V . Кинематограф «Застоя» (1972 – 1985 гг.). — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

V . Кинематограф «Застоя» (1972 – 1985 гг.).

2019-08-07 323
V . Кинематограф «Застоя» (1972 – 1985 гг.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследователь В.Фомин считал, что главной задачей цензуры в 70-е годы была защита советской фальсифицированной истории. «Как бы ни коротка была эпоха Н.С.Хрущева, но мифология, скрывавшая реальную историю страны, была в это время в нескольких местах прорвана», - писал он.[125] Высшее партийное руководство прекрасно понимало, что образовавшуюся брешь надо затыкать. При этом методы воздействия изменились. М.А.Суслов считал, что постановлений по кино принимать не надо, а необходимо действовать «в рабочем порядке». Он предлагал менять руководителей советского кинематографа и директоров студий.[126]

В 1972 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии». Изменялся статус руководящего органа – Комитет по кинематографии при Совете министров СССР превратился в Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии. Частично изменилась внутренняя структура комитета и его подразделений. Был заменен председатель Комитета А.В.Романов на Ф.Т.Ермаша. Были сменены заместитель председателя и главный редактор Главной сценарной редакционной коллегии.[127] Вместе с тем, устанавливалась жесткая регламентация творчества кинодраматургов со стороны Госкино и руководства студией. Вводилось тематическое планирование производства фильмов. Эта мера должна была обеспечить выпуск картин «общественно приоритетной тематики». Теперь, при оценке сценариев фильмов ориентировались, не на их художественные качества, а на тематическое соответствие заданному плану.[128]

В.Фомин отмечал, что исторические темы подвергались самому жестокому диктату, живое, естественное развитие художественной мысли искусственно сдерживалось, тормозилось, отбрасывалось далеко назад, даже на самых, что ни на есть, хрестоматийных для советского кино направлениях. На каждом тематическом направлении устанавливался строжайший реестр допустимых и недопустимых принципов его разработки. «Если ты ваяешь историко-революционный фильм – будь любезен показать «историческую неизбежность», «вдохновляющую и руководящую роль партии большевиков», «величие свершившегося исторического поворота», «высокую романтику» и т.д. Другие поводы и причины обращения к «святым» темам вызывали подозрение».[129]

К сожалению, примеров того, как останавливали и «исправляли» неугодные власти историко-революционные ленты очень немного. Опубликована краткая история попытки экранизации известной повести братьев Стругацких «Парень из преисподней». Не смотря на то, что события произведения разворачивались на планете Гиганда, суть происходящего сильно напоминала революционную эпоху в России. Авторы вели рассказ от лица юноши, одного из последних защитников павшей монархии. Этот «бойцовский кот» получился у Стругацких настолько реалистично, что в некоторых сценах вызывал очень не желательные для советской власти ассоциации. Находясь на Земле, «бойцовский кот» подвергался обработке землян в духе коммунистической идеологии, но многие из этих идей он воспринимать отказывался. Главной проблемой был «всеобщей мир, без аннексий и контрибуций» - ложь, которую так и не приняла большая часть русского офицерства. Брестский мир отторгнул от Российской империи огромные территории и лишь часть из них была возвращена после победы Антанты в Мировой войне. Понять и принять такой мир не мог и «бойцовский кот». «Я хочу знать, кто победил?», - спрашивал Гаг своего куратора Корнея. «У кого осталось устье Тары? Это, может быть, вам все равно, у кого оно осталось, а нам не все равно!», - кричал Гаг.[130] Эти «сомнительные» места повести не остались без внимания. В Заключение Главной сценарной редакционной коллегии по литературному сценарию «Бойцовский кот возвращается в преисподнюю» А.Стругацкого, были высказаны следующие замечания: «Ложная концепция «экспорта революции», мысль о допустимости вмешательства землян во внутренние дела инопланетных жителей… Условности жанра фантастики не должны мешать ясному определению в сценарии классовой расстановки сил на Гиганде. Следует уточнить с этих позиций, из-за чего там происходит война, кто с кем воюет».[131] В результате сценарий был «похоронен».

С 1972 по 1974 годы в производстве фильмов о Гражданской войне наметился спад. Существенные изменения произошли и в их качественном уровне. В эти годы большая часть снятых лент приходилась на «басмаческую» тематику. Подобные фильмы снимались не только на киностудиях Средней Азии («Седьмая пуля», Узбекфильм, 1972,Д.Хамраев; «Тайна забытой переправы», Таджикфильм, 1973, С.Хамидов; «Когда женщина оседлает коня», Туркменфильм, 1974, Х.Нарлиев; «Кто был никем…», Таджикфильм, 1974, Т.Сабиров) но и на российских киностудиях («В черных песках», Ленфильм, 1972, И.Хамраев). В центре некоторых лент находились сюжеты лишь косвенно связанные с Гражданской войной. В фильме «Черные сухари» (Ленфильм, 1972, Г.Раппопорт) немецкий военнопленный Курт и девушка Таня везли из Германии в голодающий Петроград состав с хлебом. В ленте «Я Шаповалов» (Мосфильм, 1973, Е.Карелов), первой части дилогии, речь шла о биографии вахмистра, ставшего советским генералом. Гражданская война фигурировала в первой половине фильма. Вахмистр, кавалер трех Георгиевских крестов Шаповалов возвращался в свой город с фронта. У самого дома с него пытался снять погоны и награды рабочий патруль. Шаповалов вступает в Красную армию, служит сначала в должности командира эскадрона, потом командует отельным подразделением венгров. Белые показываются лишь мельком. В следующих эпизодах Шаповалова перебрасывают на Дальний Восток, где он сражается с семеновцами. В штабе уссурийских казаков стоит портрет Николая II, там распоряжается японский офицер. Шаповалов в одиночку едет в село семеновцев и заставляет их освободить пленного красного бойца. В ленте «Два дня тревоги» (Мосфильм, 1973, А.Сурин) события происходили в глухом селе, куда приехал молодой корреспондент. Здесь образ врага был представлен предводителем банды офицером Струковым.

Лента «Прикосновение» (Рижская киностудия, 1973, Р.Горяев) была посвящена биографии Яна Фабрициуса. Параллельная линия рассказывала о писателе создающем сценарий о жизни Фабрициуса. В качестве основного противника красного командарма выступал белый генерал С.Н.Булак-Булахович.

Непосредственно боевым действиям Гражданской войны был посвящен фильм «За час до рассвета» (Арменфильм, 1973, Э.Карамен). Лента была снята по пьесе Иосифа Прута «Князь Мстислав Удалой» (поставленной в 1932 году). События фильма развивались в 20-м году в Нижнем Поволжье. Красная армия только что освободила Царицын, готовится рейд в Закавказье. Среди трофеев красных был бронепоезд «Князь Мстислав Удалой», на нем везли пленного генерала Седого. На бронепоезде собралась интернациональная команда: азиат, горец, грузин, украинец, еврей (всего 10 человек, включая женщин). Командир - бывший офицер Державин. Генерал Седых рисовался самыми черными красками, так изображали белых в 30-х годах. Он предлагал комиссару бронепоезда освободить его в обмен на десять большевиков. Выяснилось, что генерал лгал, а все перечисленные большевики уже погибли. Комиссар обвинил генерала в погромах, поджогах, убийствах. «Россию погубили иноверцы», - отвечал генерал (имея в виду большую часть экипажа бронепоезда). Седых требовал соблюдения кодекса офицерской чести, расстрела на открытом воздухе, без повязки на глазах, он сам хотел командовать расстрельным взводом. «В любом случае взводами будем командовать мы», - заявлял комиссар уходя. Седых удавалось склонить на свою сторону часового и солдат передал ему кинжал и гранату, затем пытался вывести генерала из бронепоезда. Побег не удается, Седых возвращался в заключение, а солдата убивали. В финале фильма генерал гранатой взрывал двери своего вагона и пытался убить комиссара, но его вновь захватывали подоспевшие красноармейцы.

В тылу красных бронепоезд наткнулся на части белых, пытавшиеся прорваться из окружения на Восточный фронт. Белогвардейцы изображались только в черных тонах или карикатурно. Белогвардейский отряд занимал станцию. Офицер приказывал расстреливать пленных – женщин и инвалидов. «Бронепоезд, это последняя наша ставка», - говорили белые офицеры. Солдаты разобрали железнодорожное полотно. Когда бронепоезд останавливался, белые атаковали, но отступали под пулеметным огнем. В штабе белых пожилой полковник и усатый, грузный генерал Дроздов, мечтал, как поедет после войны на курорт. «В Кисловодске все больше шваль собиралась – Май Маевский, Шкуро, отдыхали от боевых подвигов, а, по-моему, от погромов и баб», - заявлял генерал. В отношении с офицерами Дроздов был груб, разнуздан, постоянно ходил в расстегнутом кителе, из-под которого торчало белье.

Поскольку захватить бронепоезд не удалось, на переговоры отправляли парламентеров. Им на встречу выходил командир красных Державин. Выяснялось, что белый офицер – парламентер, его друг Фридрих (толстый немец, в очках). Они вспоминали прежних сослуживцев, часть из них воюет за красных. Фридрих предлагал своему другу перейти к белым, обещал, что он будет принят с почетом. Фридрих считал, что Державин попал в плен к красным и вынужден был воевать за них. Всем нижним чинам бронепоезда, сдавшимся в плен, Фридрих обещал зачет службы у красных, а Державину предлагал красную бригаду под командование. Державин отказывался и уходил, атаки на бронепоезд продолжались.

За помощью комиссар бронепоезда отправил горца из команды. Его зарали в плен и привели на допрос к начальнику белой контрразведки, то же горцу-офицеру. Красноармеец уверял, что он дезертир и пытался обмануть белых рассказывая, что на бронепоезде рота солдат, восемь орудий и много боеприпасов. Начальник контрразведки отвечал: «Горцы никогда не бывают трусами, даже когда закладывают свои клинки, мюриды Шамиля, случалось, служили иноверцам по расчету, и ты и я наемники, мы служим иноверцам, измена иноверцам не измена». Он предлагал горцу чин есаула в белых войсках. Красный горец убил контрразведчика и бежал. В финале, когда в живых на бронепоезде оставался один комиссар, прибывала красная кавалерия и гнала белых. В ленту вошли элементы предыдущих кинопроизведений: «Красная площадь», «Тринадцать». Отображение в фильме белогвардейцев ярко характеризовало окончание «оттепели» в советском кино и возвращение к худшим шаблонным приемам 30-х годов.

Истории другого, уже белого бронепоезда, была посвящена лента «И на Тихом океане» (Мосфильм, 1973, Ю.Чулюкин). Эта была экранизация пьесы по произведению В.Иванова «Броненосец 14-69». Действие происходило в Приморье в 1922 году, перед самым падением белого Владивостока. Партизаны захватывали бронепоезд и вели его на штурм города. Белогвардейцы были показаны в пьесе морально сломленными и обреченными. В одном из эпизодов фильма фигурировал генерал М.К.Дитерихс, хотя действиями белого бронепоезда руководили американцы и японцы. Белым офицерам были искусственно добавлены отрицательные черты. Прапорщик бронепоезда в молодости воровал кур и был за это высечен по решению сельского схода. По приказу капитана-командира бронепоезда солдаты расстреливали рабочих испортивших паровозы. Когда партизаны врывались внутрь вагонов бронепоезда, его командир открывал огонь из пулемета, расстреливая вместе с партизанами и своих солдат. Смертельно раненный белый унтер-офицер убивал командира, своим последним выстрелом.

Фильм «Черный капитан» (Киностудия им. А.Довженко, О.Ленциус) был посвящен партизанскому движению в Крыму, в тылу деникинского фронта. Образ «черного капитана» является сборным, прототипом стали полковник эсер Н.В.Воронович, командир партизанского отряда крано-зеленых и капитан Н.И.Орлов, возглавивший в Крыму выступление офицеров против деникинского режима. Красно-зеленые в фильме часто действуют переодетыми в форму офицеров Марковского полка (форма в ленте воспроизведены с большими неточностями). Главным противником партизан выступает комендант полковник, чья дочь влюблена в «черного капитана». Подручным капитана является прапорщик, садист и палач. Под его пытками погибает монахиня, заподозренная в связях с партизанами. В финале фильма красно-зеленые объединяются с большевиками подпольщиками и заманивают в засаду белый отряд. Белые в ленте показаны не только жестокими и коваными, но и корыстными. Комендант, предчувствуя поражение Белого движения, отправляет за границу своего родственника, чтобы тот подготовил экономическую почву для предстоящей эмиграции.

Фильм «Последний подвиг Камо» (1973, Арменфильм, С.Кеворков, Г.Мелик-Авакян) рассказывал о событиях самого конца Гражданской войны. На экране вновь появлялся образ большевика-революционера С.А.Тер-Петросяна. В 1922 году под видом полковника врангелевской армии его направляли в Армению и Персию, где зрел антисоветский заговор. В русском кафе Камо встречал группу белогвардейцев-эмигрантов, провожавших своего товарища на Дальний Восток продолжать борьбу. На стене портрет Александра III офицеры поют «За царя, за Родину, за веру…». Когда Камо делает им замечание, притворяясь полковником националистом, белогвардейцы произносят тост: «За Россию, где права инородцев будут сильно сужены». Такое же разложение царит и лагере боевиков-бандитов, куда Камо приезжает с инспекцией. За спиной эмигрантского националистического центра стоят представители Турции и Англии. Белая эмиграция рисуется в самых черных тонах.

Еще одной крупной экранизацией 1973 года, была многосерийная лента «Как закалялась сталь» (Киностудия им.А.Довженко, Н.Мащенко). Как и в одноименном романе, внимание белогвардейцам в фильме уделено не было. Лента «Сибирский дед» (Грузия-фильм, 1974, Г.Калатозишвили) была посвящена Гражданской войне в Сибири. В центре фильма была военная биография анархиста Н.А.Каландаришвили, на заключительном этапе командующего красными войсками Якутии и Северного края. 6 марта 1922 года его отряд, шедший на помощь осажденному белыми Якутску, попал в засаду и был уничтожен. При всей невыразительности ленты белый лагерь был прослежен в ней четкой линией, паралельной биографии «Сибирского деда». События фильма начинались летом 1918 года с восстания эсеров и офицеров, захвативших ряд объектов Иркутска. Отряд Калатозишвили громит восставших и арестовывает их штаб. В центре действия три белых офицера: гвардеец Тихомиров, молодой прапорщик и капитал Филин, происхождением из крестьян (образы Тихомирова и Филина проходят через весь фильм). Офицеры ругают эсеров. «Почему то у меня ощущение, что Россию матушку мы профукали», - заявляет Тихомиров. Он сожалеет, что царское правительство снисходительно относилось к революционером, по его мнению их надо было расстреливать. Филин считает, что необходимо привлечь на сторону белых крестьян. В дальнейшем эти линии не развиваются. Псоле капитуляции штаба восставших (старщие офицеры и эсеры) Каландаришвили выпускает с оружием этих трех офицеров, отказавшихся сдаваться, со словами: «Мужество надо уважать». Уже в следующем эпизоде отпущенные офицеры идут с ружьями наперевес, в цепях, наступающих на окопы партизан. В атаке погибает молодой прапорщик.

Слудующие эпизоды относятся уже к 1919 году, партизанский отряд Каландаришвили сражается с белыми под черным флагом анархии. В бели штабе, где служит капитан Филин, принимают решение послать к партизанам офицера с целью убить «Сибирского деда». На эту роль выбирается Тихомиров, потрясенный смертью молодого друга. Уставший от кровопролития, он отказывается выполнить задание и уходит из армии. Как дезертира его арестовывают и сажают под арест. Тихомирова освобождают партизаны. Он соглашается служить в медицинской части отряда. После разгрома колчаковцев и подхода Красной армии Тихомирова арестовывают. Он кается перед Каландаришвили и просит быстрее его расстрелять. В финале фильма штаб «Сибирского деда» уничтожает отряд Филина, отступивший в Якутск. Невыразительные образы белых, при всей своей разнообразности, эмоций у зрителя не вызывают.

Год от года усиливавшаяся цензура предъявляла очень суровые требования к содержанию фильмов. Известные сюжеты Гражданской войны должны были подаваться в идеологически выверенном ключе. Реалистическое отображение событий расценивалось, как пропаганда Белого движения. По этим причинам в центре игровых лент все чаще стали появляется эпизоды Гражданской воны связанные с бандитами и басмачами или вымышленные сюжеты без определенного места. Поддержку лентам посвященным деятельности органов ВЧК, ОГПУ и НКВД оказывало и КГБ, таким образом пропагандируя свою деятельность.

В начале 70-х годов все еще сохранялась инерция «оттепели». Эти «остаточные явления» отразились в ленте «Дела давно минувших дней» (Ленфильм, 1972, В.Шредель, И.Иванов). Фильм был посвящен работникам советского уголовного розыска первых лет советской власти. Бывшие царские чиновники совместно с уголовниками пытались найти выходы на счета царской семьи, хранившиеся за рубежом. На пути у них встали милиционеры. Образ врага был передан в ленте всего несколькими штрихами, причем подчеркивалась именно сила характеров преступников, их «матерость». Все это подавалось на контрасте с молодыми и наивными милиционерами. «Оттепель» проявилась в некоторых фразах героев фильма, не до, не после этого на советском экране не звучавших. В квартире убитого торговца милиционеры нашли икону Божьей Матери, подписанную Г.Е.Распутиным: «В день Ангела не убоимся страха, Бог искупит». Это само по себе уже очень не вязалось с образом дикого мужика и развратника, нарисованного в советской художественной литературе. Более того, о порочных наклонностях Распутина в фильме не было сказано не слова, от характеристик его личности авторы воздержались. Любопытным персонажем фильма была бывшая фрейлина Лапшина, доверенное лицо императрицы, поклонница Распутина. Когда милиционеры пришли на квартиру Лапшиной, она встретила их словами: «Воскреснет самодержец и чада его и воссияет золото новой десницей». В более поздний период эти эпизоды из фильма были бы обязательно изъяты.

Важной вехой в раскрытии темы Гражданской войны на экране стал первый фильм, снятый Н.С.Михалковым «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Мосфильм, 1974). Сценарий был написан еще в 1972 году и включен в план на 1973 год, но съемкам не позволил начаться уход режиссера в армию. Н.С.Михалкову удалось достичь реализма, обратившись не к историческому материалу, а к внутреннему миру персонажей ленты. Лейтмотивом фильма стало боевое братство. Друзья, вышедшие живыми из Большой войны, заняли разные должности в советском аппарате. В этой новой жизни они должны распоряжаться судьбами друг друга. Один из них, Шилов, должен сопровождать поезд с драгоценностями, направляемыми в голодающую Москву. Но перед самым отъездом его находят зверски убитым. Позднее на поезд, который сопровождает еще один из друзей, нападают бандиты, уничтожают охрану и увозят драгоценности. Подозрение падает на Шилова. Выясняется, что в среде большевиков работает шпион, который и бросает тень то на одного, то на другого из друзей. В результате длительной и тяжелой работы шпиона разоблачают и с друзей снимаются все подозрения. Хотя в ленте присутствуют лозунги и расхожие советские штампы, очевидно, что свою борьбу герои фильма ведут во имя друг друга, во имя своего прошлого. Эти не приходящие ценности – братство, боевое товарищество, взаимовыручка и делают ленту необычайно проникновенной.

Образ врага в фильме достаточно разнообразен, это белогвардейцы-подпольщики, их подручные, агент в среде большевиков и, наконец, бандиты. Агенты белогвардейцев однозначно отрицательные персонажи, положительных черт в них просто нет. По-другому обстоит дело с белогвардейцами и атаманом банды есаулом. На контрасте с друзьями-большевиками враги представлены потерявшими веру, морально сломленными, разобщенными и сражающимися каждый за себя. Бывший каппелевский офицер Лемке устал от борьбы, единственным его желанием является найти золото и бежать с ним за рубеж. Когда эта надежда рушится, Лемке сам выходит под пули есаула. С утратой золота исчезает и смысл жизни офицера, уже раненный он пытается убежать от Шилова, покончить с собой. Так же одинок атаман банды. Гибель того мира, где он жил подчеркивается небольшими вставками из дореволюционной жизни. Все что есаул любил – погибло. В финале фильма банда разгромлена красным отрядом и есаул пытается скрыться за границу унося с собой золото. При этом сами образы Лемке и есаула не вызывают у зрителя отторжения. Это обычные люди, оказавшиеся на неправильном пути и поэтому обреченные.

С 1975 года выпуск игровых фильмов на материале Гражданской войны возрос. Уже в первый год этого подъема на экраны вышел целый ряд лент, где образ врага-белогвардейца предлагался в самом широком ракурсе. Часть фильмов была снята по мотивам произведений о Гражданской войне.

Необычайный успех снятого в 1973 году фильма «Семнадцать мгновений весны» побудил продолжить экранизацию произведений Ю.Семенова. В 1975 году вышла первая часть похождений чекиста Максима Исаева (Штирлица) «Бриллианты для диктатуры пролетариата» ( Таллинфильм, Г.Кроманов ). На этот раз чекист был направлен в Прибалтику, что бы разоблачить преступников совершающих кражи драгоценностей из Гохрана. За этим преступлением стоял монархист, бывшей деникинский офицер, граф Воронцов. Это был умный, смелый, жестокий и очень опасный враг. Сокровища нужны ему для того, что бы продолжить борьбу. Фигура Воронцова была способна вызвать уважение зрителя, в отличие от грабителей и бандитов, так же олицетворяющих в фильме образ врага. Некоторые диалоги Воронцова находились на гране допустимого в изображении на экране белогвардейца. Воронцов рассказывал своему другу Никандрову, как, оставляя Россию, забрал с собой бриллиантов на 100 тысяч рублей. Часть денег он пожертвовал А.И.Деникину, а оставшиеся передал А.В.Колчаку в Омске, теперь он вынужден был снимать убогую каморку на окраине Таллина.

В ленте фигурировал писатель-эмигрант Леонид Никандров, опустившийся, сломленный, но не примирившийся с революцией. Его духовное перерождение и понимание необходимости возвращения на советскую родину показано в фильме. Кроме того, одним из участников хищений в Госхране являлся старший оценщик Яков Шелехес. Двое его братьев занимали видные посты в ВЧК. Необходимо признать, что образ врага, представленный в ленте, разнообразен и сложен для периода 70-х годов.

В 1975 годы был вторично экранизирован рассказ Б.А.Лавренева «Леон Кутюрье» - «Рассказ о простой вещи» (Ленфильм, Л.Менакер). Действие фильма происходило в тылу армии А.И.Деникина. Хотя белый лагерь был показан довольно широко, но он используется лишь как фон для главного героя – чекиста-подпольщика Орлова. Диапазон характеров белогвардейцев велик. Первым в город на коне врывался пьяный поручик. Он символизировал белогвардейскую молодежь. «Вы француз, месье?», - спрашивал поручик проходящего по улице Орлова. «Отпишите в Париж, что сегодня мы раскатали красную сволочь и завтра будем в Москве», - кричал он. Следующий раз поручик и Орлов встречались в ресторане. За бокалом шампанского поручик предсказывал свою смерть и проклинал ужасы войны. От него Орлов узнал о готовящемся наступлении белых. Рядовые офицеры были одеты в полевую форму, лишь у некоторых были награды. На примере этих тыловиков авторы ленты пытались показать разложение Белой армии.

В негативных тонах изображены генерал Чернецов (командир дивизии занявшей город) и комендант полковник. Хотя Чернецова характеризуют, как «восходящую звезду» Белого движения, на зрителя он производит отрицательное впечатление. Чернецов одет в обычную полевую форму с черными генеральскими погонами с белым зигзагом, на груди у него знак Ледяного похода и черная папаха на бритой голове. В финале фильма Чернецов попадает в плен и его решают обменять на Орлова. При обмене Орлов, вырвав у конвойного карабин, убивает Чернецова. Комендант полковник служит предметом издевательств контрразведчиков. В результате его снимают с должности.

Опасными врагами советской власти в фильме показаны белые контрразведчики – поручик Соболев и лейб-гвардеец ротмистр. Это жесткие волевые люди, наделенные умом и решительностью. Ротмистр возглавлял группу террористов, которая в самом начале фильма пыталась убить начальника ЧК Орлова. Арестованный ротмистр отказался отвечать на вопросы следователей, его освободили подошедшие белые. Контрразведчик Соболев по виду напоминал чекиста, такая же кожаная куртка, такие же методы работы. Он выследил и арестовал Орлова. Этот персонаж наделен многими чертами тех, кого в белом лагере, за их методы называли «белыми большевиками». Он игнорировал коменданта города, свое прямое начальство, издевался над офицерами, кутящими в ресторанах, когда произносили тост за союзников, он разбивал фужер. Соболев был крайне жесток с теми, кто попадал в его руки. Во время пыток он заводил автомобиль и использовал газовую горелку и набор хирургических инструментов. Взгляды Соболева были предельно радикальны. «Взбунтовавшиеся рабы, право на жизнь имеют два-три миллиона, ученые найдут место в мозгу, где гнездится протест, вырежут и никакой больше революции», - заявлял он Орлову. Тема Соболева в ленте не окончена, его заставили передать Орлова в Особое управление Ставки.

Начальник Особого управления подполковник Туманович (георгиевский кавалер) символизировал белых офицеров, понимающих бесперспективность борьбы. Он явно симпатизировал мужеству Орлова. В контрразведке Туманович с брезгливостью рассматривал орудия пыток, с уважением читал статью Орлова о работе ЧК. Туманович приходил в камеру Орлова и расспрашивал о его убеждениях. «Хотите с нами», - спрашивал подполковника Орлов. «Нет, лучше пулю в лоб», - отвечал Туманович. В ночь перед расстрелом Туманович пришел в камеру к Орлову и заявил, что повешение ему заменяется расстрелом. Подполковник предлагал Орлову яд. Большевик отказался принять яд и просил приобщить к документам свою последнюю записку, где он сообщал, что не сдавался добровольно. В финале Туманович просился на фронт, чтобы погибнуть в бою.

При достаточно серьезной проработке образа белогвардейца фильм был практически лишен историзма. Генерала Чернецова в рядах белых армий не было, а никто из высшего командования белых на Юге России, до эвакуации Новороссийска, в плен не попадал. Лишь однажды в ленте упоминалось реальное белое подразделение. Комендант сообщал о прибытии в город ударной Дроздовской дивизии.

Самой яркой из снятых в 1975 году лент было второе кинопроизведение Н.С.Михалкова снятое на материале Гражданской войны «Раба любви». По сюжету через фронты в Крым пробиралась киногруппа, чтобы снять очередной фильм. Главная героиня ленты, кинозвезда Ольга Николаевна Вознесенская, влюблялась в оператора подпольщика. Прикрываясь работой на студии, он снимал зверства деникинской контрразведки. В центре ленты, вновь находились личные чувства людей на фоне войны. Белогвардейцев в фильме олицетворял начальник контрразведки капитан Федотов (георгиевский кавалер). Его главным оружие в борьбе с большевиками был террор, таких людей в белом лагере называли «белыми большевиками». «Если бы не вы, шлепнул бы эту кинобанду», - заявлял он звезде при первой встрече. Методы Федотова демонстрировались в сцене ареста подпольщика в кинотеатре. На улице Федотов разбивал витрину головой подпольщика и приказывал солдатам погрузить теряющего сознание человека в автомобиль. «Смотрите у меня, телятина», - грозил Федотов пальцем собравшейся толпе зевак. На вопрос режиссера, почему начальник контрразведки всегда передвигается с охраной, Федотов отвечал: «Боюсь, на фронте отступаем, а в городе подпольщиков больше чем фонарей». В лете подчеркивалось, что по приказу Федотова подпольщиков не только расстреливали без суда, но даже не давали хоронить их тела. В ответ офицер, входящий в подпольный комитет, призывал взрывать гостиницы и пароходы. Члены комитета не соглашались с ним, они боялись, что пострадают гражданские лица, женщины и дети. «Я не убийца, я санитар, охрана среды, очистка леса», - заявлял Федотов, проводя обыск в киногруппе. В следующей сцене Федотов прятался от подпольщиков в фонтане, но его нашли и убили. Но это не финальная сцена. Конец оптимистичен. Ольга Николаевна вслед за своим возлюбленным пришла в революцию. Старый трамвай уносил ее от преследования белых казаков. Тема любви и смерти актуальна для любого времени. Талантливое воплощение ее на экране и предопределило непреходящий успех фильма.

Особым явлением среди лент на материале Гражданской войны снятых в 70-80-х годах является фильм «Победитель» (Мосфильм, 1975, А.Ладынин). Выделяет ленту попытка авторов разделить образы белогвардейцев на «положительные» и «отрицательные». Причем в данном случае «положительный» поручик Юрий хотя и лично симпатизировал главному герою красноармейцу Якову, но вовсе не собирался переходить на сторону красных. Завязка сюжета начиналась с того, что в плен к белым попал красноармеец Яков, как выяснялось полный георгиевский кавалер. Поручик Юрий (студент, сын профессора) допрашивавший Якова, вспоминал, что они уже встречались. Он видел Якова во время 1-й Мировой войны, когда первых георгиевских кавалеров возили на корабле по всей России. Именно под влиянием примера Якова Юрий ушел добровольцем на фронт. После развала фронта Юрий вернулся в имение дяди, но пришли красные, во главе с Сиверсом и дядя был расстрелян. Юрию пришлось вступить в Белую армию. В финале первого эпизода Яков убегал от белых и организовал партизанский отряд из местных крестьян.

Друг Юрия, поручик Валя (отрицательный персонаж) был настроен по отношению к революции радикально. Он считал, что стране необходимо вернуться к старым порядкам. «Иначе и воевать не стоило», - говорил он. Юрий, напротив, демонстрировал свои либеральные убеждения, запрещал матери нести в контрразведку списки украденного у них имущества. Но мать поступила по-своему и в имение явилась специальная команда для возвращения награбленного. В результате и среди солдат и среди крестьян были жертвы. В ответ на это, в деревню был послан карательный отряд под командованием Вали. Крестьяне устроили засаду и лишь немногим карателям удалось ускользнуть, но позднее белые все равно заняли деревню. Валя приказал мужикам построить виселицу.

Юрий вызывался лично арестовать Якова и когда поймал его, то предложил большевику самому застрелиться, чтобы не попасть в контрразведку. Но выяснилось, что карательный отряд тоже попал в засаду, Валентин погиб. Яков не только спас Юрия из болота, но и предложил ему вступить в ряды большевиков. «Ваши лучшие люди сомневаются, а у нас все лучшие в борьбе», - говорил большевик. Лента заканчивалась на том, что красный отряд занимал город.

В лете «На ясный огонь» (Мосфильм,1975,В.Кольцов ) снималась целая плеяда известных советских артистов: Татьяна Доронина, Лев Дуров, Евгений Евстигнеев, Ролан Быков. Песни и музыку для фильма написал Б.Ш.Окуджава. События ленты развивались в Крыму, в тылу армии П.Н.Врангеля. Служанка генерала, ставшая после революции разведчицей, под видом любовницы белого офицера проникала за линию фронта. Здесь она сталкивалась с целым рядом белых офицеров. Первым был комендант, полковник Пирамидов. Он носил пагоны с вензелями царя, пытал подследственных. Пирамидов подозревал разведчицу, он замечал, что грубые руки служанки не могут быть у любовницы гвардейского офицера. Во время второго допроса полковник сажал разведчицу пить чай. Увидев, как она слизывает сахарный песок с ложечки вместо того, чтобы класть его в чай полковник кричал: «Теперь мне ясно, что ты подослана к нам, ты врешь, что два года была любовницей гвардейского офицера, ты пила чай как мужичка, ты никогда не сидела за столом с порядочным человеком». Полковник бил женщину по лицу и говорил: «Подумай, что ты будешь говорить завтра, перед смертью». По приказу полковника взвод солдат приводил разведчицу расстреливать на холм. Их сопровождали четверо офицеров, во главе с полковником. Перед расстрелом разведчица заявляла полковнику: «Я знаю, как надо вести себя в обществе и я сидела за столом исключительно с порядочными людьми». Взвод давал холостой залп. Разведчицу возвращали в тюрьму.

Из заключения разведчицу вызволял пожилой прапорщик Комаров (второй центральный негативный персонаж). Комаров заявлял, что его оставила жена и он не может жить без кокаина. Прапорщик предлагал отпустить женщину, если она будет его любовницей. Разведчицу выпустили из тюрьмы. Вновь прапорщик встретил разведчицу в Симферополе и сразу предложил ей выйти за него замуж. Выяснялось, что Комаров - сын повесившегося в церкви алкоголика-дьячка. Прапорщик спекулировал военным имуществом, все время пьянствовал. Показывали разложение белого тыла. С помощью влюбленного прапорщика разведчица доставала пропуска и помогала бежать из тюрьмы арестованным большевикам. В финале прапорщик понимал, что перед ним большевичка. Он заявлял: «Я не боюсь, что ты меня убьешь, а боюсь, что покинешь».  

Реалии Гражданской войны в ленте отсутствовали. Была искаженно показана эвакуация Крыма. При посадке на корабли, солдаты и офицеры падали за борт. Прямо с молебна генерал отправлялся на корабль, где он пробивался на трап вместе с прапорщиком. «Ничего, еще будет Эльба, еще будут 100 дней», - твердил генерал. Создатели фильма хотели показать жертвенность и моральную чистоту большевиков в контрасте с моральным разложением белогвардейцев. Однако образы и тех и других в фильме вышли не убедительно.

Несколько лент в 1975 году были сняты на студиях национальных республик. Фильм «Попутный ветер» (Азербайджанфильм, Э.Кулиев) был посвящен борьбе отважного коммуниста и профессионального революционера, чеха Ивана Вацека, за победу и упрочение власти Советов в Азербайджане в 1918 году. В центре «Мстителя из Гянджебасара» (Азербайджанфильм, Р.Оджагов) был легендарный руководитель крестьянского восстания Гатыр Мамед. Фильм «Черный караван» (Туркменфильм, Ю.Борецкий) был посвящен провалу английского разведчика действовавшего в Туркестане в 1918 году.

В 1975-1976 году на экраны страны вышли две части фильма «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» (Киностудия им.А.М.Горького, В.Дорман). События ленты развивались в годы Гражданской войны, когда в Сибирь из Петрограда направлялась экспедиция с целью разведать новые залежи золота. С самого начала фильма звучали не традиционные для советского кино мотивы. Весной 1918 года в Петрограде арестовывали горного инженера Смелкова и доставляли в ЧК. Там его встречал большевик, которого инженер до революции прятал от жандармов. Инженера обвиняли в том, что он прятал царского адмирала Симбирцева. «Я прятал не контрреволюционера, а крупного полярного исследователя», - отвечал он. В результате Смелкова освободили от ответственности и послали в далекую Сибирь искать золото для молодой Советской республики. На пути экспедиции встал целый ряд авантюристов, так же желающих заполучить золото.

«Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» редкие ленты, где предлагается градация образов бандитов. Среди тех, кто хочет добраться до золота реки Ардыбаш раньше экспедиции, бандиты Ефим Суббота и Силантий, бывший офицер Зимин. Главным злодеем в фильме являлся Ефим Суббота, хозяин постоялого двора на далеком сибирском хуторе. Он руководил бандитами, планировал прибрать золото экспедиции к своим рукам. Суббота действовал тайно и коварно. По его приказу жители хутора уходили дальше в тайгу, спасаясь от «нечестивой» советской власти. Суббота убил инженера Смелкова, но в финале бандита настигало возмездие. Силантий «темный» убийца. Он действовал из корыстных соображений. Зимин, наиболее привлекательный из авантюристов, бывший офицер, попавший на каторгу за то, что на фронте стрелял в своего командира, издевавшегося над солдатом. Он надломлен и опустошен. Золото нужно Зимину для того, чтобы бежать с ним за границу.

На фоне бандитов образы белогвардейцев являются даже привлекательными. В фильме белых показывали дважды. Первый раз, когда дочь Смелк


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.