III. Формирование слоговой структуры слова — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

III. Формирование слоговой структуры слова

2019-08-07 285
III. Формирование слоговой структуры слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Несформированность  слоговой структуры слова является одним из наиболее тяжело поддающихся коррекции проявлением ОНР у детей и характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, что проявляется в нарушении порядка слогов в слове, пропусках или добавлении новых слогов, звуков, невозможности воспроизведения стечений согласных. Степень нарушений  слоговой структуры слова у детей с ОНР колеблется от незначительных трудностей произношения слов сложной структуры в условиях спонтанной речи до грубых проявлений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Это определяет важность  систематической работы над слоговой структурой слова на  разных видах занятий с дошкольниками (в том числе — на занятиях по формированию произносительной стороны речи), с одной стороны, и необходимость индивидуального подхода, с учётом речевых возможностей детей, с другой стороны.

Насколько  успешно ребенок с ОНР будет овладевать слоговой структурой слова зависит и от состояния фонематического восприятия, и от его  артикуляционных возможностей. Поэтому коррекционная  работа по преодолению нарушений слоговой структуры включает развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Существует также тесная взаимосвязь между нарушениями слоговой структуры слова и особенностями развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (С. Е. Большакова). В связи с этим подготовительная работа по формированию слоговой структуры слов  осуществляется параллельно с развитием слухового внимания и ведется по следующим направлениям:

· Усвоение ритмической стороны (восприятие, воспроизведение, сравнение ритмических рисунков);

· Развитие пространственно-временной ориентировки (ориентировка в понятиях: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний; впереди, сзади; слева, справа);

· Развитие двигательной сферы (координация речи с общей и мелкой моторикой).

Коррекционная работа на данном этапе тесно переплетается с формированием начальных навыков по развитию фонематического слуха и восприятия.

Далее ведется основная работа на речевом материале. Основанием для определения последовательности работы по формированию слоговой структуры слов на речевом материале является классификация слов по степени их слоговой трудности, предложенная А. К. Марковой. Работа по формированию слоговой структуры слова выстроена следующим образом:

· отработка слоговой структуры в играх со звукоподражаниями (му-у-у, га-га-га, ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ку);

· упражнение в передаче ряда прямых и обратных слогов с общим согласным; с общим гласным (ма-мо-му; ма-на-па; ат-от-ут-ит);

· формирование умения различения на слух длинных и коротких слов (мак — погремушка, кот — велосипед);

· упражнение в передаче ряда закрытых слогов; прямых и обратных слогов с твердыми и мягкими согласными (мак-мок-мук-мык; кап-пап; тук-мук; ба-бя; ап-апь);

· упражнение в передаче слогов со стечениями согласных (пна-апн; мна-мно-мну-мны; та-пта);

· двусложные слова, состоящие из открытых слогов (Аня, вата, мама);

· трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (кубики, сапоги);

· односложные слова с закрытым слогом (кит, мак);

· двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слогов (банан, диван);

· двусложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом (банка);

· двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (бантик);

· трехсложные слова с закрытым слогом (магазин, котенок, чемодан);

· трехсложные слова со стечением согласных (комната, бабочка);

· трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (кузнечик, волчонок);

· трехсложные слова с двумя стечениями согласных (хлебница, скамейка, матрешка);

· односложные слова со стечением согласных в начале слова, в конце слова (стол, мост);

· двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка, птичка);

· четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (витамины, пианино);

· четырехсложные слова со стечением согласных (холодильник);

· пятисложные слова со стечением согласных (велосипедист, микроволновка, скороговорка);

· слова со сложными стечениями согласных: три и более согласных рядом (экскурсовод, верблюд).

Четырехсложные, пятисложные слова и слова со сложными стечениями согласных вводятся на заключительном этапе формирования слоговой структуры слова и зависят от индивидуальной степени подготовленности детей.

Предлагаемый  в пособии речевой материал (раздел «Примерное календарное планирование») подобран с учетом изучаемых звуков для их дополнительной автоматизации. Однако он может дополняться словами как содержащими, так и не содержащими необходимый и звук. Обязательно проводится словарная работа с новым незнакомым для детей лексическим материалом. Речевой материал корректируется и подбирается учителем-логопедом в соответствии с учетом речевых возможностей детей.

Продолжительность отработки слоговой структуры слов (количество занятий) напрямую зависит от уровня готовности детей группы (подгруппы) к переходу на следующий, более сложный этап.

Процесс отработки слоговой структуры слов корректируется и дополнительно отрабатывается на индивидуальных занятиях, при этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка.     

Примерное перспективное планирование

Содержание
1. Закреплять [5] умение воспроизводить звукоподражания. Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова
2. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
3. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова
4. Закреплять умение воспроизводить двусложные слова, состоящие из открытых слогов
5. Закреплять умение воспроизводить трехсложные слова, состоящие из открытых слогов
6. Закреплять умение воспроизводить односложные слова
7. Закреплять умение воспроизводить односложные слова
8. Закреплять умение воспроизводить двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слогов. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с фонем, которые отличаются несколькими признаками
9. Закреплять умение воспроизводить двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слогов. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с фонем, которые отличаются несколькими признаками
10. Формировать умение воспроизводить двусложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с фонем, которые отличаются несколькими признаками
11. Формировать умение воспроизводить двусложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем, отличающиеся одним признаком
12. Формировать умение воспроизводить двусложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с оппозиционных фоном, отличающиеся одним признаком
13. Формировать умение воспроизводить двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем отличающиеся одним признаком
14. Формировать умение воспроизводить двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем отличающиеся одним признаком
15. Формировать умение воспроизводить двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем отличающиеся одним признаком
16. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с закрытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем отличающиеся одним признаком
17. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с закрытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем отличающиеся одним признаком
18. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с закрытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем отличающиеся одним признаком
19. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем отличающиеся одним признаком
20. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем отличающиеся одним признаком
21. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных. Формировать умение различать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем отличающиеся одним признаком
22. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.  Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
23. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.  Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
24. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.  Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
25. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с двумя стечениями согласных.  Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
26. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с двумя стечениями согласных.  Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
27. Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с двумя стечениями согласных.  Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
28. Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в начале слова.  Формировать умение заменять согласный звук в начале слова.
29. Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в начале слова
30. Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в начале слова
31. Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в начале слова
32. Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в начале слова
33. Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в начале слова
34. Формировать умение воспроизводить двусложные слова с двумя стечениями согласных
35. Формировать умение воспроизводить двусложные слова с двумя стечениями согласных
36. Формировать умение воспроизводить двусложные слова с двумя стечениями согласных
37. Формировать умение воспроизводить четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов
38. Формировать умение воспроизводить четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов
39. Формировать умение воспроизводить четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов
40. Формировать умение воспроизводить четырехсложные слова, со стечением согласных
41. Формировать умение воспроизводить четырехсложные слова, со стечением согласных
42. Формировать умение воспроизводить четырехсложные слова, со стечением согласных
43. Формировать умение воспроизводить пятисложные слова, со стечением согласных
44. Формировать умение воспроизводить пятисложные слова, со стечением согласных
45. Формировать умение воспроизводить пятисложные слова, со стечением согласных
46. Формировать умение воспроизводить слова со сложными стечениями согласных: три и более согласных рядом
47. Формировать умение воспроизводить слова со сложными стечениями согласных: три и более согласных рядом
48. Формировать умение воспроизводить слова со сложными стечениями согласных: три и более согласных рядом

 

Для отработки слоговой структуры слов на фронтальных и индивидуальных занятиях используют следующие игры и игровые упражнения:

· «Барабанщики» - воспроизведение ритмических рисунков.

· «Прохлопай слово по слогам».

· «Протопай слово по слогам».

· «Прошагай слово по слогам» - деление слов на слоги.

· «Отстучи слово по слогам» (карандашом, пальцем).

· «Говорим на ладошке» - проговаривание с ладошкой под подбородком.

· «Шагают человечки» - прошагивание указательным и средним пальчиками по столу.

· «Шагаем по ступенькам» - прошагивание указательным и средним пальчиками по ступенькам, выполненным из картона, спичечных коробков, конструктора и т.д.

· «Птички» — изображение пальцами рук «клюва птички», «птичка» раскрывает «клюв» на каждый слог.

· «Рыбки» — аналогично предыдущему упражнению

· «Барабанщики» — отстукивание слогов ладошками по столу или по коленкам, имитация игры на барабане.

· «Гармонисты» — имитация игры на гармошке, «растяги­вать меха» на каждый слог.

· «Выложи слово фишками» — выкладывание фишек на каж­дый слог.

· «Слоговые бусы» — передвигание бусин, по одной бусине на каждый слог.

· «Назови правильное слово» — выделение правильного на­звания предмета из ряда слов.

· «Поезд».

· «Домики» — дифференциация слов по их слоговому составу.

· «Самолеты».

· «Делим слова на слоги» — деление на слоги двусложных, трехсложных, четырехсложных, пятисложных слов.

· «Составь слово из слогов» — составление двусложных, трех­сложных, четырехсложных слов из слогов (кол-ба-са, че-ре-па-ха)

· «Закончи слово» — подбор к началу или концу слова необ­ходимого звука, слога (эта жи, чи ж и, мор жи).

· «Повторялка» — проговаривание 2—3 звукосочетаний за педагогом.

· «Один—много» — дифференцированное произнесение звуков [и]—[ы] в процессе образования множественного числа однослож ных существительных (кот — кот ы, бык — бык и); произнесение двусложных слов-множественного числа существительных обра зованных от единственного числа (звезда — много звезд) и т. д.

· «Назови детенышей» — подбор и проговаривание трехслож ных существительных с закрытым слогом с суффиксами -онок -ёнок (ежонок, телёнок, утёнок; котята, телята, гусята)

· «Назови ласково» — образование уменьшительно-ласкательной формы существительных различного слогового состава

· «Скажи наоборот» — подбор антонимов и согласование их с существительными различного слогового состава (большая комната — маленькая комната)

· «Сосчитай внимательно» — согласование существительным различной слоговой структуры с числительными (1 автобус,   2 автобуса).

· «Парные картинки» — согласование притяжательных местоимений с существительными различного слогового состава (Чей диван? – Мой диван)

· «Чего не хватает?» — образование формы родительного падежа существительных единственного и множественного числа (Нет кубика)

· «Жадина» — согласование притяжательных местоименийс односложными, двусложными, трехсложными, четырехслож­ными существительными (мой дом, моя ка-ша, мое зер-ка-ло).

· «Подбери словечко» — подбор качественных прилагательных к  существительным различного слогового состава (желтый цветок)

·   «Какой предмет получился?» — образование относительных прилагательных  и согласование их с существительными различ­еного слогового состава (обувь из кожи — кожаная обувь).

· «Картинки-половинки» — складывание картинок, разрезанных пополам по количеству слогов,  проговаривание названий изображений (двусложных существительных ваза,  духи).

· «Разрезные картинки» — складывание картинок, разрезанных пополам по количеству слогов, проговаривание названий изображений (двусложных слов типа петушо к, к апитан, к олобо к, само к ат).

· «Слова-родственники» — подбор родственных слов с увеличением количества слогов, параллельно с отработкой изучаемого звука (ч ай, чай ник, чай ная).

· «Прятки» - образование предложно-падежных конструкций с существительными различного слогового состава (петух под столом, медведь за шкафом, вылез из-за шкафа).

· «Составляем слово » — образование сложных слов (вода падает – водопад, сам летит — самолет).

·   «Составляем  предложение» — образование предложений со словами различного  слогового состава и др.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.