Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-08-07 | 207 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
для руководителей, методистов и педагогов дополнительного образования Отделений дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей — основной документ педагога
Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:
— определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса не весь период обучения;
— отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;
— организационные нормативы работы детского объединения.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы.
6. Список литературы.
На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
|
— год разработки дополнительной образовательной программы.
Пояснения к структурным элементам дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «_______________» имеет ________________________ направленность по уровню освоения _________________________.
Новизна, актуальность, педагогическую целесообразность
ЦЕЛЬ
ЗАДАЧИ:
образовательные задачи
·
Развивающие задачи
·
Воспитательные задачи
·
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительной особенностью данной программы является…………………..
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на ___ года
1 года обучения: _______часа в год,
2 года обучения: ______ часов в год,
3 года обучения: ______ часов в год
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Форма организации занятий групповая (индивидуально-групповая, индивидуальная, по звеньям)
Занятия групп __года обучения проводятся __раза в неделю по __ часа, т.е. __ часа в неделю(_____часа в год).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Ожидаемый результат по образовательному компоненту программы:
Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы:
Ожидаемый результат по воспитательному компоненту программы:
Способы определения результативности:
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Темы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | |||
2 | ||||
Итоговое занятие | ||||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Вводное занятие
Теория. Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.
Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Для детей:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пояснения к структурным элементам дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы.
Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят
НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей предлагают следующий перечень направленностей дополнительных образовательных программ:
-техническая;
-естественнонаучная;
-физкультурно-спортивная;
-художественная;
-туристско-краеведческая;
-социально-педагогическая.
К объединениям, реализующим программы технической направленности, относятся объединения, направленные на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-технической и конструкторской деятельности, способствующие повышению технологической грамотности в области инженерных профессий, адаптированные к современному уровню развития науки и техники. К объединениям, реализующим программы естественнонаучной направленности, относятся объединения, направленные на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области медицины и естественных наук, на развитие у детей исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними. К объединениям, реализующим программы ф изкультурно-спортивной направленности, относятся объединения начальной и общей физической подготовки, объединения по олимпийским и неолимпийским видам спорта. К объединениям, реализующим программы туристско-краеведческой направленности, относятся объединения по всем видам туризма и направлениям краеведения, способствующие изучению родной страны и ее исторического и культурного наследия, получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе, безопасного общения с природной средой. К объединениям, реализующим программы художественной направленности, относятся объединения по всем видам искусства:музыкальные, хореографические, театральные, фольклорные, цирковые,литературные, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, атакже могут относиться объединения кино-фото-видео творчества приусловии преобладания в содержании программы творческо-художественнойсоставляющей. К объединениям, реализующим программы социально-педагогической направленности, относятся объединения по всем видам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей,культурологические, языковые, психолого-педагогические, социально-экономические, предшкольного образования и т.п., ставящие своей цельюнакопление детьми и подростками нового положительного социального опыта, развитие интеллектуальных способностей, творческой активности,помогающие познать свои внутренние психологические характеристики,собственные способности, сформировать профессионально значимыекачества и умения, готовность к их активному проявлению в различныхсферах жизни общества.
|
Название образовательной программы, её цели, задачи и содержание должны соответствовать одной из вышеперечисленных направленностей.
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
|
Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.
Цели могут быть направлены:
— на развитие ребенка в целом;
— на развитие определенных способностей ребенка;
— на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
— на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
— на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
— на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
— на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные:
— создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.
Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
— обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
— развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
— воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:
Глаголы | Существительные |
способствовать | помощь |
развивать | развитие |
приобщать | приобщение |
воспитывать | воспитание |
обучить | обучение |
сформировать | формирование |
обеспечить | обеспечение |
поддержать | поддержка |
расширить | расширение |
углубить | углубление |
познакомить | знакомство |
предоставить возможность и т.д. | предоставление возможности и т.д. |
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
В этом подразделе желательно поместить следующую информацию:
для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;
|
какому возрасту детей адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;
наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей);
предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);
условия приема детей (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора детей в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определённой области и т.д.
По распоряжению КО №2564 от 28.11.11 в ОДОД
наполняемость групп 1года обучения – 15 человек
наполняемость групп 2года обучения – 12 человек
наполняемость групп 3года обучения и последующих – 10 человек
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:
— временные границы, на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность,
— этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
— количество часов на каждый год.
Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.
По распоряжению КО №2564 от 28.11.11 в ОДОД программы
1 года обучения должны быть рассчитаны на 72-144 часа в год,
2 года обучения: 144-216 часов в год,
3 года обучения: 216-288 часов в год
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Формы и режим занятий
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
индивидуально-групповая
ансамблевая, оркестровая
работа по подгруппам (по звеньям)
Возможные формы проведения занятий: акция, круглый стол, сбор, аукцион, круиз, семинар, бенефис, лабораторное занятие, сказка, беседа, эвристическая лекция, смотрины, вернисаж, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль, встреча с интересными людьми, наблюдение, студия, выставка, олимпиада, творческая встреча, галерея, открытое занятие, творческая мастерская, гостиная, посиделки, творческий отчет, диспут, дискуссия, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, фабрика, игра деловая, представление, фестиваль, игра-путешествие, презентация, чемпионат, игра сюжетно-ролевая, производственная бригада, шоу, игровая программа, профильный лагерь, экзамен, класс-концерт, поход, экскурсия, КВН, размышление, экспедиция, конкурс, рейд, эксперимент, консультация, репетиция, эстафета, конференция, ринг, ярмарка, концерт, салон и другие
Режим занятий. В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся.
Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
Для достижения цели программы необходимо решить определённые задачи: образовательные, развивающие, воспитательные. Каждая задача приведёт к ожидаемому результату, следовательно, ожидаемые результаты должны быть прописаны по образовательному, развивающему, воспитательному компоненту программы – в современной трактовке (по ФГОС): личностные, метапредметные, предметные. Кроме ожидаемых результатов существуют реальные результаты программы, так вот степень соответствия реального результата ожидаемому и будет результативностью.
Планируемые результаты - совокупность личностных качеств, метапредметных и предметных компетенций (знаний, умений, навыков, отношений), приобретаемых учащимися в ходе освоения программы. В настоящее время дополнительное образование не стандартизировано. Однако реализация концептуальных идей развития дополнительного образования детей предполагает достижение каждым учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Личностные результаты
- сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений учащихся к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность, общественнуюдеятельность: сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственно-этическая ориентация и др.
Метапредметные результаты - освоенные учащимися общие способы деятельности, ключевые компетенции, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - освоенный учащимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или предпрофессиональные/предметные компетенции - конструкторская, техническая, технологическая и т.п..
Способы определения результативности
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
— Педагогическое наблюдение.
— Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
— Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать:
Педагогический мониторинг
Мониторинг образовательной деятельности детей
контрольные задания и тесты
самооценка воспитанника
диагностика личностного роста и продвижения
ведение зачетных книжек
анкетирование
ведение творческого дневника обучающегося
педагогические отзывы
оформление листов индивидуального образовательного маршрута
ведение журнала учета или педагогического дневника
ведение летописи
введение оценочной системы
оформление фотоотчётов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
№ | Темы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | |||
2 |
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.
По распоряжению КО №2564 от 28.11.11 в ОДОД программы
1 года обучения должны быть рассчитаны на 72-144 часа в год,
2 года обучения: 144-216 часов в год,
3 года обучения: 216-288 часов в год
Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %). Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:
— на вводное занятие (введение в программу);
— концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
— мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
— итоговое занятие, отчетное мероприятие.
В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование
В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7—8 лет — на 72 часа, а для 10—11 лет — на 144 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
В содержании программы необходимо указать:
— название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);
— телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);
— указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;
— при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:
Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.
Список литературы, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной образовательной программы.
Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.
Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:
— фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;
— название;
— сведения о месте издания, издательстве и годе издания;
— сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.
Фамилия И.О. Название издания. — Место издания.: Издательство, год. — количество страниц.
Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:
. — (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;
: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;
/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);
// (две косые черты) — ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
для руководителей, методистов и педагогов дополнительного образования Отделений дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей — основной документ педагога
Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:
— определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса не весь период обучения;
— отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;
— организационные нормативы работы детского объединения.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы.
6. Список литературы.
На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
Пояснения к структурным элементам дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «_______________» имеет ________________________ направленность по уровню освоения _________________________.
новизна, актуальность, педагогическую целесообразность
ЦЕЛЬ
ЗАДАЧИ:
образовательные задачи
·
Развивающие задачи
·
Воспитательные задачи
·
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!