Форсайд проект «Детство 2030» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Форсайд проект «Детство 2030»

2019-08-07 232
Форсайд проект «Детство 2030» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ НАС ЖДЕТ
"Инновация должна проникнуть в мозг каждого"
В.Путин
ГРУППА ПРОТИВ СЛЕДУЮЩИХ НОВОВВЕДЕНИЙ:
Форсайт проект "Детство 2030" - замена школьного образования на дистанционное обучение с использованием интернета,
Показать полностью… контроль за родителями и получение разрешения на право завести ребенка
Ювенальные технологии - узаконенный способ отъема детей,как показывает практика, вернуть ребенка можно только через международный суд, то есть невозможно.Любой родитель может быть лишен родительских прав на любом основании
Чипизация- обязательное внедрение в мозг имплантанта, способного контролировать работу мозга, имитировать сигналы мозга, регулировать деятельность внутренних органов. Обладает высоким магнитным полем, способен вывести из строя организм
Приказ Минпромэнерго №311 от 7 августа 2007 года "Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года"

Авторитет взрослого- несовершеннолетних правонарушителей, закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (глава 50).

В 2002 году была предпринята попытка принять Федеральный Конституционный Закон РФ «О внесении изменений в Закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов. Ввиду многочисленных протестов со стороны российской общественности этот закон не был принят.

Тем не менее, до сих пор в 18 регионах России [3] реализуются так называемые «пилотные проекты» по функционированию ювенальных судов и применению так называемых «ювенальных технологий». Как показывает правовой анализ, реализация данных пилотных проектов противоречит, прежде всего, Конституции Российской Федерации.[1]

Основная причина, вызвавшая массовые протесты против создания ювенальных судов, заключалась в том, что при разработке системы ювенальной юстиции в России заимствовался опыт стран Западной Европы и США, который, при определенных положительных моментах, имеет целый ряд негативных последствий, особенно в случае его реализации на территории нашей страны.

Важно отметить, что в странах Западной Европы и США, когда речь идет о ювенальной юстиции, понимается не столько специальная судебная процедура рассмотрения дел несовершеннолетних правонарушителей, а целая система механизмов и органов по профилактической работе по предупреждению преступности среди малолетних и несовершеннолетних лиц, которые представляют группу риска. Таким образом, речь идет уже не о ювенальной юстиции, как о специальном судебном разбирательстве для несовершеннолетних правонарушителей, что существует и в России, а как о ювенальной системе или системе ювенальной юстиции.

Систему ювенальной юстиции можно определить как «совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) [7].

Следовательно, в состав ювенальной системы будут входить уполномоченные по правам ребенка, институт ювенального суда с сопутствующими органами ювенальной юстиции, инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников, такие как комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки, телефоны доверия со штатом своих работников и другие организации [4, c. 143].

Против чего выступает православная общественность

23 марта 2012 года на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации был внесен законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (далее – «Законопроект»). Данный Законопроект предусматривает введение в России института социального патроната, который, по своей сути, относится к «сопутствующим органам ювенальной юстиции».

Согласно статье 2 Законопроекта под «социальным патронатом» понимается «форма осуществляемой органом опеки и попечительства индивидуальной профилактической работы, направленной на предотвращение утраты родительского попечения путем оказания семье, находящейся в социально опасном положении, социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего».

Под «семьей в социально опасном положении» согласно статье 1 федерального закона РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понимается «семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними». Закон не устанавливает перечень тех обстоятельств, при наличии которых родители или иные законные представители несовершеннолетних могут быть признаны не исполняющими «своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию …». Данная формулировка является достаточно широкой и может служить основой для злоупотреблений, например, при определении несовершеннолетнего как «безнадзорного»[2].

В Законопроекте понятие «семьи, находящейся в социально опасном положении» еще больше расширяется. Согласно статье 2 Законопроекта «социальный патронат устанавливается … если … установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего … создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение».

В связи с данным определением возникает вопрос о том, кто будете решать и на каком правовом основании, что является «нормальным воспитанием и развитием»? Исходя из анализа Законопроекта, можно сделать вывод о том, что данный вопрос оставлен на усмотрение органов опеки и попечительства, причем без установления каких-либо критериев.

Следовательно, если какой-либо критерий православного воспитания будет признан не соответствующим «норме», представители органов опеки и попечительства будут требовать от семьи, над которой установлен социальный патронат, изменения своих методов воспитания.

Несмотря на то, что общие нормы православного воспитания проверены тысячелетней историей существования нашего государства, многие из них могут оказаться не соответствующими «нормам» современного общества.

Так, дети в православных семьях ограничены в питании во время церковных постов, в пользовании компьютером, в частности, интернетом, в просмотре телевизионных программ, в чтении определенной литературы, в развлечениях, в получении различных материальных благ и т.п. Кроме того, дети посещают церковные службы. Для них является обязательным участие в церковных Таинствах Исповеди, Причастия и других, без которых духовно-нравственное воспитание сводится к нулю. Согласно пятой заповеди Декалога дети обязаны во всем подчиняться родителям и уважать их. Не допускается проявления никакой вольности по отношению к родителям.

Родители не только вправе, но и обязаны наказывать своих детей, в том числе физическим способом, в случае непослушания. Подобная практика находит отражение в Священном Писании. Так, Апостол Павел в Послании к евреям пишет: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12:6-8).

Рассмотрим ситуацию, в которой представители органов опеки и попечительства не только не рассматривают подобное воспитание нормальным, но и считают его «ненадлежащим». Если будет принят Законопроект, то органы опеки и попечительства в отсутствии четко определенных критериев «нормы воспитания» вполне смогут изъять ребенка из семьи, признав, что родители несовершеннолетнего «создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию». Подобный вывод можно сделать, исходя из существующей и пропагандируемой в СМИ вседозволенности и разврата малолетних и несовершеннолетних детей при полном попустительстве государственной власти. В результате подобной политики государства многие пороки, которые для православного христианина являются грехом, то есть преступлением Закона Божия, в современном обществе считаются нормой.

В связи с вышесказанным необходимо также упомянуть форсайт-проект «Детство-2030», реализуемый при участии Общественной палаты РФ [9]. Форсайт-проект «Детство-2030» вызывает много заслуженной критики. Так, по мнению юристов, «суть предлагаемых нововведений заключается в установлении под видом социального сопровождения жесткого контроля за семьями, предоставлении специальным органам в области охраны детства права предписывать обязательные для родителей планы по защите прав детей, наделение этих органов широкими полномочиями по осуществлению превентивного правосудия с правом изъятия детей из семей… предлагается упразднить «устаревшую» традиционную семью, ввести обязательное лицензирование и экзамены на право воспитания собственных детей, отбирать детей у «неуспешных» родителей и передавать их в «компетентные воспитательные сообщества», отменить традиционное образование…» [5].

В сложившейся ситуации встают обоснованные вопросы: насколько правомерно установление подобных норм, и как православным родителям защитить свое право на воспитание своих детей православными христианами.

Права родителей на воспитание своих чад согласно православному вероучению

Согласно статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации именно на родителей возлагается «ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Следовательно, именно родители определяют, что является «нормой» воспитания для их детей.

Согласно п 1. статьи 17 Конституции РФ в «Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». В соответствии с п. 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».

Эти положения Конституции РФ означают, что Россия обязана гарантировать соблюдение своих международных обязательств.

Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, также устанавливают приоритет родителей как основных воспитателей своих детей. Кроме того, они четко закрепляют право родителей на воспитание своих детей в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Среди таких международных договоров особо следует выделить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ЕКПЧ). Данная Конвенция предусматривает контрольный механизм – Европейский суд по правам человека, куда каждый гражданин России может обратиться за защитой нарушенного права (при соблюдении определенных условий), в том числе и за защитой своего права на воспитание своих детей в соответствии со своими религиозными убеждениями (статья 2 Протокола I к ЕКПЧ).

Важно также отметить, что, как указал Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в своем решении по делу Кэмпбелл и Козанз от 25 февраля 1982 года [10], положение статьи 2 Протокола I к ЕКПЧ дает родителям право требовать от государства уважения их права на образование[3] детей согласно своим религиозным убеждениям.

Кроме того, согласно п. 2 статьи 9 ЕКПЧ «свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья …». В соответствии же со статьей 2 Законопроекта социальный патронат устанавливается, когда «отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав». Если нет основания для ограничения или лишения родительских прав, то очевидно, что родители не представляют никакой опасности ни для здоровья детей, ни для интересов общественной безопасности. Следовательно, данное положение ЕКПЧ не применимо, и государство обязано соблюдать положение статьи 2 Протокола I к ЕКПЧ (гарантировать родителям права на воспитание детей в соответствии с их религиозными убеждениями).

Алгоритм действий на приходе

В отношении защиты от злоупотреблений органов опеки и попечительства в рамках системы ювенальной юстиции, думается, что лучшим способом защиты будет создание родительского комитета при каждом приходе или епархии. В рамках каждого такого комитета должны будут назначаться дежурные родители, например, сроком на одну неделю (потом их меняют другие).

У каждой семьи должен быть номер телефона, куда он может позвонить в случае прихода сотрудников из органов опеки и попечительства. При поступлении такого звонка, группа дежурных родителей, желательно в составе не менее трех человек, должна как можно быстрее приехать к той семье, в которую пожаловали органы опеки и попечительства. Цель приезда заключается, во-первых, в моральной поддержке той семьи, в которую пришли с проверкой, а, во-вторых, в строгом контроле за действиями соответствующих органов, включая фиксацию на аудио- и видео-носители всего, что происходит.

Члены такого родительского комитета смогут выступить свидетелями того, что в данной семье дети воспитываются надлежащим образом, а также, в случае необходимости, в качестве свидетелей принять участие в судебном разбирательстве.

В дополнение можно сказать, что полезным будет проведение правовых и психологических семинаров для членов подобных родительских комитетов, чтобы они могли адекватно действовать в каждой конкретной ситуации. Очень важно, чтобы родители были грамотными в отношении знания своих прав.

Прежде всего, важно знать, что в Российской Федерации действует презумпция невиновности, в соответствии с которой родители не обязаны доказывать, что воспитывают своих детей правильно. Обязанность доказать обратное лежит на органах опеки и попечительства, прокуратуре и полиции. Окончательное решение об изъятии ребенка из семьи может принять только суд.

Временно изъять из семьи ребенка до судебного разбирательства можно только в том случае, если существует угроза его жизни и здоровью. Сообщить о такой угрозе в полицию или органы опеки и попечительства может практически любое лицо. Приехать на проверку и временно изъять ребенка из семьи (в случае установления угрозы его жизни и здоровью) органы опеки и попечительства могут только в сопровождении полицейского. При таких проверках существует определенная почва для злоупотреблений, с которой, как представляется, вполне могут справиться родительские комитеты.

Подобная практика общественного контроля со стороны родительских комитетов вполне законна и оправдана. Более того, она послужит на пользу государству, поскольку действующие нормы ювенальной юстиции (разбирательства по делам несовершеннолетних) установлены не для изъятия детей из благополучных православных семей, где дети соблюдают пост, не играют в компьютерные игры и не смотрят телевизор, а для тех случаев, когда детей избивают, насилуют, морят голодом, вовлекают в преступную деятельность и т.п. К сожалению, таких случаев достаточное количество, поэтому нельзя говорить о том, что в России не нужна ювенальная юстиция. Напротив очень даже нужна, но государство очень четко должно установить на уровне федерального закона критерии, когда можно констатировать, что существует угроза жизни и здоровью ребенка, и/или критерии «нормального воспитания и развития». В России нельзя допустить ювенальной юстиции по образцу Западной Европы, где содомский грех является охраняемым правом человека, где дети имеют право неуважительно относиться к родителям и заявлять о своих так называемых «правах», где родители не имеют права даже повысить голос или сделать резкое замечание своим детям.

«Россия – страна с тысячелетней православной культурой. Именно Православие сыграло ключевую роль в возникновении и развитии государства Российского. Понять историю нашей страны, ее движущие факторы, логику тех или иных событий зачастую невозможно, не зная основ православной традиции» [1, c. 9]. Следовательно, для России ее духовно-нравственное учение лежит в основах Православия, а, значит, зиждется на Законе Божием. Поэтому именно православное вероучение должно лежать в основе критериев определения нормального воспитания. Это и есть презумпция для российского общества.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время существуют положительные тенденции по защите государством права родителей на воспитание детей православными христианами. Примером может служить подписанное 6 апреля 2012 года Соглашение между Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка о взаимодействии в области защиты прав и интересов несовершеннолетних. Пока

Владимир Путин подписал указ об объявлении 2018–2027 годов Десятилетием детства. В феврале об утверждении проекта «Десятилетие детства» просила премьер-министра Дмитрия Медведева спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Указ вступил в силу с момента его подписания, 29 мая, однако в нем не указаны конкретные действия и мероприятия, которые должны реализовываться в рамках этого документа. В феврале 2017 года уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова сделала заявление в «Российской газете» в связи с резонансным делом об изъятия из многодетной приемной семьи Дель сразу восьми детей.

Важными пунктами государственного плана стали меры по сокращению бедности среди семей с детьми, обеспечению доступности и качества образования, поиску и поддержке талантливых детей и молодежи, профилактике изъятия ребенка из семьи, предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитации детей, ставших жертвами насилия.

«Сама процедура отобрания детей бесчеловечна, — заявила Кузнецова. — Мы должны внимательно разобраться во всех проблемных случаях, составить «дорожную карту» — как мы, защитники детей и семьи, будем действовать. Надо вести речь о выработке четкого алгоритма действий для тех, кто приходит проверять родные и приемные семьи и принимает решения о разлучении детей с мамой. Мы должны также выработать четкие критерии, исключающие возможность применения такой меры, как отобрание детей, по надуманным поводам (не так разложено белье, не тем одеялом укрыт). Надо задуматься и об алгоритме возвращения детей в семьи, попавшие под излишнюю придирчивость контролирующих органов».

Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Свидетельством этого является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия документов, законодательно определяющих права ребенка:

1924 г. - принята Женевская декларация прав ребенка в рамках Лиги наций,

1948 г. - Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека,

1959 г. - провозглашена Декларация прав ребенка, ставшая мощной моральной основой для реализации ее требований,

1989 г. - принята Конвенция ООН о правах ребенка (в нашей стране Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР в июне 1990 г.)

Декларация (от лат. declaration - объявление, провозглашение) не имеет обязательной силы, является рекомендацией. В ней провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (от лат. convention - договор, соглашение) - международное соглашение, как правило, покакому-тоспециальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Конвенция ООН о правах ребенка конкретизировала основные положения Декларации прав ребенка и возложила на принявшие ее государства правовую ответственность за их действия в отношении детей. Положения конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспе-

чить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в общественной жизни. Конвенция - это документ высочайшего педагогического значения.

Статья 8. Государство обязуется уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семейные связи, не допуская противозаконного вмешательства.

Статья 12. Право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим.

Статья 13. Право ребенка выражать свое собственное мнение. Это право включает свободу искать, получать и давать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме.

Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или

незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 18. Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.

Статья 28. Право на образование на основе равных возможностей. Школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Статья 29. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

Авторитаризм в отношении к детям (как родительский, так и педагогический) - явление интернациональное. Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на другой нравственно-правовойи педагогической основе. Необходимо, чтобы обоюдному уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к личности ребенка не только стало нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права. Педагогика требований, воспитания должна стать педагогикой доброжелательных отношений личностей - равноправных субъектов права.

Родитель и педагог должны сегодня знать, что права ребенка также защищены Законом Российской Федерации «Об образовании» (статьи: 5, 6, 32, 50, 51). В статье 15 Закона «Об образовании» говорится, что «применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающемуся воспитаннику не допускается».

Конвенция, как и Декларация о правах ребенка и Закон «Об образовании», провозглашает основополагающие принципы организации гуманистической жизни: свободу, неприкосновенность, равенство, созидание. Однако на практике данные принципы имеют и свои противоречия. Разрешить эту проблему педагогу помогут советы Н. Е. Щурковой [123].

СВОБОДА Профессиональная свобода педагога постоянно наталкивается на стену сопротивления учащихся: им кажется, что учитель ущемляет их свободу. Предоставление же свободы воспитанникам перечеркивает все педагогические замыслы учителя. Разрешением данного противоречия может стать договор, отражающий коллективное осмысление и принятие определенных норм и правил поведения. Договор способствует предотвращению либо смягчению межличностных столкновений в реализации личностной свободы каждого участника педагогического процесса.

РАВЕНСТВО Это наиболее противоречивый принцип в его практической реализации: разность социальных условий, способностей, характеров, интеллекта, психических процессов и т. д. Всё это делает проблематичным осуществление равенства между учащимися, а также между педагогом и учениками. И здесь на помощь может прийти поиск общих интересов, совместное СОЗИДАНИЕ в процессе творческой деятельности. Созидательная деятельность помогает осуществить равенство каждого ребенка, получившего доступ к самоутверждению, творчеству, состязанию с другими.

Таким образом, разница в правах, разноправие - естественный феномен социокультурного развития человечества. Нельзя искусственно сократить или увеличить дистанцию общения, дать больше или меньше прав кому-

либо; педагогу необходимо человеческое чутьё и профессиональное достоинство, уважение личности ребенка, его прав и свобод. Как отмечал Я. Корчак: «Первое, неоспоримое право ребенка – высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, загадок и ошибок станет меньше».

Вторая составляющая гуманизации воспитательно-образовательногопроцесса - этогуманистическое воспитание, которое неразрывно связано с гуманизацией образования и обучения учащихся. Гуманистическое личност-но-ориентированноевоспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве субъекта и соавтора. В становлении субъектности учащемуся требуется духовная и нравственная поддержка, помощь. Ее оказывают педагоги, родители, взрослые, сотрудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досуга. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т. е. осуществляется адресно, с любовью и уважением к детям, заботой о растущем человеке, милосердным отношением к нему.

Гуманистическое воспитание в дошкольном и младшем школьном воз-

расте осуществляется как процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей - ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

В подростковом возрасте - это процесс интенсивного физического и социального созревания личности, создающей предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры.В старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовнонравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения.

Гуманизация образования направлена на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого ученика, его познавательных процессов, личностных качеств.

Гуманизация образования может получить реализацию при соблюдении по крайней мере трех условий:

нужен педагог с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент,

нужно конструировать и внедрять новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые обучающимся способы переработки учебного материала,

нужны принципиально новые технологии воспитания и в целом развития

личности, стимулирующие самообучение, саморазвитие, самовоспитание.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.