Значение роли государств в борьбе с оружием массового поражения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Значение роли государств в борьбе с оружием массового поражения

2019-08-07 139
Значение роли государств в борьбе с оружием массового поражения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С развитием средств и способов массового уничтожения живой силы и техники, совершенствовалась защита от оружия массового поражения. Военные быстро сумели адаптироваться к сложившейся ситуации. При наличии соответствующих укрытий и защитных технических средств удалось значительно уменьшить масштабы повреждений, нивелировать поражающие факторы ОМП. При наличии опасностей, угроз применения противником ОМП стала совершенствоваться система защиты от оружия массового поражения (ЗОМП), которая является неотъемлемым атрибутом любого гражданского общества в современных условиях.

Каждый из видов вооружений всегда влечет появление адекватных средств защиты. Появление на поле боя отравляющих веществ в Первую мировую войну привело к усовершенствованию противогаза, который стал на долгие годы обязательной частью военного снаряжения. Следом за техническими средствами защиты появились и санитарно-медицинские меры безопасности, которые значительно уменьшили влияние негативных последствий на человеческий организм.

Атомная бомбардировка в августе 1945 года японских городов Хиросима и Нагасаки не только показала огромную мощь атомной бомбы, но и продемонстрировала всему человечеству ряд новых поражающих факторов. С ударной волной огромной силы, проникающей радиацией и сильным радиоактивным заражением огромной территории, человек столкнулся впервые. Пришлось в срочном порядке искать новые, эффективные средства защиты от оружия массового поражения.

С началом военно-политического противостояния между Востоком и Западом параллельно с совершенствованием и увеличением ядерного потенциала ведущих государств активно велись работы по созданию качественно новых средств и способ защиты. По обоим берегам Атлантики, в США, в Европе и в странах социалистического лагеря велось интенсивное строительство бомбоубежищ. В местах дислокации армейских частей строились защитные сооружение для военной техники, личный состав получись на оснащение новые средства индивидуальной защиты, новые образцы военной техники, способной снизить поражающий эффект применения ОМП. Защита от оружия массового поражения стала важной составляющей жизни гражданского общества, что за океаном, что в СССР.

В наше время гораздо лучше люди разбираются в том, что такое радиация, и какие последствия могут быть, при возникновении на земле ядерного конфликта. Что такое электромагнитное излучение или чем может обернуться для человека применение тектонического и климатического оружия — знают далеко не все. Хотя последствия в данном случае могут быть куда более серьезные. Поражающий фактор от применения тектонического или климатического оружия по своим масштабам значительно превосходит возможности ядерного оружия. Только одни ураганы ежегодно наносят экономический ущерб государствам, оцениваемый специалистами в сотни миллиардов долларов. Психологический эффект от искусственно созданной засухи или наводнения не меньше, чем при угрозе применения ядерного оружия.

Сегодня, несмотря на снизившуюся международную напряженность в отношениях ведущих мировых держав, создание средств эффективной защиты от последствий применения оружия массового поражения не снято с повестки дня. По причине введения серьезного контроля за распространением ядерного оружия слабым местом остается контроль над использованием других видов оружия массового поражения. Некоторые государства стараются использовать химическое оружие в качестве инструмента международного шантажа. Потакание отдельными политическими режимами радикальным группировкам разного толка только усиливает угрозу применения отравляющих веществ в качестве террористической атаки. Не снимается со счетов и опасность применения отдельных видов бактериологического оружия. И в том, и в другом случае последствия такой атаки могут носить фатальный характер для огромной массы людей. Причем основная угроза в данном случае нависает над гражданскими объектами и гражданским населением.

Основным договором режима нераспространения ядерного оружия является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), одобренный Генеральной Ассамблеей ООН и открытый для подписания 12 июня 1968 г. ДНЯО ограничивает так называемое горизонтальное распространение ядерного оружия, т.е. его получение государствами, которые им не обладали до 1 января 1967 г. Суть Договора можно выразить двумя словами: государства обязуются не передавать и не искать ядерного оружия. Первое обязательство касается ядерных государств (закреплено в ст. I ДНЯО), второе — неядерных (закреплено в ст. II ДНЯО). Кроме того, в соответствии со ст. III ДНЯО все фигуранты Договора обязуются сотрудничать с МАГАТЭ с целью проверки выполнения ими своих обязательств.

Очевидно, что в таком виде обязательства ядерных и неядерных государств имели несбалансированный характер в пользу первых. Поэтому в Договоре содержался ряд положений, призванных компенсировать такое состояние вещей. Статья VI предусматривает, что ядерные державы должны стремиться к полному ядерному разоружению. Неядерные участники Договора обвиняют ядерные государства в нарушении этой статьи. А ряд государств, не присоединившихся к ДНЯО, зачастую объясняют свою позицию именно отсутствием "доброй воли" в продвижении членов "ядерного клуба" к ядерному разоружению и их стремлением сохранить свою монополию на ядерное оружие. Неядерные государства настояли на включение в Договор ст. IV, предусматривающей право на использование ядерной энергии в мирных целях.

Серьезным изъяном ДНЯО является отсутствие принудительных мер и возможности применения санкций против его нарушителей. Так, в 2004 г. из Договора вышла КНДР, которая тайно осуществляла запрещенные операции по производству оружейных материалов. Когда это стало известно, Северная Корея заявила о выходе из Договора, что не сопровождалось никакими официальными международными санкциями в соответствии с Договором. Аналогично, проблемы возникают в деле блокирования ядерной программы Ирана. В 2005 г. Иран начал осуществлять масштабную программу обогащения урана. Хотя эта деятельность не противоречит букве международных режимов нераспространения, многие страны подозревают Иран в планах по использованию мощностей для обогащения в целях создания ядерного оружия.

ДНЯО вступил в силу 5 марта 1970 г. и должен был действовать в течение 25 лет. На конференции по рассмотрению действия ДНЯО в мае 1995 г. принято решение продлить этот договор бессрочно. Он до сих пор остается стержнем режима ядерного нераспространения. Его участниками являются все государства — члены ООН, за исключением Израиля, Индии и Пакистана, а также покинувшей Договор КНДР.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) открыт для подписания в 1996 г., однако до сих нор не вступил в силу. Значение Договора по сравнению с ДНЯО состоит в том, что это — ограничение "вертикального" распространения ядерного оружия, т.е. его совершенствования посредством испытаний новейших образцов. Для того чтобы ДВЗЯИ вступил в силу, его должны подписать и ратифицировать все 44 страны, обладающие как военными, так и мирными атомными программами, чего пока не произошло. К 2011 г. ДВЗЯИ подписали 182 государства, ратифицировали 155. Россия, Великобритания, Франция — среди тех стран, кто и подписал, и ратифицировал договор, КНР и США подписали, но не ратифицировали, Индия, Пакистан, Северная Корея не подписали.

По мнению российских экспертов, ДВЗЯИ вряд ли вступит в силу в обозримой перспективе, во всяком случае, пока не будут урегулированы северокорейская и иранская проблемы, а также найден приемлемый баланс ядерных сил в "треугольнике" Китай — Индия — Пакистан. Более того, встает проблема "выживания" имеющихся ядерных арсеналов в отсутствии натурных испытаний. На ее фоне, если хотя бы в одной из держав "большой ядерной тройки" (Россия, США, КНР) победят сторонники испытаний, эти государства будут подталкивать друг друга к выходу из Договора.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) стала первым международным договором о разоружении, запрещающим производство целого класса вооружений. Её подписание явилось результатом многолетних усилий международного сообщества по созданию правовой базы, дополняющей собой Женевский протокол (1925).

КБТО была открыта для подписания 10 апреля 1972 года и вступила в силу 26 марта 1975 года, когда 22 государства передали на хранение свои документы о ратификации Генеральному секретарю ООН. В настоящее время её участниками являются 163 государства, обязавшиеся не разрабатывать, не производить и не накапливать биологическое оружие (БО). Однако отсутствие механизма проверок ограничило эффективность выполнения положений Конвенции.

США ратифицировали Конвенцию о запрещении биологического оружия в 1972 году, но отказались в 2001 году принимать протокол к ней, предусматривающий механизмы взаимного контроля, в результате чего на деле проверить исполнение Вашингтоном КБТО с помощью международно-правовых средств не представляется возможным.

Сфера, затрагиваемая КБТО, оговаривается в её первой статье:

· 1) микробиологические или другие биологические агенты, или токсины, каково бы то ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей;

· 2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.

По основным положениям Конвенции, государства-участники обязуются:

· Статья I: Ни при каких обстоятельствах не приобретать и не накапливать биологическое оружие.

· Статья II: Уничтожить или переключить на мирные цели всё, что с связано с биологическим оружием.

· Статья III: Не передавать, не помогать никоим образом, не поощрять и не понуждать кого бы то ни было к приобретению и накоплению БО.

· Статья IV: Принимать необходимые изменения в своё законодательство.

· Статья V: Консультироваться друг с другом с целью разрешать все вопросы, касающиеся выполнения положений КБТО.

· Статья VI: Сотрудничать в проведении любых расследований, касающихся жалоб других участников КБТО, поданных в Совет Безопасности ООН.

· Статья VII: Оказывать помощь государствам, которые могут подвергнуться опасности в результате нарушения Конвенции.

· Статья VIII: Выполнять всё вышеперечисленное с целью мирного использования научных разработок в области бактериологии.

Участниками КБТО являются 163 государства, кроме того, Тайвань неофициально соблюдает её положения.

Некоторые страны сделали оговорки, выразив своё неудовлетворение положением о том, что допускается накопление биологических агентов и токсинов для профилактических и других мирных целей. Также они заявили, что подписание ими КБТО не означает признание других участников, которых они не признают.

Конвенция о запрещении химического оружия (КХО) — соглашение по контролю за вооружениями, которое запрещает производство, накопление и применение химического оружия. Её полное название Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.

Главным обязательством конвенции, налагаемым на её участников, является запрет на производство и применение химического оружия, а также уничтожение всех его запасов. Вся деятельность, связанная с уничтожением, контролируется Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО). К июлю 2010 года около 60 % всех запасов химического оружия было уничтожено[5]. Конвенция также предполагает систематический контроль за военно-химическими производственными объектами, а также расследования по заявлениям о производстве и применении химического оружия.

Контроль за соблюдением статей Конвенции осуществляется Организацией по запрещению химического оружия, которая выступает как международная правовая площадка для уточнения положений Конвенции. Конференция стран-участниц уполномочена вносить изменения в КХО, а также принимать подзаконные акты о выполнении требований Конвенции и т. п.). Кроме того, организация проводит инспекции военно-промышленных объектов с целью обеспечить выполнение требований КХО странами-участницами.

Ключевые пункты Конвенции

· Запрещение производства и применения химического оружия

· Ликвидация (или использование в других целях) мощностей по производству химического оружия

· Уничтожение всех запасов химического оружия (включая запасы, находящиеся за пределами территории государства)

· Взаимопомощь между государствами и взаимодействие с ОЗХО в случае применения химического оружия

· Инспекции ОЗХО с целью контроля над производством химикатов, из которых может быть изготовлено химическое оружие

· Международное сотрудничество в мирном использовании химикатов в соответствующих областях.

Конечно, только соглашения, обязывающие государства не производить и не приобретать ядерное, либо другое ОМУ, или контроль над экспортом тех же ядерных материалов, технологий и оборудования не обеспечивает достижение цели нераспространения. Эта задача может быть выполнена только при условии постепенного продвижения по пути ядерного разоружения и принятия реальных мер по обеспечению глобальной и региональной безопасности [8].


 

Заключение

Оружие массового поражения (ОМП) – оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь и разрушений. К существующим видам ОМП относятся ядерное, химическое, биологическое (бактериологическое) оружие.

Из известных трех основных видов ОМП, только первое — ядерное оружие — является самым мощным и разрушительным. Ущерб от применения такого оружия колоссальный, как в плане физического уничтожения военной силы противника, так и в плане разрушения гражданских и военных объектов. Два других — химическое и бактериологическое оружие — являются тихими убийцами, уничтожающими главным образом все живое.

В дополнение к этим видам ОМП появились и другие, специфические средства вооружения, обладающие рядом других поражающих факторов.

В условиях глобального экономического кризиса возрастает вероятность серьезных военных конфликтов с применением самых современных видов вооружения, в том числе оружия массового уничтожения (ОМУ). Соответственно, надо понимать какие виды вооружения сейчас реально существуют, и какие могут быть последствия их применения.

Классифицируются виды оружия массового поражения по следующему принципу:

• технологическая доступность изготовления;

• дешевый и доступный способ доставки, применения;

• избирательное действие, как по времени, так и по виду и типу цели;

• наличие отягощающих последствий применения ОМП для противника, включая высокий психологический и моральный эффект;

• локализация применения ОМП в зависимости от времени, места и обстоятельства.

В этом аспекте ядерное оружие уже не выглядит доминирующим видом вооружений, несмотря на свою колоссальную мощь. Сегодня большой поражающий эффект достигается не только масштабным физическим разрушением объектов и уничтожением живой силы. Важным аспектом эффективности нового оружия массового применения является выведение из строя определенной группы людей на определенной территории, нанесение существенного вреда окружающей обстановке. Помимо этого, важно добиться полного или временного выхода из строя объектов производственной, финансовой и социально-бытовой инфраструктуры, на которой базируется сегодня любая экономика.

Применение любого вида ОМП может привести к непредсказуемым результатам для всего человечества. Развитие оружия массового поражения требует непрерывного совершенствования способов защиты от него. Поэтому целый ряд государств, политических партий, общественных организаций и движений развернули борьбу за запрещение производства, распространение и применение ОМП. В связи с этим был принят целый ряд международных договоров, конвенций и соглашений. Основными из них являются: «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963», «Договор о нераспространении ядерного оружия 1968», «Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожении 1972», «Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1997» и др.

Конечно, только соглашения, обязывающие государства не производить и не приобретать ядерное, либо другое ОМУ, или контроль над экспортом тех же ядерных материалов, технологий и оборудования не обеспечивает достижение цели нераспространения. Эта задача может быть выполнена только при условии постепенного продвижения по пути ядерного разоружения и принятия реальных мер по обеспечению глобальной и региональной безопасности.


Список источников

1 Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, ратифицированный Федеральным законом РФ от 27 мая 2000 года N 72-ФЗ;
2 Договор о нераспространении ядерного оружия, одобренный резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 года;
3 Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B8;
4 Конвенция о запрещении химического оружия (КХО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D1%8F;
5 19 видов оружия массового уничтожения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sir35.ru/19_types_of_weapons_of_mass_destruction;
6 Защита от оружия массового поражения. Справочник; Воениздат - М., 2015. - 398 c.;
7 Кованов, П. И слово - оружие; Советская Россия; Издание 2-е, доп. - М., 2018. - 208 c.;
8 Обрежа В.В. Применение Западом новейшего оружия массового уничтожения - причина гибели СССР и разрушения России-Алми,2016 г.- 150 с.;
9 Оружие XXI века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/147;
10 Оружие массового поражения - смертельная угроза или фактор сдерживания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://comp-pro.ru/ugrozy-dlya-zhizni-na-planete/oruzhie-massovogo-porazheniya.html;
11 Оружие массового поражения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/oruzhie-massovogo-porazheniya.html;
12 Проблема нераспространения ОМУ во внешней политике ведущих зарубежных государств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://textbooks.studio/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/problema-nerasprostraneniya-omu-vneshney.html;
13 Режимы нераспространения оружия массового уничтожения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/1180091229673/politologiya/rezhimy_nerasprostraneniya_oruzhiya_massovogo_unichtozheniya;
14 ЭТНИЧЕСКОЕ (ГЕНЕТИЧЕСКОЕ) ОРУЖИЕ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://arsenal-info.ru/b/book/3813545963/20;
15 Ядерное оружие. История применения ядерного оружия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://weapon.temadnya.com/83202725546821983/yadernoe-oruzhie-istoriya-primeneniya-yadernogo-oruzhiya-fotovideo/.

 

 

Седых Л.О_________________________


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.