II. Формирование фонематических функций и (формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Фонематических представлений) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

II. Формирование фонематических функций и (формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Фонематических представлений)

2019-08-07 242
II. Формирование фонематических функций и (формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Фонематических представлений) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чисто нарушения звукопроизношения и невнятность речи у детей с ОНР обусловлены недостаточно сформированным фонематическим слухом. В результате этого ребенок не различает на слух акустически похожие фонемы и произносит их неправильно, заменяя на созвучные парные глухие либо мягкие звуки, пропускает, переставляет звуки в словах. Нарушения фонематического слуха в дальнейшем является серьезным препятствием в овладении навыками чтения и письма. Поэтому развитие фонематических функций является обязательной частью работы по формированию произносительной стороны речи, предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР.

Для  развития фонематического слуха применяются упражнения на выработку умений слышать и узнавать звук, выделять его из потока речи, различать в сочетаниях с другими звуками, дифференцировать смешиваемые звуки. Дети учатся узнавать звуки в ряду гласных, анализировать звуковой ряд из двух— трех гласных  фонем, воспроизводить различные сочетания из двух— трех слогов, называть звуки, составляющие слог, слово, определять их последовательность и т. д.

Подготовительный  этап работы по формированию фонематических функций — развитие пространственной ориентировки (впереди – сзади, низко — высоко, близко — далеко, справа – слева, первый — последний), чувства ритма (отстукивание, отхлопывание, воспроизведение ритмических рисунков по гласным звукам). Также вырабатывается умение детей распознавать и отличать неречевые и речевые звуки. Это способствует развитию слухового внимания и слуховой памяти. Упражнения лучше выполнять с закрытыми глазами, опираясь только на слух, используя зрительный образ объекта только во время знакомства с его звучанием.

Затем на фонемах, простых в артикуляции (а, у, и, ы, о, э, м, н, т. д) формируются тонкие акустические дифференцировки: гласные — согласные, мягкие — твердые, звонкие — глухие звуки. Работа ведется по следующим направлениям[1]:

1. Фонематическое восприятие:

· дифференциация слогов, различающихся одной из парных согласных (па — 6а, та — да)

· дифференциация гласных (а, о, у, и, ы, э)

· дифференциация изолированных пар согласных (п — б, т — д)

· дифференциация слов-квазионимов (бочка — почка, коза — коса)

· исправление ошибок во фразе (На лугу щиплет травку коса)

· повторение слогов с оппозиционными звуками из 2—3 слогов (та — да, та — да — та)

· дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении т очка — у д очка, б очка — п очка)

· дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (ми с ка — ми ш ка, ко с а — ко з а).

2. Фонематические представления:

· отбор картинок, названия которых содержат заданный звук (определить, слышится или нет заданный звук в словах);

· подбор слов, содержащих определенный звук (М — м ашина, м ыло, до м)

· выделение слов с заданным звуком из текста (Ж еня ж евал  е ж евику)

3. Звуковой анализ:

· выделение первого и последнего ударного гласного звука (А ня, кин о)

· выделение первого и последнего безударного гласного звука (а нанас, каш а)

· определение общего звука в словах (о блако, о слик, о кна, О ля)

· выделение последнего согласного звука (ко т)

· выделение первого согласного звука в словах со стечением и без стечения согласных (к рот, б анка)

· определение места звука в слове (начало, конец, середина)

· определение последовательности звуков в слове (дом — д, о, м)

· определение количества звуков в слове (дом — 3 звука)

· добавление звука к слову (Аня — б аня)

· замена звука в слове (м ак — р ак)

4. Звуковой синтез [2]:

· составление слова из звуков, данных в правильной последовательности ([м] [а] [к] — мак);

· составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности ([д] [м] [о] — дом).

Формирование операций звукового анализа и синтеза проводится в  определенной последовательности[3]:

· выделение звука в ряду фонем, в слогах, словах;

· звуковой анализ и синтез сочетаний из 2-х гласных звуков ау, уа;

· звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков ауи, эуы;

· звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов типа ам, ин, ох, ма, ну, ми;

· звуковой анализ и синтез двусложных слов из открытых звуков из 3-х звуков типа уха;

· звуковой анализ и синтез двусложных слов из открытых звуков из 4-х звуков типа вата, кино, губы;

· звуковой анализ и синтез трехсложных слов из открытых звуков из 6-и "звуков типа ладони, радуга;

· звуковой анализ и синтез односложных слов с закрытым слогом из 3-х звуков типа дом, бык;

· звуковой анализ и синтез двусложных слов с одним закрытым слогом из 5-и звуков типа каток, веник, лимон;

· звуковой анализ и синтез двусложных слов со стечением на стыке из 5-и звуков типа каска, жатва, пачка, щучка;

· звуковой анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале слова из 5-и звуков типа плита, трава;

· звуковой анализ и синтез трехсложных слов с закрытым слогом типа котенок, табурет;

· звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в начале слова из 4-х звуков типа стон, знак, стоп;

· звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в конце слова из 4-х звуков типа мост, куст.

На занятиях осуществляется практическое знакомство детей с понятиями «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение», «ударение» (предполагается взаимосвязь с программным материалом по образовательной области «Обучение грамоте»). Параллельно с этим у детей формируются умения нахождения картинок (предметов) на заданный звук, подбора слов на заданный звук, определения общего звука в словах (предложениях, стихах); деления слов на слоги; выделения ударного слога, составления слов из слогов, предложений из слов.

Для успешного развития звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности у детей с ОНР весьма эффективным является применение различных графических символов и схем. Поэтому на занятиях для выполнения детьми операций звукового анализа и синтеза используются карточки в виде схем, звуковых линеек, схематичных изображений каких-либо объектов («Паровозик», «Домик», «Птичка», «Рыбка», «Самолет», «Подводная лодка» и т. д.), а также фишек красного (гласные), синего (твердые согласные) и зеленого (мягкие согласные) цветов, соответствующих общепринятым обозначениям звуков (см. прил. 3).

Каждый звук во время изучения обозначается своим графическим символом и в дальнейшей работе соотносится с ним. Графический символ может отображать профиль звука и вызывает у ребенка ассоциацию с его произнесением. Графические картинки помогают детям различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Например, со звуком [а] соотносится большой красный кружок, символизирующий широко открытый рот, звук [у] — маленький красный кружочек; звук [м] обозначается графическим изображением коровы, [м'] — телеyка и т. д. (см. прил. 4).

Для обозначения звонкости-глухости согласных звуков также подбираются графические символы, в дальнейшем они помогают и их дифференциации. Например, для обозначения звонкости используются графические картинки «Колокольчик», «Кнопка нитка», «Звонок велосипеда» и т. п.

Примерное перспективное планирование

Содержание
1. Закреплять умение воспринимать на слух неречевые звуки: шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки. Закреплять[4] умение воспроизводить ряд прямых, обратных слоит с общим согласным; с общим гласным
2. Закреплять умение воспроизводить ряд закрытых слогов; прямых и обратных слогов с твердыми и мягкими согласными
3. Закреплять умение воспроизводить ряд слогов со стечениями согласных. Закреплять умение выделять первый ударный гласный звук [а] в словах
4. Закреплять умение выделять первый ударный гласный звук [у] в словах. Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 2-х гласных звуков
5. Закреплять умение выделять первый ударный гласный звук [и] в словах. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков
6. Закреплять умение выделять последний ударный гласный звук [ы] м 1 ломах. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочетании из 3-х гласных звуков
7. Закреплять умение дифференцировать гласные звуки [и]—[ы]. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков
8. Закреплять умение выделять первый и последний гласный звук [o] в ударной позиции в словах.  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков
9. Закреплять умение выделять первый гласный звук [э] в ударной и безударной позиции в словах.  Закреплять умение дифференцировать гласные звуки. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков
10. Закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки. Закреплять умение выделять последний согласный звук [м] в словах.  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез обратных слогов
11. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [м]—[м'] по твердости—мягкости.  Закреплять умение выделять первый согласный звук [м] в словах со стечением согласных.  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез прямых слогов
12. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [н]—[н'] по твердости—мягкости.  Закреплять умение выделять первый согласный звук [н] в словах без стечения согласных.  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов
13. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [х]—[х'] по твердости—мягкости. Закреплять умение выделять последний согласный звук [х] в словах. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов; двусложных слов из открытых слогов из 3-х звуков
14. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [д]—[д'] по твердости—мягкости.  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов из открытых слогов из 4-х звуков
15. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [т]—[т'] по твердости—мягкости, [т]—[д] по глухости—звонкости. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов из открытых слогов из 4-х звуков
16. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [б]—[б'] по твердости—мягкости.  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов из открытых слогов из 4-х звуков
17. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [п]—[п'] но твердости—мягкости, [п]—[б] по глухости—звонкости. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву-1 ложных слов из открытых слогов из 4-х звуков
18. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [в]—[в'] по твердости—мягкости.  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трехсложных слов из открытых слогов из 6-и звуков
19. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [ф]—[ф'] по твердости—мягкости, [ф]—[в] по глухости—звонкости. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трехсложных слов из открытых слогов из 6-и звуков
20. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [к]—[к'] по твердости—мягкости.  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трехсложных слов из открытых слогов из 6-и звуков
21. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [г]—[г'] по твердости—мягкости.  Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов из открытых слогов
22. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [к] – [г] – [х]   Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов из открытых слогов
23. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [п] – [т] – [к] Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов с закрытым слогом из 3-х звуков
24. Формировать умение определять место согласного звука [с] в слове (начало, конец, середина).  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов с закрытым слогом из 3-х звуков
25. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [с]—[с'] по твердости - мягкости.  Закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов с закрытым слогом из 3-х звуков
26. Формировать умение определять место согласного звука [з] в слове (начало, конец, середина).  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов с закрытым слогом из 3-х звуков
27. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [з]—[з'] по твердости—мягкости.  Закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов с одним закрытым слогом из 5-и звуков
28. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [с]—[з] и [с']—[з'] по глухости—звонкости.  Закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов с одним закрытым слогом из 5-и звуков
29. Формировать умение определять место согласного звука [ц] в слове (начало, конец, середина).  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов с одним закрытым слогом из 5-и звуков
30. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [ц]—[с], [и]—[т]. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов с одним закрытым слогом из 5-и звуков
31. Формировать умение определять место согласного звука [ш] в слове (начало, конец, середина).  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов со стечением на стыке из 5-и звуков
32. Формировать умение определять место согласного звука [ж] в слове (начало, середина); определять последовательности звуков в слове.  Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов со стечением на стыке из 5-и звуков
33. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [ш]— [ж] по глухости—звонкости. Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов со стечением на стыке из 5-и звуков
34. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [с]—[ш]. Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двусложных слов со стечением на стыке из 5-и звуков
35. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [з]—[ж]. Закреплять умение определять последовательность и количество туков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двухсложных слов со стечением в начале слова из 5-и звуков
36. Формировать умение определять место согласного звука [ч] в слове (начало, конец, середина). Закреплять умение определять последовательность и количество туков в слове. формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двухсложных слов со стечением в начале слова из 5-и звуков
37. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [ч]—[т']. Закреплять умение определять последовательность и количество туков в слове. Закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двухсложных слов со стечением в начале слова из 5-и звуков
38. Формировать умение определять место согласного звука [щ] в слоне (начало, конец, середина).  Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двухсложных слов со стечением в начале слова из 5-и звуков
39. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [ч]—[щ]. Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трехсложных слов с закрытым слогом
40. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [ш] – [щ], [щ] – [с’]. Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трехсложных слов с закрытым слогом
41. Формировать умение определять место согласного звука [л] в слове (начало, конец, середина).  Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трехсложных слов с закрытым слогом.
42. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [л]—[л’] по твердости—мягкости.  Закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец, середина). Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в начале слова
43. Формировать умение определять место согласного звука [р] в слове (начало, конец, середина).  Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в начале слова
44. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [р]—[р'] по твердости—мягкости.  Закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец, середина).  Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в начале слова
45. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [л]—[р], [л’] – [р’] Закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец, середина). Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в конце слова
46. Формировать умение определять место согласного звука [й] в слове (начало, конец, середина).  Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в конце слова
47. Формировать умение дифференцировать согласные звуки [л']—[й]. Закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец, середина) Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в конце слова
48. Формировать умение дифференцировать йотированные звуки. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в конце слова

 

Для формирования фонематических процессов к использованию на занятиях рекомендуются дидактические игры:

· «Послушай, повтори» — проговаривание 2—3 слогов за педагогом.

· «Повторялка» — проговаривание 2—3 звукосочетаний за педагогом.

· «Подскажи словечко» — договаривание пропущенных слов в стихах, подбор рифм.

· «Длинныйкороткий» — различение на слух длинных и коротких слов.

· «Отгадай звук» — а) выделение и узнавание неречевых звуков б) дифференциация гласных звуков по шепотному произнесению.

· «Назови правильное слово» — выделение правильного названия предмета  из ряда слов.

· «Четвёртый лишний» — исключение лишнего слова по наличию или отсутствию в нем определенного звука (сом, сок, дом, суп)

· «Что не подходит?» — выделение на слух лишнего звука, слога, слова (и-и-и-ы; ма-па-ма-ма; ток-ток-ток-сок).

· «Выдели первый звук» — выделение первого звука в словах.

· «Придумай слово на звук» — подбор слов на определенный звук.

· «Выдели звук из ряда» - выделение звука из ряда звуков.

·   «Гласный – согласный» — дифференциация звуков на слух.

· «Твердый – мягкий» - дифференциация звуков по твердости – мягкости на слух.

· «Звонкий – глухой» («Звенит—шумит») — дифференциация звуков по звонкости – глухости на слух.

· «Составь слово из звуков» — составление слов из последо­вательно названных звуков в правильном или нарушенном по­рядке ([ж] [у] [к] — жук).

· «Исправь предложение» — исправление деформированного предложения (Ваня, школу, в, идет).

· «Послушай, посчитай, назови» — определение количества и порядка слов в предложении; звуков, слогов в слове.

· «Закончи слово» — подбор к началу или концу слова необ­ходимого звука, слога (эта жи, чи жи, мор жи).

· «Скажи наоборот» — дифференцированное преобразование слогов (ча-тя/тя-ча).

· «Назови ласково» — дифференцированное произнесение зву­ков [и]—[ы] в процессе образования уменьшительно-ласкательной формы существительных (сады — садики, коты — котики).

· «Один—много» — дифференцированное произнесение зву­ков [и]—[ы] в процессе образования множественного числа одно­сложных существительных (кот — кот ы, бык — бык и).

· «Подбери признак» — подбор слов-признаков к предметам, предметным картинкам к занятию на звук [й] (красивый, низ­кий, широкий).

· «Жадина» — согласование притяжательных местоимений с существительными мужского, женского, среднего рода, отра­ботка звука [й], йотированных гласных (мо й енот, мо я елка, мо е яблоко).

· «Слова-родственники» — подбор родственных слов парал­лельно с отработкой изучаемого звука (ч ай, ч айник, ч айная) и др.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.