ны, ни, ну, ню я в обратном слоге — ан — ан'. Произношение звука йот проверяется в прямом слоге с гласными а и у, т. е. йа (я) и йу (ю) и в обратном — ай. Обращается также внимание на произношение звука йот в условиях стечения, что нередко затрудняет детей. С этой целью для повторения даются следующие слова и предложения: белье, перья, стулья; Лена пьет молоко; Коля и Петя — братья.
Произношение звуков р, р', л, л', которые часто искажаются, тщательно проверяется.
Для выявления недостатков самостоятельной речи ребенка можно использовать следующий текст:
р-р'-л-л. Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли, В гости в первый день недели К нам синицы, прилетели.
Следующая группа — глухие и звонкие, т. е. звуки п —б; г— д; к — г; ф — в; с—з в твердом и мягком звучании и звуки ш — ж.
Факт искажения звуков с— с', з — з', ш, ж, т' фиксируется при обследовании свистящих и шипящих. Звуки п, т, к, ф, б, д, г, в редко произносятся искаженно. Если все же имеется искажение этих звуков, например, вместо к и г наблюдается взрыв сомкнутых голо-
совых связок, то это фиксируется в карте. Иногда искаженно произносятся только мягкие звуки, так, например, может быть боковое произношение звуков к' и г', поэтому необходимо произношение не только твердых, но и мягких звуков. В то же время часто все звонкие звуки или только взрывные не произносятся вовсе — в речи их заменяют парные глухие. Иногда ребенок произносит звуки в изолированном виде, но не произносит их в речи, а если и употребляет, то редко или с недостаточным озвончением. Поэтому следует тщательно проверять умение различать пары звонких и глухих звуков. Следует обращать внимание на то, как звуки произносятся в составе речевого потока. При этом используются примерно такие предложения и тексты:
з-б У Зины болят зубы.
г-к; с-з; б Галка свила гнездо на березе.
с-з, ш-ж, т-д Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
Кроме того, детям предлагается повторить слоги с парными звуками: па — ба, та — да — та, за — са и т. п.
Следует еще проверить, как произносится проторный звук х, и установить, нет ли смешений х со взрывным звуком к, что иногда наблюдается у детей с фонематическим недоразвитием.
Приведем примерный материал, который можно использовать при выявлении недостатков произношения к и х:
У Коли болит ухо. Утенок покрыт пухом. На елке засох сук.
к-х Мягкий снег, как пух,
Как рой белых мух, Хлопьями валит.
Под ногой хрустит.
Для повторения даются слоги типа: ка-ха, ка-ха-ка.
Заполняя графу анализ звукового состава речи, логопед выясняет, доступны ли ребенку следующие формы анализа:
а) Выделение ударного гласного из начала слова. Эта наиболее
легкая форма анализа в норме доступна детям с 4—5 лет. Для вы
деления звука предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля.
б) Выделение согласного из начала слова. Это более трудная
форма анализа. В норме она доступна примерно 60% детей стар
шего дошкольного возраста; иногда требуются некоторые предва
рительные пояснения и тренировка. Детям с фонематическим не
доразвитием это в большинстве случаев недоступно — они или на
зывают слог, или не понимают вопроса, иногда они повторяют все
слово или его большую часть.
26
27
Для выделения первого звука подбираются слова с разными сочетаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша и т. п.
в) Выделение конечного согласного из легких слов типа мак,
кот, лук, нос, душ. Часто и эта форма анализа очень затрудняет
детей с фонематическим недоразвитием.
г) Выделение конечного гласного (ударного) из слов типа мука,
луна, шары. В этом случае логопед задает примерно такие вопро
сы: «В слове мука есть звук а? А в слове луна?»
Дети с фонематическим недоразвитием редко справляются с этими формами анализа.
Графа произношение слов сложного слогового состава.
У некоторых детей, наряду с неправильным произношением звуков, наблюдаются сшибки при произнесении многосложных слов или трудных словосочетаний. Если такого рода затруднения выступают резко, т. е. дети часто искажают слова, опуская или переставляя слоги и звуки (например: лисипед вместо велосипед, мица-ней вместо милиционер, таитита вместо строительство, деверо вместо дерево и т. п.), необходимо учесть это при составлении индивидуальных планов.
Примеры искаженного произношения слов записываются в карту в процессе проверки звукопроизношения. Кроме того, можно предложить ребенку повторять за логопедом отдельные слова или предложения и тексты, в которые включены многосложные слова. Например: строительство, аквариум, милиционер, градусник. На елке зажглись разноцветные электрические лампочки. Саше понравился пластмассовый кораблик.
Сшили Тане сарафанчик — Нет такого у подруг; Ярко-желтый одуванчик, Колокольчики вокруг и т. п.
Графа грамматический строй речи.
У детей с фонематическим недоразвитием нередко наблюдается некоторое отставание в формировании грамматического строя языка. Однако не всегда в ходе беседы с ребенком в его речи удается обнаружить аграмматизм. Приходится применять специальные приемы, позволяющие определить уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем следует учитывать, что с помощью рекомендуемых приемов можно составить лишь приблизительное представление о состоянии речи ребенка.
В дальнейшем, в процессе живого общения с ребенком и наблюдений за ним, это первоначальное представление будет уточняться.
Опишем некоторые из используемых приемов.
1) Составление рассказа или пересказ.
О составлении рассказа по серии картинок уже говорилось вы-
ше. Можно также предложить ребенку составить рассказ по сюжетной картинке или рассказать знакомую сказку. 2) Задания на словоизменение.
а) Употребление существительных единственного и множествен
ного числа в различных падежах.
Ребенку предлагается отвечать на вопросы. При этом используются специально подобранные картинки.
«Откуда идут дети?» (Из леса, из школы)1.
«На кого смотрят дети?» (На слона, на медведя, на обезьян, на уток, на лебедей и т. п.)
«Чем девочка ест суп?» (Ложкой.)
«Чем мальчик режет хлеб?» (Ножом.)
«С кем играет девочка?» (С котенком, с котятами.)
«Чем покрыт стол?» (Скатертью, клеенкой.)
«За чем дети идут в лес?» (За ягодами, за грибами, за цветами, за желтыми листьями и т. п.)
«Где спит кошка?» (На стуле, под стулом, около дивана и т. п.)
б) Образование форм родительного падежа множественного чи
сла существительных.
Материал для обследования — картинки с изображением предметов или предметы.
Проверка организуется таким образом.
Ребенку показывают картинку, на которой изображен лес. Затем задают вопрос: «Чего в лесу много?» (Деревьев, кустов, елок, цветов, ягод, грибов, листьев и т. п.) Можно спросить: «Чего много в этой комнате»? (Столов, стульев, карандашей, книг, тетрадей, окон, ламп и т. п.)
Ребенок с хорошо развитой речью обычно не делает ошибок или допускает 1—2 ошибки на 10—12 слов, неправильно образуя окончания родительного падежа — ягодов, окнов и т. п. Большое количество неправильных ответов, особенно замена окончаний родительного падежа окончанием множественного числа именительного падежа (много окны, много лампы и т. п.), указывает на низкий уровень речевого развития.
в) Преобразование единственного числа имен существительных
во множественное.
Логопед предлагает ребенку поиграть так: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Я скажу стол, а ты — столы, я скажу рука, а ты — руки». Когда ребенок поймет задание, ему предлагается для образования множественного числа примерно такой ряд: коза, глаз, стул, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей. Количество допускаемых ошибок не должно превышать 2—3.
г) Употребление в речи предлогов.
Целесообразно специально проверить, какими предлогами пользуется ребенок в своей речи. При хорошем речевом развитии ре-
В скобках даны предполагаемые ответы.
28
29
бенок 6—7 лет пользуется большим количеством простых предлогов, например, нц, у, в, под, над, около, из, с, к, а также сложными предлогами из-под, из-за.
При обследовании ребенку предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (На коробке.) «А теперь?» (В коробке.) «Откуда я взяла карандаш?» (Из коробки.) «Откуда упал карандаш?» (Со стола.) «Где теперь карандаш?» (Под столом, под коробкой.) Ребенку предлагается достать карандаш, одновременно логопед задает вопрос: «Откуда ты достал карандаш?» (Из-под стола, из-под коробки.) Так же проверяется наличие предлогов за (карандаш кладется за коробку) и из-за.
Неумение пользоваться только двумя предлогами из-под и из-за уже настораживает логопеда. Если же ребенок неправильно употребляет и ряд других предлогов, например, вместо со стола говорит из стола или вместо под коробкой — по коробке, — это является одним из показателей недостаточного речевого развития.
3) Словообразование.
а) Образование уменьшительной формы существительных.
Логопед предлагает ребенку «поиграть» так: «Я буду говорить
про большие предметы, а ты про маленькие; если я скажу стол, ты говори столик; если я скажу шапка, ты говори шапочка». Когда ребенок поймет задание, ему предлагается для образования уменьшительной формы существительных примерно следующий ряд слов: сумка, гнездо, ковер, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.
б) Образование прилагательных от существительных.
Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул
(шкаф, доска и т. п.)?» (Из дерева.) «Значит, он какой?» (Деревянный.) Если ребенок затрудняется, ему подсказывается ответ: «Стул деревянный, стол тоже какой?..» (Деревянный.) «А гвоздь из чего сделан?» (Из железа.) «Значит, он какой?» (Железный.) Так же ребенок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло.
Графа словарь.
На основании всего предыдущего логопед уже может судить о словаре ребенка. Кроме того, ребенку могут быть предложены специальные задания:
а) Назвать предметы по картинкам или по непосредственному
предъявлению (например: ресницы, брови, локоть, плечо, калитка,
беседка, клумба, хобот, когти, ракета, спутник).
б) Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади,
курицы, утки, волка, лисы, медведя.
в) Подобрать слова с противоположным значением к словам:
большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, свет
лый, высокий, старший. Слова можно включать в состав предложе
ния: Этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?
ПЛАН РАБОТЫ
На основании данных обследования, с учетом общего плана обучения (см. ниже), составляются планы индивидуальной работы с каждым ребенком.
В плане указывается, какие именно звуки нуждаются в коррекции и намечаются сроки их постановки с таким расчетом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальных занятиях добиться правильного его произношения и первоначального закрепления на материале слогов, слов, несложных текстов.
Отмечается также, какие звуки ребенок смешивает, опускает или замещает в речи.
Учитываются и все другие затруднения ребенка, касающиеся произношения многосложных слов, анализа звукового состава слова, словаря, грамматического строя речи.
Кроме того, при составлении плана работы необходимо учитывать общее развитие ребенка, его работоспособность.
РАСПОРЯДОК ДНЯ
Предлагаемая система подготовки к обучению в школе детей с несформировавшимся звукопроизношением требует четкой организации жизни детей во время их пребывания в детском саду. Совмещение специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований, естественно, приводит к дополнительной нагрузке на детей. И только очень четкое соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все стоящие перед этими группами задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем.
Для дошкольных групп для детей с недоразвитием фонетической стор
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!