Этический компонент культуры речи — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Этический компонент культуры речи

2019-08-07 79
Этический компонент культуры речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этикет по происхождению французское слово, первоначально оно обозначало торговую бирку, ярлык(современная слова этикетка) затем так стали называть придворный церемониал именно в этом значении особенно после принятия французского церемониала слово этикет получило распространение в польском, русском и других языках. На ряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил определяющих порядок к какой-либо деятельности используются слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения представленные протоколом учитываются и в других сферах деловых отношений, все большое распространение в деловых кругах особенно в последнее время получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения, поскольку общение есть деятельность человека, процесс в котором он участвует то приобщение в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Речевой этикет это разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам то есть к тем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, постоянно общается с людьми, владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета порождает доверие и уважение, знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя, уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек или неправильных действий. Какие эе факторы определяют формирование речевого этикета и его использование, речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров ведущих деловой разговор: их социального статуса, место в служебной иерархии, пола, возраста и т.д. Речевой этикет определяется и ситуацией в которой происходит общение, это может быть освещения, собеседования при приеме на работу, юбилей и т.д. Речевой этикет имеет национальную специфику т.е каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Хорошая речь не может быть лишь импровизированной. Логичная последовательность мысли, верное распределение времени, возрастающий интерес речи, эффективные выражения, порождающие картинность слога,-все это не является по вдохновению. Каждый оратор желал бы, чтобы его речь производила впечатление импровизации, но горе тому, кто на самом деле полагается на случайную удачу(Е. Фукс).
Целями выступления могут быть: информация, убеждение, побуждение или развлечение.
Важнейший этап подготовки выступления это оценка состава слушателей и обстановки, в которой будет произнесена речь. Необходимо побольше узнать о предполагаемых слушателях, о тех, кому будет адресована речь, кому предназначено выступление. Аудитория прежде всего воспринимается по внешнему облику: полу, возрасту, национальности.
Мужчины и женщины по разному воспринимают речь. Женщины от оратора в ходе выступления требуют эмоциональности, проявления чувств, соглашательства, сотрудничества. Мужчины же от выступающего ждут проявления воли и настойчивости, компетентности, конкретных предложений для деятельности по реализации планов.
Второй шаг в приближении к выступлению заключается в самом поверхностном знакомстве с литературой по теме предстоящие речи, а также в составлении предварительного плана(схемы) выступления. Каждый обучающийся риторике должен уделить некоторое время изучению способов нахождения нужной информации, наиболее эффективный путь это поиск по ключевому слову, темы статьи в энциклопедии, наиболее полная информация о наличии литературы содержится в предметных и алфавитных каталогах библиотек, в случае затруднения можно воспользоваться услугами библиографов, следующий важный способ нахождения нужной информации это интернет.

Третьим шагом подготовки к выступлению является составление основного плана и расположение, построение собранного материала, важнейшим ориентиром в работе над текстом становиться план в котором развертывается логическая структура речи, реализуются цели выступления, составление плана это сложная логическая задача, план представляет собой перечень некоторых тезисов, мыслей требующих доказательство посредством аргументов, составляя план следует избегать излишней детализации

Следующий этап подготовки к выступлению является написание текста, работа над улучшением его содержания и формы этот процесс носит название элакуция и орнамента. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ, написанную речь можно проверять, исправлять, работать над улучшением содержания и формы изложения. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, она дисциплинирует оратора, даёт возможность избежать повторов, оговорок, заминок, написание текста это самый продолжительный этап подготовки к выступлению.

Очень важно в ходе подготовки к выступлению, настроить себя психологически, достичь состояния внутренней уверенности и готовности изложить материал с наибольшей эффективностью

СУЩНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

Композиция речи это латинское слово, которое означает"составление, сочинение". В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части выступления ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются слова построение, структура.
Организация материала в речи, расположение всех частей выступления, определяются замыслом оратора или содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается то эффективность речи снижается. Оратору рекомендуется составить основной план называющий вопросы в которые будут освещаться в выступлении. План пишется несколько для оратора сколько для слушателей чтобы облегчить им процесс восприятия речи. План это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. По структуре бывают простыми и сложными.
Цель всякого вступления расположить к себе слушателей и настроить их на восприятие речи. От того, как начал говорить оратор во многом зависит успех выступления, во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории. Формулируется цель выступления, перед вступлением стоит важная психологическая задача подготовить слушателей к восприятию данной темы. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора.
Пробуждает интерес к выступлению рассказ о каких либо значительных событиях имеющих отношение к данной аудитории или к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей это вопросы к аудитории, они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение, убедительное и яркое заключение запоминается слушателя, оставляет хорошее впечатление о речи. В заключении рекомендуется повторить основную мысль ради которой произносится речь. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности, если речь заканчивается лозунгом, призывом то последние слова оратора произносятся высоким тоном эмоционально.
                              24 МЕТОДЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Продумывая структуру главной части выступающий должен определить каким методом он будет излагать материал, эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики.
1-й метод-индуктивный метод- это изложение материла от частного к общему.
2-й метод-дедуктивный метод- это изложение материала от общего к частному;
3-й метод-метод аналогии- это сопоставление различных явлений, событий, фактов, обычно параллель проводится с тем, что уже хорошо известно слушателю;
4-й метод-концентрический метод- расположение материала вокруг главной проблемы, выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;
5-й метод-ступенчатый метод- это последовательное изложение одного вопроса за другим;
6-й метод-исторический метод- это изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени, использование различных методов в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной и нестандартной.
                             25 ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ

Кроме методов изложения материала выступающий пользуется логическими формами: анализ, синтез, сравнение, и обобщение.
Анализ это мысленное расчленение объекта на его составные части.
Синтез это мысленное обьединение в единое целое всех составных частей.
Сравнение это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам.
Обобщение это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

ВИДЫ АРГУМЕНТОВ

В ораторской речи для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы-доводы в обоснование какого-либо положения. Совокупность таких доводов называется аргументацией. Сам же аргумент это мысль истинность которой проверена и доказана практикой.
Аргументы делят на 2 группы:
1. Аргументы к существу дела- это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статический материал, документы.
2. Аргументы к человеку- цель их привлечения- это ссылка на высказывания или мнения великих людей, общественных деятелей, ученных, писателей в поддержку своего мнения. Данный вид аргументов чаще всего встречается в научной речи.
Ко 2-й группе относятся и следующие аргументы:
- аргумент к публике- это ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей, оратор стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов. Чаще всего встречается в митинговой речи, но возможны и в судебной речи.
- аргумент к личности- это ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства и недостатки. Предмет спора остается в стороне, а предметом обсужденич становится личность оппонента.
- аргумент к тщеславию- это расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде, что, они станут мягче.
- аргумент к жалости- это возбуждение к другой стороне жалости и сочувствия.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.