Упражнения, направленные на развитие кинестетической организации артикуляционной моторики. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Упражнения, направленные на развитие кинестетической организации артикуляционной моторики.

2019-08-07 709
Упражнения, направленные на развитие кинестетической организации артикуляционной моторики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В  комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее легкие движения всех органов артикуляции во время речи — губ, челюстей, языка:

· статические — «Бегемотик», «Лягушка», «Слон», «Блинчик» и т. д.;

· динамические — «Змея», «Расческа», «Футбол», «Месим тесто» и т. д.

 

Некоторые из них содержат в себе элементы самомассажа языка (упражнения «Расческа», «Месим тесто»), психогимнастики (упражнения «Котик сердится», «Лягушки улыбаются», «Злой комар»), которые также способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры. Благодаря включению этих элементов, мимика детей постепенно становится выразительнее, а речь — эмоциональнее. Мимические упражнения также способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений.

В качестве зрительной опоры для мимических упражнений используются графические модели с изображением основных эмоций и некоторых их оттенков (см. прил. 1).

Использование игровых приемов во время артикуляционной гимнастики дает возможность учителю-логопеду одновременно с артикуляционной моторикой развивать у детей такие психические процессы, как зрительное восприятие, внимание, память и др. Например, при выполнении таких упражнений, как «Лягушка» — «Хобот» (чередование положений губ: в улыбке — трубочкой), детям дается установка на то, что их попробуют запутать и проверить, насколько они внимательны. Ребята внимательно следят за сменой картинок и очень старательно выполняют каждое упражнение.

Прием чередования упражнений («Лягушка» — «Хобот», «Лопатка» — «Иголочка», «Веселая лошадка» — «Грустная лошадка»), а затем и постепенное ускорение этих чередований способствуют развитию темпа, улучшают переключаемость движений.

Основной комплекс артикуляционных упражнений для выработки правильного и четкого произношения всех звуков: «Бегемотик» («Окошко»), «Лягушка» («Улыбка»), «Заборчик» («Кит»), «Бублик» («Рупор»), «Трубочка» («Ручеек»), «Хобот» («Дудочка»), «Блинчик» («Лопатка»), «Иголочка», «Шарик» («Жаба»), «Змейка», «Часы с кукушкой», «Расческа», «Футбол» («Конфетка»), «Часики», «Хвост».

Для коррекции отдельных групп звуков используются дополнительные целенаправленные комплексы.

Комплекс для выработки правильного произношения свистящих звуков: «Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»), «Лягушка» («Улыбка»), «Блинчик» («Лопатка»), «Ветерок» («Загоним мяч в ворота»), «Чистим нижние зубы», «Горка» («Котик сердится»).

Комплекс для выработки правильного произношения шипящих звуков: «Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»), «Блинчик» («Лопатка»), «Ветерок» («Загоним мяч в ворота»), Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Фокус» (Снежинка»), «Маляр» («Красим потолок»), «Качели маленькие», «Качели большие», «Веселая лошадка», «Грустная лошадки», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

Комплекс для выработки правильного произношения звуков л, ль: «Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»),»Лягушка («Улыбка»), «Блинчик» («Лопатка»), «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Маляр» («Красим потолок»), «Парус», Индюк», «Индюшонок», «Качели большие», «Качели маленькие», «Веселая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

Комплекс для выработки правильного произношения звуков р, рь:  «Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»), «Блинчик» («Лопатка»), «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Маляр» («Красим потолок»), «Парус», «Ветерок»,  («Загоним мяч в ворота»), «Индюк», «Индюшонок», «Качели большие», «Качели маленькие», «Веселая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка», «Дятел» («Барабанщик»), «Злой комар», «Злой жук».

Очень  часто речевое нарушение усугубляется укороченной, либо недостаточно эластичной подъязычной связкой, что значительно усложняет постановку и автоматизацию некоторых звуков в речи. Поэтому в комплексы для шипящих и сонорных звуков включаются упражнения, способствующие растягиванию подъязычной связки. «Вкусное варенье», «Маляр» («Красим потолок»), «Веселая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

Артикуляционные  упражнения предварительно изучаются и усваиваются  на индивидуальных занятиях, это позволяет более успешно формировать и закреплять артикуляционную базу, а также затрачивать меньше времени на коррекцию выполнения упражнений детьми на  фронтальных занятиях. Обучая детей старшего дошкольного возраста с ОНР, учитель-логопед опирается на умения детей, отработанные в предыдущие годы (на 1—3 годах обучения).

Для проведения артикуляционной гимнастики применяются картинки-символы упражнений с изображением различных предметов, объектов, образ которых будет в дальнейшем ассоциироваться у ребят с определенным артикуляционным упражнением.

Артикуляционные картинки-символы предполагают проведение гимнастики в занимательной игровой форме и вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. Комплексы артикуляционных упражнений представляются детям в виде сказки, веселой истории, в которой сказочный герой увлекает их в игры с язычком, губами, зубами, щеками (см. прил. 2).

Вначале закрепляется изолированное произношение фонем. Каждый звук связывается с конкретным образом: [з] — песенка комара, [ж] — жужжание жука, [р] — рычание тигра и т. д. Затем фонема произносится утрированно в слогах прямых, обратных и со стечениями, в словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, стихах, скороговорках, рассказах.

В процессе работы над одной группой звуков (например, свистящих) можно начинать подготовку артикуляционного аппарата к формированию артикуляции следующей группы звуков (шипящих). Для этого в основной комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, способствующие формированию правильного уклада шипящих звуков. Дополнительные комплексы можно вводить раньше (это зависит от уровня звукопроизношения детей в группе) и задерживаться на их отработке по мере необходимости.

Обязательно проводится работа по дифференциации со сходными артикуляционно или акустически фонемами ([м]—[м'], [с]—[з]; [ш]—[ж] и др.) и фонемами, наиболее смешиваемыми в речи детей ([с]—[ш], [ч]—[т'], [л]—[р] и т. д.).

Примерное перспективное планирование

№ п/п Содержание
1. Звуки вокруг нас
2. Звуки и слова
3. Звук [а]
4. Звук [у]
5. Звук [и]
6. Звук[ы]
7. Звуки [и]—[ы]
8. Звук [о]
9. Звук [э]. Гласные звуки
10. Звук [м]. Согласные звуки
11. Звук [м'|. Мягкие и твердые согласные. Звуки [м]—[м']
12. Звуки [н], [н']; [н]—[н']
13. Звуки [х], [х']; [х]—[х']
14. Звуки [д], [д']; [д]—[д]
15. Звуки [т], [т']; [т]—[т']; [т]—[д]*. Глухие и звонкие звуки
16. Звуки [б], [б']; [б]—[б']
17. Звуки [п], [п']; [п]—[п*]; [б]-[п]*
18. Звуки [в], [в']; [в]—[в']
19. Звуки [ф]. [ф*]; [ф]—[ф']: [в]-[ф]*
20. Звуки [к], [к']; [к]—[к']
21. Звуки [г], [г ]; [г]—[г]
22. Звуки [к]—[г]—[х]
23. Звуки [п]—[т]—[к]
24. Звук [с]
25. Звук [с']; [с]—[с]
26. Звук [з]
27. Звук [з']; [з]—[з']
28. Звуки [с]—[з]; [с']—[з']
29. Звук [ц]
30. Звуки [ц] -[с]; [ц] —[т']*
31. Звук [ш]
32. Звук [ж]
33. 1вуки [ш]—[ж]
34.  Звуки [с]—[ш]
35. Звуки [з] – [ж]
36. Звук [ч]
37. Звуки [ч]—[т']
38. Звук [щ]
39. Звуки [ч]—[щ]
40. Звуки [ш]—[щ]; [ш.]—[с']*
41. Звук [л]
42. Звук [л']; [л]—[л']
43. Звук [р]
44. Звук [р']; [р]—[р']
45. Звуки [л]—[р]; [л’]—[р’]
46. Звук [й]
47. Звуки [л']—[й]
48. Звуковой состав букв [е], [ё], [ю], [я]**

 

* Тематика данных занятий является достаточно сложной (в течение одного занятия происходит знакомство со звуками и их дифференциация) и при необходимости может быть разделена на несколько занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и речевыми потребностями детей.

** Данная тема не является обязательной и изучается только при достаточной степени подготовленности детей.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.