Эстетический принцип дизайна . . . .  . . . .       . . . 10 — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эстетический принцип дизайна . . . .  . . . .       . . . 10

2019-08-07 272
Эстетический принцип дизайна . . . .  . . . .       . . . 10 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социологический принцип дизайна   ....      .....   14

Инженерно-экологический принцип дизайна      ....  .... 17

Эргономический принцип дизайна.   .......... 21

Экономический принцип дизайна   ..  .  .  ..   ..... 23

Рекомендуемая литература..........                       26

 

ПРЕДИСЛОВИ Е

 

Сформулированные на XXV съезде КПСС задачи повышения эффективности общественного производства и совершенствования качества промышленной продукции определяют содержание 10-й пятилетки —пятилетки эффективности и качества. В решении этих задач используются  различные формы и средства, в ряду которых особое значительное место принадлежит художественному конструированию как новому методу деятельности в системе материального производства.

Художественное конструирование и его теория — техническая эстетика — развиваются в нашей стране буквально с первых лет Советской власти, с создания в 1918 и 1919 гг. постоянных комиссий по промышленному искусству в составе СНК и СТО, художественно-производственной комиссии ВСНХ, с создания ВХУТЕМАС в 1920 г. У истоков советского дизайна стоял В. И. Ленин, по инициативе которого развитие художественного конструирования в нашей стране принимает государственные формы.

Коммунистическая партия Советского Союза и Советское правительство проявляют постоянную заботу о развитии художественного конструирование и технической эстетики, о чем говорят специальные постановления 1962, 1963, 1968, 1977 гг. Партия рассматривает дизайн как важнейший фактор совершенствования качества продукции, гуманизации производства, удовлетворения потребностей советского народа, сбережения живого и овеществленного труда, средство гармонизации предметного мира жизнедеятельности человека.

Всеобщий интерес к теории и практике дизайна определяет необходимость издания специальных разработок по данной проблематике. Таких работ выходит немало, но проблеме коренной для дизайна — проблеме принципов деятельности дизайнера в их взаимосвязях не посвящено ни одной работы. Данная разработка компенсирует этот недостаток.

 

 

СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ДИЗАЙНА

 

Художественное конструирование выявляет свою специфику прежде всего в отношении к художественному творчеству и техническому конструированию.

Художественное творчество — это деятельность по созданию произведений искусства, художественных ценностей, которые выступают как образные модели реального мира и не выполняют утилитарно-практических функций. Центральной фигурой художественного творчества является ХУДОЖНИК.

Техническое конструирование — это деятельность по созданию технических произведений, технических систем разной степени сложности, которые образуют предметный мир жизнедеятельности общества и выполняют утилитарно-практические функции. Центральной  фигурой технического конструирования является КОНСТРУКТОР.

Художественное конструирование — это творческая деятельность по созданию технических систем индустриальным способом в соответствии с утилитарно-функциональными и художественными закономерностями, это деятельность по гармонизации отношении предметного мира и человека. Сущность художественного конструирования является СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА В СООТВЕТСТВИИ С МЕРОЙ ЧЕЛОВЕКА И МЕРОЙ ЯВЛЕНИЙ ПРЕДМЕТНОГО МИРА. Центральной фигурой художественного конструирования является ХУДОЖНИК—КОНСТРУКТОР.

Специфика художественного конструирования выявляется 1) по отношению к художественному творчеству — как утилитарно-практическое, функциональное значение продуктов деятельности художника-конструктора, 2) по отношению к техническому конструированию — как эстетическое значение произведений художественного конструирования, 3) по отношению

к художественным промыслам и ремеслам — как индустриальный характер деятельности художника-конструктора.

Объектом работы художника-конструктора может быть любой единичный технический предмет: стул или авторучка, самолет или судно, прибор или космический корабль. Поскольку вещи, предметы в их реальном функционировании образуют объективные системы, постольку художник-конструктор стремится разрабатывать, проектировать системы технических объектов: вокзал, школа, больница, завод, лаборатория. Это приводит к необходимости учитывать не только свойства самого предмета, но и свойства его отношений с другими предметами, а также с пространственной средой. Поскольку системы предметов включаются в естественную среду, воздействуя на нее и испытывая ее воздействия, постольку художник— конструктор должен учитывать в своей работе, и систему природных факторов. Наконец, предметный мир адресован человеку, он опредмечивает сущностные силы, качества человека и возвращается к нему как гуманный или антигуманный, полезный или бесполезный, удобный или неудобный. Задача художника конструктора — учитывать и закономерности человека, его требования и характеристики, меру человека.

Уже отмеченное говорит о комплексном, универсальном характере деятельности дизайнера, учитывающего многоуровневое существование проектируемых систем, иерархию материальных систем:

1. Система предмета, утилитарной вещи.

2. Система предметных комплексов.

3. Система предметного мира.

4. Система пространственной среды.

5. Система природных факторов.

6. Система человека, социальных функций человеческого общества.

Термин «дизайн» (с англ. проект, замысел, образ, идея), получивший международное распространение, используется в настоящее время в различных смыслах от самого широкого (любая преобразовательная деятельность человека) до самого узкого (художественное конструирование). Нам представляется более рациональным, учитывая реальную практику работы дизайнеров, связывать с понятием дизайна две взаимосвязанных деятельности, обладающих художественно-утилитарным характером:

а) художественное конструирование технических систем или промышленных объектов.

б) художественное проектирование предметно-знаковой среды жизнедеятельности общества (квартира, магазин, музей, больница, цех, лаборатория, завод).

Если художественное конструирование (дизайн технических систем) связано с техническим конструированием, то художественное проектирование (дизайн среды) связано с архитектурным проектированием:

 

Техническое конструирование

предметный мир

художественное конструирование

художественное проектирование

пространственная среда


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.