Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-08-07 | 1509 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основные идеи гуманизации образования имеют долгую историю. Их родоначальниками некоторые считают представителей современной гуманистической психологии и педагогики (Ш. Бюлер, А, Маслоу, К. Роджерс). Однако данные идеи были сформулированы значительно раньше в трудах выдающихся ученых-просветителеймногих стран мира. В центре внимания гуманистической педагогики - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать изданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибку, на свободный выбор и творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От учителя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.
Обновление школы, гуманизация образования и воспитания не имеют ничего общего с нравоучениями и моральными сентенциями. Еще К. Д. Ушинский решительно отвергал такую «педагогику» и связывал гуманизацию прежде всего с организацией разумной и привлекательной для учащихся деятельностью, способствующей становлению их добрых чувств и устремлений.
Гуманизация воспитательно-образовательногопроцесса в целом складывается из трех основных составляющих:
•правовая база: соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку,
|
•гуманистическое воспитание,
•гуманизация образования.
Создание условий для максимального развития каждой личности в обществе людей с разными физическими и психологическими особенностями в качестве общечеловеческой проблемы волновало прогрессивную мысль с античных времен. Путями разрешения этой проблемы виделось, с одной стороны, принятие и соблюдение законов, а с другой – соответствующее воспитание.
Современные учебные заведения сегодня делают достаточно много в направлении гуманизации воспитательного процесса. Однако проблема реализации гуманистического принципа в школьной и вузовской практике остается еще до конца нереализованной, и примеров тому достаточно много.
Взрослый, выступая в качестве родителя, воспитателя, учителя, часто пытается занять позицию «правого во всем». Мотивация такого поведения взрослого подкрепляется внутренним убеждением: «раз я взрослый, значит, я знаю, как лучше». Но всегда ли эта позиция педагогически оправдана, всегда ли мы соблюдаем те этические нормы, общаясь с ребенком, которые нас характеризуют как педагога с большой буквы? Соблюдаем ли мы права ребенка, и есть ли они у него? Еще И. Кант писал: «Наш, долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами!» Л.Н. Толстой отмечал, что наказание не только ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе, но и развращает того, кто наказывает.
Различные исследования фиксируют феномен понижения качества человека, снижения его нравственной устойчивости, способностей к выживаемости, творчеству, культурному обустройству. Поэтому, основная задача, которая стоит перед педагогом, работающим в рамках гуманистической парадигмы - это обучение детей и подростков умению жить, не та или иная узкоспециализированная деятельность, а в принципе сама жизнедеятельность, т.е. процесс развертывания и осуществления всех потенций человека. Гуманизация образования как процесс и результат переориентации его на личность и как средство ее устойчивости и социальной защиты в рыночных условиях, должна быть ориентирована на следующие аспекты: а) гуманитаризацию обучения и воспитания, которая включала бы эстетическую, этическую, в том числе профессионально-коммуникативную, экономическую, экологическую и правовую составляющие; б) создание в учебных заведениях "гуманитарной среды", благоприятной для студентов образовательно-воспитательного пространства, здорового морально-психологического климата; в) фундаментализацию, т.е. усиление общеобразовательной компоненты, переход на подготовку специалистов широкого профиля, выделение базисной подготовки, усиление научного потенциала и методологической подготовки; социально-ориентированный и личностно-деятельностный характер обучения и используемых педагогических технологий.
|
Гуманизация образования как элемент реструктуризации образовательной системы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательного учреждения может быть жизнеспособной при учитывании социально-экономических составляющих, таких как острый дефицит финансовых ресурсов на всех уровнях; несоответствие системы образования региона его хозяйственно-экономическому потенциалу, что приводит к резкому сокращению учебных заведений, либо их перепрофилированию, либо массовому введению платного обучения; разрушение традиционной структуры хозяйства регионов, переориентация предприятий военно-промышленного комплекса на гражданскую продукцию, увеличение потребностей в кадрах социальной и экономической сферы; необходимость национально-региональной адаптации государственных стандартов; необходимость воспроизводства профессиональной элиты на всех уровнях.
Поднимая вопрос о формировании единого образовательного пространства (где открытых вопросов остается больше, чем конкретных ответов), нужно отметить, что региональный ракурс этого процесса имеет свою специфику, которую необходимо учитывать. Интеграции образовательного пространства (мира, регионов) способствуют не только внутренняя логика развития образования и выявление его фундаментальных целей и идеалов, но и господствующие в культуре тенденции. Процесс становления единого образовательного пространства в регионе Северного Кавказа, на наш взгляд, должен предполагать ряд культурных предпосылок: 1. народам региона - при всей очевидной общности их исторических судеб - предстоит осознать свои глубинные, ментальные основания и определить духовный монолит, задающие направление и характер развития их культуры и образования. Для этого потребуются совместные усилия всех социальных институтов, ученых и политиков, отвечающих за духовное развитие общества. 2. Поскольку вхождение в единое мировое образовательное пространство народов региона предполагает установление диалога культур и традиций, обычаев и ментальностей, религий и педагогических систем, надо иметь в виду, что западный путь цивилизационного развития, в том числе европейские педагогические традиции могут оказаться неприемлемыми в современных условиях. 3. Определенно для нашего региона и то, что сегодня педагогика и философия образования должны ориентировать среднюю и высшую школу на отказ от таких западных ценностей как абсолютизация роли рационального в духовной жизни, приоритета практического успеха в деятельности человека, переоценки личностной свободы и соответствующим образом истолкованного гуманизма, которые на Западе уже отходят на второй план, а в восточных и мусульманских культурах никогда не были первичными ценностями.
|
Региональная политика, как составляющая общероссийской политики, ориентирована на центр. Но сам российский социокультурный ландшафт без учета специфики и разнообразия путей развития, культурных особенностей многочисленных этносов, полноценной и прогрессивной быть не может.
Родители обязаны:
|
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!