Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива, Бхагиратха, Парвати и бык Нанди — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива, Бхагиратха, Парвати и бык Нанди

2019-08-07 314
Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива, Бхагиратха, Парвати и бык Нанди 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда Ганга падала с неба, её принял на свою голову Шива, дабы она не разрушила своей тяжестью землю, а с его головы она стекла вниз уже семью потоками. Бурная река уничтожила поля риши Джахну, который, разозлившись, выпил её воды, но, умилостивленный царём Бхагиратхой, выпустил их через своё ухо. И, наконец, слившись с океаном, Ганга ушла в подземный мир - Паталу.

Согласно другому мифу, Ганга - это вода, которую Брахма использовал для омовения стоп Вишну, омыв большой палец Ваманы (аватары Вишну), собрал всю воду в сосуд, где она и превратилась в Гангу. Поэтому реку называют "Вишну Падодбхава", т.е. происходящую из стоп Вишну. Войдя в сосуд с водой Брахмы, используемая для омовения ног Вишну, Ганга обрела ещё большую мощь от Брахмы и Вишну. Очищающая сила реки усилилась.

Стоя в божественном присутствии Ганги, небожители стали более могущественными, чем даже от испития нектара. Поэтому они могли противостоять нападениям демонов, а так же могли поддерживать и возрождать праведность на планете земля. Вишну это всё - наполняющий в трёх мирах, т.е. на земле, небесах и в Патала. С помощью Брахмы Он даровал небесам присутствие Ганги.

О, Ганга! Ты обладаешь очищающими от греха чистыми вибрациями. О! Ганга! Твоя дикша (клятва) очищать всех и вся началась, когда Брахма омыл стопы Вишну твоей водой. Божественные силы Брахмы и Вишну - это твои крылья. Твоим грациозным взглядом развиваются саттвические черты в небожителях. Ты защищаешь во мне аспект Сат-Чит-Ананды.

В древнеиндийском эпическом произведении «Махабхарата» рассказывается, что боги Васу, проклятые риши Васиштхой на смертную жизнь за попытку украсть священную корову, пригласили Гангу стать их матерью для возвращения на небо. Ганга согласилась, и была вынуждена стать для этого женой царя Шантану, правителя Хастинапура.

Она превратилась в красивую женщину, которую Шантану увидел на берегах реки и, очарованный ее красотой, немедля сделал ей предложение. Она согласилась, но с одним условием: Шантану никогда не будет задавать каких бы то ни было вопросов относительно её действий и поступков, иначе она его покинет.

Они поженились. У Шантану и Ганги родился сын. На глазах изумленного супруга Ганга взяла ребенка и бросила его в реку. Шантану был поражен, но, помня о своей клятве, ни словом не упрекнул жену. Та же участь постигла и шестерых сыновей царя, родившихся впоследствии (которых она сразу же топила, освободив от проклятия и предоставив возможность переродиться на небе). Когда же Ганга хотела бросить в воду последнего, восьмого, ребенка, царь не выдержал и обвинил жену в детоубийстве.

В тот же миг женщина преобразилась, приобрела божественный облик и сказала мужу:

Погибнуть не дам я последнему сыну,
Но только тебя я навеки покину.
Я - мудрым Джахну возрожденная влага,
Я - Ганга, несметных подвижников благо.
Жила я с тобой, ибо так захотели
Бессмертные ради божественной цели.
Я встретила восемь божеств, восемь васу,
Подвластных проклятия гневному гласу:
Их Васиштха проклял, чтоб гордые боги
В людей превратились, бессильны, убоги.
А стать их отцом, о властитель и воин,
Лишь ты на земле оказался достоин,
И я, чтоб вернуть им бессмертья начало,
Для них человеческой матерью стала.
Ты восемь божеств произвел, ясноликий,
Тем самым ты стал и на небе владыкой.
С тобою узнала я радость зачатья,
И васу избавила я от проклятья.
Дала я поверженным верное слово:
Когда в человеческом облике снова
Родятся, - их в Ганге-реке утоплю я,
Бессмертие каждому снова даруя.
Теперь я тебя покидаю навеки.
Меня дожидаются боги и реки.

Последнего уцелевшего сына Шантану назвал Бхишмой («грозным») и вырастил его с любовью и заботой. Мальчик с детства выказывал склонность к ратным подвигам и обещал превратиться с годами в великого воина.

 

Поклонение Матери Ганге

Первые десять дней месяца Джейштх известны как Дашахара и посвящены оказанию почтения реке Ганге, или Матери Ганге.

Считается, что Ганга течет по трем мирам: в раю она известна как Мандакини, на земле как Ганга, а в низшем миру как Бхагиратхи. Также Ганга известна как "Трипатхага" или "Река трех путей". Омовение в священной реке, по словам мудрецов, освобождает душу от бремени множества грехов, совершенных в прошлых жизнях.

Вайшнавы называют Гангу "потоком любви", поскольку любовь к Богу может испытать лишь чистое сердце, и Ганга Деви, не обращая внимания на внешние атрибуты, такие как национальность или религиозная принадлежность, дарует всем, кто входит в её воды, возможность раз и навсегда покончить со страданиями этого мира и войти в вечную духовную реальность, где находится истинный дом души.

Главные места поклонения Ганге это Ганготри, источник реки Харидвар, где она спускается на равнину Аллахабад, где она соединяется с Ямуной, Варанаси, святой город, и остров Сагара в ее устье, где она, наконец, впадает в Бенгальский залив.

По вечерам тысячи листьев-лодочек с зажженными огоньками, цветами и сладостями предлагаются Ганге под звуки колокольчиков. Тысячи верующих собираются в Ришикеше, Харидваре, Варанаси, Праяге, чтобы принять омовение и предложить свои молитвы матери Ганге. Если же приобщиться к купанию нет возможности, то многие индусы набирают воду и несут для умывания домой.

Ягъя в день Ганга-дашара, благодаря очищению от десяти основных грехов, улучшит сферы жизни, связанные с духовностью, просветлением, спокойствием ума. Ганга-дашара-ягья освобождает от десяти (даша) грехов - ошибок и заблуждений, которые отнимают энергию личности:

Физические виды греха:

1. Употребление наркотических средств (алкоголя, никотина, кофеина и так далее);
2. Незаконный секс (прелюбодеяние, насилие или подобные сексуальные отношения);
3. Суицид (самоубийство);
4. Убийство (убийство человека);
5. Убийство коровы (убийство животных или употребление их в пищу);
6. Воровство (кража, грабёж);

Виды греха, относящиеся к речи:
7. Злая (враждебная) речь по отношению к людям;
8. Оскорбление людей словами;

Виды греха, относящиеся к уму, мышлению:

9. Злые мысли о людях, а также мысленное возвращение к своей вине в прошлых действиях;

  Виды греха, относящиеся к договорённостям:

10. Обман друзей или партнёров по бизнесу.

 

Ганга - богиня и река

Ганга (в индийских языках имя реки женского рода, Ганга) - одна из величайших рек нашей планеты. По водоносности Ганга (вместе со своим притоком р.Брахмапутрой) занимает 3-е место в мире после Амазонки и Конго. В бассейне реки Ганги проживает более полумиллиарда человек. Для индуистов Ганга - это священная река, её воды очищают от грехов, избавляют от болезней и даруют небесное блаженство тем, кто избирает воды Ганги местом своего погребения.

К сожалению, сейчас воды Ганги сильно загрязнены из-за стоков, которые сбрасывают в реку население и многочисленные промышленные предприятия. Причиной загрязнения русла становится и перенаселение городов вдоль реки, а также обычай погребения в Ганге. Бедных, не имеющих средств на кремацию, а также некоторые категории умерших — незамужних девушек, беременных, детей — не сжигают, а трупы сразу сбрасывают в реку.

Правительство Индии пока бессильно против загрязнения Ганги, сейчас над задачами по очистке реки работает ряд некоммерческих индийских и международных организаций, однако результаты этой работы незначительны на фоне чрезвычайно сложных проблем.

Река, однако, имеет давнюю репутацию способности к самоочищению, что, отчасти, подтверждается официальной наукой. Например, доказано, что в воде Ганги содержатся ионы серебра. Туристам, приехавшим в Индию, воду Ганги пить не рекомендуется. Дело в том, что при кипячении вода Ганги становится еще опасней: ионы серебра выпадают в осадок, а бактерии при 100 градусах не уничтожаются.

В наши дни многими учеными были сделаны пробы воды Ганги, и в ходе этих экспериментов было установлено, что вода Ганги обладает удивительными свойствами, например, она может храниться намного дольше, чем обычная вода, и в ней не выживают многие микробы и бактерии, например, холерная палочка.

 

Шри Гангадеви ки - джай!

Немного интересных фактов:

Проведя многочисленные анализы воды в Ганге ученые были поражены ее удивительной способностью к самоочищению. Она не портится ни при каких обстоятельствах, и чем дольше она стоит, чем чище становится.

· Совсем недавно индийский специалист по защите окружающей среды Д.Бхаргабе провел опыты с водой Ганги и заявил, что ее воды намного быстрее, чем воды других рек, уменьшают биохимическую потребность в кислороде и разлагают нечистоты в 15-20 раз быстрее. Таким качеством не обладает даже дистиллированная вода.

· Английский физик Ханбери Хэнкин на своем опыте убедился, что холерные палочки погибали в воде Ганги в течение 6 часов, тогда как в дистиллированной воде они продолжали размножаться даже через 48 часов.

· Французский ученый Герелль очень удивился, обнаружив, что в воде Ганги в том месте, где на берегу лежали тела людей, умерших от дизентерии и холеры, не было никаких возбудителей болезней.

………………………………………..

Источник: http://krishna-mariupol.org.ua/culture/prazdniki/870-ganga-pudzha-ganga-darshana

 

Мантра Ганге

 

«Лети туда, где Ганга низвергает Себя с небес на горные вершины и простирает волны, словно руки готовые схватить луну на челе Шивы, и пенится и радостно хохочет».

Такой совет дал когда-то облаку знаменитый древний поэт Калидас.

Вода — источник жизни. Издревле люди селились вдоль водоёмов, что обеспечивало возможность человеку взращивать сады, орошать посевы, а также пасти скот на заливных лугах. Нашу зелёно-голубую планету «обвивает» несметное количество рек, проливов, притоков и рукавов. Есть среди них и очень значительные, и очень протяжённые. Как Россию нельзя представить без матушки Волги, как Африканский континент без Великого Нила, так и Индию невозможно вообразить без реки Ганги. Именно «Ганга» (у нас же привыкли называть эту реку «Ганг»), и это не оговорка, не сентиментальная прихоть индийцев, ведь Ганга имеет женскую природу. «Ганга-Ма» — так с любовью и глубоким признанием называют народы Индии самую священную из всех священных рек в любой религии. Ганга символизирует материнство, она для них как мать, дарующая жизнь, всепрощающая, смывающая грехи и очищающая душу и тело.

Ганга — это река чистоты, знания, единства и просветления, данная Творцом, превосходящая все остальные реки своей уникальной исторической, культурной и духовной значимостью. Помимо того, что Ганга имеет статус священной реки, ей также и поклоняются как божеству в индуизме, выражают своё почтение, даруя ей такие имена, как «Гангаджи», «Ганга Майи», «Ганга Мата». Обожествляя Гангу, люди поклоняются этой благословенной реке. Нарекая её многочисленными хвалебными эпитетами, они выражают свою благодарность в мантрах. Мантра — это лучшая сонастройка с божественной силой, ведь концентрируясь на образе божества, человек принимает все его качества.

Ганга берёт начало из ледника Ганготри, в месте под названием «Гомукх» (в индийских Гималаях), здесь её именуют «Бхагиратхи». Ниже по течению Бхагиратхи сливается с рекой Алакандой в городе Девапрайяг, и уже с этого места река называется «Ганга». Музыка к мантре, которую клуб представляет вашему вниманию в этом разделе, была написана автором под впечатлением от этого места, при созерцании пропитанных временем остроконечных скал, огромных валунов, зависающих над тропами, и панорам белоснежных пиков. Это внушительное и грандиозное место не может оставить равнодушным. Недаром толпы паломников стремятся туда, как к месту силы и святости. Оно вдохновляло и продолжает вдохновлять своей необыкновенной красотой, строгостью заснеженных и величественных горных лабиринтов Гималаев. Поток ледниковой воды, стремительным бегом несущийся с горных вершин через всю северную Индию с высоты 4100–4200 метров, преодолев более двух тысяч километров, достигает моря.

Существует множество древних повествований, подтверждающих, что река имеет божественное происхождение. У истока она зовётся «Бхагиратхи», по имени древнего царя Бхагиратхи, который принял аскезу, добиваясь благосклонности великого Шивы, для спасения своих предков, проклятых мудрецом Капилой. Снять проклятие с них можно было только в случае омовения их праха в священных водах Ганги, реки, которая по преданиям возникла после сотворения мира и проистекала в небесах, недоступная земным обитателям. Шива внял просьбе Бхагиратхи ниспослать на землю воды Ганги, но чтобы могучая и неукротимая река не разрушила весь мир, подставив своё чело, Шива принял благочестивые воды Ганги на землю, дабы спасти землю от страшного удара. Река укротила свой бег в его густых, спутанных волосах. А Шива заслужил имя «Гангадхара», то есть «поддерживающий Гангу».

Как маленький ребёнок, она карабкается среди камней.
Как пятилетняя девочка, она прыгает с камня на камень.
Как семи- или восьмилетнюю девочку, её можно увидеть в лесу.
Как шестнадцатилетняя, она ходит кругами.
Как великая героиня, она валит огромные деревья.
Она метает большие камни, как могучая женщина.
Как мастер в скольжении, она играет среди ледяных скал.
Как великий лидер, она собирает несколько потоков и речушек,
Которые присоединились к ней в качестве свиты.
В некоторых местах она издаёт музыкальные звуки, как от ножных браслетов.
В немногих местах она издаёт звуки, как пчела.
Она иногда создаёт водовороты, как быстрое кружение небесных танцоров.
В некоторых местах она пенится, как измождённая лошадь.
В других местах Ганга напевает какие-то мелодии.
Иногда она течёт беззвучно.
В некоторых местах она повторяет ОМ, как мудрец, который ощущает сат-чит-ананду

(Гимн из повествования о нисхождении божественной Ганги)

По другой версии, Ганга возникла из вод, которыми Брахма омыл ноги Вишну, поэтому её зовут Вишнупада, что означает «берущая начало в стопах господа Вишну». В древних Пуранах сказано, что Ганга появилась из большого пальца на левой ноге Вишну, а затем спустилась на сушу в виде четырёх водных потоков.

Ещё в одной интерпретации говорится, что Ганга — дочь мудрейшего царя Химавата, повелителя гор, и царицы Мены, а также сестра Парвати, или Умы, супруги Шивы, его Ади Шакти. Ганга упоминается в «Шива Пуране» как божественная оживляющая сила. Показательна древняя легенда о сыне Парвати и Шивы — Ганеше, которого Парвати (сама Природа) сотворила из примесей своего тела и смогла вдохнуть в него жизнь лишь после погружения в воду Ганги, отсюда еще одно имя Ганеши — Гангея.

Ганга, согласно легендам, была кормилицей ещё одного сына Парвати и Шивы, Картиккеи (Бог Сканда, Бог Кумара, Бога Гуха, Бог Субрахманью, Бог Муруган) — «прыгающий», бог войны, предводитель небесного воинства в битвах с демонами. В эпосе нет единой версии его происхождения. Сканда является первым ребенком Шивы и Парвати, он появился на свет из вод священной Ганги. Божественное воплощение реки неразрывно связано с именем Великого Бога, Бога-Аскета, Бога-Разрушителя, Бога-Йогина — Шивы. Даже есть такое поверье, что Ганга также является супругой Шивы, поскольку она всегда пребывает на его голове.

Легенды о супругах Шивы доносят до нас следующие сведения.

Сати — первое воплощение жены Шивы. На её появление родители получили благословление четырёхрукой и трёхглазой богини Маха Майи. В сложившихся обстоятельствах Сати пришлось войти в жертвенный огонь. Шива долго был безутешен, он бродил по свету с прахом любимой. И в утешение ему душа Сати воплотилась в теле Парвати — дочери царя Гималайских гор.

Парвати имеет много имён, одно из них — Кали (санскр. — «чёрная»), так как девочка родилась чёрной. Парвати долго завоёвывала Шиву и, наконец, добилась его любви. Шива женился на ней, и у них родилось два сына: Ганапати (Ганеша) — устраняющий препятствия, бог мудрости, и Субрахманью — предводитель богов-воинов, а также дочь Ашок Сундари.

Богиня Ганга представлена в виде реки, но это не простая река — она течёт в трёх мирах — Небесном, Земном и Подземном, и имеет особую силу смывать все земные грехи с живых существ. Ганга полюбила Шиву и попросила его, чтобы он принял её воды на свою голову. Ганга стала супругой Шивы и с тех пор живёт в его волосах.

Ганга имеет отношение и к роду Бхаратов. Это интересная и длинная история, повествующая о том, как Ганга для спасения восьми Васу, проклятых мудрецом Васиштхой за похищение чудесной коровы, стала женой земного царя династии Бхаратов — Шантану.

«У Ганги-реки, на пути одиноком,
Встречался отважный стрелок ненароком
С певцами небесными, с полубогами;
Звенела земля у него под ногами.
Однажды красавицу встретил Шантану,
И он удивился прелестному стану.
Иль то божество красоты приближалось,
На лотосе чистом пред ним возвышалось?,
Свежа, белозуба, мила и беспечна,
В тончайших одеждах, во всём безупречна,
Она воссияла светло и невинно,
Как лотоса редкостного сердцевина!
То Ганга была, та богиня-царица,
Что в трёх мирозданьях блаженно струится!
Приняв человеческий облик отныне,
Она красоту сохранила богини.
С тех пор стал супругом Реки богоравный
Шантану, царей повелитель державный»

Ганга, согласно преданиям, описанным в Ведах, согласилась стать женой Шантану при условии, что он никогда не будет спрашивать, кто она и откуда пришла, а также подвергать сомнению любые её действия.

«Тебе, о великий подвижник, в угоду
Да стану я преданной Бхаратов роду.
Чтоб вас прославлять, мне столетия мало,
Вы — блага и чести исток и начало.
Условимся: как бы себя ни вела я,
Твой сын, о поступках моих размышляя,
Вовек да не спросит, откуда я родом,
И счастье с моим обретёт он приходом.
Своим сыновьям, добродетельным, честным,
Он будет обязан блаженством небесным»

Она родила правителю восьмерых чудесных сыновей. Но каждого из них после рождения тотчас же относила к реке и бросала в воду, так как это были проклятые рождением на Земле, те самые Васу, и этим она избавляла их от земного существования, по их же просьбе.

И только восьмому сыну была сохранена жизнь. Он, как самый главный виновник похищения чудесной коровы, один за всех братьев должен был пройти свой путь на Земле.

"Не смей убивать его! Кто ты и чья ты?
Возмездье за это злодейство свершится,
Страшись, о презренная, сыноубийца!"
Сказала супругу: "Ты сердце не мучай,
Желающий сына отец наилучший!
Погибнуть не дам я последнему сыну,
Но только тебя навсегда я покину.
Я — мудрым Джахну возрожденная влага,
Я — Ганга, несметных подвижников благо.
Жила я с тобой, ибо так захотели
Бессмертные ради божественной цели"

Об этом подробно можно прочитать в так называемой «Пятой Веде», «Махабхарате» (ритмический перевод Липкина).

Истории, связанные с образом этой богини, до сих пор живут в Индии и передаются из поколения в поколение. Индийцы не просто пересказывают своим потомкам содержание легенд, они и сами свято верят, что именно так это и происходило в действительности, верят в божественную Гангу.

Богиня изображается в иконографии как чувственная и очень красивая женщина. Ганга предстает на изображениях с непременными атрибутами в руках: водяной лилией и сосудом, который символизирует богатство и плодородие. Существо, на котором путешествует Ганга, называется Макара, оно имеет тело крокодила и рыбий хвост.

Ганга пользуется в Индии всенародной любовью и почётом. Её воды священны и являются объектом поклонения. Жители страны не сомневаются, что река может легко превратиться в богиню, предстать перед народом и охотно выполнить его просьбы.

Индусы верят в то, что вода Ганги непостижимо чиста, хотя и ей время от времени требуется неотложная трансцендентальная помощь в виде удивительного праздника Кумбха Мела. Праздник Кумбха Мела проводится раз в 12 лет на берегах Ганги. Десятки миллионов паломников участвуют в самом большом религиозном фестивале мира. Также есть Великий Кумбха Мела, который проводится раз в 144 года, через двенадцать обычных праздников. Последний раз это было в 2013 году. Проводится это торжество в городе Аллахабад, у слияния рек Ганг и Ямуна. Верующие полагают, будто они смывают с себя грехи таким образом. Легенда гласит, что во время битвы богов с асурами за кувшин Амриты несколько капель упало на землю в Аллахабаде, Харидваре. Уджайне и Нашике, и именно в этих четырёх городах собираются паломники. Амрита — нектар бессмертия и мудрости, выпивший его получает божественность. В Кумбха Меле в 2013 году приняло участие рекордное количество человек — 80 миллионов, что является рекордом по количеству собравшихся в одном месте.

Омовение до сих пор воспринимается индийцами как ритуал, очищающий тело, душу и разум. Поэтому погружения с данной целью в реки или другие природные водоёмы является необходимой для каждого жителя страны церемонией. Омовение в священной Ганге дарует высшее искупление, а почётная смерть в её пучине рассматривается как дорога в царство предков, страну Богов. Хотя, наверное, было бы слишком просто, если бы все наши грехи можно было бы смыть и очистить свою карму только благодаря небольшому ритуалу. Есть на этот счёт одна древняя мудрая история.

Странствуя по свету, мудрец Нарада однажды увидел, как большая группа людей идёт к Ганге. Он спросил:
— Куда это вы идёте?
— Господин, мы хотим совершить омовение в Ганге, — был их ответ.
— Но с какой целью? — спросил Нарада.
— Господин, мы делаем это для того, чтобы смыть с себя грехи.
Тогда Нарада подумал, что Ганга, должно быть, большая грешница, ежели вбирает в себя провинности всех людей. Он подошёл к реке и заговорил с ней:
— О, Ганга! Велики, стало быть, твои грехи, раз ты собираешь их ото всех без разбору.
Ганга ответила:
— Господин, почему ты так решил? Я просто смываю грехи с людей и уношу их в океан.
Нарада отправился к океану и завёл с ним беседу.

— Владыка, я хочу тебе кое-что рассказать. Когда я странствовал в краю смертных, то увидел, как толпа людей шла купаться в Ганге. Я спросил, зачем они это делают, и они ответили, что заходят в её воды потому, что она смывает все их провинности. Тогда я обратился к Ганге и сказал ей, что она великая грешница, раз вбирает все грехи в себя, но она ответила, что лишь уносит их в океан. Я хочу предупредить тебя: в тебе скопилось огромное количество прегрешений.

Океан ответил:
— О, Нарада! Какой ты всё-таки простак! Где же я их накапливаю? Я передаю их облакам.
Тогда Нарада обратился к облакам:
— О, облака, вы большие грешники. Люди омывают грехи в Ганге, Ганга уносит их в океан, а океан испаряет вам. В вас полным-полно загрязнений!
Облака, однако, ответили мудрецу:
— Что ты, Нарада! Мы не копим грехи в себе, а проливаем дождем на людей, так что в итоге они оказываются там же, где и были.

Из этой притчи следует, что грехи человека к нему же и возвращаются, их невозможно смыть. Последствия своих действий человеку всегда придётся испытывать самому, он не сможет разделить их ни с кем на свете.

При этом известно, что очищающая сила Ганги — это далеко не миф, уникальная река действительно обладает естественными бактерицидными свойствами. Пытливые учёные не обошли своим вниманием этот феномен реки. Исследовав воду, они пришли к заключению, что своим чудесным очищающим свойством Ганга обязана большому количеству растворённого в воде серебра. К сожалению, несмотря на то, что Ганга — это жизненная артерия, снабжающая водой сотни миллионов людей, она используется как резервуар для сброса сточных вод и отбросов, а также как слив грязи с фабрик, автомоек, мануфактур и коровников.

Каждый год в седьмой лунный день светлой фазы Луны весеннего лунного месяца Вайшак индуисты празднуют день рождения Ганги. В Индии считается, что именно в этот день Мать Ганга спустилась с небес на Землю. Праздник Ганга Саптами, известный также как Ганга-пуджа и Ганга-джаянти, отмечается на седьмой день светлой половины лунного месяца Вайсакха. Ганга наиболее священная среди рек Индии, и в этот день приветствуют её нисхождение с небес на землю, случившееся в древности, предлагая ей различные знаки почитания, молитвы и празднества в её честь.

Богине Ганге очень нравится число 7 (саптами), так как:

· она спустилась на Землю на седьмой лунный день;

· Ганга обитает в 7 локах (мирах);

· у неё семеро сыновей;

· Ганге поклоняются 7 основных риши (святых);

· человеческое тело, согласно Аюрведе, состоит из 7 дхату-тканей: Раса-дхату (лимфа, плазма, межтканевая жидкость), Ракта-дхату (кровь), Мамса-дхату (мускулы), Медха-дхату (жировая ткань), Астхи-дхату (костная ткань), Маджа-дхату (костный мозг), Шукра-дхату (репродуктивная ткань). Этим семи тканям Мать Ганга при омовении в ней даёт свою энергию и помогает поддерживать их нормальное функционирование.

Празднование Ганга Дашахара начинается в новолуние месяца джешта и длится десять дней, в это время происходит усердное поклонение Ганге, сопровождающееся пением мантр и подношением огненных светильников. По водам Ганги в вечернее время под звон множества колокольчиков отправляются тысячи листьев-лодочек с зажжёнными огоньками, цветами и сладостями. Многочисленные верующие в эти дни стараются совершить омовение в водах Ганги и вознести к ней свои мольбы.

Мы познакомили читателей с историями, связанными с Гангой, с её местоположением, с празднованиями в её честь. Следующая часть нашего повествования посвящена мантрам, связанным с Гангой, мантрам, воспевающим и восхваляющим божественную Диву.

Шри Ганга-стотра

О, Ганга, пусть мой ум всегда стремится к твоим лотосным стопам.

(Автор: Шри Шанкарачарья)

[размер: падджхатика]

деви сурешвари бхагавати ганге

три-бхувана-тарини тарала-таранге

шанкара-маули-нивасини вимале

мама матир астам тава пада-камале (1)

О, богиня, повелительница полубогов! О, божественная Ганга! Твои стремительные воды даруют освобождение трём мирам. Корона Шивы служит тебе обителью. О, безупречно чистая Ганга, пусть мой ум всегда будет сосредоточен на твоих лотосных стопах!

бхагиратхи сукха-дайини матас

тава джала-махима нигаме кхйатах

нахам джане тава махиманам

трахи крипамайи мам аджнанам (2)

О, Бхагиратхи, даровавшая милость царю Бхагиратхе! О, мать, дарующая счастье! Веды прославляют твои воды, но я не способен постичь твою славу. О. милостивая Ганга, спаси меня, несмотря на моё невежество!

хари-пада-падма-вихарини ганге

хима-видху-мукта-дхавала-таранге

дури-куру мама душкрити-бхарам

куру крипайа бхава-сагара-парам (3)

О, Ганга, вечно резвящаяся у лотосных стоп Хари! Твои пенистые волны белы, как снег, луна или жемчуг. Смой тяжёлый груз моих грехов и милостиво переправь меня через океан материального бытия.

тава джалам амалам йена нипитам

парама-падам кхалу тена грихитам

матар ганге твайи йо бхактах

кила там драштум на йамах шактах (4)

Тот, кто хоть раз пригубит твоей чистой воды, незамедлительно достигнет возвышенной обители Господа. О, мать Ганга! Несомненно, смерть не может приблизиться к тому, кто предан тебе.

патитоддхарини джахнави ганге

кхандита-гири-вара-мандита-бханге

бхишма-джанани кхалу муни-вара-канйе

патитоддхарини три-бхувана-дханйе (5)

О, Джахнави, изошедшая из бедра мудреца Джахну! О, Ганга, несущая освобождение падшим! Твои быстрые воды окружены скалистыми берегами. О, мать Бхишмы! О, дочь лучшего из мудрецов, Джахну! Ты несёшь благодать всем трём мирам!

калпа-латам ива пхала-дам локе

пранамати йас твам на патати шоке

паравара-вихарини ганге

вимукха-ванитакрита-таралапанге (6)

Подобно древу желаний, ты исполняешь желания каждого. Любой, кто поклонится тебе, избавится от всех печалей. О, мать Ганга, резвящаяся меж двух берегов, тысячи небесных дев устремляют к тебе свои взоры!

тава крипайа чет сротах снатах

пунар апи джатхаре со’пи на джатах

нарака-ниварини джахнави ганге

калуша-винашини махимоттунге (7)

Тот, кто омоется в твоих милостивых водах, никогда больше не родится из лона земной женщины. О, Джахнави Ганга, спасающая из ада. Ты уничтожаешь грехи, и слава Твоя не знает границ!

парисарад-анге пунйа-таранге

джайа джайа джахнави карунапанге

индра-мукута-мани-раджита-чаране

сукха-де шубха-де севака-шаране (8)

Твоё тело искрится тысячами брызг, а волны несут благодать. О, Джахнави, чей взгляд исполнен сострадания! Слава, слава тебе! Сам Индра склоняет к твоим лотосным стопам свою венценосную голову. Единственное прибежище своих преданных, ты даруешь им счастье и благоденствие.

рогам шокам тапам папам

хара ме бхагавати кумати-калапам

трибхувана-саре васудха-харе

твам аси гатир мама кхалу самсаре (9)

О, богиня, избавь меня от болезней, страданий, несчастий, грехов и заблужданий ума. Ты — наивысшая ценность во всех трёх мирах, ты — украшение Земли. Несомненно, ты — моё единственное спасение в круговороте рождений и смертей.

алакананде парамананде

куру майи карунам катара-вандйе

тава тата-никате йасйа нивасах

кхалу ваикунтхе тасйа нивасах (10)

О, Алакананда, несущая радость небесному царству! Ты исполнена величайшего блаженства! О, Ганга, тебе молятся все несчастные. Пролей на меня свою милость! Тот, кому посчастливилось жить у твоих берегов, в действительности пребывает уже на Вайкунтхе.

варам иха нире каматхо минах

кимва тире шаратах кшинах

атхава гавйути-швапачо динас

тава на хи дуре нрипатих кулинах (11)

Я согласен быть черепахой или рыбой в твоих водах, маленькой ящерицей на твоём берегу или даже падшим собакоедом, лишь бы рядом с тобой. Но я не хочу быть благородным царём, если окажусь вдали от тебя.

бхо бхуванешвари пунйе дханйе

деви дравамайи муни-вара-канйе

ганга-ставам имам амалам нитйам

патхати наро йах са джайати сатйам (12)

О, повелительница вселенной, дарующая благочестие! О, дочь Джахну, богиня, представшая в образе реки! Ты достойна вечной славы. Тот, кто каждый день повторяет эту безупречную молитву Ганге, без сомнений, достигнет желанной победы!

йешам хридайе ганга-бхактис

тешам бхавати сада сукха-муктих

мадхура-манохара-паджджхатикабхих

парамананда-калита-лалитабхих (13)

ганга-стотрам идам бхава-сарам

ванчхита-пхала-дам вигалита-бхарам

шанкара-севака-шанкара-рачитам

патхати ча винайидам ити самаптам (14)

Те, в чьём сердце живёт преданность Ганге, всегда счастливы и свободны от пут материального бытия. Эта Ганга-стотра, лучшая из молитв, исполняет все желания и освобождает от бремени страданий. Её написал Шанкарачарья, слуга Господа Шивы, в сладком размере падджхатика. Своей совершенной формой она крадёт ум и приносит высшее блаженство. Тот, кто очарован иллюзией материального наслаждения, следует регулярно повторять эту молитву.

 

Так как существует огромное количество историй, рассказывающих о различных эпизодах божественного пути Ганга Дэви, связь с каждой отдельной историей, будто в память о ней, наделяет божественную реку своим определённым именем, и таких имён у Ганги 108.

Итак, перечислим эти имена:

1. ГАНГА – Ганга

2. ВИШНУ-ПАДАБДЖА-САМБХУТА – Рождённая из лотосоподобной стопы Вишну.

3. ХАРА-ВАЛЛАБХА – Дорогая для Хары (Шивы).

4. ХИМАЧАЛЕНДРА-ТАНАЯ – Дочь Повелителя Гималаев.

5. ГИРИ-МАНДАЛА-ГАМИНИ – Текущая по горной стране.

6. ТАРАКАРАТИ-ДЖАНАНИ – Мать врага демона Тараки (мать Картикейи).

7. САГАРАТМАДЖА-ТАРИКА – Освободительница (60 000) сыновей Сагары, который был испепелен гневным взглядом мудреца Капилы.

8. САРАСВАТИ-САМЬЮКТА – Соединившаяся с рекой Сарасвати, о которой сказано, что она должна течь под землей и соединиться с Гангой у Аллахабада.

9. СУГХОША – Мелодичная, Громкозвучная.

10. СИНДУ-ГАМИНИ – Текущая к океану.

11. БХАГИРАТИ – Имеющая отношение к святому Бхагиратхе (чьи молитвы спустили Гангу с Неба).

12. БХАГЬЯВАТИ – Счастливая, Удачливая.

13. БХАГИРАТА-РАТХАНУГА – Следующая за колесницей Бхагиратхи (который свел Гангу вниз в Ад, чтобы очистить пепел сыновей Сагары).

14. ТРИВИКРАМА-ПАДОДДХУТА – Ниспадающая со стопы Вишну.

15. ТРИЛОКА-ПАТХА-ГАМИНИ – Текущая через три Мира (небо, землю и атмосферу или нижние области).

16. КШИРА-ШУБХРА – Белая, как молоко.

17. БАХУ-КШИРА – Корова, которая даёт много молока.

18. КШИРА-ВРКША-САМАКУЛА – Изобилующая в четырех «молочных деревьях» Ньягродха (Баньян), Удумбара (чарующее фиговое дерево), Асваттха (святое фиговое дерево) и Мадхука (Бассия Латифолия).

19. ТРИЛОЧАНА-ДЖАТА-ВАСИНИ – Пребывающая в спутанных локонах Шивы.

20. РИНА-ТРАЯ-ВИНОЧИНИ – Освобождающая от трёх Долгов, а именно: Брахмачарья — изучать Веды риши (святым мудрецам); приносить жертву и поклоняться Богам; родить сына Манас.

21. ТРИПУРАРИ-ШИРАС-КУДА – Узел волос на голове врага Трипуры (Шивы). (Трипура была тройной крепостью, построенной в небе, воздухе и на земле из золота, серебра и железа асурами при помощи Майи и сожжённая Шивой).

22. ДЖАХНАВИ – Имеющая отношение к Джахну (который выпил Гангу в гневе, после того как Она разлилась, но затем смягчился и позволил Ей течь из его ушей.

23. НАТА-БХИТИ-ХРИТИ – Уносящая прочь страх.

24. АВЬЯЯ – Нерушимая.

25. НАЯНАНАНДА-ДАЙИНИ – Несущая радость глазам.

26. НАГА-ПУТРИКА – Дочь горы.

27. НИРАНДЖАНА – Неокрашенная коллириумом (бесцветная).

28. НИТЬЯ-ШУДДХА – Вечно чистая.

29. НИРА-ДЖАЛА-ПАРИШКРИТА – Украшенная сетью из воды.

30. САВИТРИ – Производительница.

31. САЛИЛА-ВАСА – Живущая в воде.

32. САГАРАМБУША-МЕДХИНИ – Вздувающая воды океана.

33. РАМЬЯ – Восхитительная.

34. БИНДУ-САРАС – Река, сделанная из капель воды.

35. АВЬЯКТА – Непроявленная, Невовлечённая.

36. ВРНДАРАКА-САМАШРИТА – Прибежище выдающегося.

37. УМА-САПАТНИ – Имеющая того же мужа (Шиву), что и Ума (Парвати).

38. ШУБХРАНГИ – Имеющая прекрасное тело.

39. ШРИМАТИ – Прекрасная, благоприятная, прославленная.

40. ДХАВАЛАМБАРА – Имеющая ослепительно белые одежды.

41. АКХАНДАЛА-ВАНА-ВАСА – Имеющая Шиву, как лесного жителя (отшельника).

42. КХАНДЕНДУ-КРТА-ШЕКХАРА – Имеющая полумесяц в качестве гребня.

43. АМРТАКАРА-САЛИЛА – Чьи воды являются источником нектара.

44. ЛИЛА-ЛАМГХИТА-ПАРВАТА – Прыгающая через горы играючи.

45. ВИРИНЧИ-КАЛАША-ВАСА – Живущая в лейке Брахмы (или Вишну, или Шивы).

46. ТРИВЕНИ – Трехжильная (состоящая из вод трёх рек: Ганги, Ямуны и Сарасвати).

47. ТРИГУНАТМИКА – Обладающая тремя гунами.

48. САНГАТАГХАУГХА-ШАМАНИ – Разрушающая массу грехов Сангаты.

49. ШАНКХА-ДУНДУБХИ-НИШВАНА – Издающая шум подобно раковине и барабану.

50. БХИТИ-ХРИТИ – Уносящая прочь страх.

51. БХАГЬЯ-ДЖАНАНИ – Творящая счастье.

52. БХИННА-БРАХМАНДА-ДАРПИНИ – Берущая гордость в разбитом яйце Брахмы.

53. НАНДИНИ – Счастливая.

54. ШИГХРА-ГА – Быстротекущая.

55. СИДДХА – Совершенная, святая.

56. ШАРАНЬЯ – Приносящая убежище, помощь или защиту.

57. ШАШИ-ШЕКХАРА – С лунным гребнем.

58. ШАНКАРИ – Принадлежащая Шанкаре (Шиве).

59. САПХАРИ-ПУРНА – Полная рыбы.

60. БХАРГА-МУРДХА-КРИТАЛАЯ – Имеющая голову Бхарги (Шивы) в качестве жилища.

61. БХАВА-ПРИЯ – Дорогая Бхаве (Шиве).

62. САТЬЯ-САНДХА-ПРИЯ – Дорогая правоверному.

63. ХАМСА-СВАРУПИНИ – Воплощающаяся в форме лебедей.

64. БХАГИРАТХА-СУТА – Дочь Бхагиратхи.

65. АНАНТА – Вечная.

66. ШАРАХ-Ч


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.