Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Музыкальной литературы в курсе изучения

2019-08-07 113
Музыкальной литературы в курсе изучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НОВОЕ КРЫЛО

 

Ярославль, 2018

 

 

ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж)

имени Л. В. Собинова»

 

НОВОЕ КРЫЛО

Сборник методических работ

Методического объединения

общеобразовательных дисциплин

ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж)

им. Л. В. Собинова»

 

 

Ярославль, 2018

УДК 372.893+372.882+372.881.111.1

ББК 74.266.31+74.268.3+74.268.1

Н74

 

 

Н74 Новое крыло: сборник методических работ Методического объединения общеобразовательных дисциплин ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова». — Ярославль, ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) имени Л. В. Собинова», Lulu Press Inc., 2018. — 16 с.

 

ISBN 978-1-387-53097-7

 

 

УДК 372.893+372.882+372.881.111.1

ББК 74.266.31+74.268.3+74.268.1

 

 

.

 

 

ISBN 978-1-387-53097-7

                                                                                           © Волкова И. В., Дубаков Л. В., Сидоров В. М., 2018

                                                                                           © Дубаков Л. В., оформление, 2018

Оглавление

И. В. Волкова

Использование произведений музыкальной литературы в курсе изучения отечественной истории………………………………………………………6

Встреча с Н. В. Юргенсон (Ершовой)………………….............................8

Л. В. Дубаков

Голоса поэтов Серебряного века………………………………………...10

В. М. Сидоров

Опыт мотивирования студентов Собиновского училища на предмете «Иностранный язык»…………………………………………………………….14

 

И. В. Волкова

Использование произведений

Музыкальной литературы в курсе изучения

Отечественной истории

 

Курс музыкальной литературы является одним из важнейших в системе музыкальной подготовки учащихся. Это предмет, занятия по которому проходят в течение всего периода обучения. Одной из его особенностей являются разносторонние связи с другими учебными дисциплинами. Синтезирующий по своей природе, он объединяет в себе не только музыкально-теоретические, эстетические и общегуманитарные, но и исторические знания. Чаще всего исторические события в музыкальных произведениях являются лишь фоном, на котором разворачиваются другие сюжетные линии: психологические драмы, человеческие чувства, героизм, предательство, любовь к Родине и др. Но этот фон играет важную роль в раскрытии образов и характеров людей прошедшей эпохи.

В курсе музыкальной литературы изучается множество произведений, в основе которых лежит исторический сюжет. Не всегда композиторы ставили своей целью точно придерживаться тех или иных конкретных событий. Поэтому выяснение значимости этих событий, их исторической точности и ценности может быть сделано на уроках истории. Опыт работы с учащимися-музыкантами свидетельствует о том, что использование музыкального материала положительно влияет как на рациональное, так и на эмоциональное восприятие исторического прошлого, позволяет сделать изучение предмета более ярким, образным и запоминающимся.

Музыкальные произведения, к которым мы обращаемся на уроках отечественной истории, берутся не в том порядке, в котором они излагаются в курсе музыкальной литературы, а в исторической хронологии. Как правило, в рамках изучаемой темы представляется заранее подготовленная одним из учащихся презентация по следующему плану:

 

1. Информация об авторах музыки и текста (портрет, краткая биографическая справка). Помимо авторских произведений, иногда берётся народная историческая песня.

2. Время написания данного произведения (исторический аспект).

3. Характеристика исторического периода, к которому относится сюжетная линия.

4. Главные герои, их место и роль в реальных исторических событиях.

5. Слушание самого музыкального произведения (отрывка).

 

 

  Наименование разделов и тем Музыкальные произведения
1 Период политической раздробленности Древней Руси Бородин А.П. Опера «Князь Игорь»
2 Борьба народов Древней Руси с иноземными захватчиками Прокофьев С.С. Кантата «Александр Невский»
3 Московское государство в XVI в. Римский-Корсаков Н.А. Оперы «Псковитянка», «Царская невеста»
4 Смута в нач. XVII в. Мусоргский М.П. Опера «Борис Годунов»; Глинка М.И. Опера «Жизнь за царя»; Дегтярёв С.А. Оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы»
5 «Бунташный век» (II пол. XVIIв.) Песня «Из-за острова на стрежень…» (сл. Д.Н. Садовникова) в исп. Ф.И. Шаляпина; Мусоргский М.П. Опера «Хованщина»
6 Россия в XVIII в. Преображенский марш Петра Великого (марш Преображенского полка); Козловский И.А. «Гром победы, раздавайся!» (сл. Г.Р. Державина)
7 Россия в XIX в. Прокофьев С.С. Опера «Война и мир»; Дегтярёв С.А. Оратория «Освобождение Москвы в 1812 г.»; А.Ф. Львов «Боже, царя храни!» (Молитва русского народа); Агренева-Славянская О.Х. Романс «Хас-Булат удалой» («Элегия») (сл. А.Н. Аммосова)
8 Россия в нач. XXв. Песня «Варяг»; Агапкин В.И. Марш «Прощание славянки»
9 Советский период истории П. Дегейтер «Интернационал»; Александров А.В. «Священная война»; Александров А.В., Михалков С.В., Эль- -Регистан Г. Государственный гимн СССР; Свиридов Г.В. Сюита «Время, вперёд!»
10 Современная РФ Глинка М.И. «Патриотическая песнь» (государственный гимн РФ с 1990 по 2000 гг.); Александров А.В., Михалков С.В. Государственный гимн РФ

 

И. В. Волкова

 

Форма урока:

Самостоятельный анализ: 4 поэта – 4 микрогруппы

Преподаватель разбивает учащихся на 4 микрогруппы, рассаживает их по разным концам аудитории, так, чтобы они не мешали друг другу во время работы, и каждой микрогруппе раздаёт соответствующие текстовые и аудиоматериалы, которые они осваивают на ноутбуке.

 

Задание:

 

Микрогруппам предлагается прочесть 3 стихотворения того поэта, который им достался, а затем с опорой на его портрет прослушать эти стихи в авторском исполнении.

После этого им нужно придумать 5 определений, которые наиболее точно охарактеризуют особенности этого чтения, и 1 ассоциацию, которую вызывает у них поэт.

Также им нужно сделать иллюстрацию к тому стихотворению, которое будет ими представлено всей аудитории на последнем этапе занятия. В иллюстрации должен быть отражён характер услышанного чтения.

 

1 микрогруппа:

 

А. А. Блок,

«На поле Куликовом», «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе…».

2 микрогруппа:

С. А. Есенин,

«Исповедь хулигана», монолог Хлопуши из поэмы «Пугачёв», «Я покинул родимый дом…».

 

3 микрогруппа:

 

В. В. Маяковский,

«А вы могли бы?..», «Послушайте», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

 

4 микрогруппа:

О. Э. Мандельштам,

«Нет, никогда ничей я не был современник…», «Цыганка», «Я по лесенке приставной…»

 

НОВОЕ КРЫЛО

 

Ярославль, 2018

 

 

ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж)

имени Л. В. Собинова»

 

НОВОЕ КРЫЛО

Сборник методических работ

Методического объединения

общеобразовательных дисциплин

ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж)

им. Л. В. Собинова»

 

 

Ярославль, 2018

УДК 372.893+372.882+372.881.111.1

ББК 74.266.31+74.268.3+74.268.1

Н74

 

 

Н74 Новое крыло: сборник методических работ Методического объединения общеобразовательных дисциплин ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова». — Ярославль, ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) имени Л. В. Собинова», Lulu Press Inc., 2018. — 16 с.

 

ISBN 978-1-387-53097-7

 

 

УДК 372.893+372.882+372.881.111.1

ББК 74.266.31+74.268.3+74.268.1

 

 

.

 

 

ISBN 978-1-387-53097-7

                                                                                           © Волкова И. В., Дубаков Л. В., Сидоров В. М., 2018

                                                                                           © Дубаков Л. В., оформление, 2018

Оглавление

И. В. Волкова

Использование произведений музыкальной литературы в курсе изучения отечественной истории………………………………………………………6

Встреча с Н. В. Юргенсон (Ершовой)………………….............................8

Л. В. Дубаков

Голоса поэтов Серебряного века………………………………………...10

В. М. Сидоров

Опыт мотивирования студентов Собиновского училища на предмете «Иностранный язык»…………………………………………………………….14

 

И. В. Волкова

Использование произведений

музыкальной литературы в курсе изучения

Отечественной истории

 

Курс музыкальной литературы является одним из важнейших в системе музыкальной подготовки учащихся. Это предмет, занятия по которому проходят в течение всего периода обучения. Одной из его особенностей являются разносторонние связи с другими учебными дисциплинами. Синтезирующий по своей природе, он объединяет в себе не только музыкально-теоретические, эстетические и общегуманитарные, но и исторические знания. Чаще всего исторические события в музыкальных произведениях являются лишь фоном, на котором разворачиваются другие сюжетные линии: психологические драмы, человеческие чувства, героизм, предательство, любовь к Родине и др. Но этот фон играет важную роль в раскрытии образов и характеров людей прошедшей эпохи.

В курсе музыкальной литературы изучается множество произведений, в основе которых лежит исторический сюжет. Не всегда композиторы ставили своей целью точно придерживаться тех или иных конкретных событий. Поэтому выяснение значимости этих событий, их исторической точности и ценности может быть сделано на уроках истории. Опыт работы с учащимися-музыкантами свидетельствует о том, что использование музыкального материала положительно влияет как на рациональное, так и на эмоциональное восприятие исторического прошлого, позволяет сделать изучение предмета более ярким, образным и запоминающимся.

Музыкальные произведения, к которым мы обращаемся на уроках отечественной истории, берутся не в том порядке, в котором они излагаются в курсе музыкальной литературы, а в исторической хронологии. Как правило, в рамках изучаемой темы представляется заранее подготовленная одним из учащихся презентация по следующему плану:

 

1. Информация об авторах музыки и текста (портрет, краткая биографическая справка). Помимо авторских произведений, иногда берётся народная историческая песня.

2. Время написания данного произведения (исторический аспект).

3. Характеристика исторического периода, к которому относится сюжетная линия.

4. Главные герои, их место и роль в реальных исторических событиях.

5. Слушание самого музыкального произведения (отрывка).

 

 

  Наименование разделов и тем Музыкальные произведения
1 Период политической раздробленности Древней Руси Бородин А.П. Опера «Князь Игорь»
2 Борьба народов Древней Руси с иноземными захватчиками Прокофьев С.С. Кантата «Александр Невский»
3 Московское государство в XVI в. Римский-Корсаков Н.А. Оперы «Псковитянка», «Царская невеста»
4 Смута в нач. XVII в. Мусоргский М.П. Опера «Борис Годунов»; Глинка М.И. Опера «Жизнь за царя»; Дегтярёв С.А. Оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы»
5 «Бунташный век» (II пол. XVIIв.) Песня «Из-за острова на стрежень…» (сл. Д.Н. Садовникова) в исп. Ф.И. Шаляпина; Мусоргский М.П. Опера «Хованщина»
6 Россия в XVIII в. Преображенский марш Петра Великого (марш Преображенского полка); Козловский И.А. «Гром победы, раздавайся!» (сл. Г.Р. Державина)
7 Россия в XIX в. Прокофьев С.С. Опера «Война и мир»; Дегтярёв С.А. Оратория «Освобождение Москвы в 1812 г.»; А.Ф. Львов «Боже, царя храни!» (Молитва русского народа); Агренева-Славянская О.Х. Романс «Хас-Булат удалой» («Элегия») (сл. А.Н. Аммосова)
8 Россия в нач. XXв. Песня «Варяг»; Агапкин В.И. Марш «Прощание славянки»
9 Советский период истории П. Дегейтер «Интернационал»; Александров А.В. «Священная война»; Александров А.В., Михалков С.В., Эль- -Регистан Г. Государственный гимн СССР; Свиридов Г.В. Сюита «Время, вперёд!»
10 Современная РФ Глинка М.И. «Патриотическая песнь» (государственный гимн РФ с 1990 по 2000 гг.); Александров А.В., Михалков С.В. Государственный гимн РФ

 

И. В. Волкова

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.