Особенности овладения ознакомительной игрой у детей первого года жизни — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности овладения ознакомительной игрой у детей первого года жизни

2019-08-07 552
Особенности овладения ознакомительной игрой у детей первого года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ознакомительная игра представляет собой предметно-игровую деятельность по мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Дети уже в два-три месяца следят за приближающимися или отдаляющимися от них взрослыми, фиксируют взгляд на ярко окрашенном предмете. Хаотично двигая руками, они случайно наталкиваются на предметы, на которых сосредоточен их взгляд (Н. Л. Фигурина и М. П. Денисова в 1929 г. определили такое поведение как положительный мимико-соматический комплекс, или как «комплекс оживления»). Это развивает зрительно-двигательную координацию, а в процессе ощупывающих движений происходит оформление специфической тактильной чувствительности и превращение ладонной поверхности руки ребенка в упорядоченно работающий рецепторный аппарат. Движущиеся или яркие предметы становятся объектом внимания ребенка, стимулируя его собственные движения. После хватательных движений у детей развиваются «поворотные и цепные движения»: похлопывание по предмету, размахивание ими, перекладывание предмета из одной руки в другую, удары предметом о предмет и т. д. Одним из поворотных движений является поворотное движение глаз (рассматривание предмета).

Поворотные и цепные реакции, сопровождающиеся рассматриванием предмета, с которым производится манипулирование, являются основными действиями ребенка первых месяцев жизни по изучению предметов.

Исследования Р. Я. Абрамович показали, что ребенка больше привлекают новые или полузнакомые предметы, а к хорошо знакомой или незнакомой и неясной по форме вещи он интереса не проявляет. Поэтому взрослым необходимо предоставлять детям все новые и новые предметы-игрушки, показывать им уже запрограммированные в них сенсорно-двигательные операции, которые будут поддерживать элемент новизны, и побуждать к формированию двигательных операций и сенсорному развитию.

Если постоянно разнообразить игрушки по величине, массе, форме, упругости, особенностям поверхности, звучанию и т. д., то у ребенка на основе ориентировочных действий постепенно будут формироваться так называемые предметно-специфические действия. Например, малыш замечает бороздку или выпуклость на погремушке и проводит по ней пальчиком, резиновую игрушку сжимает и разжимает, вызывая ее попискивание.

Большое значение имеет то, что приносит игрушки и показывает ребенку возможные манипулятивные действия с ней взрослый человек. Общение ребенка со взрослым является ведущей деятельностью первого года жизни.

Как показывают наблюдения, первые игры, носящие сюжетный характер, входят в жизнь ребенка с помощью матери (или другого близкого взрослого), которая, желая его позабавить, вызвать активность, читает ему известные всем короткие, несложные стихотворные тексты типа «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая» и т. п. При этом мать не просто говорит, что «Сорока-ворона кашу варила...», но и условно демонстрирует действия помешивания каши, подкрепляя их соответствующей интонацией, мимикой. Сначала все игровые действия выполняет взрослый. Спустя некоторое время он начинает стимулировать действия самого ребенка: рассказывая стихотворение, он спрашивает малыша: «Как сорока варила кашу? Покажи!» – а ребенок отвечает соответствующими действиями. Взрослый использует игру как средство общения с ребенком, как целостную деятельность, включающую в себя все компоненты сюжета игры: персонажей, их действия, предметы (в качестве предметов в рассмотренном случае выступают руки и пальцы).

Итак, ребенок становится участником сюжетной игры, организованной взрослым, на 8-10 месяцах жизни. Однако это не свидетельствует о том, что у ребенка появилась сюжетная игра. Играет взрослый, ребенок включен в игру пока лишь как зритель; его участие в ней выражается только в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия ребенка в игре, предлагает ему включиться в совместную игру. Так игра из средства общения с ребенком превращается в совместную игровую деятельность взрослого и ребенка.

В процессе игр-манипуляций ребенок осваивает физические свойства вещей и предметов, познает собственные возможности воздействия на предмет. В связи с этим на данном этапе важно развивать у детей зрительную и слуховую сосредоточенность, обучать их действиям с предметами, что явится предпосылкой для перехода игровой деятельности на качественно новую ступень.

По данным исследований М. И. Лисиной, к концу первого года жизни непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым сменяется новой качественно-своеобразной формой, развивающейся в совместной деятельности со взрослыми и опосредованной манипуляцией с предметами. У детей формируется предметная деятельность, которая с года до трех лет будет ведущей.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.