Эстетический принцип дизайна — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эстетический принцип дизайна

2019-08-07 225
Эстетический принцип дизайна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эстетическое - это отношение двух мер; человеческой и предметной - в предмете. Эстетическая деятельность - это деятельность человека в соответствии с мерой видов предметного мира и мерой человеческого рода. Эта деятельность может иметь позитивный (прекрасное) и негативный (безобразное) результат. Прекрасное - это высшая степень соответствия предмета мере своего и человеческого рода. Безобразное - это высшая степень несоответствия предмета мере своего и человеческого рода. Прекрасное должно быть понято как гармония мер, безобразное — как дисгармония мер в предмете. Если дизайнер должен создать прекрасный предмет, прекрасное промышленное изделие, прекрасную техническую систему, то он должен учесть в своей работе как меру вида данного предмета (его тип, класс, вил. род), так и меру человеческого рода (совокупность биосоциальных характеристик человека).

Выразим это условной формулой:

                                                   +             +

Эпб = Ф[ (П - →Мп) - →Мч]

                                                   -             -

где: Э - эстетическое значение п - прекрасное, б - безобраз­ное, Ф  - функция, отношение, П - предмет, Мп - мера предмета, Мч - мера человека, → знак отношения, + знак соответствия, - знак несоответствия.

Эстетическое значение (позитивное или негативное) является производным от отношения предмета к мере своего рода и к мере человека. Поскольку дизайнер призван обеспечить гармонизацию в предметном мире меры человека и меры предметов, постольку он осуществляет эстетическую деятельность. Именно дизайнер и способен наиболее эффективно решать эту композиционную задачу, потому что он обладает целостным мышлением, способностью выявлять в предмете его меру и согласовывать ее с мерой человека.

гармония мер

                                      ────────────────     

                                     │                                  │

мера предмета                  мера человека

 

Учет меры предмета и предусматривается инженерным принципом:

1) учет технико-производственных и 2) технико-эксплуатационных характеристик классов, типов технических систем. Включая и систему работы дизайнера и меру естественных предметов (экологический принцип): 1) абиотические и 2) биотические системы, мы можем расширить инженерный принцип и трактовать его как инженерно-экологический.

 

 

мера предмета

                                     ────────────────

│                                  │

искусственные системы             естественные системы

  ─────────                                        ───────────

│               │                                          │                     │

технико-          технико-                                      абиотич.        биотические

производ.   эксплуат.                             факторы         факторы     

факторы     факторы                                                                                         

 

Учет меры человека предусматривается эргономическим, социальным и экономическим принципами дизайна:

 

мера человека

        ───────────────────────────

      │                                                                │

 биологические                                          социальные

  факторы                                                    факторы

  (эргономический

 принцип)

 ────────────────

                                                 │                                   │

                                                 потребности                возможности

                                              (социологический    экономический  

                                              принцип)                  принцип)

В эргономический принцип входит система анатомических, физиологических, психологических факторов, определяющих эффективное художественно-конструкторское решение. В социологический принцип входят основные структурно-динамические характеристики потребностей: степень наличия, степень обоснованности, степень перспективности и степень массовости. В экономический принцип входят факторы, определяющие экономический потенциал, экономические возможности общества: живой (потенциальный и актуальный) и овеществленный (энергетический, сырьевой, орудийным) труд.

Как мера предмета слагается из системы естественных и искусственных факторов, так и мера человека слагается из системы биологических и социальных факторов. Эффективное дизайнерское решение и будет определяться способностью дизайнера учесть при разработке изделия меру предмета и меру человека, естественные и искусственные, биологические и социальные факторы, которые определяют эстетическое совершенство промышленного изделия, технической системы. Гармонизация этих факторов - гармонизация меры предмета и меры человека в данном конкретном предмете достигается дизайнером при помощи всего богатства композиционных средств, исторически выработанных в системе эстетической деятельности общества: пропорции, ритм, соразмерность, сим­метрия, асимметрия, масштаб, контраст, нюанс, гармония, динамичность, статичность и т. п. (они подробно рассмотрены в работе Ю. Сомова «Композиция в технике». М., 1977).

Сущностью композиционного мышления дизайнера, роднящего его с художниками всех видов и типов, является его образная природа, т. е. способность мыслить целостностями, системами, способность в конкретном, единичном (предмет) выявлять его родовую сущность и его человеческую значимость. И наоборот - способность общее, абстрактное, родовое системное и т. и. представлять в конкретно-чувствительной форме, в конкретной предметной целостности. Это мы видим в живописи и скульптуре, графике и музыке, театре и литературе, т. е. в художественном творчестве. Это же характерно и для утилитарно-художественных видов творчества (художественная гимнастика, архитектурное творчество, прикладной искусство, дизайн и т. д.).

Если от конструктора, представителя технического конструирования дизайнера отличает усиленное, специальное, широкое внимание к мере человека, к человеческому фактору, то от художника, от представителя художественного творчества дизайнера отличает усиленное, специальное, широкое внимание к мере предмета, к предметно-техническому фактору. Иначе говоря, в деятельности дизайнера представлено единство предметной и человеческой меры, представлено стремление достичь гармонии мер в конкретном предмете. Причем, гармония мер берется не в ее внешнем, формальном, пространственном проявлении, что мы можем наблюдать в искусстве, в живописи, скульптуре, графике и т. д., а в ее внешнем и внутреннем, формальном и содержательном, структурном и функциональном, пространственном и временном проявлении. Сознательная ориентация на диалектическое мышление, на работу с учетом единства, взаимопроникновения противоположных сторон, факторов, тенденций, свойств - характерная черта деятельности дизайнера. С этой концепцией и родился дизайн в 20-х годах нашего века.

Вполне естественно, что эстетический принцип, показатель в дизайне является ИНТЕГРАТИВНЫМ, производным от других принципов и показателей. Логика деятельности дизайнера, прежде всего, ориентирует его на решение эстетической задачи, но она может быть эффективно решена только при условии выявления в предмете гармоничного единства меры предмета и меры человека. Эстетическое совершенство дизайнерского решения производно от всех других аспектов его совершенства, эстетическое совершенство обеспечивается эффективным социологическим, инженерно-экологическим, эргономическим и экономическим решением изделия. Изъяны в каждом из четырех принципом будут сказываться и на недостатках целостного эстетического решения.

Формальные, объемно-пространственные характеристики изделия, к которым обычно и сводят красоту изделия, во внешнем виде предмета, изделия обозначают, выражают, оформляют, выявляют, опредмечивают функциональное и эргономическое, экономическое и социологическое его совершенство.

Мы допускаем существование формально-красивого, но ненадежного, неудобного, экономически неоправданного, бесполезного предмета. Но разве такое решение является рациональным, эффективным? Разве это качественное решение? Разве к этому объективно стремится человек? Субъективные заблуждения людей могут связывать красоту с дороговизной, неудобством, бесполезностью и т. д., но это именно временные заблуждения, часто проистекающие из культивирования анти-меры человека и требующие соответствующего ей анти-мира.

Задача дизайна заключается, в частности, в том, чтобы предлагать людям в качестве красивых, изящных, эстетически выразительных, совершенных изделий именно совершенные во всех других отношениях изделия. Красота - не добавка, не довесок, не прилагательное к другим качествам изделия, а ни театральное, производное, атрибутивное качество изделия, обусловленное его целостным совершенным решением.

Следовательно, эстетический принцип в деятельности дизайнера требует с его стороны способности на основе целостного, системного, образного мышления создавать гармоничный предметный мир, т. е. обеспечить гармонию всех качеств в изделии, композиционно увязать все качества (многофакторная задача):

- информационность формы как выражение утилитарной функции,

- лаконичность и четкость внешнего вида как выражение конструктивно-технологического совершенства,

- рациональное цветовое, графическое и объемно-пространственное решение как обеспечение сигнальности и безопасности, коммуникативности и удобства ориентирования и пользования,

- рациональное решение упаковки как обеспечение удобства в транспортировке, хрипении, опознавании, складировании и т. д.

Эстетический принцип ориентирует дизайнера на обеспечение единства, гармонии в предмете, в изделии, его собственной меры и меры человека:

а) максимальное согласование изделия с качествами его типа, рода, вида, выявление в изделии его родовых, типологических характеристик, признаков:

б) максимальное согласование изделия с требованиями и качествами человека, с его биологической и социальной мерой, выявление в изделии его предназначенности человеку, его полезности и функциональности, его удобства и гуманности.

Но задача дизайнера в данном отношении заключается не только в способности согласовывать изделие с каждой мерой в отдельности, а в способности гармонизации мер, согласования, интегрирования мер в предмете, в изделии. Это и обеспечивается широкой эстетической подготовкой дизайнера: рисунок и живопись, скульптура и композиция, история искусства и эстетика основы художественного конструирования и цветоведение, техническая эстетика и архитектоника и т. п.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.