Надзор за законностью применения мер общественного воздействия комиссией по делам несовершеннолетних. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Надзор за законностью применения мер общественного воздействия комиссией по делам несовершеннолетних.

2019-08-07 168
Надзор за законностью применения мер общественного воздействия комиссией по делам несовершеннолетних. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

69. Надзор за законностью разрешения заявлений и жалоб граждан в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Жалобы могут быть поданы гражданами в прокуратуру в письменной либо в устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи или иным путем. Жалобы могут быть поданы прокурору на личном приеме в прокуратуре либо при посещении прокурором государственных органов, организаций. В соответствии со ст. 4 Закона «Об обращениях граждан» граждане вправе обратиться в органы прокуратуры лично либо через своего представителя. Жалобы от имени недееспособных граждан направляются их законными представителями. Представительство интересов граждан при обращении в прокуратуру осуществляется на основании акта законодательства Республики Беларусь, либо уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления» либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Беларусь. Письменные жалобы граждан должны соответствовать требованиям, установленным в ст. 4 этого Закона. Если жалобы подаются через представителей, к письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов). Могут также прилагаться копии ответов, данных ранее по жалобам должностными лицами прокуратуры, а также иные документы, необходимые для рассмотрения жалоб. Жалобы, не соответствующие требованиям, установленным в указанной статье Закона «Об обращениях граждан», могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления жалоб без рассмотрения. Жалоба возвращается заявителю, и ему разъясняется, что после устранения недостатков он вправе вновь обратиться в прокуратуру в установленном порядке. При этом копия жалобы помещается в надзорное производство. Анонимные жалобы рассмотрению не подлежат, за исключением жалоб, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Согласно ст. 8 указанного Закона жалобы могут быть направлены гражданами в органы прокуратуры не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законны* интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении. Определенные в приказе Генерального прокурора «О порядке рассмотрения обращений и личного приема граждан и представителей юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь» должностные лица прокуратуры вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска указанного срока.

Жалобы должны адресоваться органу прокуратуры, в компетенцию которого входит решение поставленных в них вопросов. Согласно ст. 9 названного Закона жалобы подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами органов прокуратуры, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в жалобе. Прокуроры могут провести проверку жалобы на месте в организации. Такая проверка должна быть тщательно подготовлена. При подготовке к проверке прокурор разрабатывает план проверки. При проверке прокурор должен выяснить следующие вопросы: 1) обеспечены ли необходимые условия для осуществления права граждан обращаться с жалобами. С этой целью прокурор знакомится с книгами регистрации обращений граждан. Установлены ли дни и чаш приема граждан руководителями и другими должностными лицами организации и осуществляется ли в действительности прием граждан в соответствии с определенным графиком; 2) соблюдаются ли установленные законом сроки рассмотрения и разрешения жалоб; 3) разрешаются ли жалобы граждан в соответствии с компетенцией органа или должностного лица и правильно ли они разрешаются; 4) не допускаются ли при направлении жалоб для разрешения в подчиненные организации нарушении требований закона о запрещении направлять обращения граждан для разрешения тем лицам, действия которых обжалуются; 5) извещаются ли заявителя о результатах разрешения жалоб либо о направлении жалоб для разрешения в другие адреса. При проверках исполнения закона о порядке рассмотрения жалоб прокурор выявляет причины, влекущие подачу жалоб, обращает внимание на выполнение вышестоящими органами требований закона о проведении ими систематических проверок состояния дел с рассмотрением жалоб в подчиненных им организациях, устанавливает конкретных должностных лиц, ВИНОВНЫЕ в нарушении закона. Если из одного и того же органа, организации поступают жалобы граждан по одним и тем же иди разным вопросам, в том числе повторные, это свидетельствует о необходимости проведения там в порядке надзора проверки состояния законности. Жалобы о систематическом ущемлении прав и законных интересов граждан и юридических лиц, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки местных правоохранительных органов, проверяются, как правило, c выездом на место. В соответствии с требованиями ст. 14 указанного Закона в ходе проверки и по ее окончании заявителю предоставляется возможность ознакомиться с документами к материалами, связанными с рассмотрением жалобы, в той мере, в какой это не затрагивает прав других граждан и юридических лиц и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законами тайны. О предоставлении заявителю возможности ознакомится с документами принимают письменное решение прокурорские работники, перечисленные в указанном выше приказе Генеральное прокурор. Прокурорский работник, ознакомивший заявителя с документами, составляет и вкладывает и надзорное производство справку о том, с какими материалами ознакомлен заявитель. При отказе в удовлетворении просьбы об ознакомлении с материалами проверки заявителю дается аргументированное устное либо по просьбе заявителя письменное разъяснение прокурорским работником, имеющим право принимать решение о предоставлении возможности ознакомиться с документами. Согласно ст. 15 этого Закона должностные лица органов прокуратуры обязаны письменно информировать граждан, юридических лиц о решениях, принятых по результатам рассмотрений письменных обращении, аргументировав их принятие, разъяснить порядок обжалования решении, принятых по жалобе, обеспечить контроль за исполнением решений, принятых по жалобам,

принять в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, законных интересов граждан. юридических лиц и решить в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения прав, законных интересов граждан, юридических лиц. После проведения проверки составляется справка, в которой излагаются выводы по результатом прокурорской проверки. В зависимости от результатов проверки, характера нарушения закона прокурор может принести протест на незаконные акты либо действия должностных лиц, внести представление по устранению выявленных нарушений законности, вынести предписание об устранение нарушения закона, объявить официальное предупреждение либо вынести постановление о возбуждении дисциплинарного производства, составить протокол об административном правонарушении или вымести постановление о возбуждении уголовного дела. Если нарушением закона причинен вред, прокурор вправе предъявить гражданский иск в интересах заявителя. В случаях отказа в удовлетворении жалоб эти решения должны быть Аргументированы нормами закона, конкретными доказательствами со ссылкой на материалы проверок, уголовных, гражданских и иных дел, а также должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения, В соответствии с приказом Генерального прокурора «О порядке рассмотрения обращений и личного приема граждан и представителей юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь» ответ заявителю с разъяснением, а также с сообщением об удовлетворении его требований направляет прокурорский работник, рассмотревший жалобу, либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры. Принимать решения об отклонении обращений и давать об этом ответы заявителям могут прокуроры, указанные в этом приказе. По каждой отклоненной жалобе составляется мотивированное заключение с учетом всех доводов заявителя, утверждаемое руководителями соответствующих прокуратур, начальниками их структурных подразделений, которые имеют право принимать решения об отклонения обращений и давать ответы заявителям. Согласно этому приказу Генерального прокурора запрещается рассмотрение обращений на основании заключений нижестоящих прокуроров, чьи действия обжалуются.

70. Рассмотрение прокурором жалоб на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», лицо полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению или ограничению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических или юридических лиц прокурор, рассматривающий и разрешающий жалобу, в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязан принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя, возмещению имущественного вреда, а также по материальному возмещению морального вреда.

В ст. 22 указанного Закона установлено, что надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры. Из этого следует, что жалобы на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе рассматривать и разрешать не все прокурорские работники, а только специально уполномоченные вышестоящими прокурорами. Это связано с тем, что прокуроры, которые уполномочены осуществлять надзор за исполнением

законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, должны иметь соответствующий допуск к работе с секретными и совершенно секретными документами.

Жалобы на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, рассматриваются и разрешаются прокурорами в порядке, установленном Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц».

В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», при проверке жалоб на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прокурор в пределах своей компетенции вправе требовать от этих органов для проверки документы, материалы, иные сведения, необходимые для разрешения жалобы, получать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При необходимости прокурор вправе требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, производства проверки исполнения законодательства в подчиненных им органах.

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» должностные лица, допустившие нарушение законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, могут быть привлечены к уголовной и иной ответственности, предусмотренной законодательством.

Жалобы на действия органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, рассматриваются и разрешаются прокурорами в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.

Согласно ст. 139 УПК, жалобы на действия и решения органа дознания, лица, производящие дознание, и следователя участники уголовного процесса, иные физические и юридические лица подают прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания. Жалобы лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или заключенных под стражу в качестве меры пресечения, подаются прокурору через администрацию мест предварительного заключения, которая обязана не позднее одних суток передать жалобу прокурору. Заинтересованные лица могут подать жалобу прокурору через должностных лиц органа дознания и предварительного следствия, действия которых обжалуются. В таких случаях должностное лицо, к которому поступила жалоба на его собственные действия и решения, обязано в течение 24 часов направить жалобу соответствующему прокурору.

Заинтересованные лица могут обжаловать любые действия и решения органа дознания, лица, производящего дознание, следователя: о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела, о применении меры пресечения, об отказе в удовлетворении ходатайства, о привлечении в качестве обвиняемого, о нарушении порядка проведения следственных действий и т. д.

Жалобы могут быть поданы в письменной или устной форме. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель, а также лицо, производящее дознание, следователь либо прокурор, принявшие жалобу. К жалобе могут быть приложены дополнительные материалы. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство по уголовному делу, обеспечивается право подавать жалобы на родном или другом языке, которым он владеет.

В соответствии со ст. 140 УПК, жалобы на действия и решения органа, осуществляющего предварительное расследование, могут быть поданы в течение всего срока производства дознания или предварительного следствия. Жалобы на решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования по уголовному делу либо уголовного преследования подаются прокурору в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности, а в случае, если такие решения приняты по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 29 УПК, - в месячный срок со дня принятия органом, ведущим уголовный процесс,

соответствующего решения. Лицо может обжаловать эти решения также в суд.

Жалоба должна быть рассмотрена прокурором, которому подана жалоба. Запрещается поручать рассмотрение жалобы должностному лицу, действия которого обжалуются либо утвердившему обжалуемое решение.

Прокурор при рассмотрении жалобы обязан всесторонне проверить изложенные в ней доводы: истребовать и изучить уголовное дело, при необходимости истребовать дополнительные материалы, взять объяснения у лиц, в отношении которых подана жалоба, а также, если это необходимо, получить объяснение заявителя. Прокурор вправе принять участие в производстве следственных действий с целью обеспечения наиболее полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств, имеющих отношение к жалобе.

Прокурор, рассматривающий жалобу, вправе, в соответствии со ст. 141 УПК, приостановить исполнение оспариваемого решения, за исключением жалоб на задержание, заключение под стражу, домашний арест, продление срока содержания под стражей и домашнего ареста, а также на принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение.

В ст. 142 УПК указано, что прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение десяти суток со дня ее получения. В результате рассмотрения жалобы прокурором может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении жалобы. При удовлетворении жалобы прокурор отменяет незаконные решения органа дознания, лица, производящего дознание, следователя, дает указания о проведении необходимых процессуальных действий и принятии решений, которые являются обязательными для органа предварительного расследования. Следователь может не согласиться с указаниями прокурора, предусмотренными ч. 4 ст. 36 УПК. В этом случае следователь, приостановив исполнение этих указаний, должен представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

Прокурор должен немедленно в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников уголовного процесса, а также иных физических и юридических лиц, подавших жалобу.

Если обжалуемыми неправомерными действиями или решениями органа предварительного следствия или дознания лицу причинен вред, ему должны быть разъяснены право на возмещение или устранение вреда и порядок осуществления этого права, предусмотренный главой 48 УПК.

О результатах рассмотрения жалобы прокурор обязан уведомить заявителя. Уведомление о результатах рассмотрения жалобы производится в письменной форме. В случае отказа в удовлетворении жалобы прокурор обязан мотивировать свое решение. В уведомлении заявителю о признании жалобы неосновательной должны быть приведены данные, опровергающие доводы заявителя.

71. Рассмотрение прокурором жалоб на приговоры, решения определения суда І инстанции, вступившие в законную силу.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.