Связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом

2019-08-07 230
Связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ЗАДАНИЕ «ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКА»

Оборудование: сюжетная картинка: комната, из окна - видны звезды, луна; женщина сидит за столом, на столе — лам­па с абажуром, женщина читает сказку; на кроватке лежит мальчик и смотрит на женщину; три отдельные картинки для фланелеграфа: на первой - комната, из окна видны звезды, луна; на второй - женщина сидит за столом, на столе - лампа с абажуром, женщина читает сказку; на третьей — на кроватке лежит девочка и смотрит на женщину (рис. 52).


Рис. 52

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения специфического узнавания ситуации или не понимании ребенком связи социальных явлений в сюжете педагог использует уточняющие вопросы, помогающие ребенку актуализировать свой жизненный опыт: «Ты любишь слушать сказки? Кто тебе читает сказки вечером? А какие тебе читают сказки вечером, перед сном?» Если эти вопросы не помогают ребенку устано­вить связь между персонажами, понять логические взаимоот­ношения между изображенными персонажами и их действия­ми, педагог предлагает ребенку составить из картинок на фланелеграфе сюжет, соответствующий его рассказу. Вначале педагог рассказывает все содержание: «Жила-была девочка Катя. Она ходила каждый день в детский сад. Мама приходила за ней каждый вечер. Катя любила слушать сказки. Перед сном Катя всегда просила маму прочитать ей сказку. У Кати были любимые сказки». Далее педагог говорит по одному предложе­нию, а ребенок подбирает к нему иллюстрацию и составляет сюжет на фланелеграфе. После этого ребенку предлагают са­мостоятельно составить рассказ по данному сюжету.

 

ЗАДАНИЕ «НА ПРИЕМЕ У ДОКТОРА»

Оборудование: сюжетная картинка: врач, сидящий на стуле, рядом с ним стоит мальчик (рис. 53).


Рис. 53

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и составить рассказ. В случае затруднения педагог задает ребенку вопросы, направленные на понимание сюжета и пере­дачу его смысловой стороны: «Кто сидит на стуле? А зачем мальчик пришел к доктору? Ты был у доктора? Когда ты ходил к доктору? О чем тебя спрашивал доктор?» После беседы ребенку снова предлагают рассмотреть картинку «На приеме у доктора» и составить рассказ.

 

ЗАДАНИЕ «УЛИЦА БОЛЬШОГО ГОРОДА»

 

Оборудование: сюжетная картинка: в центре улицы - светофор и переход, горит желтый свет; в левом углу стоит ми­лиционер, рядом находится мальчик и смотрит на него; четыре отдельных картинки для фланелеграфа: на первой - улица города, на второй — светофор, на третьей - милиционер, на чет­вертой - мальчик (рис. 54).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и составить рассказ. В случае затруднения необходимо про­вести несколько занятий по данной теме.

Занятие А. Экскурсия на улицу, где основное внимание уделяется целенаправленному наблюдению за перекрестком: как люди переходят дорогу, как двигаются машины. Педа­гог уточняет, что движение на перекрестке регулирует све­тофор. При наличии большого скопления машин оказывает помощь и милиционер. После этого с детьми проводится бе­седа в целях уточнения их представлений об улице города. Педагог задает вопросы: «Где мы были? Что видели на ули­це? Для чего нужен на перекрестке светофор? Как люди переходят дорогу на перекрестке? Что делает милиционер у перехода?»


Рис. 54

 

Занятие Б. Дидактическая игра «Светофор» (оборудование: игрушка-светофор на батарейках). Одни дети изображают пешеходов, другие - водителей транспорта, один ребенок берет на себя роль милиционера.

Занятие В. Беседа по картинке «Улица города». Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы: «Что бывает на улице города? Какой транспорт движется по улицам города? Как двигается транспорт на перекрестке? Как двигаются люди на перекрестке?»

Занятие Г. Составление сюжета из картинок на фланелеграфе соответственно рассказу педагога: «Мальчик Вова жил в большом городе. Однажды он вышел на улицу и подошел к перекрестку. Там находился светофор, на нем горел желтый свет. Милиционер посмотрел на Вову и сказал: «Не спеши, жди зеленого света. Когда все машины остановятся, можно переходить улицу». После рассказа педагог предлагает детям выложить на фланелеграфе картинку в соответствии с его содержанием. Педагог поочередно называет предложения, а дети выбирают подходящее изображение и составляют сюжет. Затем по этим картинкам составляется рассказ.

 

 

ЗАДАНИЕ «В ДЕТСКОМ САДУ»

 

О б о р у д о в а н и е: сюжетная картинка: групповая комната детского сада - воспитатель читает книгу, а дети сидят вокруг него (рис. 55).


Х о д  з а н я т и я. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и составить по ней рассказ. В случае затруднения педагог задает вопросы, направленные на понимание взаимоотношений между изображенными предметами, персонажами и их действиями, а также на активизацию жизненного опыта детей в речевых высказываниях. Педагог спрашивает: «Что это за комната? Кто находится в ней? Что дети делают в групповой комнате? Кто им читает сказку? А вам в детском саду кто читает книги?» После такой беседы детям предлагают составить рассказ по картинке «В детском саду».

 

ЗАДАНИЕ «СЕМЬЯ»

 

О б о р у д о в а н и е: сюжетная картинка: в комнате папа сидит на диване и читает книгу детям, сидящим с обеих сторон около него. Дети смотрят на папу (рис. 56).


Рис. 56

Х о д  з а н я т и я. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и составить рассказ. Если ребенок затрудняется проанализировать содержание ситуации, изображенной на картинке, и понять смысл сюжета, педагог задает ему вопросы, направленные на активизацию восприятия картинки и речевых высказываний: «Где сидят дети? Что делает папа? Какую сказку он им читает? Ты любишь слушать сказки? А кто тебе читает сказки? Какие сказки ты знаешь?» После беседы ребенку снова предлагают составить рассказ по картинке «Семья».

 

ЗАДАНИЕ «В ЗООПАРКЕ»

 

Оборудование: сюжетная картинка: люди, рассматри­вающие животных в клетках (рис. 57).


 

Ход занятия. Ребенку дают рассмотреть картинку и просят составить рассказ. В случае затруднения анализа ситу­ации и отсутствия логической связи в высказываниях ребенка педагог задает вопросы: «Кто нарисован в клетках? Кого рас­сматривают люди? Ты был когда-нибудь в зоопарке? Куда при­шли люди? Зачем люди пришли в зоопарк?» После беседы ребенку предлагают самостоятельно составить рассказ по кар­тинке «В зоопарке».

 

ЗАДАНИЕ «В ЦИРКЕ»

Оборудование: сюжетная картинка: арена цирка, где выступают артисты, вокруг сидят зрители и хлопают в ладоши (рис. 58).


Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть сюжет­ную картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Кто здесь изображен? Куда пришли зрители? Кто находится на арене цирка? Что делают артисты в цирке? Что делают зрители? Ты был когда-нибудь в цирке? Зачем люди ходят в цирк?» Затем предлагается ребенку составить самостоятельно рассказ.

 

ЗАДАНИЕ «В ПАРИКМАХЕРСКОЙ»


Оборудование: сюжетная картинка: в парикмахерс­кой - один мастер стрижет маленькую девочку, мама ее стоит недалеко и смотрит на дочку; другой мастер делает прическу женщине (рис. 59).

Рис. 59

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что там происходит. В случае затруднения пе­дагог задает следующие уточняющие вопросы: «Кто изображен на картинке? Кого стрижет мастер? Кому мастер делает при­ческу? Когда ты был (а) в парикмахерской? Кто тебя там под­стригал? Зачем люди ходят в парикмахерскую?» Затем педа­гог просит ребенка: «Теперь составь рассказ по этой картинке».

ЗАДАНИЕ «В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК»


Оборудование: сюжетная картинка: на полках стоят игрушки, вокруг стоят люди с детьми и рассматривают игруш­ки; один ребенок выходит из магазина, в руках у него мяч, рядом с ним женщина (рис. 60)

Рис.60

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что там происходит. В случае затруднения пе­дагог задает ребенку уточняющие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что люди рассматривают? Кто продает игрушки? Кто покупает игрушки? Когда ты был в магазине игрушек? С кем ты был в магазине? Что там тебе купили? Зачем люди ходят в магазин игрушек?» Потом ребенок составляет рассказ по этой картинке.

 

ЗАДАНИЕ «ВО ДВОРЕ»

Оборудование: сюжетная картинка: около дома на ка­челях катается большой мальчик, а рядом стоит маленький мальчик и грустно смотрит на него; недалеко дети играют в пе­сочнице (рис. 61).

 


Х о д  з а н я т и я. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения педагог задает следующие вопросы: «Кого ты видишь на картинке. Кто качается на качелях? Зачем маленький мальчик стоит около качелей. Что он хочет сказать большому мальчику? А когда ты хочешь качаться на качелях, что ты говоришь другому ребенку? Что делают дети в песочнице?» Затем педагог говорит ребенку: «Расскажи все по порядку. Где это происходило? Что хотел маленький мальчик?»

Примечание. Формирование образов-представлений должно осуществляться в разных условиях: в реальной ситуации, при целенаправленном наблюдении, в беседах, сюжетно-ролевых и дидактических играх, инсценировках, а также при соотнесении иллюстраций со словесным описанием, составлении рассказа по картинкам. Разнообразные педагогические приемы эффективно помогают детям активизировать взаимосвязь между жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, адекватно использовать речевые высказывания, отражающие смысловую сторону сюжетной картинки.

Важно отметить, что полноценный запас зрительных образов является необходимым условием для успешного оперирования ими. Поэтому чем богаче запас исходных образов, чем полнее их содержание, чем богаче эмоционально окрашены образы, тем больше возможностей для их видоизменений, преобразований. Так создаются условия для успешного оперирования ими.

 

Раздел 2


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.