Новизна, актуальность, педагогическую целесообразность — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Новизна, актуальность, педагогическую целесообразность

2019-08-07 207
Новизна, актуальность, педагогическую целесообразность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

 

для руководителей, методистов и педагогов дополнительного образования Отделений дополнительного образования детей

 

 


 

Программа дополнительного образования детей — основной документ педагога

Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:

— определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса не весь период обучения;

— отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;

— организационные нормативы работы детского объединения.

 

 

Структура программы дополнительного образования детей

 

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы.

6. Список литературы.

 

На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

 

Пояснения к структурным элементам дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «_______________» имеет ________________________ направленность по уровню освоения _________________________.

Новизна, актуальность, педагогическую целесообразность

 

ЦЕЛЬ

 

ЗАДАЧИ:

образовательные задачи

·

Развивающие задачи

·

Воспитательные задачи

·

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Отличительной особенностью данной программы является…………………..

 

 

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на ___ года

1 года обучения: _______часа в год,

 2 года обучения: ______ часов в год,

 3 года обучения: ______ часов в год

 

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Форма организации занятий групповая (индивидуально-групповая, индивидуальная, по звеньям)

Занятия групп __года обучения проводятся __раза в неделю по __ часа, т.е. __ часа в неделю(_____часа в год).

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Ожидаемый результат по образовательному компоненту программы:

Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы:

Ожидаемый результат по воспитательному компоненту программы:

 

Способы определения результативности:

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

 

Темы

Всего часов

В том числе

Теория Практика
1 Вводное занятие      
2        
         
         
  Итоговое занятие      
  ИТОГО      

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Вводное занятие

Теория. Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.

Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

 

 

Для детей:

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Пояснения к структурным элементам дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы.

Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей предлагают следующий перечень направленностей дополнительных образовательных программ:

-техническая;

-естественнонаучная;

-физкультурно-спортивная;

-художественная;

-туристско-краеведческая;

-социально-педагогическая.

К объединениям, реализующим программы технической направленности, относятся объединения, направленные на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-технической и конструкторской деятельности, способствующие повышению технологической грамотности в области инженерных профессий, адаптированные к современному уровню развития науки и техники. К объединениям, реализующим программы естественнонаучной направленности, относятся объединения, направленные на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области медицины и естественных наук, на развитие у детей исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними. К объединениям, реализующим программы ф изкультурно-спортивной направленности, относятся объединения начальной и общей физической подготовки, объединения по олимпийским и неолимпийским видам спорта. К объединениям, реализующим программы туристско-краеведческой направленности, относятся объединения по всем видам туризма и направлениям краеведения, способствующие изучению родной страны и ее исторического и культурного наследия, получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе, безопасного общения с природной средой. К объединениям, реализующим программы художественной направленности, относятся объединения по всем видам искусства:музыкальные, хореографические, театральные, фольклорные, цирковые,литературные, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, атакже могут относиться объединения кино-фото-видео творчества приусловии преобладания в содержании программы творческо-художественнойсоставляющей. К объединениям, реализующим программы социально-педагогической направленности, относятся объединения по всем видам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей,культурологические, языковые, психолого-педагогические, социально-экономические, предшкольного образования и т.п., ставящие своей цельюнакопление детьми и подростками нового положительного социального опыта, развитие интеллектуальных способностей, творческой активности,помогающие познать свои внутренние психологические характеристики,собственные способности, сформировать профессионально значимыекачества и умения, готовность к их активному проявлению в различныхсферах жизни общества.

Название образовательной программы, её цели, задачи и содержание должны соответствовать одной из вышеперечисленных направленностей.

 

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.

Цели могут быть направлены:

— на развитие ребенка в целом;

— на развитие определенных способностей ребенка;

— на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;

— на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

— на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;

— на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;

— на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные:

— создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

— обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

— развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

— воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:

Глаголы Существительные
способствовать помощь
развивать развитие
приобщать приобщение
воспитывать воспитание
обучить обучение
сформировать формирование
обеспечить обеспечение
поддержать поддержка
расширить расширение
углубить углубление
познакомить знакомство
предоставить возможность и т.д. предоставление возможности и т.д.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

В этом подразделе желательно поместить следующую информацию:

для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;

какому возрасту детей адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;

наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей);

предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);

условия приема детей (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора детей в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определённой области и т.д.

По распоряжению КО №2564 от 28.11.11 в ОДОД

наполняемость групп 1года обучения – 15 человек

наполняемость групп 2года обучения – 12 человек

наполняемость групп 3года обучения и последующих – 10 человек

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:

— временные границы, на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность,

— этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;

— количество часов на каждый год.

Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.

 

По распоряжению КО №2564 от 28.11.11 в ОДОД программы

 1 года обучения должны быть рассчитаны на 72-144 часа в год,

 2 года обучения: 144-216 часов в год,

 3 года обучения: 216-288 часов в год

 

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Формы и режим занятий

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

индивидуально-групповая

ансамблевая, оркестровая

работа по подгруппам (по звеньям)

Возможные формы проведения занятий: акция, круглый стол, сбор, аукцион, круиз, семинар, бенефис, лабораторное занятие, сказка, беседа, эвристическая лекция, смотрины, вернисаж, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль, встреча с интересными людьми, наблюдение, студия, выставка, олимпиада, творческая встреча, галерея, открытое занятие, творческая мастерская, гостиная, посиделки, творческий отчет, диспут, дискуссия, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, фабрика, игра деловая, представление, фестиваль, игра-путешествие, презентация, чемпионат, игра сюжетно-ролевая, производственная бригада, шоу, игровая программа, профильный лагерь, экзамен, класс-концерт, поход, экскурсия, КВН, размышление, экспедиция, конкурс, рейд, эксперимент, консультация, репетиция, эстафета, конференция, ринг, ярмарка, концерт, салон и другие

Режим занятий. В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся.

Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Для достижения цели программы необходимо решить определённые задачи: образовательные, развивающие, воспитательные. Каждая задача приведёт к ожидаемому результату, следовательно, ожидаемые результаты должны быть прописаны по образовательному, развивающему, воспитательному компоненту программы – в современной трактовке (по ФГОС): личностные, метапредметные, предметные. Кроме ожидаемых результатов существуют реальные результаты программы, так вот степень соответствия реального результата ожидаемому и будет результативностью.

Планируемые результаты - совокупность личностных качеств, метапредметных и предметных компетенций (знаний, умений, навыков, отношений), приобретаемых учащимися в ходе освоения программы. В настоящее время дополнительное образование не стандартизировано. Однако реализация концептуальных идей развития дополнительного образования детей предполагает достижение каждым учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Личностные результаты

- сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений учащихся к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность, общественнуюдеятельность: сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственно-этическая ориентация и др.

Метапредметные результаты - освоенные учащимися общие способы деятельности, ключевые компетенции, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Предметные результаты - освоенный учащимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или предпрофессиональные/предметные компетенции - конструкторская, техническая, технологическая и т.п..

 

Способы определения результативности

В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

— Педагогическое наблюдение.

— Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

— Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать:

Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной деятельности детей

контрольные задания и тесты

самооценка воспитанника

диагностика личностного роста и продвижения

ведение зачетных книжек

анкетирование

ведение творческого дневника обучающегося

педагогические отзывы

оформление листов индивидуального образовательного маршрута

ведение журнала учета или педагогического дневника

ведение летописи

введение оценочной системы

оформление фотоотчётов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

 

Темы

Всего часов

В том числе

Теория Практика
1 Вводное занятие      
2        

 

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.

По распоряжению КО №2564 от 28.11.11 в ОДОД программы

 1 года обучения должны быть рассчитаны на 72-144 часа в год,

 2 года обучения: 144-216 часов в год,

 3 года обучения: 216-288 часов в год

Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %). Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:

— на вводное занятие (введение в программу);

— концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

— мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

— итоговое занятие, отчетное мероприятие.

В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование

В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7—8 лет — на 72 часа, а для 10—11 лет — на 144 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

В содержании программы необходимо указать:

— название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

— телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

— указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

— при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:

Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.

Список литературы, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной образовательной программы.

Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.

Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:

— фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;

— название;

— сведения о месте издания, издательстве и годе издания;

— сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.

Фамилия И.О. Название издания. — Место издания.: Издательство, год. — количество страниц.

Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:

. — (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;

: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;

/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);

// (две косые черты) — ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

 

для руководителей, методистов и педагогов дополнительного образования Отделений дополнительного образования детей

 

 


 

Программа дополнительного образования детей — основной документ педагога

Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:

— определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса не весь период обучения;

— отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;

— организационные нормативы работы детского объединения.

 

 

Структура программы дополнительного образования детей

 

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы.

6. Список литературы.

 

На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

 

Пояснения к структурным элементам дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «_______________» имеет ________________________ направленность по уровню освоения _________________________.

новизна, актуальность, педагогическую целесообразность

 

ЦЕЛЬ

 

ЗАДАЧИ:

образовательные задачи

·

Развивающие задачи

·

Воспитательные задачи

·

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.