Занятие на тему «волшебный чемоданчик» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Занятие на тему «волшебный чемоданчик»

2019-08-07 373
Занятие на тему «волшебный чемоданчик» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подготовка к занятию: в красочно оформленный чемоданчик или коробку взрослый кладет детали настольного строительного материала (деревянные, неокрашенные).

Занятие начинается с того, что чемоданчик вносится в группу.

Воспитатель. Дети, вы любите сказки? Какие? У меня есть сказочный чемоданчик, в нем «живут» персонажи сказок. Там и веселый Буратино, и принц с принцессой, Карабас-Барабас, и Баба Яга, и еще много тех, кого вы любите и знаете. Хотите с ними поиграть?

Дети собираются вокруг воспитателя и открывают чемоданчик.

Воспитатель. Ой! Что такое? (В чемоданчике вместо сказочных персонажей просто деревянные детали.) Что случилось с героями сказок? Наверное, их заколдовала злая волшебница. Что же делать? Как им помочь? Давайте мы с вами станем Добрыми волшебниками и расколдуем сказочных героев! Возьмите карандаши, краски, фломастеры, выбирайте любой кубик, цилиндр, призму и превращайте его в своего любимого сказочного героя.

Воспитатель вместе с детьми начинает рисовать на деталях конструктора лица и детали костюмов.

Затем детям предлагается «подружить» персонажи между собой, чтобы их снова не заколдовала злая волшебница, и подумать, как это можно сделать.

В качестве альтернативы продолжение данного фрагмента проигрывается с использованием прямых методов руководства игрой и с другой, директивной манерой обращения к детям.

1 В сборнике «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: ЧП Секачев В. Ю., 1999.

Затем им предлагается «расколдовать» еще несколько персонажей и рассказать, какие приключения с ними произошли (разыгрываются сценки сначала с двумя, затем с тремя-четырьмя персонажами).

После этого обсуждаются впечатления как зрителей, так в непосредственных участников игры. Сравниваются ощущения от восприятия первого и второго фрагментов, анализируются причины столь разительной разницы, делаются выводы.

 

На третьем этапе проводится обучение умению правильно диагностировать игровую деятельность дошкольников, проводятся целенаправленные наблюдения за спонтанной и стимулируемой педагогом игровой деятельностью детей; ведется анализ конкретных ситуаций, возникающих в процессе игры.

Например, для решения проблем, связанных с мотивацией детей к игровому сотрудничеству, психологи Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина предлагают провести следующее исследование.

Изучение осознания совместной игры и труда как различных видов деятельности

Подготовка исследования. Подобрать пять картинок с изображением детей, которые трудятся, пять картинок с изображением играющих детей, два конверта (на одном нарисованы ножницы, на другом — мяч).

Проведение исследования. Во всех сериях участвуют одни; и те же дети 5-7 лет.

Первая серия. Ребенку предлагают выбрать двух товарищей для игры, обсудить вместе с ними, в какую игру и как они будут играть. Затем дети играют самостоятельно.

После окончания игры каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей для игры? Почему ты играл, а не занимался другим делом? Расскажи, как ты играл».

Вторая серия. Ребенку предлагают выбрать двух товарищей для совместного труда, обсудить с ними, что и как они будут делать. Затем дети трудятся самостоятельно.

После окончания труда каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей, чтобы вместе потрудиться? Почему ты трудился, а не занимался чем-нибудь другим? Зачем ты трудился? Расскажи, как ты трудился».

Третья серия. Ребенку дают два конверта и предлагают разложить картинки: в конверт с нарисованными ножницами надо класть картинки, на которых дети трудятся, а в конверт с мячом — картинки, изображающие играющих детей. Каждый выбор ребенок должен мотивировать, поэтому его спрашивают: «Почему ты решил положить эту картинку в конверт с ножницами (мячом)? Как ты догадался, что нарисованные здесь дети трудятся (играют)?»

Обработка данных. Определяют мотивы выбора товарища по игре и труду; анализируют умение выделить признаки игры и труда (цель, объект, орудия). Выясняют, какие компоненты и различия этих видов деятельности осознаются. Сравнивают данные по сериям эксперимента.

Эффективность подобных исследований выше, если воспитатели проводят систематические наблюдения за игровой деятельностью детей. В этих целях методистом ДОУ могут быть разработаны памятки к наблюдению игровой деятельности и к ее анализу. В качестве примера можно привести памятки, разработанные педагогическими училищами для студентов, находящихся на практике в детском саду1.

Кроме совершенствования умений и навыков диагностики игры, воспитатели осуществляют решение разнообразных проблем, связанных с руководством игровой деятельностью детей. На эту тему можно провести конкурс профессионального мастерства. Педагогические ситуации и задачи для этого конкурса можно взять из «Практикума по дошкольной педагогике» Г. С Красницкой, Б. Р. Борщанской и др. (М., 1996). *

1 Статьи в журнале «Дошкольное воспитание»: «Требования к анализу на педпрактике» (№ 7, 1984) и «Анализ педагогических действий на педагогической практике» (№ 9, 1986).

При анализе педагогических ситуаций рекомендуется:

• предложить слушателям зрительно представить ее;

припомнить, приходилось ли когда-либо сталкиваться с подобной;

• вычленить каждое действующее лицо и попытаться представить, чем могло быть вызвано то или иное действие, высказывание ребенка или взрослого;

• подумать, какие дополнительные вопросы хотелось бы задать автору описания, чтобы яснее представить ситуацию, сделать собственные выводы, дать их обоснование.

При решении педагогических задач от воспитателей требуются проанализировать условия решения и спроектировать свое поведение как педагога. Например, подвижные игры на прогулке часто заменяются самостоятельной детской игрой, которая в последнее время становится все менее разнообразной. Воспитатели скорее наблюдают за детьми, нежели организуют игры. Между тем в подвижных играх ребята учатся согласовывав свои действия, учитывая желания и потребности партнеров Такие проявления взаимодействия возможны, если педагог при руководстве игрой обращает должное внимание на нравственное содержание ролей, игровых действий, необходимость выполнения правил. Процесс «сговаривания» дается детям трудно, они не всегда понимают друг друга. Воспитателю предлагается самостоятельно придумать варианты подвижных игр по заданной проблематике. Они должны не повторять известные игры, а иметь какой-либо новый элемент, например: «Игры с водой», «Игры с песком» и т. д.

Последнее задание конкурса может быть связано с выполнением «домашнего задания» – с написанием эссе или стихотворения, посвященного детской игре. В качестве примера приведем стихотворение О. В. Гетман, воспитателя детского сада № 2321 г. Москвы:

«ИГРА»

Ваше счастье ни с чем не сравнить –
У вас... появился малыш!

Конечно, нужно его кормить,

(Даже тогда, когда спишь).

С ним обязательно надо гулять

И ежедневно, на ночь, купать.

Пеленки и памперсы часто менять,

Много раз одевать, раздевать...

Песенки петь, чтобы сладко мог спать...

Но самое главное, вскоре,

Увидев осмысленный взгляд,

Играть с ним... и чувствовать сердцем,

Как он этому рад!

И вот – он умеет в руке погремушку держать

И мячик свой, забавляясь, бросать.

Смотрите! Играя, он начал ходить,

Тележку с игрушками перевозить.

Растет ваш малыш – уже строит дома:

Кубик на кубик – это стена.

Здесь горка, тут мостик, там будет гараж...

А архитектор – ребенок Ваш!

Но вот ему мало с Вами играть –

Друзей среди сверстников пора выбирать.

Помочь ему в этом готов детский сад,

Где есть педагоги и много ребят.

И здесь поймет ребенок Ваш,

Что значит «Я» и «кто есть кто»,

Освоит высший пилотаж

Ролей «немыльного» кино.

Он будет плакать и страдать,

Как пациент в игре в «Больницу»,

И будет солнышком сиять

Лишь от того, что притвориться

У него сегодня получилось.

Или будет, как злодей, «ужасно» злиться,

Как партнер в игре, оказывая милость.

Он сконструирует себя,

Обжившись в множестве «квартир», –

Тогда обычная игра

Откроет дверь во взрослый мир...

 

Совершенствованию аналитических, проектировочных, конструктивных, организаторских и коммуникативных умении воспитателей, руководящих игровой деятельностью детей, способствуют разнообразные формы проведения педагогических советов в детском саду и нетрадиционные формы общения с родителями. Подробно с ними можно познакомиться в подборках журналов «Дошкольное воспитание»5, «Игра и дети», «Дошкольник. Младший школьник», «Методист», «Управление дошкольным образованием».

5 Например, в статье Е. Татаржинской «О нетрадиционных методах проведения педагогических советов в детском саду» // Дошкольное воспитание. 1995, № 1.

 

Воспитатели и родители должны понять, что, используя игру как форму организации жизни детей, надо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка всего для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе.

Литература

L. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991.

2. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: «Алеф» Гуманитарный Центр, 1992.

3. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.

4. Воронова А. П., Защиринская О. В. и др. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). М., 1998.

5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996, № 6.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 1997.

7. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1980.

8. Гаркуша Ю. Ф., Емельянова Е.П., Ильина Г. В., Астахова Р. Ф. Некоторые возможности развития творческой игры у детей с нарушениями речи // Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: ЧП Секачев В. Ю., 1999.

9. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1987, № 7.

10. ЖичкинаА. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002, № 4.

11. Жуковская Р. И. Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников. М., 1965.

12. Зворыгина И. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления (ранний возраст) // Дошкольное воспитание. 1981, № 12.

13. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1989.

14. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1972.

15. Карабанова О. А. Игра и коррекция психического развития ребенка. М., 1997.

16. Коломицкий Я. Л. Детская психология. Учебное пособие для студентов. М.,1988.

17. Комарова Н. Ф. Руководство игрой. Нижний Новгород, 1991.

18. Комарова Н. Ф. Диагностика игры детей. Нижний Новгород, 1992.

19. Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. 1998.

20. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения. В 2-х т. М., 1983, т. 1.

21. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

22. Меджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.

23. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Л. В. Русскова. М., 1986.

24. Милашевич Е. П., Дуброва В. П. Педагогическая практика в детском саду. М., 1998.

25. Михайленко Н. Я., Короткова П. А, Взаимодействие взрослого с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. 1993, № 3.

26. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном детстве. М., 1994.

27. Мустакас К. Игровая терапия М., 2000.

28. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М., 1989.

29. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с отклонениями в умственном развитии / Под ред. Л. Б. Баряевой, А. П. Зарина. СПб., 1993.

30. Общение в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990.

31. Павлова Л. Н. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии// Дошкольное воспитание. 2002, №4.

32. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. М., 2002.

33. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

34. Поддъяков Н. Н., Венгер Л. А, Беньова Т. и др. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: Просвещение; Братислава: Словац. пед. изд-во, 1989.

35. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М., 1987.

36. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. проф. М. К. Тутушкиной. СПб., 2001.

37. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966.

38. Репина Т., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения // Дошкольное воспитание. 1984, № 2.

39. Рузская А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989.

40. СпиваковскаяА. С. Нарушения игровой деятельности. М.,

1980.

41.    Теплюк С. Как занять ребенка // Дошкольное воспитание.

1993, № 2.

42.    Урунтаева Г. А Дошкольная психология. М.: Издательский
центр «Академия», 1996.

13. Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

44. Усачева Л. Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра). Дис. канд. пед. наук. М., 1983.

45. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1972.

46. ЭлъконинД. Б. Психология игры. М., 1978.

47. Элъконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 1976, № 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ ИГРЫ


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.