Задача врача - отслеживать подобные вещи и своевременно исключать их. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Задача врача - отслеживать подобные вещи и своевременно исключать их.

2019-08-07 194
Задача врача - отслеживать подобные вещи и своевременно исключать их. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Приемы воздействия на оппонента, снижающие вероятность конфликта:

Три нет:

1. Не требуйте от окружающих того, что они не в состоянии дать (не в состоянии, а не «не хотят»). Учитывайте способности и возможности людей. Ставьте реальные сроки.

2. Не перевоспитывайте человека. Не стремитесь заставить человека, а стремитесь сформировать у него убеждение, что что-то нужно сделать.

3.Не увеличивайте число обсуждаемых проблем в ходе беседы. 

 Три да:

1. Оценивайте психологическое состояние партнера по общению и избегайте острых тем, если оно нестабильно.

2. Занимайте твердую позицию по отношению к проблеме и мягкую по отношению к оппоненту.

3. Заранее информируйте людей о ваших решениях, затрагивающих их интересы.

 

Теория личности Э.Берна.
Три Эго – состояния.

Трансакции – это единица социального взаимодействия

Комплементарные,

или параллельные, когда стимул и ответ параллельны и наблюдаются между одним эго – состоянием у каждой из сторон

 

Пересекающиеся – когда стимул и ответ пересекаются, у сторон задействованы два разных эго – состояния, причем трансакции адресованы не к тому состоянию, из которого следует ответ

Трансакционный анализ общения.

Трансакционный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя "играются" роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего "Зайдите завтра". С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста – любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.

В позиции "Родителя" могут быть две разновидности: 1) "карающий Родитель" – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) "опекающий Родитель" – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: "послушного ребенка" и "бунтующего ребенка" (ведет себя: "Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!" и т.п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер ("послушный Ребенок"), так и конфликтный ("бунтующий Ребенок"). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Трансакции.
Комплементарные. Пересекающиеся

Комплементарные трансакции.

1.Договорные отношения

(Взрослый – Взрослый)

2.Послушание и прощение (Род. – Ребенок)

3.Тайный сговор(Реб. – Ребенок)

4.Родительский комитет (Род. – Родитель)

5.Соблазнение (Взр. – Ребенок)

6.Вынужденное соглашение (Род. – Взр.)

Пересекающиеся трансакции.
Типы конфликтов.

1.Скандал (стимул Родитель – ребенок;

ответ Родитель – Ребенок.

«Вы обязаны меня лечить, вы клятву Гиппократа давали!» –

«Немедленно покиньте мой кабинет»

 «Я уже три часа в очереди у вас под дверью стою!» – «В другом месте будете голос повышать!»

Типы конфликтов.

1.Перенос – один из участников переносит на другого свои чувства и стратегию поведения: стимул Взрослый – взр.; ответ Ребенок – Родитель.

«Сколько я буду еще находиться в стационаре?» – «А что, вас что-то не устраивает?»

«Что вас беспокоит?» – «Ну вы же специалист, вам лучше знать»

2.Контрперенос – один из участников переносит на другого свои чувства и стратегию поведения из своего детского прошлого: Стимул Взрослый – Взр., ответ Родитель – Ребенок.

«Сколько я еще буду находиться в стационаре?» – «Будете соблюдать все назначения, быстрее пойдете домой».

«Что вас беспокоит!» - «Какая разница, просто выпишите мне больничный и все».

3.Раздражение: Стимул: Реб. – Род. Ответ: Взрослый – Взрослый.

«Я уже устал от ваших таблеток». – «Другого варианта я вам предложить не могу!».

«Я же не могу уделять время только вам!» – «Не так уж много времени вы мне уделяете».

4.Дерзость: Стимул: Родитель – Ребенок; Ответ: Взрослый – Взрослый.

«Вы уверены, что правильно меня лечите?» – «Вы можете обратиться к другому специалисту!»

«Вы что не могли в коридоре карточку достать?» – «Вас это действительно интересует?»

Три правила коммуникаций:

1.Общение длится беспроблемно, пока трансакции параллельны.

2.Когда трансакции пересекаются, общение нарушается и, чтобы его восстановить, обе стороны нуждаются в смене Эго- состояния.

3.Поведенческий результат при использовании скрытых трансакций определяется психологическим, но не социальным уровнем.

«Бермудский» треугольник Карпмана.

Врач, особенно начинающий, совершенно справедливо полагает, что главная цель визита пациента в медицинское учреждение – это здоровье пациента.

Однако с годами приходит убеждение, что большинство пациентов приходит к врачу за чем угодно, но только не за лечением.

И в этом есть доля правды, так как у каждого из нас помимо конструктивной стратегии социального поведения, «выученной» нами с детства, есть псевдо конструктивная, при помощи которой мы «перепинываем» наши проблемы на другого, возлагая на него их решение.

Такие псевдоконструкции, манипулятивные стратегии называют в трансактном анализе «играми».

Игры – продолжающаяся серия двойных трансакций, постоянно повторяющихся и приводящих к определенному и предсказуемому результату – расплате (Берн).

Игра – процесс, когда что- либо делают, имея скрытый мотив, который находится вне осознавания Взрослого.

Общая формула психологической игры: Крючок + Клев = Реакция – Переключение – Смущение – Расплата.

Простой пример.

1.Крючок – глубокая потребность врача быть уверенным в своей компетентности.

2.Клев – «только вы можете мне помочь»

3.Реакция – воодушевление,гордыня, «да уж Я- то вас вылечу».

4.Переключение – «доктор, вы обещали, а мне не легче!»

5.Смущение – «что это со мной, таким замечательным доктором, что не так?»

6.Расплата – «пациент не выздоравливает, я обманул его, я никчемный специалист».

Треугольник Карпмана часто называют МАГИЧЕСКИМ, потому как только ты в него попадаешь, так его РОЛЬ начинает диктовать тебе выборы, чувства, последовательность и манеру действий.

При этом все участники треугольника свободно перемещаются по Ролям, поочередно занимая каждую из них.

Особенно важно врачу знать свои «точки слабости», те самые «крючки», за которые его втаскивают в треугольник:

1.Низкая профессиональная самооценка

2.Гордыня

3.Жалость к себе

4.Жадность, меркантильность.

5.Страстное желание похвалы и т.д.

Кто-то встречает восхищенный взгляд, кто-то наоборот слышит: «Все это бесполезно, доктор» и этого достаточно, что бы включиться в проклятый треугольник.

На каждого из нас есть своя приманка, заслышав которую мы, как дрессированные собачки, демонстрируем бессердечие, глупость, рвение, безрассудство.

Что делать? Самое главное:

1.Не ждать благодарности!!! Врач делает то, что необходимо для того, чтобы спасти больного. В этом наша профессия и призвание. Мы делаем это для людей, НО И ДЛЯ СЕБЯ!!!

2.«Поглаживания» конечно приятны, но помните, что это прямой путь в треугольник Карпмана.

Способы НЕ попадания:

1.Прямой отказ в помощи, выходящей за рамки профессиональных норм и компетенций (твердо, честно, прямо).

2.Помогать не жалостью, а энергетикой.

3.Направить по адресу.

4.Косвенные советы(прямой совет дает жертве повод в дальнейшем обвинить вас)

5.И самое главное: Заключение договора о распределении ответственности, заключение контракта, где все прописано. Реально: важно проговорить с пациентом, что вы, как врач, принимаете на себя 100% ответственность за выбор лечения, но и от пациента ожидаете 100% ответственности за его здоровье.

Преследователь
1) Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.

2) Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.

3) Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.

4) Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.

5) Поищите и найдите альтернативные способы самоутверждения.

6) Попытайтесь подтолкнуть человека в нужном направлении без физического и эмоционального насилия, если хотите чего-то от него добиться.

Спасатель
1) Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.

2) Не считайте, что лучше знаете, как другим жить. Найдите альтернативные способы самоутверждения

3) Не обещайте то, чего не можете выполнить.

4) Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите. Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.

5) Не обманывайте себя! Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?

Жертва
1) Не жалуйтесь на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.

2) Не считайте, что другие люди обязаны решать ваши проблемы.

3) Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.

4) Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.

5) Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.

6) Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя

Специалист и Универсал.

Характеры делятся на две большие группы: «специалистов» и «универсалов» — в зависимости от стиля адаптации к окружающей среде. Чем больше в характере радикалов, тем ближе его обладатель к «универсалам».

1.Эдакий «человек — социальная амфибия». Он вполне успешен и в тиши научного кабинета, в кропотливом труде исследователя, и в переполненном актовом зале университета, где выступает с публичными лекциями, и на спортивной площадке, в сражении за личное первенство по «городкам», и на дачном участке, где возделывает морковные грядки…

2.«Специалисты» социальной адаптации с легкой руки немецкого профессора психиатрии Леонгарда получили наименование акцентуантов. В характере этих людей отчетливо доминирует, заглушая проявления иных тенденций, один радикал, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Леонгард писал об акцентуантах, что они, проигрывая остальным в обыденной жизни, опережают в конкретной деятельности (учёные, физики, медики, хирурги и т.д. и т.д.). Шнурков завязать не могут, но сложнейшие уравнения решают. Таким образом, в реальный характер может входить различное число радикалов, и чем их больше, тем дальше человек, ими наделенный, уходит в стилистике поведения от «специалиста» к «универсалу».

7 радикалов Пономаренко, типы характера:

1. Паранойяльный (целеустремленный);

 2. Истероидный (демонстративный);


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.