Экономический принцип дизайна — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Экономический принцип дизайна

2019-08-07 183
Экономический принцип дизайна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сущность этого принципа - обеспечение экономического совершенства, экономической эффективности дизайнерского решения технической системы, создание экономически целесообразного проекта.

Экономическая эффективность дизайнерского решения связана со сбережением живого и овеществленного труда общества. Живой труд общества выступает в потенциальной и актуальной форме. Затраты на потенциальный живой труд слагаются иззатрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Затраты на актуальный живой труд слагаются иззатрат на рабочую силу, из оплаты реального функционирующего труда.

Овеществленный труд общества существует в форме энергетического, сырьевого и орудийного потенциала общества.

 

экономическое совершенство

─────────────────────────────

             │                                                                │

живой труд                                                   овеществленный труд

────────                                      ────────

    │            │                                       │           │

потенциальный актуальный                       энергия предметная форма

────────

                                                                                │           │

сырье орудия

 

Следовательно, дизайнер должен обладать способностью вести экономический анализ, экономический расчет проектной, исследовательской и производственной деятельности, владеть методами экономического анализа. Более того, дизайнер должен обладать потребностью совершать такой анализ, потребностью находить экономически обоснованные и целесообразные решения, чтобы предлагать обществу экономически оправданные и эффективные проекты.

1. Потенциальный живой труд. Экономическая эффективность проекта связана с его возможностями экономить, сберегать потенциальный живой труд, т. е. затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

2. Актуальный живой труд. Дизайнер должен ориентироваться на экономию живого актуального труда, снижать трудоемкость операций при проектировании, разработке и внедрении проектов,

3. Энергетический потенциал. Дизайнер должен предлагать обществу проекты, которые бы экономили энергию, снижали энергоемкость, затраты на энергетическое обеспечение изделия, сберегали энергетический потенциал общества.

4. Сырьевой потенциал. Экономия сырья, материалов за счет рационального проектирования промышленных изделий - важное направление повышения экономической эффективности общественного производства.

5. Орудийный потенциал. То же следует сказать и об экономном расходовании орудий труда, техники, транспортных средств, инструмента и оснастки. Снижение амортизационных расходов возможно за счет новой технологии и конструкции, нового характера промышленных изделий.

Все названные факторы должны учитываться на всех этапах существования проекта.

Экономический принцип должен иметь отношение к а) пред-производственным - исследовательским и проектным, б) производственным и в) послепроизводственным затратам общества: научно-исследовательская работа, проектирование, опытно-конструкторская разработка, производство, транспортировка, хранение, информация, упаковка, обслуживание, ремонт, утилизация, торговые издержки.

Понятно, что общество не может рассматривать как экономически совершенное то дизайнерское решение, которое дешево обойдется с точки зрения производства, но дорого с точки зрения предпроизводственных или послепроизводственных затрат.

Экономический принцип в системе деятельности дизайнера требует и соответствующей подготовки дизайнера: политэкономия, товароведение, экономика производства, экономика проектирования, методы экономического анализа.

 

На основе рассмотренных выше факторов, определяющих эстетическое совершенство изделия, промышленной продукции, можно строить и целостную систему управления качеством продукции. В этой системе должен найти отражение учет качественной и количественной характеристики следующих факторов:

1. Наличная потребность.

2. Реальная потребность.

3. Перспективная потребность.    

4. Массовая потребность.     

5. Материал.

6. Конструкция.

7. Технология.

8. Техника.

9. Функциональность.

10. Надежность.

11. Долговечность.

12. Полифункциональность.

13. Простота.

14. Компактность.

15. Абиотические факторы.

16. Флора.

17. Фауна.

18. Анатомические факторы.

19. Физиологические факторы.

20. Психологические факторы.

21. Биохимические факторы.

22. Потенциальный живой труд.

23. Актуальный живой труд.

24. Энергетический потенциал.

25. Сырьевой потенциал.

26. Орудийный потенциал.

 

Обеспечить положительный вклад из названных факторов в целостное совершенство изделия - задача многих специалистов. Дирижером этого многочисленного оркестра, способным интегрировать, композиционно увязывать, согласовывать действия различных специалистов и, следовательно, обеспечивать гармоническое, эстетически совершенное решение промышленного изделия, исторически призван стать дизайнер, художник - конструктор. Это вытекает из композиционной природы его мышления и творчества, это обусловлено широкой многопрофильной его подготовкой.

 

Хочется заметить в заключение, что проанализированные 5 принципов дизайна являются не только принципами художественного конструирования, но принципами любой проектной деятельности, поскольку она ориентирована на оптимальный вариант удовлетворения потребностей человека в красивых, полезных, удобных, функциональных и экономически целесообразных предметах.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Об искусстве, в 2-х тт. М., 1967.

2. В. И. Ленин о культуре и искусстве. М., 1956.

3. Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1969.

5. Александер Р. Биомеханика. М., 1970.

6. Бегенау 3. Г. Функция, форма, качество. М., 1969.

7. Безмоздин Л. Н. Художественно-конструктивная деятель­ность человека. Ташкент, 1975.

8. Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. М., 1972.

9. Глазычев В. О дизайне. М., 1970.

10. Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971.

11. Зеленов Л. А. Курс лекций по основам эстетики. Горький, 1974.

12. Законы эстетики. Сборник. Горький, 1972.

13. Каган М. С. Морфология искусства. М., 1973.

14. Кантор К. М. Красота и польза, М., 1967.

15. Ломов Б. Ф. Человек и техника. М., 1966.

16. Методика художественного конструирования. М., ВНИИТЭ, 1973.

17. Сомов Ю. Композиция в технике. М., 1977.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.